ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Базисный учебный план
Учебный план КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа-интернат»
Примерная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством науки и образования РФ.
Чтение, как учебный предмет, является ведущим предметом, т. к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения чтению обусловливает его специфику: все получаемые учащимся знания, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьника с ограниченными возможностями здоровья обусловлена трудностями овладения им навыками чтения, своеобразием его общего и речевого развития, психофизических функций.
Целями уроков чтения являются: направленность на социализацию личности ребёнка, коррекция и развитие речемыслительных способностей ребенка и его нравственных позиций поведения.
Основными задачами обучения чтению в коррекционной школе являются: научить ребенка читать доступный его пониманию текст вслух и «про себя»; осмысленно воспринимать прочитанное.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьника техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащийся с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей психического развития овладевает с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглость чтения, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно, совершенствуясь в старших классах. Одновременно с овладением чтения вслух школьник учится читать «про себя».
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т. к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
В процессе обучения чтению следует уделять особое внимание работе с иллюстративным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащегося и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание в коррекционной школе уделяется развитию связной устной речи. Учащийся овладевает правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью используются: вопросы, готовый план, коллективно составленный план.
Внеклассное чтение проводится один раз в месяц и ставит задачу познакомить учащегося с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирует у них интерес к чтению, умение выбирать книгу по интересу, навыки самостоятельного чтения.
Примерная тематика изучаемых в 5-9 классах произведений: рассказы, статьи, стихотворения, сказки, доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом нашей Родины, о природе, о жизни животных, о хороших и плохих поступках детей, о дружбе и взаимопомощи. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется учителем в зависимости от особенностей и возможностей учащихся.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует программе под редакцией В. В. Воронковой, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
Межпредметные связи чтения и развития речи с дисциплинами учебного плана
5 КЛАСС
Раздел программы чтения и развития речи | Предмет учебного плана | Разделы и темы программы для установления межпредметных связей |
Картины родной природы осень | природоведение | «Сезонные изменения в природе» |
изо | Рисование на темы, наблюдения за природой |
музыка и пение | Чайковский «Времена года» |
природоведение | «Сезонные изменения в природе» |
изо | Рисование на темы, наблюдения за природой |
музыка и пение | Произведения Чайковского |
О друзьях-товарищах | природоведение | «Мир, в котором мы живём» |
музыка и пение | Песни о дружбе |
Басни Крылова | природоведение | «Живая природа» |
Спешите делать добро | музыка и пение | Песни о дружбе |
природоведение | «Охрана природы и экология» |
Картины родной природы. Зима | природоведение | «Сезонные изменения в природе» |
изо | Наблюдение за природой, рисование на темы |
Картины родной природы. Весна | природоведение | «Сезонные изменения в природе» |
изо | Наблюдение за природой, рисование на темы |
О животных | природоведение | «Живая природа» |
музыка и пение | Песня о собаке |
Из прошлого нашего народа | природоведение | «Города и люди» |
6 КЛАСС
Раздел программы чтения и развития речи | Предмет учебного плана | Разделы и темы программы для установления прямых межпредметных связей |
I раздел. | География Природоведение Письмо и развитие речи | Моря, омывающие берега России. Карта России. Сезонные изменения в природе. Организм и здоровье человека. Мир, в котором мы живём. Живая природа. Имя прилагательное. |
II раздел. | СБО Природоведение | Семья, родственные отношения в семье. Сезонные изменения в природе. Неживая природа. |
III раздел. | Природоведение СБО Письмо и развитие речи. Математика. | Сезонные изменения в природе. Неживая природа. Живая природа. Средства связи. Семья. Семейные традиции. Письмо. Календарь. |
IV раздел. | Природоведение Письмо и развитие речи. | Сезонные изменения в природе. Неживая природа. Живая природа. Состав слова. |
7 КЛАСС
Раздел программы чтения и развития речи | Предмет учебного плана | Разделы и темы программы для установления прямых межпредметных связей |
Устное народное творчество. | Биология Музыка История | Живая природа. Народные песни. Киевская Русь. |
Из произведений русской литературы XIX века. | Биология История | Живая природа. Млекопитающие. Позвоночные животные. История нашей страны в период XIX века. |
Из произведений русской литературы XX века. | Математика География Природоведение | Календарь. Растения леса. Сезонные изменения в природе. |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год | I Четверть | II Четверть | III Четверть | IV Четверть |
5 | 4 | 137 | 33 | 30 | 40 | 34 |
6 | 4 | 137 | 32 | 31 | 40 | 34 |
7 | 3 | 103 | 24 | 23 | 30 | 26 |
Планируемые результаты
Уроки чтения проводятся с учётом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся 5 класса должны уметь:
- читать вслух сознательно, правильно, бегло, выразительно ; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного.
Обучающиеся должны знать наизусть 10 стихотворений.
Обучающиеся 6 класса должны уметь:
- читать вслух сознательно, правильно, бегло, выразительно, в темпе разговорной речи ; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Обучающиеся должны знать наизусть 10 стихотворений.
Обучающиеся 7 класса должны уметь:
- читать сознательно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать главных действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного.
Обучающиеся должны знать наизусть 10 стихотворений.
Содержание тем учебного курса «Чтения и развития речи» 5 класс
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1. | Устное народное творчество | 9 ч |
2. | Сказки | 11 ч |
3. | Картины родной природы лето | 6 ч |
4. | Картины родной природы осень | 7 ч |
5. | О друзьях - товарищах | 8 ч |
6. | Басни И. Крылова | 3 ч |
7. | Спешите делать добро | 14 ч |
8. | Картины родной природы зима | 10 ч |
9. | Картины родной природы весна | 19 ч |
10. | О животных | 19 ч |
11. | Из прошлого нашего народа | 16 ч |
12. | Из произведений зарубежных писателей | 15 ч |
Содержание тем учебного курса «Чтения и развития речи» 6 класс
№ п/п | Темы учебного курса | Кол-во часов |
1. | I раздел | 27 ч |
2. | II раздел | 22 ч |
3. | III раздел | 36 ч |
4. | IV раздел | 52 ч |
Содержание тем учебного курса «Чтения и развития речи» 7 класс
№ п/п | Темы учебного курса | Кол-во часов |
1. | Устное народное творчество | 9ч |
2. | Из произведений русской литературы XIX века. | 42ч |
3. | Из произведений русской литературы XX века. | 52ч |
Календарно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи
2017-2018 учебный год
5 класс
№ п/п | Тема уроков | Кол-во часов | Сроки | Наглядность, литература |
I четверть – 33ч |
| Устное народное творчество | 9 ч | | |
1. | Считалки, потешки. | 1 | 1.09 | Сборник пословиц, загадок |
2. | Пословицы, загадки. | 1 | 4.09 | Коррекционные упражнения с пословицами |
3. | Сказка. Никита Кожемяка. | 1 | 6.09 | |
4. | Сказка. Как наказали медведя. | 1 | 7.09 | Сказки о животных |
5. | Сказка. Золотые руки. | 1 | 8.09 | |
6. 7. | Сказка. Морозко. | 2 | 11.09 13.09 | Иллюстрации |
8. | Сказка. Два мороза. | 1 | 14.09 | |
9. | Сказка. Три дочери | 1 | 15.09 | |
| Литературные сказки | 11 ч | | |
10. 11. 12. 13. 14. | А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. а) Знакомство с содержанием; 1 глава; б) 2 глава; в) 3 глава; г) 4 глава; д) Обобщение по теме: «А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | 5 | 18.09 20.09 21.09 22.09 25.09 | Раскладушка Худ. фильм |
15. 16. 17. 18. 19. 20. | Мамин – Сибиряк. Серая шейка. а) Подготовка к отлёту; б) Знакомство с Зайцем; в) Встреча с лисой; г) Приход зимы; д) Спасение Серой Шейки; е) Обобщение по теме: « Мамин – Сибиряк «Серая шейка» | 6 | 27.09 28.09 29.09 02.10 04.10 05.10 | Кроссворд Мультфильм |
| ЛЕТО | 6 ч | | |
21. | Скребицкий. “Июнь” Суриков. Ярко солнце светит. | 1 | 06.10 | Картины лета |
22. 23. 24. 25. | Платонов. Июльская гроза. а) Начало грозы; б) Гроза; в) Дети, бегущие от грозы; г) Помощь пришла. | 4 | 09.10 11.10 12.10 13.10 | Картина Маковского |
26. | А. Прокофьев. Берёзка. Гордиенко. Вот и клонится лето. | 1 | 16.10 | |
| ОСЕНЬ | 7 ч | | |
27. | Бальмонт. Осень. Скребицкий. Сентябрь | 1 | 18.10 | Осенние пейзажи |
28. 29. | Соколов – Микитов. Золотая осень. | 2 | 19.10 20.10 | |
30. 31. | Скребицкий. Добро пожаловать. | 2 | 23.10 25.10 | Картина «Медведь готовит берлогу» |
32. | Астафьев. Осенние грусти. Бунин. Первый снег. | 1 | 26.10 | |
33. | Внеклассное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Сказочка про козявочку» | 1 | 27.10 | |
II четверть - 31 ч |
| О друзьях – товарищах | 8 ч | | |
34. | Ю. Яковлев «Колючка» | 1 | 8.11 | |
35. | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» | 1 | 9.11 | |
36. 37. | Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» | 2 | 10.11 13.11 | портрет |
38. | Внеклассное чтение Н. Носов «Фантазёры» | 1 | 15.11 | кроссворд |
39. 40. | В Медведев «Фосфорический мальчик» | 2 | 16.11 17.11 | |
41. | Я. Аким «Твой друг» | 1 | 20.11 | портрет |
| Басни И. Крылова | 3 ч | | |
42. | И. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» | 1 | 22.11 | иллюстрации |
43. | И. Крылов. Басня «Щука и Кот» | 1 | 23.11 | |
44. | И. Крылов. Басня «Квартет» | 1 | 24.11 | |
| Спешите делать добро | 14 ч | | |
45. 46. | Хмелик «Будущий олимпиец» | 2 | 27.11 29.11 | |
47. | О. Бондарчук «Слепой домик» | 1 | 30.11 | |
48. 49. 50. 51. | В. Осеева «Бабка» | 4 | 1.12 4.12 6.12 7.12 | |
52. 53. 54. | А. Платонов «Сухой хлеб» | 3 | 8.12 11.12 13.12 | |
55. 56. | В. Распутин «Люся» | 2 | 14.12 15.12 | |
57. | В. Брюсов «Труд» | 1 | 18.12 | |
58. | Р. Рождественский «Огромное небо» | 1 | 20.12 | |
| Зима | 10 ч | | |
59. | Ф. Тютчев «Зима» | 1 | 21.12 | |
60. | Г. Скребицкий «Декабрь» | 1 | 22.12 | |
61. | Внеклассное чтение. П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | 25.12 | |
62. 63. | Г. Скребицкий «Всяк по-своему». | 2 | 27.12 28.12 | |
| III четверть 40 ч | | | |
64. | С. Есенин «Поёт зима – аукает». | 1 | 11.01 | Зимние пейзажи |
65. | С. Есенин «Берёза» | 1 | 12.01 | картинка |
66. | А. С. Пушкин «Зимняя дорога» | 1 | 15.01 | |
67. | Внеклассное чтение. Г. А. Скребицкий “Лесной голосок” | 1 | 17.01 | |
68. | Обобщение по разделу “Зима” | 1 | 18.01 | |
| О животных | 19 ч | | |
69. 70. 71. 72. | Гарин – Михайловский Тёма и Жучка. - Где Жучка? - Неудачная попытка спасти. - Спуск в колодец. -Стыдно бояться. | 4 | 19.01 22.01 24.01 25.01 | иллюстрации |
73. 74. 75. | А. Толстой Желтухин. - Спасение птенца. - Бояться нечего. - Ручной скворец. | 3 | 26.01 29.01 31.01 | |
76. 77. | К. Паустовский Кот ворюга. | 2 | 1.02 2.02 | Сколько воробьёв? отгадай загадки- найди отгадки |
78. 79. 80. 81. | Б. Житков Про обезьянку. -Появление Яшки. -Где Яшка? - Проказы Яшки. - Яшку пришлось отдать. | 4 | 5.02 7.02 8.02 9.02 | Книги Житкова |
82. 83. | Э. Асадов Дачники. | 2 | 12.02 14.02 | Стих. Асадова "Гимн дворняге" |
84. | Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны». | 1 | 15.02 | |
85. | С. Михалков «Будь человеком». | 1 | 16.02 | О пользе муравьёв |
86. | Внеклассное чтение. Паустовский Сборник "Заячьи лапы". | 1 | 19.02 | Учебник 6 класса |
87. | Обобщение по разделу “О животных” | 1 | 21.02 | |
| Весна | 19 ч | | |
88. | Г. Скребицкий«Март». А. Толстой «Вот уж снег…» | 1 | 22.02 | |
89. | Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» | 1 | 26.02 | |
90. 91. 92. | Л. Воронкова «Дорогой подарок» | 3 | 28.02 1.03 2.03 | |
93. | Скребицкий Весна-красна. | 1 | 5.03 | |
94. | Скребицкий Грачи прилетели. Заветный кораблик. | 1 | 7.03 | |
95. 96. | Скребицкий «В весеннем лесу» | 2 | 9.03 12.03 | |
97. 98. | А. Толстой «Весенние ручьи». | 2 | 14.03 15.03 | Книга "Детство Никиты" |
99. | А. С. Пушкин Гонимы вешними лучами. | 1 | 16.03 | |
100. | А. Блок Ворона. | 1. | 19.03 | |
101. | Е. Серова Подснежник. Соколов-Микитов Весна. | 1 | 21.03 | |
102. | И. Бунин Крупный дождь. | 1 | 22.03 | |
103. | Внеклассное чтение. В. Осеева «Синие листья» | 1 | 23.03 | |
IV четверть - 34 ч |
104. | С. Есенин Черёмуха. | 1 | 2.04 | |
105. | Я. Аким Весна, весною, о весне. | 1 | 4.04 | |
106. | Обобщение по разделу “Весна” | 1 | 5.04 | |
| Из прошлого нашего народа | 16 ч | | |
107. 108. 109. | Тихомиров На поле Куликовом. - Москва собирает войско. - Куликовская битва. - Слава героям. | 3 | 6.04 9.04 11.04 | |
110. 111. | Алексеев Рассказы о войне 1812 года. - Бородино. - Ключи. Конец похода. | 2 | 12.04 13.04 | |
112. | Н. Некрасов И снится ей… | 1 | 16.04 | |
113. 114. 115. 116. | А. Куприн Белый пудель. - Маленькая бродячая труппа. - Дача "Дружба". - Работа – выступление. - Каприз Трилли. | 4 | 18.04 19.04 20.04 23.04 | |
117. | Внеклассное чтение. Повесть Куприна "Белый пудель". | 1 | 25.04 | |
118. 119. | Жариков Снега поднимитесь метелью! | 2 | 26.04 27.04 | |
120. 121. | Ю. Коринец У могилы неизвестного солдата. | 2 | 30.04 2.05 | Картина "У могилы неизвестного солдата". |
122. | Обобщение по теме: «Из прошлого нашего народа» | 1 | 3.05 | |
| Из произведений зарубежных писателей. | 15 ч | | |
123. 124. | В. Гюго «Гаврош». | 2 | 4.05 7.05 | |
125. 126. 127. 128. 129. 130. | М. Твен Приключения Тома Сойера. - Пикник. - Заблудились. - Что угрожало детям. - Поиски выхода. - Спасение. | 6 | 10.05 11.05 14.05 16.05 17.05 18.05 | Видео: Приключения Тома Сойера |
131. 132. 133. 134. | Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. - Ленивый Нильс. - Знакомство с гномом. - Заколдованный Нильс. - Путешествие началось. | 4 | 21.05 23.05 24.05 25.05 | Видео: Путешествие Нильса с дикими гусями. |
135. 136. 137. | Г. Х Андерсен Русалочка. | 3 | 28.05 30.05 31.05 | Видео: Русалочка |
Календарно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи
2017-2018 учебный год
6 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Наглядность, литература |
| I четверть Раздел 1. | 32 ч 27 ч | | |
1. | В. Песков. Отечество. | 1 | 4.09 | Альбом «Родина» Книга Митяева «Красная строка» |
2. | М. Ножкин. Россия. | 1 | 5.09 | |
3. | М. Пришвин. Моя Родина. | 1 | 6.09 | |
4. | В. Бианки. Сентябрь. | 1 | 7.09 | |
5. | И. Бунин. «Лес, точно терем расписной…» | 1 | 11.09 | Чайковский «Сентябрь2 Альбом «Времена года» |
6. | Ю. Качаев. Грабитель. | 1 | 12.09 | |
7. 8. | Б. Житков. Белый домик. | 2 | 13.09 14.09 | Книги Б. Житкова |
9. 10. 11. | А. Белорусец. Звонкие ключи. | 3 | 18.09 19.09 20.09 | |
12. 13. 14. | К. Паустовский. Заячьи лапы. | 3 | 21.09 25.09 26.09 | |
15. | И. С. Тургенев Осенний день в берёзовой роще. | 1 | 27.09 | |
16. | Внеклассное чтение. М. Пришвин. Лесной хозяин. | 1 | 28.09 | |
17. 18. | Е. Носов. Хитрюга. | 2 | 2.10 3.10 | |
19. | В. Бианки. Октябрь. | 1 | 4.10 | Чайковский Октябрь |
20 | С. Михалков Будь человеком | 1 | 5.10 | |
21 | Б. Заходер. Петя мечтает. | 1 | 9.10 | |
22 | Д. Биссет. Слон и Муравей. | 1 | 10.10 | |
23. | Д. Биссет. Кузнечик Денди. | 1 | 11.10 | |
24. | Дж. Родари. Как один мальчик играл с палкой. | 1 | 12.10 | |
25. 26. | Дж. Родари. Пуговкин домик. | 2 | 16.10 17.10 | |
27. | Внеклассное чтение. Дж. Родари. Чиполлино | 1 | 18.10 | |
| Раздел II. | 22 ч | | |
28. | Отрывок из былины: «Илья – Муромец и Соловей – разбойник» | 1 | 19.10 | Илл. к былинам Картина «Три богатыря» |
29. | Ф. Глинка Москва | 1 | 23.10 | |
30. | Алексеев. Без Нарвы не видать моря | 1 | 24.10 | Портрет Петра I, Суворова |
31. | Алексеев На берегу Невы | 1 | 25.10 | |
32. | Алексеев. Медаль | 1 | 26.10 | |
II четверть - 31 ч |
33. | Алексеев. Гришенька | 1 | 7.11 | |
34. | Е. Холмогорова. Великодушный русский воин. Серебряный лебедь. | 1 | 8.11 | Портреты Раевского, Кутузова |
35. | Боевое крещение. | 1 | 9.11 | |
36. | День рождения Наполеона | 1 | 13.11 | |
37. | В дни спокойные | 1 | 14.11 | |
38. | В. Бианки Ноябрь | 1 | 15.11 | С. 55 |
39. 40. | Н. Носов Как Незнайка сочинял стихи. | 2 | 16.11 20.11 | иллюстрации |
41. 42. | Е. Пермяк Тайна цены. | 2 | 21.11 22.11 | |
43. | Д. Гальперина Здравствуйте! | 1 | 23.11 | |
44. | А. Никитин Встреча зимы. | 1 | 27.11 | |
45. | А. Дорохов Тёплый снег. | 1 | 28.11 | |
46. | А. Пушкин Вот север, тучи нагоняя. | 1 | 29.11 | |
47. 48. | Д. Хармс «Пушкин» | 2 | 30.11 4.12 | Сказки Пушкина |
49. | Внеклассное чтение. Н.Носов. Незнайка на луне. | 1 | 5.12 | |
| Раздел III | 36 ч | | |
50. 51. 52. 53. | Х. –К. Андерсен. Ель. | 4 | 6.12 7.12 11.12 12.12 | Портрет писателя |
54. 55. | А. Чехов. Ванька. | 2 | 13.12 14.12 | |
56. | И. Никитин «Весело сияет» И. Суриков «Белый снег пушистый» | 1 | 18.12 | |
57. 58. | М. Зощенко Лёля и Минька. Ёлка. | 2 | 19.12 20.12 | |
59. | В. Бианки «Декабрь» | 1 | 21.12 | Картины на тему: «Родная природа» с. 81 |
60. 61. 62. 63. | С. Маршак. 12 месяцев. а) I действие; б) II действие; | 2 2 | 25.12 26.12 27.12 28.12 | 59 – иллюстрация фильма |
| III четверть | 40 ч | | |
64. | Обобщение по теме: «С. Маршак 12 месяцев». | 1 | 11.01 | |
65. | Внеклассное чтение. С. Маршак. Приключения в дороге. | 1 | 15.01 | 59 – иллюстрация мультфильм |
66. | В. Бианки «Январь» | 1 | 16.01 | |
67. | Ю. Дмитриев. Таинственный ночной гость. | 1 | 17.01 | |
68. 69. | Ю. Рытхэу. Пурга. | 2 | 18.01 22.01 | С. 90 |
70. | Х. Андерсен. Снежная королева. - О зеркале и его осколках (глава I) | 1 | 23.01 | |
71. | - Мальчик и девочка (глава II) | 1 | 24.01 | Книга «Как Алёшка жил на Севере», карточки |
72. | - осколки зеркала (глава III ) | 1 | 25.01 | иллюстрации |
73. 74. | - Встреча Кая со Снежной королевой (глава IV) | 2 | 29.01 30.01 | |
75. 76. | - Герда ищет Кая (глава V) | 2 | 31.01 1.02 | |
77. 78. | - Принц и принцесса (глава VI) | 2 | 5.02 6.02 | |
79. | - Маленькая разбойница (глава VII) | 1 | 7.02 | |
80. | - Чертоги Снежной королевы (глава VIII) | 1 | 8.02 | |
81. | Обобщение по сказке Андерсена “Снежная королева” | 1 | 12.02 | мультфильм |
82. | Внеклассное чтение. Сказки Андерсена. | 1 | 13.02 | мультфильмы |
83. | Бианки. Февраль. | 1 | 14.02 | |
84. | С. Смирнов. Первые приметы. | 1 | 15.02 | Листки: «Закончи строки стихотворения» |
85. | Песков. Весна идёт. | 1 | 19.02 | |
| Раздел IV. | 52 ч | | |
86. | М. Пришвин. Жаркий час. | 1 | 20.02 | |
87. 88. | Г. Скребицкий. Весенняя песня. | 2 | 21.02 22.02 | Карточки с заданиями |
89. | А. Толстой. Детство Никиты. | 1 | 26.02 | |
90. | В. Жуковский. Жаворонок. | 1 | 27.02 | Романс М. Глинки |
91. 92. 93. 94. | К. Паустовский. Стальное колечко. | 4 | 28.02 1.03 5.03 6.03 | Иллюстрация «Проверь себя»-листы с вопросами |
95. | Внеклассное чтение. М. М. Пришвин “Кладовая солнца” | 1 | 7.03 | |
96. | В. Бианки. Март. | 1 | 12.03 | Картина Левитана «Март» |
97. | А. Твардовский «Как после мартовских метелей…» | 1 | 13.03 | |
98. | Плещеев. «И вот шатёр свой голубой…» | 1 | 14.03 | |
99. 100. | Астафьев. Злодейка | 2 | 15.03 19.03 | |
101. 102. 103. | Воронина. Рассказы про зверей. | 3 | 20.03 21.03 22.03 | |
IV четверть - 34 ч |
104. 105. 106. | В. Драгунский. Кот в сапогах. | 3 | 2.04 3.04 4.04 | |
107. | Бианки. Апрель. | 1 | 5.04 | С.162 |
108. | Д. Хармс. Заяц и ёж. | 1 | 9.04 | |
109. | Крылов. Зеркало и обезьяна. | 1 | 10.04 | |
110. 111. | Киплинг. Рикки-Тикки-Тави. - Как зверёк оказался в доме человека | 2 | 11.04 12.04 | |
112. 113. | - Враги и друзья Рикки | 2 | 16.04 17.04 | |
114. | - Мужество Рикки | 1 | 18.04 | |
115. | - Бой мангуста с коброй | 1 | 19.04 | карточки |
116. | - Битва с Нагайной | 1 | 23.04 | |
117. 118. | - Большая победа Рикки | 2 | 24.04 25.04 | |
119. | Обобщение по теме: «Киплинг. Рикки-Тикки-Тави». | 1 | 26.04 | |
120. | Внеклассное чтение. Сказки Киплинга. | 1 | 30.04 | презентация |
121. | В. Набоков. Дождь пролетел… | 1 | 2.05 | |
122. 123. 124. 125. | В. Медведев. Звездолёт «Брунька». | 4 | 3.05 7.05 8.05 10.05 | |
126. | Бианки. Май. | 1 | 14.05 | Картины о весне, стихи |
127. | Дудин. Наши песни спеты на войне. | 1 | 15.05 | Грамзапись военных песен, стихи о войне |
128. 129. 130 | К. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. | 3 | 16.05 17.05 21.05 | |
131. 132. 133. | Сент-Экзюпери. Маленький принц. | 3 | 22.05 23.05 24.05 | книга |
134. | В. Астафьев. Зорькина песня. | 1 | 28.05 | |
135. | Рыленков. «Нынче ветер, как мальчишка, весел…» | 1 | 29.05 | |
136 137. | Внеклассное чтение. Сказки Паустовского | 2 | 30.05 31.05 | Растрёпанный воробей |
Календарно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи
на 2017-2018 учебный год
7 класс
№ п/п | Тема уроков I четверть | Кол-во часов 24ч | Сроки | Наглядность, литература. |
| Устное народное творчество | 9ч | | |
1. | Введение. Устное народное творчество. Понятие жанра. | 1 | 4.09 | Картины Васнецова, Сборники загадок, сказок и пословиц. |
2. 3. | Русская народная сказка «Сивка – Бурка» | 2 | 6.09 7.09 | .иллюстрации, схема видов сказок. |
4. | Русская народная сказка «Журавль и цапля» | 1 | 11.09 | иллюстрации, схема видов сказок. |
5. | Русская народная сказка «Умный мужик» | 1 | 13.09 | иллюстрации, схема видов сказок. |
6. | Былина. Три поездки Ильи Муромца. | 1 | 14.09 | Картина Васнецова «Богатыри» |
7. | Народные песни. | 1 | 18.09 | грамзапись |
8. | Пословицы и загадки. | 1 | 20.09 | сборники пословиц и загадок. |
9. | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» | 1 | 21.09 | схема видов сказок, сборники произведений УНТ. |
| 2. Из произведений русской литературы XIX века. | 42ч | | |
10. 11. | А.С. Пушкин. Биография | 2 | 25.09 27.09 | портрет |
12. 13. 14. 15. 16. 17. | А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане. | 6 | 28.09 2.10 4.10 5.10 9.10 11.10 | |
18. | А.С. Пушкин. Зимний вечер. | 1 | 12.10 | иллюстрации |
19. | А.С. Пушкин. У Лукоморья. | 1 | 16.10 | грамзапись. |
20. 21. | Внеклассное чтение. Сказки Пушкина | 2 | 18.10 19.10 | видео |
22. | М.Ю. Лермонтов. Биография. | 1 | 23.10 | портрет. |
23. 24. | М.Ю.Лермонтов. Бородино. | 2 | 25.10 26.10 | картина «Бородинское сражение» |
| II четверть | 21ч | | |
25. | И.А. Крылов. Биография. | 1 | 8.11 | портрет |
26. | И.А.Крылов. Кукушка и петух. | 1 | 9.11 | иллюстрации. Грамзапись. |
27. | И.А.Крылов. Волк и Журавль. | 1 | 13.11 | иллюстрации |
28. | Н.А.Некрасов. Биография. | 1 | 15.11 | портрет |
29. | Н.А.Некрасов. Несжатая полоса. | 1 | 16.11 | иллюстрация |
30. | Н.А.Некрасов. Генерал Топтыгин. | 1 | 20.11 | |
31. | Внеклассное чтение. Некрасов и дети. | 1 | 22.11 | книги Некрасова |
32. | Л.Н.Толстой. Биография. | 1 | 23.11 | портрет |
33. 34. 35. 36 37. 38. | Л.Н.Толстой. Кавказский пленник. | 6 | 27.11 29.11 30.11 4.12 6.12 7.12 | иллюстрации |
39. | Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого Кавказский пленник. | 1 | 11.12 | иллюстрации |
40. | Внеклассное чтение. Рассказы Толстого. | 1 | 13.12 | произведения Толстого |
41. | А.П.Чехов. Биография. | 1 | 14.12 | портрет |
42 43. | А.П.Чехов. Хамелеон. | 2 | 18.12 20.12 | иллюстрации |
44. | Внеклассное чтение. Рассказы Чехова. «Белолобый» | 1 | 21.12 | произведения Чехова. |
45. | В.Г.Короленко. Биография. | 1 | 25.12 | портрет |
46. | В.Г. Короленко. Дети подземелья. Я и мой отец. | 1 | 27.12 | иллюстрации |
47. | В.Г. Короленко. Дети подземелья. Душевные качества главных героев. | 1 | 28.12 | иллюстрации |
| III четверть | 30ч | | |
48. | В.Г. Короленко. Дети подземелья. Роль пейзажа. | 1 | 11.01 | иллюстрации |
49. | В.Г. Короленко. Дети подземелья. Знакомство продолжается. | 1 | 15.01 | иллюстрации |
50. | В.Г. Короленко. Дети подземелья. Осенью. | 1 | 17.01 | иллюстрации |
51. | В.Г. Короленко. Дети подземелья. Кукла. | 1 | 18.01 | иллюстрации |
| 3. Из произведений русской литературы XX века. | 52ч | | |
52. | М.Горький. Биография. | 1 | 22.01 | портрет |
53. 54. 55. | М.Горький. Детство. | 3 | 24.01 25.01 29.02 | |
56. 57. 58. | М.Горький. В Людях. | 3 | 31.01 1.02 5.02 | иллюстрации |
59. | Внеклассное чтение. Повесть «Детство» | 1 | 7.02 | иллюстрации |
60. | М.В.Исаковский. Биография. «Детство» | 1 | 8.02 | портрет |
61. | М.В.Исаковский. Ветер | 1 | 12.02 | |
62. | М.В. Исаковский. Весна. | 1 | 14.02 | |
63. | К.Г.Паустовский. Биография. | 1 | 15.02 | портрет |
64. 65. | К.Г.Паустовский. Последний черт. | 2 | 19.02 21.02 | иллюстрации |
66. | М.М.Зощенко. Биография. | 1 | 22.02 | фотографии |
67. 68. | М.М.Зощенко. Великие путешественники. | 2 | 26.02 28.02 | иллюстрации |
69. | К.М.Симонов. Биография. | 1 | 1.03 | портрет |
70. 71. | К.М.Симонов. Сын Артиллериста. | 2 | 5.03 7.03 | иллюстрации |
72. | Внеклассное чтение. Стихи о войне. | 1 | 12.03 | |
73. 74. | В.П.Катаев. Флаг. | 2 | 14.03 15.03 | портрет |
75. | Н.И.Рыленков. Деревья | 1 | 19.03 | |
76. | Н.И.Рыленков. Весна без вещуньи кукушки… | 1 | 21.03 | |
77. | Н.И.Рыленков. Всё в тающей дымке | 1 | 22.03 | |
| IV четверть | 26 ч | | |
78. | Ю.И.Коваль. Биография. | 1 | 2.04 | портрет |
79. 80. 81. | Ю.И.Коваль. Капитан Клюквин. | 3 | 4.04 5.04 9.04 | портрет |
82. 83. 84. 85. | Ю.И.Коваль. Картофельная собака. | 4 | 11.04 12.04 16.04 18.04 | иллюстрации |
86. 87. 88. 89. | Ю.Я.Яковлев.Биография. Багульник. | 4 | 19.04 23.04 25.04 26.04 | портрет, иллюстрации. |
90. | Внеклассное чтение. Ю.Я.Яковлев. Мальчик с коньками. | 1 | 30.04 | книги Ю.Я. Яковлева. |
91. | Р.П.Погодин. Биография. | 1 | 2.05 | |
92. 93. 94. | Р.П.Погодин. Время говорит – пора. | 3 | 3.05 7.05 10.05 | |
95. 96. 97. | А.Г.Алексин. Биография. Двадцать девятое февраля. | 3 | 14.05 16.05 17.05 | портрет |
98. | К.Я.Ваншенкин. Мальчишка. | 1 | 21.05 | портрет |
99. | К.Я.Ваншенкин. Снежки. | 1 | 23.05 | |
100. | Внеклассное чтение. Произведения XX века. | 1 | 24.05 | книги писателей |
101. | Повторение по теме «Русская литература XIX – XX веков. | 1 | 28.05 | индивидуальные листы тестирования. |
102. 103. | Внеклассное чтение. Чтение периодической печати. | 2 | 30.05 31.05 | газеты и журналы. |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передачи содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, предающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.
Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не понимает смысла произведения, искажает его основное содержание; не знает наизусть стихотворение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Малышева З. Ф.,
Чтение 5 класс, Москва, Просвещение, 2004.
Бгажнокова И. М., Погостина Е. С.,
Чтение 6класс, Москва, Просвещение, 2006.
Аксёнова А.К.,
Чтение 7 класс, Москва, Просвещение, 2006.
ЛИСТ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
37