Администрация МО «Заиграевский район»
Управление образования администрации МО «Заиграевский район»
МБОУ «Старобрянская СОШ»
«Утверждаю» «Согласовано» Программа рассмотрена и
директор заместитель по УВР одобрена на заседании МО
протокол №___от «__»_____20_
___________ _____________ Руководитель МО_________
Владимирова М.А. Бурлакова О.Ю. Тютрина Н.М.
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский родной язык»
для учащихся 7 класса.
Учителя Тютриной Татьяны Александровны
с. Старая Брянь
2021 г
Пояснительная записка Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Рабочая программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Образовательная программа МБОУ «Старобрянская СОШ» на 2021-22 учебный год предусматривает в учебном плане обязательное изучение русского родного языка в 7 классе в объеме 17 часов (1 час в неделю)
Раздел I.
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
Раздел 2. СОдержание учебного предмета
«РОДНОЙ язык (Русский)»
7 класс (18 ч)
Раздел 1. Язык и культура (5 час)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий.
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Раздел 3 Речь. Текст
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел III. Учебно-тематическое планирование
Раздел программы | Всего часов |
Язык и культура | 5 |
Культура речи | 6 |
Речь. Текст | 7 |
Итого | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Содержание | Дата проведения |
план | факт |
1. Язык и культура (5 ч) |
1 | Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. | 1 | Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. | | |
2 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы | 1 | Слова, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий | | |
3 | Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. | 1 | Семантические архаизмы, лексические, фонетические. | | |
4 | Употребление устаревшей лексики в новом контексте | 1 | Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.). | | |
5 | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи | 1 | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | | |
Культура речи (6 ч) |
6 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. | 1 | Особенности русского ударения. Подвижное, неподвижное ударение. | | |
7 | Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях | 1 | Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. | | |
8 | Трудные случаи употребления паронимов. Паронимы и точность речи. | 1 | Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. | | |
9 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. | 1 | Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. грамматической норм | | |
10 | Традиции русской речевой манеры. Речевой этикет | 1 | Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. | | |
11 | Нормы русского речевого этикета и невербального этикета. | 1 | Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. | | |
Речь. Текст. (7 ч.) |
12 | Традиции русского речевого общения. | 1 | Комплименты. Употребление фразеологизмов. | | |
13 | Текст. Виды абзацев. | 1 | Основные признаки текста. Виды структуры текста. | | |
14 | Заголовки текстов, их типы. | 1 | Заголовок фактический, образный, клише. | | |
15 | Разговорная речь. Спор и дискуссия. | 1 | Работа с текстами, словарными статьями | | |
16 | Публицистический стиль. Путевые заметки. | 1 | Жанр путешествия. | | |
17 | Текст рекламного объявления | 1 | Языковые и структурные особенности рекламного объявления. | | |
18 | Язык художественной литературы. Притча. | 1 | Приёмы художественной речи | | |
Литература
Русский родной язык. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / (О.М.Александрова и др.). – М.: Просвещение, 2019.
Андреева Ю.И., Туркова К.Д. Русский без нагрузки. М.: АСТ, 2017
Гольдин В.Е. Речь и этикет: Книга для внеклассного чтения учащихся 7- 8 классов. М.: Просвещение, 1983.
Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.И.Кузнецова. СПб.: Норинт, 2000
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.: А ТЕМП, 2006.