Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой,- издательства Москва «Просвещение», 2013 года и образовательной программы МКОУ Болчаровская СОШ. На реализацию программы отводится 35 часов (1 час в неделю).
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
Цели:
- освоение социальных ролей, необходимых для научно-исследовательской и проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к саморазвитию, самостоятельности, целеустремленности, преодоление трудностей;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения наук в жизни общества, понимание значимости инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания;
- развитие компетентности общения.
поэтапного освоения:
- основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;
- методов определения конкретного пользователя продукта проекта или исследования;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта.
Развитие творческих способностей инновационного мышления обучающихся на базе.
Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей,
специалистов за счет многообразия поставленных задач и целей учебно- исследовательской и проектной деятельности.
Задачи:
основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
способностей
ученика
созерцательного восприятия и экспериментировать
традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов.
ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Общая характеристика курса
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Курс «Исследовательская и проектная деятельность» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Ожидаемые результаты
Личностные
сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать,
рассуждать, делать выводы и т.п.)
Метапредметные
эксперименты, наблюдать, доказывать;
Предметные
Познавательная сфера:
выделение отличительных признаков живых организмов;
определение роли биологии в практической деятельности человека;
умение сравнивать биологические объекты и процессы
овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;
осуществление поиска необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ценностно – ориентационная сфера:
Трудовая сфера:
Эстетическая сфера:
Распределение часов:
7 класс – 35 часов в год, 1 часа в неделю.
Формы организации учебного процесса:
Проектирование, творческая работа, элементы исследования, работа в меняющихся группах.
Формы контроля:
Выступление с проектами перед одноклассниками, открытые уроки, участие в районном конкурсе проектов, школьные мероприятия, выставки.
Этапы формирования навыков исследовательской деятельности
1 ступень 5-6 класс:
работ.
2 ступень 7-8 класс:
3 ступень: 9-11 класс:
Проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.
Содержание программы
7 класс
Введение (3 часа).
Интегрированный проект. Структура интегрированного проекта. Постановка проблемы, гипотезы в интегрированном проекте.
Работа над проектом (12 часов).
Выбор темы, определение результата. Постановка проблемы, гипотезы. Поиск информации. Структурирование информации. Анализ собранной информации. Проведение исследования (эксперимента). Обработка и анализ полученных данных, формулирование вывода. Оформление проекта (в виде презентации).
Защита проекта (2 часа).
Защита проекта.
Учебно-тематический план
7 класс
№ | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение. | 6 | 6 | - |
2 | Работа над проектом. | 24 | 4 | 20 |
3 | Защита проекта. | 5 | 5 | - |
| Итого: | 35 | 15 | 20 |
Литература
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.. 2011, 107с.
2. Пахомова Ю.А. Учебное проектирование. Методическое пособие и СД-диск с базой данных учебных проектов/ Ю.Н.Пахомова, Н.В.Дмитриева, И.В.Денисова. – М., 2012.- 51 с.
3. Попов Л.В. Управление инновационными проектами. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 336 с.
4. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010., 44 с.
5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
6. ФГОС нового поколения.
Информационные сайты
http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-439
http://schools.keldysh.ru/
pedagogie.ru
http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm
http://festival.1september.ru/articles/595534/
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/03/03/vystuplenie-metod-proektov-v-proforientatsii