Рабочая программа
по внеурочной деятельности
социального направления
«Первые шаги в экономику»
2 класс
Составитель программы: учитель МАОУ «СОШ №99» Солодкая Галина Павловна |
г. Новокузнецк
2018г.
Разделы рабочей программы
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета в учебном плане
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы МАОУ «СОШ № 99» (ООП); с учётом основных направлений, включённых в структуру ООП, на основе авторской программы непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ (программа разработана РАО, редактор программы – чл.-корр. И.А. Сасова, сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений./Сост. Л.Н. Поташева. - М: Вита-Пресс, 2008, 288с.)
Основной целью социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала экономической культуры. Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
формирование у учащихся представления об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учетом ограниченности возможностей;
освоение простейших приемов выбора;
овладение элементарными экономическими расчетами;
воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело; умение доводить начатое дело до конца; рационально использовать различные ресурсы; бережно относиться к личному, семейному, школьному и другому имуществу.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Экономика» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Экономика» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Основное содержание предмета во 2 классе «Экономика» представлено в программе следующими разделами: «Проблема выбора», «Деньги», «Доходы и расходы», «Покупатель и продавец».
2. Общая характеристика учебного предмета
Одной из важных потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и к хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от обучающегося и он порой до окончания школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т.д.
Курс начального образования по экономике ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения экономических законов и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
При разработке программы в качестве исходных положений были приняты следующие:
Мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те понятия и явления, с которыми дети не раз встречались в жизни
Для активизации процесса обучения и воспитания используются различные методы (рассказ, тренинг, игра, разбор ситуаций, выполнение проектов, дискуссия, изобразительная деятельность и др.), включающее детей в конкретную обучающую деятельность.
Содержание учебного экономического материала должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в средней школе.
Социально-экономические знания, получаемые школьниками, должны формировать гражданина и соответствовать норам и правилам, принятым в цивилизованном обществе.
Для оценки учебных достижений обучающихся используются следующие виды контроля:
текущий контроль в виде проверочных работ, тестов, самостоятельных работ;
тематический контроль в виде контрольных работ;
итоговый контроль в виде контрольной работы, тестов.
Средствами обучения являются: электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
«Экономика» изучается во 2 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Математика: Решение математических задач с экономическим содержанием. Сравнение нескольких величин. Нахождение части от числа и числа по его части. Решение задач на сообразительность.
Русский язык: Подготовка сообщений. Обогащение словарного запаса детей. Ведение словаря экономических терминов. Разгадывание ребусов, шарад и другие занимательные задания. Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство: Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже. Раскраска. Конкурсные задания по рисунку на экономические темы. Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир: Природные ресурсы. Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека. Города и страны.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. Данный предмет входит в образовательную область «Обществознание».
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа отделения на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Этот курс обеспечивает формирование личностных УУД:
социально-личностное развитие обучающегося, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;
поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;
гражданское становление человека - как гражданин демократической страны может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические.
развитие человека как личности включает в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.
осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни.
Регулятивные УУД:
В процессе экономического воспитания у младших школьников вырабатываются умения, присущие любому виду деятельности. Это планирование, организация, контроль, экономия времени, рациональные приемы учебной и внеклассной деятельности. Сущность этих умений проявляется в самоорганизации и в саморегуляции деятельности. Единство всех компонентов (знания, распределение и переключение внимания, навыки восприятия, мышления, самоконтроля и др.) в структуре умения определяется взаимодействием цели (представления о возможном конечном результате деятельности) и условий.
Познавательные УУД:
За период обучения в начальных классах у учащихся расширяется круг экономических понятий, меняется качество их усвоения - понятия становятся более полными и точными. В младшем школьном возрасте учащиеся усваивают экономические знания на общенаучном уровне, т.е. в виде представлений, которые при определенных условиях переходят в понятия. Понятия отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие - важнейший элемент системы научных знаний.
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать экономическую информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате изучения курса «Экономика» выпускники начальной школы получат возможность получить базовые знания о личной, семейной экономике; узнать значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Младшие школьники ознакомятся с потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучатся простейшим навыкам потребителя.
Обучающиеся получат возможность осознать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от качества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникнутся бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов.
Младшие школьники получат элементарные представления о потребностях, о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, её оборудования и т.д.
Обучающийся научится:
анализировать свои потребности, выделять жизненно важные потребности;
определять источники удовлетворения жизненно важных потребностей;
пользоваться деньгами;
определять источники доходов и расходов;
объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
совершать элементарные покупки в магазине;
анализировать возможности домашнего, местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.
решать простейшие экономические задачи;
экономно и бережно относиться к школьному имуществу, ресурсам, в частности времени;
систематизировать ранее полученную экономическую информацию;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать себя гражданином, будущим работником, участником социально-экономических проблем региона, школы, семьи;
работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, осуществлять обоснованный выбор и отвечать за последствия этого выбора;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
проектировать и выполнять проект, предусматриваемый удовлетворение определённой потребности, рациональное использование ресурсов, необходимость выбора.
6. Содержание учебного предмета
2 класс (34 часа)
Проблема выбора (8 часов)
Основные понятия: Ограниченность ресурсов, безграничность потребностей, выбор, предметы первой необходимости.
Ограниченность ресурсов. Возможности удовлетворения потребностей человека с помощью тех или иных ресурсов. Выбор. Выгодный вариант. Без чего человеку не обойтись. Хочу и могу. Вещи первой необходимости в вашем доме.
Деньги (7 часов)
Основные понятия: Что такое деньги. Зачем нужны деньги. Потребность людей в деньгах. Деньги в твоей семье. Где хранятся деньги. Деньги в разных странах.
Доходы и расходы (10 часов)
Основные понятия: доход, расход, бюджет, экономность.
Доходы семьи: зарплата, пенсия, стипендия, пособие и другие источники доходов (сдача площади в аренду, приусадебный участок, индивидуальная трудовая деятельность и др.) Твой вклад в приумножение доходов семьи.
Расходы семьи: на питание, одежду, оплату коммунальных услуг, транспортные расходы, расходы на образование.
Что сколько стоит. Что значить экономить. Бюджет.
Покупатель и продавец (9 часов)
Основные понятия: покупатель, продавец, магазин, ярмарка, рынок, цена, конкуренция.
Покупатель. Продавец. Где можно купить необходимые вещи. Где можно купить продукты питания. Мы идём за покупками. Магазины, ярмарки, рынки. Какие вам известны цены на продукты, вещи, школьно-письменные принадлежности. Почему они разные? Конкуренция.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тип урока |
Урок первичного предъявления новых знаний – УПНЗ |
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями - УФНУ |
Урок применения предметных ЗУНов - УПП |
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов - УОС |
Урок повторения предметных ЗУНов - УПовт |
Контрольный урок - КУ |
Коррекционный урок - КорУ |
Комбинированный урок – КомУ |
Учебная экскурсия - УЭ |
2 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Виды, формы контроля | Дата проведения | Примечание |
предметные |
ученик научится | получит возможность научиться |
| Тема 1. Проблема выбора. | 8 | | | | | | |
1 | Возможности удовлетворения потребностей. | 1 | УПНЗ | Объяснять, что такое «ресурс», «потребность», «экономика». | Классифицировать основные виды потребностей. | Схема «Потребности людей» | | |
| Регулятивные: учитывать правила в планировании контроля способа решения. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: сформированность мотивации к обучению. Самостоятельность мышления. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых экономических знаний | | | |
2 | Ограниченность ресурсов. | 1 | УФНУ | Определять ресурсы страны, семьи, личности; выявить причины их ограниченности. | Вести несложные экономические расчеты. | Решить задачу | | |
3 | Ограниченность времени. | 1 | КомУ | Объяснять, что такое «ограниченность времени». | Приводить примеры из литературных произведений. | Составить свой режим дня. | | |
| Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: учитывать разные мнения. Личностные: Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | | | |
4 | Выбор. | 1 | УПП | Объяснять, что такое «выбор». Принимать решение в результате выбора. | Вести несложные экономические расчеты. | Решить задачу про волка, козу и капусту. | | |
5 | Выгодный вариант. | 1 | КомУ | Рассматривать различные варианты и выбрать среди них наилучший. | Разработать алгоритм выбора. | Заполнить таблицу | | |
| Регулятивные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе продуктивных заданий). Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: контролировать действие партнера. Личностные: Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах | | | |
6 | Без чего человеку не обойтись. | 1 | КомУ | Определять необходимость определенных предметов, товаров, услуг. | Отличать обязательные предметы от желательных. | Заполнить таблицу «Профессия инструмент материал» | | |
7 | «Хочу» и «могу». Вещи первой необходимости в вашем доме. | 1 | УПовт | Различать виды желаний: для себя, для других. Определять вещи первой необходимости. | Различать понятия «желание» и «возможность». | Рисунок «Вещи первой необходимости в доме» | | |
| Познавательные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения. Регулятивные: осознавать способы действий Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | | | |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Проблема выбора». | 1 | КУ | Проверять знания и умения по данной теме. | Корректировать знания по данной теме. | Контрольная работа №1 по теме «Проблема выбора». | | |
| Метапредметные: Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения. Личностные: Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | | | |
| Тема 2. Деньги. | 7 | | | | | | |
9 | Что такое деньги, их происхождение. | 1 | УПНЗ | Объяснять, что обмен необходим для удовлетворения потребностей людей. | Формировать личное отношение к деньгам. | Индивидуальные сообщения | | |
10 | Зачем нужны деньги? | 1 | УФНУ | Сопоставлять ценности. | Определять основные функции денег. | Разгадать кроссворд | | |
11 | Потребности людей в деньгах. | 1 | КомУ | Анализировать безграничность потребностей и ограниченность возможностей их удовлетворения в зависимости от имеющихся денег. | Определять, почему растут цены. | Мини-сочинение «На что потратил карманные деньги» | | |
12 | Деньги в семье. | 1 | КомУ | Определять основные источники доходов семьи. | Составить примерный семейный бюджет за месяц. | Разгадать кроссворд | | |
13 | Как и где хранят деньги | 1 | УОС | Различным способам хранения денег. | Определять преимущества и недостатки различных способов хранения и сбережения денег. | опрос | | |
14 | Деньги в разных странах. | 1 | УПовт | Определять бумажные купюры и монеты различного достоинства разных стран. | Готовить индивидуальные сообщения по теме. | опрос | | |
| Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: учитывать разные мнения. Личностные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах | | | |
15 | Контрольная работа №2 по теме «Деньги». | 1 | КУ | Проверять знания и умения по данной теме. | Корректировать знания по данной теме. | Контрольная работа №2 по теме «Деньги». | | |
| Предметные: Умение выполнять работу самостоятельно. Метапредметные Адекватное оценивание результатов своей деятельности Личностные: Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | | | |
| Тема 3. Доходы и расходы. | 10 | | | | | | |
16 | Доходы семьи | 1 | УПНЗ | Объяснять, что такое «доход человека», «доход семьи». | Анализировать различные источники доходов семьи: от труда, от собственности. | Конкурс трудолюбивых | | |
17 | Твой вклад в доходы семьи. | 1 | УПП | Различным возможностям участия обучающегося в формировании доходов семьи. | Объяснять необходимость образования. Разъяснять понятие «производительность труда». | Письмо другу | | |
18 | Доходы предприятий и государства. | 1 | УПП | Определять источники доходов и статьи расходов предприятий и государства. | Вести несложные экономические расчеты. | Решить задачу | | |
| Регулятивные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе продуктивных заданий). Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: контролировать действие партнера. Личностные: готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | | | |
19 | Расходы семьи. | 1 | КомУ | Определять основные статьи расходов в семье. | Анализировать труд членов семьи в домашнем хозяйстве позволяющий снизить семейные расходы. | Разгадать кроссворд | | |
20 | Расходы предприятий и государства. | 1 | КомУ | Определять основные статьи расходов на предприятиях. | Анализировать зависимость расходов государства от тех функций, которые оно выполняет. | Заполнить таблицу | | |
| Регулятивные: учитывать правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (кроссворд, таблица, схема, иллюстрация). Коммуникативные: контролировать действие партнера Личностные: готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | | | |
21 | Бюджет. | 1 | УОС | Объяснять, что такое «бюджет». Составлять бюджет семьи. | Проверять сбалансированность бюджета. | Мини-сочинение «Мой бюджет» | | |
22 | Что значит экономить. | 1 | | | | опрос | | |
| Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: учитывать разные мнения. Личностные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах | | | |
23 | Как важно вести учет доходов и расходов. | 1 | УПП | Различать основные статьи доходов и расходов семьи. | Вести дневник доходов и расходов. | Составить кроссворд | | |
24 | Как важно вести учет доходов и расходов. | 1 | КомУ | | |
| Регулятивные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе продуктивных заданий). Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: контролировать действие партнера. Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | | | |
25 | Контрольная работа №3 по теме «Доходы и расходы» | 1 | КУ | Проверять знания и умения по данной теме. | Корректировать знания по данной теме. | Контрольная работа №3 по теме «Доходы и расходы» | | |
| Предметные: Умение выполнять работу самостоятельно. Метапредметные Адекватное оценивание результатов своей деятельности Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | | | |
| Тема 4. Покупатель и продавец | 9 | | | | | | |
26 | Покупатель. | 1 | УПНЗ | Совершать покупки. Анализировать права и обязанности покупателя. | Вести несложные экономические расчеты. | Решить задачу | | |
27 | Продавец. | 1 | КомУ | Анализировать права и обязанности продавца. | Продавать товар в розницу и оптом. | Заполнить таблицу | | |
| Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способов решения. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения. Личностные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах | | | |
28 | Где покупают товары. | 1 | КомУ | Классифицировать возможные места купли-продажи товаров и услуг. | Определять роль торговли в удовлетворении потребностей людей. | Реклама товара. | | |
29 | Почему цены разные. | 1 | УПП | Механизму ценообразования. | Сравнивать и анализировать цены на товары | Заполнить таблицу | | |
30 | Конкуренция. | 1 | КомУ | Объяснять, что такое «конкуренция». | Определять факторы, повышающие конкуренто-способность товара. | Упаковка товара. | | |
| Регулятивные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе продуктивных заданий). Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: контролировать действие партнера. Личностные: высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | | | |
31 | Мы идем за покупками. | 1 | УПП | Правилам поведения в магазине. | Вести несложные экономические расчеты. | Решить задачу | | |
32 | «Магазин» (игра). | 1 | КомУ | Составлять алгоритм купли-продажи товара или услуги. | Отработать отдельные действия при совершении покупок. | Заполнить таблицу | | |
| Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способов решения. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения. Личностные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | | | |
33 | Контрольная работа №4 по теме «Покупатель и продавец» | 1 | КУ | Проверять знания и умения по данной теме. | Корректировать знания по данной теме. | Контрольная работа №4 по теме «Покупатель и продавец» | | |
| Предметные: Умение выполнять работу самостоятельно. Метапредметные Адекватное оценивание результатов своей деятельности Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | | | |
34 | Итоговая игра "Экономическое поле чудес» | 1 | КомУ | Закреплять знания по экономике. | Подводить итоги работы за год. | | | |
| Регулятивные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе продуктивных заданий). Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: контролировать действие партнера. Личностные: готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | | | |
8. Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Тетради творческих заданий для 2-3 классов Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. Методические пособия для учителя | К П П | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Ф | При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Принтер | Д Д Д Д Д | |