СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русский родной язык" 7 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабчая программа "Русский родной язык"  7 класс.направлена на достижение целей: расширение представлений учащихся об истории русского языка, о материальной и духовной культуре русского народа, о развитии русского языка. Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся.в современном мире.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский родной язык" 7 класс.»

Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

МБОУ «Старобрянская СОШ»



«Утверждаю» «Согласовано» Программа рассмотрена и

директор заместитель по УВР одобрена на заседании МО

протокол №___от «__»_____20_
___________ _____________ Руководитель МО_________

Владимирова М.А. Бурлакова О.Ю. Тютрина Н.М.









Рабочая программа

по учебному предмету «Русский родной язык»

для учащихся 7 класса.


Учителя Тютриной Татьяны Александровны

























с. Старая Брянь

2021 г


Пояснительная записка Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Рабочая программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

Образовательная программа МБОУ «Старобрянская СОШ» на 2021-22 учебный год предусматривает в учебном плане обязательное изучение русского родного языка в 7 классе в объеме 17 часов (1 час в неделю)

Раздел I.

Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»

Личностные результаты:

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.


Метапредметные результаты:

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;

- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Предметные результаты:

- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.

- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

Раздел 2. СОдержание учебного предмета

«РОДНОЙ язык (Русский)»

7 класс (18 ч)

Раздел 1. Язык и культура (5 час)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

Лексические заимствования последних десятилетий.

Раздел 2. Культура речи (6 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

Раздел 3 Речь. Текст

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Раздел III. Учебно-тематическое планирование


Раздел программы

Всего часов

Язык и культура


5

Культура речи


6

Речь. Текст


7

Итого


18




Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Кол – во часов

Содержание

Дата

проведения

план

факт

1. Язык и культура (5 ч)

1

Русский язык как развивающееся явление.

Связь исторического развития языка с историей общества.

1

Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.



2


Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы

1

Слова, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий



3

Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.

1

Семантические архаизмы, лексические, фонетические.



4



Употребление устаревшей лексики в новом контексте

1

Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).



5

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи


1

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.



Культура речи (6 ч)

6






Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение.


1

Особенности русского ударения.

Подвижное, неподвижное ударение.



7

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях

1

Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях.



8

Трудные случаи употребления паронимов.

Паронимы и точность речи.


1

Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.



9

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи.


1

Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. грамматической норм




10

Традиции русской речевой манеры. Речевой этикет


1

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация.



11

Нормы русского речевого этикета и невербального этикета.

1

Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.



Речь. Текст. (7 ч.)

12

Традиции русского речевого общения.

1

Комплименты. Употребление фразеологизмов.



13

Текст. Виды абзацев.

1

Основные признаки текста. Виды структуры текста.



14

Заголовки текстов, их типы.

1

Заголовок фактический, образный, клише.



15

Разговорная речь. Спор и дискуссия.

1

Работа с текстами, словарными статьями



16

Публицистический стиль. Путевые заметки.

1

Жанр путешествия.



17

Текст рекламного объявления

1

Языковые и структурные особенности рекламного объявления.



18

Язык художественной литературы. Притча.

1

Приёмы художественной речи





Литература


  1. Русский родной язык. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / (О.М.Александрова и др.). – М.: Просвещение, 2019.

  2. Андреева Ю.И., Туркова К.Д. Русский без нагрузки. М.: АСТ, 2017

  3. Гольдин В.Е. Речь и этикет: Книга для внеклассного чтения учащихся 7- 8 классов. М.: Просвещение, 1983.

  4. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.И.Кузнецова. СПб.: Норинт, 2000

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.: А ТЕМП, 2006.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!