СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» для подготовительного класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» для подготовительного класса»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи



«РАССМОТРЕНО»

на методическом объединении

учителей ГБОУ Бирская КШИ

для обучающихся с ТНР

Протокол № ____________

«___» _______________ 2015 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по учебной работе ГБОУ

Бирская КШИ для обучающихся с ТНР

_______________ А.Р. Кадикова А.Р.

«___» ________________ 2015 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБОУ Бирская КШИ

для обучающихся с ТНР

_______________ И.Ф. Токарева

Приказ № __________________

«___» ________________ 2015 г.









Рабочая программа учебного предмета

«Обучение грамоте»

подготовительный класс







СОДЕРЖАНИЕ


1

Пояснительная записка

3

2

Общая характеристика учебного предмета

6

3

Место учебного предмета в учебном плане

8

4

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

8

5

Результаты изучения учебного предмета

8

5.1.

Личностные результаты

8

5.2.

Метапредметные результаты

9

5.3.

Предметные результаты

11

6

Содержание учебного предмета

11

7

Тематическое планирование

14

8

Формы контроля. Оценочные и методические материалы

18

9

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

18

9.1. Оборудование класса 18

9.2. Учебно-практическое оборудование 18

9.3. Технические средства обучения 18

9.4. Список литературы 19

9.5. Электронно-образовательные и Интернет-ресурсы. 19




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

  5. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189

  6. СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26

Учитывая особенности нарушений речи у обучающихся с ТНР, а также психологическую характеристику процессов овладения чтением и письмом, содержание программы по данному разделу предусматривает формирование следующих умений: анализировать предложения на слова; определять слоговую структуру слова; правильно артикулировать звуки; правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов, особенно многосложных и со стечением согласных в соответствии с правилами орфоэпии; различать звуки, особенно сходные акустически и артикуляторно, на слух; определять различия гласных и согласных, ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких, а также свистящих, шипящих и аффрикат, аффрикат и звуков, входящих в их состав (с-ш,з-ж,ц-с,ч-щ,ч-ц); характеризовать звуки по их основным признакам (согласный -гласный, звонкий - глухой, твердый - мягкий); осуществлять звуковой анализ слов; сравнивать слова по их слоговому и звуковому составу; различать зрительные образы букв,определять их сходство и различие; синтезировать слоги в слова, слова в предложения; овладевать слитным послоговым чтением; правильно понимать читаемые слова, предложения, тексты; каллиграфически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов.

Обучение грамоте детей с общим недоразвитием 1—2-го уровня развития речи целесообразнее разделить на два периода:

I период — подготовительный, или добукварный (3 месяца);

II период — букварный (14 месяцев).

В добукварный период обучения грамоте обучающиеся подготовительного класса практически усваивают звуковой и слоговой состав слова на ограниченном речевом материале. Дети учатся произносить и различать звуки, а также выделять их из слова, затем упражняются в делении слова на слоги. И лишь после того как они приобретут прочные навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, переходят к выделению слов из состава предложения. На этом этапе формируются предпосылки к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты. В течение этого времени специальных уроков грамоты не выделяется, вся работа проводится на уроках произношения.

Значительное место в подготовительных упражнениях отводится развитию двигательных и зрительных навыков, которые подготовили бы глаза и руку к письму элементов букв, их правильному расположению в тетради.

Программа предусматривает специальные упражнения по рисованию, штриховке контурных рисунков, складыванию прямоугольных фигур и печатных букв из палочек и т. д.

С декабря (начало букварного периода) дети подготовительного класса на уроках обучения грамоте (чтения и письма) приступают к знакомству с некоторыми звуками и буквами, правильно произносимыми большинством обучающихся. Исключение могут со­ставлять дети с тяжелой степенью дизартрии и ринолалией.

Порядок изучения звуков и букв указан в программе (от правильно произносимых звуков к наиболее трудным по артикуляции, наконец, к мягким согласным, звонким согласным и аффрикатам). Он является иным, чем в массовой школе.

На этом этапе обучение грамоте продолжает быть неразрывно-связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины. Каждый звук изучается вначале на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков; затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква. Опора на правильное произношение большин­ству учащихся нужна с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.

С целью предупреждения специфических ошибок в письме учащихся, в частности ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков ([с] — [ш], [п] — [б], [ч] —[ц] и др.) идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждого из исходных звуков в отдельности.

При обучении грамоте особое внимание уделяется развитию звукового анализа и синтеза речи. В связи с этим большое значение на всех этапах обучения грамоте приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с помощью раз­личных приемов. С самого начала обучения особое внимание обращается на осознанное чтение, так как учащиеся плохо понимают даже отдельные слова и самые простые словосочетания, новую форму слова воспринимают как незнакомое слово (Тома — Тому).

В программе предусмотрено постепенное усложнение речевого материала.

Практическое усвоение правил грамматики и правописания связывается с процессом обучения грамоте в связи с изучением звуков и букв. Обучающиеся получают фонетическое и графическое представление о звуках и буквах, учатся различать и называть гласные и согласные звуки, выделять их в словах и правильно обозначать: знакомятся с правилом переноса слов, с обозначением мягкости на письме, с правилом правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Кроме того, они овладевают программным материалом разделов «Слово» и «Предложение».

К концу обучения грамоте ученики должны овладеть сознательным правильным плавным слоговым чтением, понимать читаемое, соблюдать правильную интонацию. На начальном этапе обучения грамоте урок может быть смешанным (чтение и письмо). По мере усвоения детьми большего количества букв появляется возможность проводить отдельно уроки чтения и уроки письма.

По окончании чтения «Букваря» приступают к чтению текстов из «Родной речи».

В I классе второго года обучения на повторение 20 звуков и букв выделено 10 часов, поэтому целесообразнее соединить повторяемые звуки и буквы в группы, указанные в программе.

В I класс первого года обучения принимаются дети с общим недоразвитием речи, владеющие фразовой речью с элементами аграмматизма, словарный запас у них шире обиходного, понимание речи на более высоком уровне; звуковая сторона речи, в том числе и фонематическое восприятие, достаточно сформирована. Большинство этих детей прошло дошкольную подготовку.

Определенная подготовленность данной категории детей (особенно уровень фонематического восприятия) дает возможность научить их первоначальным навыкам чтения и письма в более ко­роткие сроки.

В связи с этим обучение грамоте детей 2—3-го уровня развития речи (I класс первого года обучения) целесообразно разде­лить на следующие два периода:

I период — подготовительный, или добукварный (2 месяца);

II период — букварный (7 месяцев — с ноября по май).

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связная речь.

На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих; развивается устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию и переключению.

Уроки обучения грамоте должны содействовать общему развитию обучающихся, воспитанию чувства товарищества и коллективизма, трудолюбия и положительного отношения к учебе.

Цель изучения русского языка в начальной школе:

- формирования научных, доступных младшим школьникам представлений и языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности, создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

Основные задачи курса:

- сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

- обеспечить овладение грамотой;

- осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;

- закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;

- сформировать фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках русского языка, литературного чтения, развития речи;

- формировать чувство языка, умение отличать правильные языковые формы от неправильных;

- выработать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;

- развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

- овладеть способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач;

- обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи, профилактику и коррекцию дислексий, дисграфий и дизорфографий.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Письменная речь (чтение и письмо) представляет собой более сложную форму речевой деятельности. Овладение чтением и письмом характеризует более высокий уровень речевого развития ребенка. Вместе с тем овладение навыком чтения и письма требует достаточно высокого уровня сформированности устной речи, языковых обобщений(фонематических, лексических, морфологических, синтаксических).

В процессе овладения чтением и письмом обучающийся переходит от практического владения устной речью к осознанию языковых процессов.

Ведущим методом обучения грамоте обучающихся с ТНР является звуковой аналитико-синтетический метод.

Процесс обучения грамоте обучающихся с ТНР подразделяется на два периода: подготовительный или добукварный; букварный.

В подготовительный период формируются необходимые речевые и неречевые предпосылки обучения грамоте. Для успешного овладения чтением и письмом обучающиеся должны анализировать предложения на слова, осуществлять слоговой и фонематический анализ, дифференцировать звуки на слух и в произношении, иметь достаточный словарный запас, владеть грамматическим строем речи, уметь отвечать на вопросы о прочитанном учителем тексте, составлять простые предложения. Овладение буквенными обозначениями предшествует работа по развитию двигательных умений (развитие тонкой ручной моторики) и анализу зрительно-пространственных отношений, обеспечивающих подготовку кинестетического и зрительного анализаторов к восприятию письму букв и их элементов, и умение ориентироваться на странице тетради, классной доске, а также формирование графомоторных навыков, необходимых для дальнейшего воспроизведения букв.

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму.

Последовательность изучения звуков и букв обучающимися с ТНР опре­деляется следующим образом — от правильно произносимых звуков (и соот­ветствующих им букв) к наиболее трудным по артикуляции, далее к мягким согласным, звонким согласным, аффрикатам. Каждый звук изучается снача­ла на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, диф­ференцируется от других звуков, затем на уроках обучения грамоте изучает­ся соответствующая буква.

В процессе работы большая роль отводится звуко-слоговому и звуко­буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способа обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость

В ходе обучения чтению и письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и пред­ложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

При обучении грамоте необходимо привлечь внимание обучающихся к речи, ее звуковой стороне, научить выделять из речевого потока отдельные слова, познакомить с основной функцией слова — обозначением предмета, действия, признака предмета. Обучающиеся учатся определять общие, повторяющиеся слова в предложениях, дополнять предложение словом, определять место того или иного слова в предложении.

Лишь после закрепления представлений о слове как значимой единице речи рекомендуется переходить к анализу звукослогового состава слова.

В процессе развития слогового анализа выделяются 3 этапа:

определение слогового состава слова с опорой на вспомогательные приемы (отхлопывание, отстукивание и др.);

определение слогового состава слова с опорой на гласные звуки;

определение количества слогов во внутренней речи (например, по заданию придумать слова с двумя слогами).

Работа по анализу звуковой структуры слова проводится с учетом онтогенетической последовательности появления различных форм звукового анализа в процессе речевого развития и содержит:

  • узнавание звука на фоне слова;

  • выделение первого и последнего звука в слове и определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);

  • определение последовательности, количества, позиционного места звука в слове по отношению к другим звукам (какой по счету звук в слове, перед каким звуком, после какого звука слышится).

Навык узнавания звука на фоне слова в серии заданий по выделению 5 - 6 звуков(последовательно), например а, у, м, ж, р. Работа над каждым звуком начинается с анализа сюжетной картинки. В процессе беседы по картинке выделяется и оречевляется обучающимися соответствующее звукоподражание (а-а - плачет ребенок, у-у - воет волк, м-м - мычит теленок ,ж-ж -жужжит жук, р-р -рычит собака).

После воспроизведения звукоподражания обучающиеся учатся слышать этот звук в односложных и двухсложных словах, включающих данный звук и не включающих его (например, определяют, слышится ли жужжание жука в словах жук, окно, пожар, мыло, жираф).

Выделение первого и последнего звука в односложных — двухсложных словах, определение места звука: начало, середина, конец.

Прежде всего обучающиеся учатся выделять первый ударный гласный из слова (Оля, Аня, Уля), далее формируется умение выделять первый согласный(не взрывной) из односложных слов (например, звук м в словах мак, мох, мал и др.).В дальнейшем обучающиеся учатся выделять глухой взрывной звук в конце слова (кот, мак),сонорный звук в конце слова (дым, дом, сон, сын).

Определение последовательности, количества и места звука в слове. Эта форма фонематического анализа является наиболее сложной и формируется у обучающихся с ТНР длительное время. Вместе с тем определение последовательности, количества и места звуков в слове представляет собой важную предпосылку для успешного овладения чтением и письмом.

Развитие этой формы фонематического анализа рекомендуется проводить в букварный период в два этапа: развитие фонематического анализа простых односложных слов (без стечений согласных); развитие фонематического анализа двух-трехсложных слов.

Развитие фонематического анализа односложных слов необходимо проводить с учетом поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин): а) выполнение действия фонематического анализа с опорой на внешние действия (графические схемы и фишки); б) выполнение действия фонематического анализа в речевом плане; в) анализ звукового состава слова по представлению.

На первом этапе предполагается использование картинок, готовой графической схемы, фишек. Анализируя хорошо знакомые слова (например, ум,ах,мак,дом),обучающиеся последовательно выделяют звуки и закрывают клеточки фишками.

На втором этапе обучающиеся определяют звуковую структуру односложных слов только в речевом плане, без опоры на готовую графическую схему.

На третьем этапе обучающиеся выполняют задание на фонематический анализ в умственном плане (например, выбирают картинки, в названии которых 3 звука, подбирают слова, в которых 3 звука).

В процессе анализа звукослоговой структуры двух-трехсложных слов обучающиеся знакомятся с понятием слог, со слоговым составом слова, анализируют звуковую структуру более сложных слов, усваивают слогообразующую роль гласных.

Фонематический анализ двух-трехсложных слов проводится параллельно по следам слогового анализа.

Предусматривается постепенное усложнение речевого материала, предлагаемого детям для звукового анализа: односложные слова без стечений согласных; слова типа мама, муха; слова типа сахар, каток; слова со стечением согласных в середине слова (мурка, кошка); односложные слова со стечением согласных в начале слова (двор, стол); односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, парк); двухсложные слова со стечением согласных в начале слова (крыша).


  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану, определенному ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, на изучение учебного предмета «Обучение грамоте» в подготовительном классе отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на66 ч: 33 учебные недели.


  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Письменная речь (чтение и письмо) представляет собой более сложную форму речевой деятельности. Овладение чтением и письмом характеризует более высокий уровень речевого развития ребенка. Вместе с тем овладение навыком чтения и письма требует достаточно высокого уровня сформированности устной речи, языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических, синтаксических). В процессе овладения чтением и письмом обучающийся переходит от практического владения устной речью к осознанию языковых процессов. Предмет «Обучение грамоте» является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5.1.Личностные результаты

  1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его в органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  2. патриотизм, чувство гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;

  3. осознание роли своей страны в мировом развитии;

  4. уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  5. осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  6. формирование уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;

  7. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающемся мире;

  8. самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  9. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  10. формирование этических чувств, доброжелательность и эмоционально - нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  11. формирование чувства прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

  12. умение чувствовать красоту художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;

  13. владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  14. умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  15. овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;

  16. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

  17. овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими;

  18. развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  19. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  20. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

5.2. Метапредметные результаты

  1. владение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне ее;

  2. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления, освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

  3. сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

  4. умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  5. умение понимать причины успеха – неуспеха в учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  6. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  7. владение знаково-символическими средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, широком спектром действий и операций решения практических и учебно- познавательных задач;

  8. умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. владение навыками смыслового чтения произведений различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;

  11. умение адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  12. владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими);

  13. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных;

  14. готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  15. умение определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  16. использование речи в целях налаживания продуктивного сотрудничества со сверстниками при решении различных учебно-познавательных задач; регуляции своих действий; построения монологического высказывания;

  17. умение организовать и поддерживать коммуникативную ситуацию сотрудничества, адекватно воспринимать и отражать содержание и условия деятельности;

  18. владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  19. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  20. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета;

5.3.Предметные результаты

  1. развитие функций фонематической системы;

  2. развитие базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и

письма;

  1. умение различать понятия «предложение», «слово», «слог», «звук»;

  2. умение анализировать структуру простого предложения и слова;

  3. знание русского алфавита;

  4. умение различать зрительные образы букв;

  5. усвоение гигиенических требований при письме;

  6. умение графически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов, простые предложения;

  7. овладение разборчивым, аккуратным почерком;

  8. первоначальное овладение навыком письма;

  9. овладение послоговым чтением, правильным пониманием читаемых слов, предложений, текстов;

  10. овладение языковыми обобщениями (фонематическими, морфологическими, синтаксическими);

  11. овладение предпосылками для формирования навыков орфографически грамотного письма.


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Подготовка к письму

Добукварный период .

Уточнение и развитие зрительного восприятия обучающихся: вое приятие и воспроизведение несложных комбинаций из прямых линий и фигур (квадрат, треугольник и т. д.) путем подбора дубликатов и составления фигур из разноцветных палочек. Развитие, мелкой мускулатуры рук (рисование на бумаге карандашом, красками прямых, волнистых и ломаных линий в разных направлениях). Рисование замкнутых форм (круги, четырехугольники).

Обводка и штриховка цветным карандашом простых фигур. Раскраска простых фигур из прямых и закругленных линий. Рисование бордюра. Письмо основных элементов прописных букв.

Обучение чтению и письму

Букварный период

Буквы а, у, м, х, о

с, п, к, в, т, н, ы

Членение слов на слоги и звуки, соединение звуков в слоги и; слова; слогообразующая роль гласных.

Составление слов типа мак, Тома из букв разрезной азбуки предварительным анализом. Слоговое чтение. Соотнесение прочитанного слова с предметом. Письмо букв, слогов и слов. Заглавная буква в именах и кличках.

Преобразование слов указанного типа (сом — сок; сор — сыр; сон — нос; ма— мак; ма —мама).

Членение предложений на слова. Составление простейших предложений без изменения форм слова из букв разрезной азбуки, их чтение и письмо. Заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Буквы з, л; э; и;

Дифференциация ы—и; буквы ш, б, р, ж, д, е (в начале слова и в положении после согласной)

Составление из букв разрезной азбуки после предварительного анализа слов, состоящих из прямых и закрытых слогов (канава, кусок, полка); слов, включающих слоги с мягкими звуками (липа, купали, мешок); слов, содержащих слоги со стечением согласных (волк, школа). Преобразование слов (мишка —мушка —мышка; (рот-крот), Составление предложений из слов указанной сложности.

Слоговое чтение вслух слов указанной сложности, предложений и коротких текстов. Соблюдение правильного ударения и пауз на точках при чтении.

Ответы на вопросы по прочитанному.

Письмо изученных строчных и заглавных букв, списывание отдельных слов и предложений с рукописного и печатного текста.

Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из 3—4 таких слов (с предварительным анализом).

Правописание жи, ши.

Перенос слов.

Практическое применение правил о большой букве в именах людей, в написании предложений (большая буква в начале, точка в конце предложения).

Постепенное обучение осознанному правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определении ориентиров в читаемом слове (сначала разделенном на произносительные единицы в рамках слога, а затем без специальных вспомогательных помет), места ударения в нем (по знаку ударе­ния).

Чтение с паузами и интонациями, соответствующими знакам препинания в конце простого предложения и в середине при перечислении однородных членов.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

Чистописание

Письмо строчных букв и их соединений:

1) у, п, т, к, и, ш, р;

2) м, ы, л;

3) с, а;

4) в, е;

5) х, з, э, ж.

Письмо заглавных букв: 1) А, М, Л, И, Ш;

2) X, О, С, 3, Э, Е;

3) У К, В, Н, Ж, Р;

4) П,Т.

Постепенное ускорение темпа письма.

Словарь

Ворона, корова, лопата, машина, молоко, сахар, сорока.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Обучающееся должны уметь:

- понимать, простейшие обращения, просьбы, приказания, поручения, адресованные одному или всем ученикам, слова и фразы, необходимые в учебной и бытовой деятельности;

- правильно употреблять в самостоятельной речи слова, обозначающие предметы, действия, признаки и качества, наглядно ими воспринятые;

- соотносить употребляемые слова с обозначаемыми предметов и явлениями;

- выражать названия одного предмета и группы однородных предметов;

- практически распределять названия предметов по родовым признакам;

- практически пользоваться вопросами кто? что? что делает? что делал(а)? что будет делать? какой? какая? какое? куда? где? чем? у кого? и правильно отвечать на них;

- четко и правильно произносить все сохранные и вновь поставленные звуки изолированно, в словах и предложениях, различать их на слух;

- четко и правильно, с соблюдением ударения, произносить двух и трехсложные слова, четко - произносить окончания слов при изменении формы слова;

- пользоваться в речи простым предложением, устанавливать по вопросам связь между словами в предложении;

- различать и выделять из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки, устанавливать их порядок в анализируемом слове, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие твердые;

- читать по слогам ориентировочно 15 слов в минуту и складывать из букв разрезной азбуки слова, предложения, короткие тексты, состоящие из пройденных по программе букв;

правильно списывать пройденные прописные и заглавные буквы, слова, состоящие из этих букв, и необходимые тексты;

- написать отдельные слова и предложения под диктовку (с предварительным анализом);

слушать небольшую сказку, загадку, потешку, стихотворение, рассказ;

- вести короткий диалог, отвечать и задавать вопросы: кто это? что это? что делает? что делают? что делал(а)? что будет делать? кому? куда? где? какой(ая)? сколько?

- сообщить о своем самочувствии, о состоянии своих вещей, одежды, обуви, об учебных принадлежностях, пользоваться вежливой формой обращения;

- строить краткое связное высказывание (3—5 предложений).

Обучающиеся должны знать:

наизусть 4—5 стихотворений, потешек, скороговорок.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Словарь

Умение и навыки

Литература

Подготовка к письму

1-3

Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся

3

запомни

повтори

назови

Развивать двигательные и зрительные навыки, умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих, развивать устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию и переключению.

Развивать мелкую моторику

Логопедичес-кий букварь/ Н.Л. Крылова., И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014 г.

4-8

Развитие мелкой моторики

5

пальчиковые игры

9-10

Рисование замкнутых форм

2

Круг, квадрат

овал

прямоугольник

Развивать двигательные и зрительные навыки, рисовать замкнутые формы

11-13

Обводка и штриховка простых фигур

3

обводка

штриховка

трафарет

Уметь обводить и штриховать простые фигуры

14-16

Раскраска простых фигур из прямых и закругленных линий

3

палочки

крючки

Уметь разукрашивать простые фигуры из прямых и закругленных линий

17-20

Письмо основных элементов прописных букв

4

Прямые и наклонные линии, крючки, петли

Уметь писать основные элементы прописных букв

Обучение чтению и письму

21-22

Буквы А, а и звук [а]

2

аист

лиса

бант

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве А а, развивать звуковой анализ и синтез

Логопедичес-кий букварь/ Н.Л. Крылова., И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014 г.









23-24

Буквы У, у и звук [у]

2

улей

утка

усы

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве У у, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение

25

Слогообразующая роль гласных

1

слог

гласный

Знать слогообразующую роль гласных, уметь делить слова на слоги

26-27

Буквы М, м и звук [м], [м’]

2

маска

сон

мак

Развивать фонетическое и графическое предс-тавление о звуке и букве У у, развивать звуко-вой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения

28-29

Буквы Х, х и звук [х], [х’]

2

хлеб

петух

муха

Развивать фонетическое и графическое предс-тавление о звуке и букве Х х, развивать звуко-вой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения

30-31

Буквы О, о и звук [о]

2

ком

мох

кот

окно

Развивать фонетическое и графическое предс-тавление о звуке и букве Х х, развивать звуко-вой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения

32-33

Буквы С, с и звуки [с], [с’]

2

санки

лес

коса

оса

Развивать фонетическое и графическое предс-тавление о звуке и букве Х х, развивать звуко-вой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения

Логопедичес-кий букварь/ Н.Л. Крылова., И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014г.

34

Заглавная буква в начале предло-жения, точка в конце предложения

1

предложение

заглавная буква

Уметь писать заглавную букву в начале пред-ложения, ставить точку в конце предложения

35-36

Буквы П, п и звуки [п], [п’]

2

пакет

кепка

суп

Развивать фонетическое и графическое предс-тавление о звуке и букве П п, развивать звуко-вой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения

37

Буквы К, к и звуки [к], [к’]

1

ком

сок

коса

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве К к, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения

38

Заглавная буква в именах собственных, в кличках животных

1

Капа

коза Томка

Уметь писать заглавную букву в именах, в кличках животных

39-40

Буквы В, в и звуки [в], [в’]

2

вата

сова

вагон


Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве В в, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения

41

Буква Т, т и звуки [т], [т’]

1

туфли

хвост

улитка

Развивать фонетическое и графическое пред-ставление о звуке и букве Т т, развивать звуко-вой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения


42-43

Буквы Н, н и звуки [н], [н’]

2

нос

банан

сосна

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве Н н, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение.

44

Буква ы и звук [ы]

1

дым

кусты

сыр

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве ы, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения

45-46

Буквы З, з и звуки [з], [з’]

2

ваза

заноза

зонт

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве З з, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения

Логопедичес-кий букварь/ Н.Л. Крылова., И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014г.

47-48

Буквы Л, л и звуки [л], [л’]

2

ложка

стол

луна

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве Л л, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения

49

Буквы Э, э и звук [э]

1

эхо

Эмма

Элла

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве Э э, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения

50

Буквы И, и и звук [и]

1

иголка

санки

пила

Инна

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве И и, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения

51-52

Буквы Ш, ш и звук [ш]


2

шапка

карандаш

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве Ш ш, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения


53-54

Буквы Р, р и звуки [р], [р' ]


2

ракета

парта

самовар

корова

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве Р р, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения


55-56

Буквы Ж, ж и звук [ж]


2

журнал

жало

лужок

Жанна

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве Ж ж, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения


57

Правописание жи, ши

1

ужи, уши

машина

шина

малыши

Знать правописание жи, ши


58

Буквы Е, е


1

ели

енот

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве Е е, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения


59-60

Буквы Б, б и звуки [б], [б' ]

2

баран

кабан

собака

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве Б б, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения


61-62

Буквы Д, д и звуки [д], [д ']


2

дуб

ландыш

карандаш

художник

Развивать фонетическое и графическое представление о звуке и букве Д д, развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения


63-66

Закрепление пройденного

4

один

одна

одно

сад

сады

садик

садовод

Развивать звуковой анализ и синтез, развивать осознанное чтение, составлять слова и предложения, умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих, развивать устойчивость внимания, наблюдательность



  1. Формы контроля. Оценочные и методические материалы.


В первом дополнительном (подготовительном) классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями):

положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос;

  • поощрение любого проявления инициативы, желания высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски;

  • осуществление самоконтроля: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления.

В конце учебного года проводится контрольная работа, направленная на оценку достижения метапредметных результатов обучения. По окончанию первого дополнительного (подготовительного) класса осуществляется динамическая оценка индивидуальных достижений обучающегося в области предметных и личностных результатов обучения.


9. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

9.1. Оборудование класса

1.Одноместные ученические парты со стульями.

2. Стол учительский

3. Шкафы для хранения учебного, дидактического материала, пособий, учебного оборудования

4. Классная (магнитная) доска.


9.2. Учебно-практическое оборудование

1.Наборное полотно

2.Набор карточек с дидактическим материалом для индивидуальной и групповой работы


9.3. Технические средства обучения

1.Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

2.Экспоцизионный экран

3.Персональный компьютер с принтером

4. Мультимедийный проектор


9.4. Список литературы

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Н.Л. Крылова и др.

Логопедический букварь/ Н.Л. Крылова., И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014 г.


9.5. Электронно - образовательные и интернет - ресурсы

Электронное приложение к учебнику «Обучение грамоте», 1 класс, авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru- коллекция цифровых образовательных ресурсов.



23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!