Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Общество как форма жизнедеятельности человека» в 8- 9 классах составлена на основе методических рекомендаций по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности, Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», включая основные задачи внеурочной деятельности и организационные модели внеурочной деятельности.
Письма Минобрнауки РФ от 13.05.2013 №ИР-352-09 «О направлении программы» и Письмо Минобрнауки РФ от 12.07.2013 №09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе», а также на основе Федерального закона Об образовании в Российской Федерации и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования ( ФГОС общего образования)
Общая недельная нагрузка в 8 классе составляет — 1 час., в 9 классе – 2 часа
Срок реализации программы — 1 год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Мир экономики Выпускник научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Мир социальных отношений
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования. Выпускник получит возможность научиться:
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке информации. Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Культурно-информационная среда общественной жизни Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
Человек в меняющемся обществе Выпускник научится:
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
• критически воспринимать сообщения и рекламу и СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.
Содержание курса внеурочной деятельности 8 класс
Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», « Экономическая сфера», «Социальная сфера», «Политическая сфера», « Человек и его права», «Духовная сфера».
Вводное занятие
Знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию и особенностями
выполнения различных видов заданий.
Тема 1: Общество и человек
Общество, его признаки и строение. Общество в узком и широком смысле. Общество
как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех
сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс
глобализации.
Взаимосвязь природы и общества. Природа как предпосылка выделения человека и
общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса
на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения
окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества.
Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство
и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление
письменности, городов и возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные
и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического
устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и
постиндустриального общества в России.
Социальный прогресс и развитие общества. Социальный прогресс и ускорение
истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного
развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития.
Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в
обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация
революций по масштабу и продолжительности.
Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль
семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой
личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и
духовных ценностей в развитии личности.
Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и
вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей.
Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и
приобщение к духовной культуре
Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное
влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и
социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и
воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Социально-психологический процесс общения. Общение как социальнопсихологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы
общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное.
Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Тема 2: Экономическая сфера
Сущность и структура экономики. Влияние экономики на поведение людей. Основные
ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие
инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие
ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры
экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные
экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной
экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества.
Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в
экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие
о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и
предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и
предложения. Плановая и рыночная экономика.
Рынок, цена и конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков.
Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные
функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения.
Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция.
Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства.
Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя.
Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя.
Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и
профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в
экономике. Проблемы российских «челноков».
Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание
государством общественных институтов. Представление о социальном государстве.
Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов
федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и
юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и
прогрессивный налог.
Бюджет государства и семьи. Бюджет как финансовый документ Составление бюджета.
Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний
государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение.
Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Труд, занятость, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды
вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе.
Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и
масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих
мест, содействие найму, страхование безработицы.
Тема 3: Социальная сфера
Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества.
Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли.
Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и
значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и
знаки отличия.
Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и
дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как
основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология
классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская
интеллигенция и средний класс.
Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение
богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и
«новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как
экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и
порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный
минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в
России.
Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание.
Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан
как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их
историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри
одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения
между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и
военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального
государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических
конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Конфликты в обществе. Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта.
Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее
типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных
конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.
Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл
семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм
семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия
развода, его социальная роль.
Тема 4: Политическая сфера
Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в
качестве политического института общества.
Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки
государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции
государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства:
общие и частные.
Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций.
Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное
государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.
Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления.
Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей
стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной
ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и
смешанная (полупрезидентская).
Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры.
Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник
демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества.
Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства.
Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о
правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты
тоталитарного государства.
Голосование. Выборы. Референдум. Голосование как форма участия граждан в
политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность
электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России.
Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической
жизни.
Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о
политической программе. Одно- и многопартийная система, их особенности,
преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация
политических партий. Роль политических партий в обществе.
Тема 5: Человек и его права
Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права.
Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о
естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания.
Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия
нормативно-правовых актов.
Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и
роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства
в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти.
Структура и функции правоохранительных органов России.
Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой
статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав.
Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их
защита.
Правовые основы брака и семьи. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ.
Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы,
подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака.
Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и
попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Преступление и наказание. Формы совершения преступления: действие и бездействие.
Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины.
Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения
преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность.
Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания.
Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Право и экономика. Имущественные отношения. Принцип равенства участников
гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право
собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое
регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его
регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
Тема 6: Духовная сфера
Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни.
Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода.
Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное
право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения.
Культурная относительность норм.
Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной
культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и
средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и
контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их
поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм,
фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и
верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии.
Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие
о церковном и библейском каноне.
Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного
искусства. Субъекты художественной культуры и де ятели искусства. Инфраструктура
художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения,
предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное
образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование.
Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного
образования. Представление о гражданском
правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность.
Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания.
Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Право и экономика. Имущественные отношения. Принцип равенства участников
гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право
собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое
регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его
регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
Тема: Духовная сфера
Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни.
Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода.
Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное
право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения.
Культурная относительность норм.
Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной
культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и
средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и
контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их
поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм,
фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и
верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии.
Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие
о церковном и библейском каноне.
Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного
искусства. Субъекты художественной культуры и де ятели искусства. Инфраструктура
художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения,
предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное
образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование.
Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного
образования.
Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической
функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты.
Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура,
функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов.
История и разновидности академий
Тестирование в форме ОГЭ
Содержание курса внеурочной деятельности 9 класс
Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право».
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 2. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6. Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Формы организации занятий
- опрос
- тестирование
- практикум
- правовая игра
Календарно - тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Тема раздела, занятия | кол-во час. | дата проведения | примечание |
По плану | фактическая | |
1. | Ознакомление учащихся с Положением о ОГЭ, демоверсией,кодификатором. | 1 | | | |
2-3. | Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни | 2 | | | |
4-7. | Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения. Особенности подросткового возраста | 4 | | | |
8. | Тестовый практикум по теме | 1 | | | |
9-10. | Духовная культура. Наука. Образование | 2 | | | |
11-12. | Религия. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | 2 | | | |
13-14. | Тестовый практикум по теме | 2 | | | |
15-16. | Экономика. Экономические системы. Товар. Производство | 2 | | | |
17-18. | Рынок. Рыночные отношения. | 2 | | | |
19-20. | Экономическая политика государства | 2 | | | |
21. | Тестовый практикум по теме | 1 | | | |
22-23. | Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности и конфликты. | 2 | | | |
24-25. | Нации и межнациональные отношения | 2 | | | |
26. | Тестовый практикум по теме | 1 | | | |
27-28. | Власть. Государство | 2 | | | |
29. | Политические режимы | 1 | | | |
30-31. | Гражданское общество и правовое государство. | 2 | | | |
32. | Тестовый практикум по теме | 1 | | | |
33-34. | Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность. | 2 | | | |
35-37. | Конституция РФ. Основы конституционного строя. | 3 | | | |
38-39. | Права, свободы и обязанности граждан | 2 | | | |
40-41. | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | 2 | | | |
42-43. | Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей | 2 | | | |
44-45. | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. | 2 | | | |
46-47. | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних | 2 | | | |
48-50. | Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 3 | | | |
51-52. | Практикум по решению заданий с диаграммами. | 2 | | | |
53-54. | Практикум по решению заданий на анализ двух суждений | 2 | | | |
55-58. | Общий практикум по выполнению заданий части 2 | 4 | | | |
59-62. | Обучающий практикум по выполнению заданий части 2 | 4 | | | |
63-67. | Итоговая предэкзаменационная работа | 5 | | | |
68. | Итоговое занятие | 1 | | | |
Календарно - тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Тема раздела, занятия | кол-во час. | дата проведения | примечание |
По плану | фактическая | |
1. | Вводное занятие | 1 | | | |
| Тема 1. «Человек и общество» | 4 | | | |
2-3. | Общество, его признаки и строение. Взаимосвязь природы и общества. Типология общества. Социальный прогресс и развитие общества. | 2 | | | |
4. | Личность и социальная среда. Потребности человека. Социализация и воспитание. | 1 | | | |
5. | Социально-психологический процесс общения. | 1 | | | |
| Тема 2: «Экономическая сфера» | 7 | | | |
6-7. | Сущность и структура экономики. Товар и деньги. | 2 | | | |
8-9. | Спрос и предложение Рынок, цена и конкуренция | 2 | | | |
10-11. | Предпринимательство. Роль государства в экономике Бюджет государства и семьи | 2 | | | |
12. | Труд, занятость, безработица | 1 | | | |
| Тема 3. «Социальная сфера» | 5 | | | |
13. | Социальная структура. Социальная стратификация. Богатые и бедные | 1 | | | |
14. | Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения | 1 | | | |
15-16. | Конфликты в обществе Семья | 2 | | | |
17. | Тренировочное тестирование по теме «Социальная сфера» | 1 | | | |
| Тема 4. «Политическая сфера» | 7 | | | |
18-19. | Власть. Государство Национально-государственное устройство | 2 | | | |
20-21. | Формы правления Политические режимы | 2 | | | |
22. | Гражданское общество и правовое государство | 1 | | | |
23-24. | Голосование, выборы, референдум Политические партии | 2 | | | |
| Тема 5. «Человек и его права» | 5 | | | |
25. | Право. Закон и власть Конституция | 1 | | | |
26. | Право и имущественные отношения Потребитель и его права | 1 | | | |
27. | Труд и право Семья и право. Права ребенка | 1 | | | |
28. | Правонарушения и виды юридической ответственности | 1 | | | |
29. | Тренировочное тестирование по теме «Человек и его права» | 1 | | | |
| Тема 6. «Духовная сфера» | 5 | | | |
30-31. | Культурные нормы. Формы культуры Религия. Искусство. | 2 | | | |
32. | Образование. Наука | 1 | | | |
33. | Тренировочное тестирование по теме «Духовная сфера» | 1 | | | |
34. | Итоговое занятие | 1 | | | |