СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» для подготовительного класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» для подготовительного класса»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи



«РАССМОТРЕНО»

на методическом объединении

учителей ГБОУ Бирская КШИ

для обучающихся с ТНР

Протокол № ____________

«___» _______________ 2015 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по учебной работе ГБОУ

Бирская КШИ для обучающихся с ТНР

_______________ А.Р. Кадикова А.Р.

«___» ________________ 2015 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБОУ Бирская КШИ

для обучающихся с ТНР

_______________ И.Ф. Токарева

Приказ № __________________

«___» ________________ 2015 г.









Рабочая программа учебного предмета

«Развитие речи»

подготовительный г класс













СОДЕРЖАНИЕ


1

Пояснительная записка

3

2

Общая характеристика учебного предмета

5

3

Место учебного предмета в учебном плане

6

4

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

7

5

Результаты изучения учебного предмета

8

5.1.

Личностные результаты

8

5.2.

Метапредметные результаты

9

5.3.

Предметные результаты

9

6

Содержание учебного предмета

9

7

Тематическое планирование

11

8

Формы контроля. Оценочные и методические материалы

17

9

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

17

9.1.

Оборудование класса

17

9.2. Учебно-практическое оборудование 17

9.3. Технические средства обучения 17

9.4. Список литературы 17

9.5. Электронно-образовательные и Интернет-ресурсы 18






  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

  5. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189

  6. СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26

Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах.

Лексический материал группируется по тематическим концентрам, грамматический – по типовым структурам, способствующим образованию у обучающихся речевых стереотипов, что позволяет использовать язык как средство общения при решении обучающимися коммуникативных задач.

По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в определенную лексическую систему, формирование семантических полей (т. е.функциональное объединение слов семантически близких).

Обучающиеся учатся группировать слова по различным лексико-семантическим признакам (родовидовым отношениям, отношениям часть—целое, по сходству или противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи антонимы и синонимы.

Обогащение словаря проводится и путем усвоения слов, выражающих определенную синтаксическую роль в речи, но не имеющих конкретного лексического значения (предлоги, союзы, междометия). Развитие словаря осуществляется также через ознакомление обучающихся с различными способами словообразования. У обучающихся формируется способность выделять и сравнивать различные морфемы в словах. В процессе усвоения словообразования рекомендуется следующий порядок работы: уточнение значения слова, от которого будет образовано новое слово, сопоставление по значению двух слов, выделение общих и различных элементов в словах, уточнение обобщенного значения некорневой морфемы, сопоставление родственных слов с различными префиксами или суффиксами, сравнение слов с разными корнями и одинаковой некорневой морфемой. На уроках развития речи обучающиеся уточняют значения родственных слов, закрепляют их точное использование в речи.

Основное внимание в словарной работе следует уделять лексическим упражнениям. Упражнения должны носить характер практической речевой деятельности, включать наблюдения и анализ лексики, закреплять точное употребление слов в речи. Теоретические сведения по лексике учащимся не сообщаются. Слова отбираются в соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, который усложняется от класса к классу. Особое внимание уделяется усвоению глаголов, являющихся основой формирования структуры предложения.

При усвоении слов конкретного значения используются различные наглядные средства (показ предмета, действия, его изображение на картинке и т.п.). При знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства (описание, противопоставление по значению, анализ морфологической структуры и др.).

Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его грамматическое значение.

Усваиваются языковые закономерности и правила их использования, закрепляются связи грамматического значения слова с формальными признаками. Закрепляются наиболее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; осваиваются менее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; уточняются значение и звучание непродуктивных форм словоизменения и словообразовательных моделей.

Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств включает развитие навыков правильного выбора слов, грамматического оформления связей между словами в предложении, а также умения использовать специальные лингвистические средства связи между отдельными предложениями текста.

В процессе развития связной речи обучающихся с ТНР необходимо учитывать последовательность перехода от ситуативной речи к контекстной. В связи с этим сначала в работе используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжетные картинки, и в дальнейшем обучающиеся учатся составлять рассказы без использования наглядности, по заданной теме.

Цель изучения русского языка в начальной школе:

- формирование и совершенствование у школьников с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учетом их взаимодействия.

Основные задачи курса:

- практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;

- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);

- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;

- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;

- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение на уроке «Развитие речи» происходит путем специальной организации речевой практики и использования речевых упражнений, направленных на восполнение лексико-грамматических обобщений в качестве исходной основы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность детей.

В подготовительном и I классах учащиеся овладевают преимущественно словарем с конкретным значением. Постепенно в речь детей вводятся новые слова, обозначающие менее знакомые предметы, действия, качества. Возрастает доля слов с отвлеченным значением. Учащиеся должны научиться употреблять не только существительные, глаголы, прилагательные, но и наречия, числительные, местоимения.

Каждое новое слово должно усваиваться посредством осмысления его значения в словосочетаниях. Только в словосочетании можно уточнить конкретное значение слов и различные формы связи между словами, с помощью которых они включаются в предложение.

Для того чтобы слово закрепилось в речи и учащиеся научились активно его использовать, необходимо создавать в процессе обучения условия для частого его употребления. С этой целью организуются различные предметные ситуации с определенным подбором наглядно-дидактического, игрового, иллюстративного материала, способствующего уточнению и активизации словаря, вовлечению его в речевое общение. Эта работа должна подвести учащихся к правильному употреблению, слов по смыслу и по возможности к отчетливому их произношению.

В тех случаях, когда ученик не может правильно произнести слово, можно ограничиться приближенным его произношением, но с обязательным требованием правильного произношения гласных звуков и соблюдением порядка и количества слогов в слове.

Понимание и употребление в разговорной речи слов со значением:

- уменьшительности - ласкательности (существительные с суффиксами -ик, -ок, -к: столик, грибок, машинка);

- пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда), а также посредством предлогов в, на, обозначающих местонахождение, направление действия, перемещения;

- признака предмета по цвету, величине, форме, вкусу, состоянию (красный, большой, круглый, сладкий, чистый) и признака действия (писать красиво);

- временных отношений (сейчас, утром).

Личные и указательные местоимения (я, ты, он, она, оно, этот, тот).

Составление простых нераспространенных предложений. Выделение в предложении слов, обозначающих предмет и действие, по вопросам (кто? что? что делает? что делал?).

Грамматические признаки числа в именах существительных и в глаголах настоящего и прошедшего времени 1-го и 3-го лица мужского и женского рода, в сочетании существительных с числительными один, одна или местоимениями мой, моя, в глаголах прошедшего времени.

Составление простого распространенного (трехчленного) предложения, где третий член относится к глаголу и обозначает переходность действия на предмет (неодушевленное существительное в винительном падеже женского и мужского рода: ест котлету, рисует дом).

Пространственные отношения, указывающие направления движения, перемещения предметов, отвечающих на вопрос куда? (существительное в винительном падеже с предлогами в, на, под: положил в парту, на парту, под парту).

Местонахождение предметов, отвечающих на вопрос где? (существительное в предложном падеже с предлогами в, на: лежит & парте, на парте). Усвоение значения предлогов. Умение различать. их и отвечать на вопросы куда? где?

Орудия или средства действия (существительное в творительном падеже мужского и женского рода: рисует карандашом, пилит пилой). Умение отвечать на вопрос делает чем?

Признаки действия (наречие: Вова пишет красиво).

Распространение трехчленного предложения за счет слов, обозначающих признаки предмета (прилагательное и существительное женского и мужского рода в именительном падеже).

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения.

Глаголы настоящего и прошедшего времени 1-го и 3-го лица. Различение и составление предложений с сочетаниями глаголов, выраженных сложным будущим временем.

Правильное соотнесение вопросов что делает? что делал (а)? что будет делать? со временем действия.

Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам.

Понимание простейших обращений, просьб и поручений, адресованных одному или всем учащимся, слов или фраз, необходимых в учебной и бытовой деятельности, типа: Покажи(те) тетрадь по письму, по математике. Достань (те) букварь, учебник, альбом и т. д.

Различение побудительных и вопросительных обращений типа: Возьми карандаш. Взял карандаш?

Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитателю с простейшей просьбой (Вова, покажи альбом. Принеси книгу).

Ответы на вопросы кто это? что это? что делает? Что делают? что делал? и что делали? что будут делать? где? куда?

Составление коротких диалогов по вопросам учителя с использованием предложений, выражающих: утверждение или отрицание, наличие или отсутствие требуемого предмета, просьбу, умение пли неумение, знание или незнание, возможность или невозможность какого-то действия, сообщение о выполненном или невыполненном действии, задании.

Понимание связности высказывания, состоящего из знакомых слов и оборотов речи, составление краткого связного высказывании (2-3 предложения с помощью вопросов учителя).

Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий помощью вопросов учителя что это? какой (ая) по цвету, форме, величине? что делают с этим предметом?

Установление временной последовательности событий по серии картин (2 - 3 картины) и умение передать их содержание при помощи учителя. Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня.


  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану, определенному ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, на изучение учебного предмета «Развитие речи» в подготовительном классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 33 ч: (33 учебные недели)



  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На уроках развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности .

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5.1.Личностные результаты

  1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его в органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  2. патриотизм, чувство гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;

  3. осознание роли своей страны в мировом развитии;

  4. уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  5. осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  6. формирование уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;

  7. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающемся мире;

  8. самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  9. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  10. формирование этических чувств, доброжелательность и эмоционально - нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  11. формирование чувства прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

  12. умение чувствовать красоту художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;

  13. владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  14. умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  15. овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;

  16. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

  17. овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими;

  18. развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  19. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  20. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

5.2. Метапредметные результаты

  1. владение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне ее;

  2. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления, освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

  3. формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

  4. умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  5. умение понимать причины успеха – неуспеха в учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  6. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  7. владение знаково-символическими средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, широком спектром действий и операций решения практических и учебно- познавательных задач;

  8. умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. владение навыками смыслового чтения произведений различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;

  11. умение адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  12. владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими);

  13. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных;

  14. готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  15. умение определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  16. использование речи в целях налаживания продуктивного сотрудничества со сверстниками при решении различных учебно-познавательных задач; регуляции своих действий; построения монологического высказывания;

  17. умение организовать и поддерживать коммуникативную ситуацию сотрудничества, адекватно воспринимать и отражать содержание и условия деятельности;

  18. владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  19. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  20. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета;

5.3.Предметные результаты

1. формирование представлений о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

2. формирование осознания безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;

3. владение учебными действиями с языковыми единицами и умение их использовать для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

4. формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, его грамматические категории, использовать их адекватно ситуации общения;

5. формирование умений анализа текстов;

6. формирование умений работать с разными видами текстов, различая их характерные особенности;

7. формирование умений на практическом уровне создавать тексты разного вида (повествование, описание, рассуждения);

8. формирование умений создавать собственные тексты с опорой на иллюстрации, художественные произведения, личный опыт и др.


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Наш класс, наша школа

Название и назначение предметов, находящихся в классе. Название личных учебных вещей, Игрушек. Правила поведения во время занятий (правильно сидеть за партой, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам отвечать на вопросы, ответственно относиться к учебе, поручениям, просьбам).

Имена товарищей по классу, имя, отчество учителя, воспитателя. Приветствие старших. Дружеские, приветливые взаимоотношения между детьми.

Знакомство со школой. Расположение классов и других помещений (учительская, спальни, столовая, библиотека и др.).

Режим дня. Элементарные правила личной гигиены: уход за телом, волосами, зубами, одеждой, обувью. Название частей тела, предметов ухода за телом.

Режим питания. Столовая. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором, экономно относиться к про­дуктам питания, особенно к хлебу. Название чайной и столовой посуды, продуктов питания.

Режим сна. Спальня. Название мебели, спальных принадлежностей, белья и одежды.

Бережное отношение к вещам: к одежде, учебникам, книгам, игрушкам, школьному оборудованию и др.

Осень

Характерные признаки осени: похолодание, изменение окраски листьев, травы, листопад. Наблюдения за погодой.

Фрукты, овощи, ягоды, знакомые учащимся.

Домашние животные и их детеныши. Названия 2 — 3 животных и тех действий, которые они совершают. Различение действий.

Участие в работе на пришкольном участке: уборка сухих листьев, веток, помощь взрослым в осенних посадках растений, в уборке урожая. Уход за комнатными растениями. Названия 2—3 растений.

Экскурсии на пришкольный участок, огород, в зоопарк.

Наш город (село)

Название города (села), где живут ученики, где находится школа. Знание 2—3 предприятий (завод, фабрика и т. д. — в городе; ферма, оранжерея — в селе) и культурно-просветительных учреждений (кинотеатр, библиотека и др.).

Транспорт. Автобус, трамвай, троллейбус, метро. Названия некоторых профессий, связанных с транспортом. Правила поведения детей в транспорте.

Улица. Правила перехода через улицу. Поведение на улице.

Зима

Характерные признаки: мороз, снежный покров, замерзание водоемов, внешний вид растений. Наблюдения за погодой. Названия предметов зимней одежды, обуви. Зимние развлечения детей. (Названия некоторых видов спорта.) Труд людей. Зимние работы.

Праздник елки.

Птицы ближайшего окружения (воробьи, вороны, синицы и др.), их названия, подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

Наш дом

Мое имя, фамилия. Мои родные (состав семьи). Члены семьи, их имена, занятия. Употребление ласкательных имен членов семьи. Уважение к труду взрослых. Выполнение посильных поручений в семье.

Весна

Характерные признаки: потепление, таяние снега, распускание почек и листьев на деревьях, появление зеленой травы, прилет птиц.

Сад и огород. Труд человека в саду и огороде весной. Посадки кустарников, деревьев, вскапывание грядок, клумб. Посильная помощь детей. Названия некоторых видов цветов и плодовых деревьев, некоторых фруктов и овощей. Посадка лука, бобов, наблюдения за ними.

Родная страна

Наша Родина — Россия. Москва — главный город нашей страны. Уфа – столица Башкортостана.

Государственные праздники и знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока


Кол-во часов

Работа над словом

Работа над предложением

Работа над связной речью

Наш класс, наша школа

1

Название и назначение предметов, находящихся в классе

1

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения. Понимание и употребление в речи слов со значением пространственных отношений

Составление простых нераспространенных предложений

Понимание простейших обращений, просьб и поручений. Различение побудительных и вопросительных обращений

2

Учебные принадлежности

1

Накопление и активизация словаря

Составление простых нераспространенных предложений. Выделение в предложении слов-предметов и слов-действий по вопросам

Понимание простейших обращений, просьб и поручений. Различение побу-дительных и вопросительных обраще-ний. Описание хорошо знакомых пред-метов и демонстрируемых действий

3

Игрушки

1

Накопление и активизация словаря

Составление простых нерас-пространенных предложений

Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий

4

Знакомство со школой. Экскурсия

1

Накопление словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением временных отношений

Составление простых нераспространенных предложений

Ответы на вопросы

5

Режим дня

1

Называние предметов, действий. Понимание и употребление в речи слов со значением временных отношений

Составление простых распространенных предложений. Выделение в предложении слов-предметов и слов-действий по вопросам

Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитателю с простейшей просьбой. Составление краткого связного высказывания из 2-3 предложений. Описание хорошо знакомых предметов и демонстри-руемых действий. Установление временной последовательности событий по серии картин

6

Части тела

1

Называние деталей, частей предмета. Понимание и упот-ребление слов с уменьшитель-но-ласкательным значением

Составление простых распространенных предложений

Ответы на вопросы. Составление краткого связного высказывания из 2-3 предложений

7

Столовая. Правила поведения в столовой

1

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения

Составление простых распространенных предложений

Самостоятельное обращение к това-рищу, учителю, воспитателю с простей-шей просьбой. Описание хорошо знакомых предметов и демонстри-руемых действий

8

Посуда

1

Называние деталей, частей предмета. Различение сходных предметов. Накопление и активизация словаря.

Составление простых распространенных предложений. Выделение в предложении слов-предметов и слов-действий по вопросам

Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитателю с простейшей просьбой. Составление краткого связного высказывания из 2-3 предложений

9

Продукты питания

1

Понимание и употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Накопление и активизация словаря.

Составление простых распространенных предложений. Выделение в предложении слов-предметов и слов-действий по вопросам

Ответы на вопросы. Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий.

10

Режим сна. Бельё, одежда

1

Называние предметов, действий. Называние деталей, частей предмета

Составление простых распространенных предложений

Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитателю с простейшей просьбой

11

Спальня. Мебель

1

Понимание и употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением

Составление простых распространенных предложений

Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитателю с простейшей просьбой

Осень

12

Характерные признаки осени

1

Накопление словаря. Различение сходных предметов. Понимание и употребление в речи слов со значением временных отношений

Составление простых рас-пространенных предложений из трех и более слов. Выделе-ние в предложении слов-пред-метов и слов-действий по вопросам. Грамматические признаки числа в именах существительных и глаголах

Ответы на вопросы. Составление крат-кого связного высказывания из 2-3 предложений. Описание хорошо знако-мых предметов и демонстрируемых действий. Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня

13

Фрукты и овощи

1

Накопление и активизация словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением признака предмета по цвету, величине, форме, вкусу, состоянию

Составление простых рас-пространенных предложений из трех и более слов. Грамма-тические признаки в сочета-нииях существительных с числительными или местоимениями

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий

14

Домашние животные и их детёныши

1

Накопление и активизация словаря. Понимание и употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Грамматические признаки в сочетаниях существительных с числительными или местоимениями

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений

Наш город (село)

15

Город Бирск. Достопримечательности города

1

Накопление словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением пространственных отношений

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов

Составление коротких диалогов по вопросам учителя

16

Праздник ёлки

1

Накопление и активизация словаря

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов

Составление связного высказывания из 2-3 предложений

Зима

17

Характерные признаки зимы

1

Накопление и активизация словаря. Различение сходных предметов. Понимание и употребление в речи слов со значением временных отношений

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов-действий по вопросам. Грамматичес-кие признаки числа в именах существительных и глаголах

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений. Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий. Установление временной последовательности событий по серии картин. Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня

18

Зимняя одежда и обувь

1

Называние предметов, действий

Составление простых рас-пространенных предложе-ний из трех и более слов

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений

19

Зимние развлечения детей. Зимние виды спорта

1

Называние предметов, действий

Составление простых рас-пространенных предложе-ний из трех и более слов. Формирование умения ус-танавливать связь слов в предложении по вопросам

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений

20

Птицы. Забота о птицах зимой

1

Называние предметов, действий

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам.

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений

Наш дом

21

День защитников Отечества

1

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений

22

Моё имя, моя фамилия. Семья. Имена членов семьи

1

Накопление и активизация словаря

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов

Составление коротких диалогов по вопросам учителя

23

Международный женский день

1

Накопление и активизация словаря

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов

Составление коротких диалогов по вопросам учителя

24

Любимые занятия членов семьи

1

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам.

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений

25

Помощь взрослым. Выполнение посильных поручений в семье

1

Называние предметов, действий

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам.

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений


Весна


26

Характерные признаки весны

1

Накопление словаря, необ-ходимого для полноцен-ного общения. Различение сходных предметов. Понимание и употребление в речи слов со значением временных отношений

Составление простых рас-пространенных предложе-ний из трех и более слов, действий по вопросам. Грамматические признаки числа в именах существи-тельных и глаголах

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений. Установление временной последователь-ности Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня событий по серии картин.


27

Труд человека в саду и огороде весной

1

Называние предметов, действий

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений. Установление временной последовательности событий по серии картин


28

Помощь детей в саду

1

Называние предметов, действий

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов

Составление коротких диалогов по вопросам учителя


29

Названия цветов и плодовых деревьев

1

Накопление и активизация словаря

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов

Составление коротких диалогов по вопросам учителя


Родная страна


30

Наша родина-Россия. Москва-главный город страны

1

Накопление и активизация словаря

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений


31

Наша Родина-Башкортостан. Уфа-главный город Башкортостана

1

Накопление и активизация словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением пространственных отношений

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений


32-33

Здравствуй, лето!

2

Накопление и активизация словаря. Различение Понимание и употребление в речи слов со значением временных отношений сходных предметов.

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Грамматические признаки числа в именах существительных и глаголах. Грамматические признаки в сочетаниях существительных с числительными или местоимениями

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений. Установление временной последовательности событий по серии картин. Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня





8. Формы контроля. Оценочные и методические материалы.

В первом дополнительном (подготовительном) классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями):

  • положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос;

  • поощрение любого проявления инициативы, желания высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски;

  • осуществление самоконтроля: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления.

В конце учебного года проводится контрольная работа, направленная на оценку достижения метапредметных результатов обучения. По окончанию первого дополнительного (подготовительного) класса осуществляется динамическая оценка индивидуальных достижений обучающегося в области предметных и личностных результатов обучения.


9. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

9.1. Оборудование класса

1.Одноместные ученические парты со стульями.

2. Стол учительский

3. Шкафы для хранения учебного, дидактического материала, пособий, учебного оборудования

4. Классная (магнитная) доска.

9.2.Учебно-практическое оборудование

1.Настольные развивающие игры по тематике предмета «Развитие речи».

2. Плакаты по тематике предмета «Развитие речи».

9.3. Технические средства обучения

1. Интерактивная доска.

2. Персональный компьютер с принтером.

3. Мультимедийный проектор

9.4. Список литературы

1. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе АООП НОО с ТНР (вариант 5.2)государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

2.УМК Г.В.Чиркина, Е.Н.Российская «Развитие речи», учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. 1класс - М.: Аркти, 2009

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений Vвида под ред. Чиркиной Г.В., Алтуховой Т.А., Вятлевой Ю.Е., М.: Просвещение, 2013 г.

4. Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Ковалевой, Логиновой, М.: Просвещение, 2014 г.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Асмолов, Володарская, М.: Просвещение, 2014 г.

9.5. Электронно-образовательные и Интернет-ресурсы

1. http://viki.rdf.ru - Детские электронные презентации и клипы.

2. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3. http://uchitel.edu54.ru/node/16047 – Игры, презентации в начальной школе.

4. http://www.uchportal.ru/load/ - Учительский портал.

5. http://www.openclass.ru/weblinks/ - Открытый класс.

6. http://www.lessons.irk.ru/ (Нестандартные уроки)







23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!