СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Проектная деятельность по биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Проектная деятельность по биологии"

Просмотр содержимого документа
«календарно-тематическое»


Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности по биологии

7 класс

Тема занятия

Ожидаемый результат

Дата

По плану

По факту

Введение (6 часов).

1

Тема занятия:

Что такое – интегрированный проект.

Знают, что такое интегрированный проект.



2

-

3

Тема занятия:

Структура интегрированного проекта

Знают структуру интегрированного проекта.



4

-

6

Тема занятия:

Постановка проблемы, гипотезы в интегрированном проекте.

Знают особенности постановки проблемы и выдвижения гипотезы в интегрированном проекте.



Работа над проектом (24 часов).

7

-

8

Тема занятия:

Составление плана работы.

Составляют собственный план работы над индивидуальным интегрированным проектом. Учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы.



9


Тема занятия:

Выбираем тему.

Выбирают наиболее интересную для каждого тему интегрированного проекта из предложенного перечня, либо предлагают свою.



10

-

11

Тема занятия:

Ставим проблему и гипотезу.

Учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы. Формулируют проблему согласно выбранной темы и выдвигают гипотезу интегрированного проекта.



12

-

14

Тема занятия:

Поиск информации.

Овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

Работают с различными источниками информации выбирают необходимую.



15

-

16

Тема занятия:

Структурирование информации.

Овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

Структурируют выбранную информацию, выбирают наиболее значимую и интересную по выбранной теме.



17

-

19

Тема занятия:

Анализ собранной информации.

Овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

Анализируют выбранную информацию.



20

Тема занятия:

Определение будущего продукта.

Соотносят между собой этапы проектирования. Определяют вид и структуру будущего отчета, проекта



21

-

23

Тема занятия:

Проведение исследования (эксперимента).

Определяют и проводят необходимое исследование, эксперимент или сравнение.

Выполняют работу по цепочке.



24

-

26

Тема занятия:

Обработка и анализ полученных данных, формулирование вывода.

Обрабатывают и анализируют полученную в ходе исследования (эксперимента) информацию, формулируют вывод.



27 - 29

Тема занятия:

Оформление проекта (в виде презентации).


Объединяют найденную информацию, и данные исследования, оформляют проект в виде презентации. Соотносят между собой этапы проектирования.



Защита проекта (5 часов).

30

-

33

Тема занятия:

Подготовка к защите проекта.

Выбирают краткое содержание проекта для доклада. Строят логическую цепь рассуждений; Учатся полно выражать свои мысли.



34

-

35

Тема занятия:

Защита проекта

Защищают созданный проект. Учатся оценивать адекватно себя и сверстников.





Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой,- издательства Москва «Просвещение», 2013 года и образовательной программы МКОУ Болчаровская СОШ. На реализацию программы отводится 35 часов (1 час в неделю).

Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.

Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.

Цели:

  • Формирование УУД обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для научно-исследовательской и проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к саморазвитию, самостоятельности, целеустремленности, преодоление трудностей;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения наук в жизни общества, понимание значимости инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания;

- развитие компетентности общения.

  • Овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи

поэтапного освоения:

- основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;

- методов определения конкретного пользователя продукта проекта или исследования;

- технологий анализа инновационного потенциала продукта.

  • Развитие творческих способностей инновационного мышления обучающихся на базе.

  • Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей,

специалистов за счет многообразия поставленных задач и целей учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать

основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся

должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план

работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять

инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

  • Обучение методам творческого решения проектных задач.

Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:

  • Доступности - освоение материала с учетом возрастных и индивидуальных

способностей

  • Естественности - тема исследования должна быть интересной и актуальной для

ученика

  • Наглядности или экспериментальности - позволяет учащемуся выходить за рамки

созерцательного восприятия и экспериментировать

  • Осмысленности - деятельность учащихся должна ими быть осмыслена

  • Культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных

традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов.

  • Принцип успешности – и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш-

ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Общая характеристика курса

В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Курс «Исследовательская и проектная деятельность» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Ожидаемые результаты

Личностные

  • сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;

  • развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать,

рассуждать, делать выводы и т.п.)

Метапредметные

  • овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить

эксперименты, наблюдать, доказывать;

  • умение работать с различными источниками информации;

Предметные

  1. Познавательная сфера:

  • выделение отличительных признаков живых организмов;

  • определение роли биологии в практической деятельности человека;

  • умение сравнивать биологические объекты и процессы

  • овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения внеучебных

заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о

себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  1. Ценностно – ориентационная сфера:

  • знание правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

  1. Трудовая сфера:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • знание правил работы с лабораторным оборудованием;

  1. Эстетическая сфера:

  • умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.

Распределение часов:

7 класс – 35 часов в год, 1 часа в неделю.

Формы организации учебного процесса:

Проектирование, творческая работа, элементы исследования, работа в меняющихся группах.

Формы контроля:

Выступление с проектами перед одноклассниками, открытые уроки, участие в районном конкурсе проектов, школьные мероприятия, выставки.

Этапы формирования навыков исследовательской деятельности

1 ступень 5-6 класс:

  • Знакомство с видами проектов и исследовательских работ.

  • Изучения алгоритма при реализации проектов или проведении исследовательских

работ.

  • Мини-исследования и мини-проекты.

2 ступень 7-8 класс:

  • Апробация и реализация интегрированных проектов.

3 ступень: 9-11 класс:

  • Долгосрочные проекты и исследовательские работы.

Проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

Содержание программы

7 класс

Введение (3 часа).

Интегрированный проект. Структура интегрированного проекта. Постановка проблемы, гипотезы в интегрированном проекте.

Работа над проектом (12 часов).

Выбор темы, определение результата. Постановка проблемы, гипотезы. Поиск информации. Структурирование информации. Анализ собранной информации. Проведение исследования (эксперимента). Обработка и анализ полученных данных, формулирование вывода. Оформление проекта (в виде презентации).

Защита проекта (2 часа).

Защита проекта.























Учебно-тематический план

7 класс

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

6

6

-

2

Работа над проектом.

24

4

20

3

Защита проекта.

5

5

-


Итого:

35

15

20









































Литература

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.. 2011, 107с.

2. Пахомова Ю.А. Учебное проектирование. Методическое пособие и СД-диск с базой данных учебных проектов/ Ю.Н.Пахомова, Н.В.Дмитриева, И.В.Денисова. – М., 2012.- 51 с.

3. Попов Л.В. Управление инновационными проектами. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 336 с.

4. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010., 44 с.

5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).

6. ФГОС нового поколения.

Информационные сайты

http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-439

http://schools.keldysh.ru/

pedagogie.ru

http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm

http://festival.1september.ru/articles/595534/

http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/03/03/vystuplenie-metod-proektov-v-proforientatsii







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!