СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Общество как форма жизнедеятельности людей" для 8 - 9 классов, рассчитана на 34 часа в год в 8 классе и 68 часов в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности»

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Общество как форма жизнедеятельности человека» в 8- 9 классах составлена на основе методических рекомендаций по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности, Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», включая основные задачи внеурочной деятельности и организационные модели внеурочной деятельности.

Письма Минобрнауки РФ от 13.05.2013 №ИР-352-09 «О направлении программы» и Письмо Минобрнауки РФ от 12.07.2013 №09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе», а также на основе Федерального закона Об образовании в Российской Федерации и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования ( ФГОС общего образования)



Общая недельная нагрузка в 8 классе составляет — 1 час., в 9 классе – 2 часа

Срок реализации программы — 1 год.

























Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Регулирование поведения людей в обществе

Выпускник научится:

• использовать накопленные знания об основных социаль­ных нормах и правилах регулирования общественных отноше­ний, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ро­лей нравственного человека и достойного гражданина;

• на основе полученных знаний о социальных нормах вы­бирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, ос­нованного на уважении к закону и правопорядку;

• критически осмысливать информацию правового и мо­рально-нравственного характера, полученную из разнообраз­ных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования спо­собности к личному самоопределению в системе морали и важ­нейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать элементы причинно-следственного ана­лиза для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

оценивать сущность и значение правопорядка и закон­ности, собственный вклад в их становление и развитие.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

• на основе полученных знаний о правовых нормах вы­бирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, ос­нованного на уважении к закону и правопорядку;

• характеризовать и иллюстрировать примерами установ­ленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответствен­ность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собст­венности и разрешения гражданско-правовых споров;

• анализировать несложные практические ситуации, свя­занные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять при­знаки правонарушения, проступка, преступления;

• объяснять на конкретных примерах особенности право­вого положения и юридической ответственности несовершен­нолетних;

• находить, извлекать и осмысливать информацию право­вого характера, полученную из доступных источников, систе­матизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного пове­дения и поступков других людей с нормами поведения, уста­новленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать сущность и значение правопорядка и за­конности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

осознанно содействовать защите правопорядка в об­ществе правовыми способами и средствами;

использовать знания и умения для формирования спо­собности к личному самоопределению, самореализации, са­моконтролю.

Мир экономики Выпускник научится:

• понимать и правильно использовать основные экономи­ческие термины;

• распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

• объяснять механизм рыночного регулирования экономи­ки и характеризовать роль государства в регулировании эконо­мики;

• характеризовать функции денег в экономике;

• анализировать несложные статистические данные, отра­жающие экономические явления и процессы;

• получать социальную информацию об экономической жиз­ни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные сужде­ния, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный соци­альный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать тенденции экономических изменений в на­шем обществе;

анализировать с опорой на полученные знания неслож­ную экономическую информацию, получаемую из неадапти­рованных источников;

выполнять несложные практические задания, осно­ванные на ситуациях, связанных с описанием состояния рос­сийской экономики.

Человек в экономических отношениях

Выпускник научится:

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики эко­номики семьи;

• использовать статистические данные, отражающие эко­номические изменения в обществе;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опи­рающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономиче­ские знания;

характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

анализировать с позиций обществознания сложившие­ся практики и модели поведения потребителя;

решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономиче­ской сфере деятельности человека;

выполнять несложные практические задания, осно­ванные на ситуациях, связанных с описанием состояния рос­сийской экономики.

Мир социальных отношений

Выпускник научится:

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современ­ного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

• характеризовать основные социальные группы россий­ского общества, распознавать их сущностные признаки;

• характеризовать ведущие направления социальной поли­тики российского государства;

• давать оценку с позиций общественного прогресса тен­денциям социальных изменений в нашем обществе, аргумен­тировать свою позицию;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• извлекать из педагогически адаптированного текста, со­ставленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;

• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социаль­ный состав и социальную динамику общества;

• проводить несложные социологические исследования. Выпускник получит возможность научиться:

использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;

адекватно понимать информацию, относящуюся к со­циальной сфере общества, получаемую из различных источ­ников.

Политическая жизнь общества

Выпускник научится:

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

• правильно определять инстанцию (государственный ор­ган), в которую следует обратиться для разрешения той или ти­пичной социальной ситуации;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, кон­кретизировать их на примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

• различать факты и мнения в потоке информации. Выпускник получит возможность научиться:

осознавать значение гражданской активности и па­триотической позиции в укреплении нашего государства;

соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Культурно-информационная среда общественной жизни Выпускник научится:

• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;

• распознавать и различать явления духовной культуры;

• описывать различные средства массовой информации;

• находить и извлекать социальную информацию о дости­жениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать соб­ственное отношение.

Выпускник получит возможность научиться:

описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

осуществлять рефлексию своих ценностей.

Человек в меняющемся обществе Выпускник научится:

• характеризовать явление ускорения социального развития;

• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

• описывать многообразие профессий в современном мире;

• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;

• извлекать социальную информацию из доступных источ­ников;

• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Выпускник получит возможность научиться:

критически воспринимать сообщения и рекламу и СМИ и Интернете о таких направлениях массовой куль­туры, как шоу-бизнес и мода;

оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;

выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.
















































Содержание курса внеурочной деятельности 8 класс

Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», « Экономическая сфера», «Социальная сфера», «Политическая сфера», « Человек и его права», «Духовная сфера».

Вводное занятие
Знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию и особенностями
выполнения различных видов заданий.
Тема 1: Общество и человек
Общество, его признаки и строение. Общество в узком и широком смысле. Общество
как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех
сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс
глобализации.
Взаимосвязь природы и общества. Природа как предпосылка выделения человека и
общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса
на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения
окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества.
Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство
и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление
письменности, городов и возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные
и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического
устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и
постиндустриального общества в России.
Социальный прогресс и развитие общества. Социальный прогресс и ускорение
истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного
развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития.
Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в
обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация
революций по масштабу и продолжительности.
Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль
семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой
личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и
духовных ценностей в развитии личности.
Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и
вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей.
Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и
приобщение к духовной культуре
Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное
влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и
социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и
воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Социально-психологический процесс общения. Общение как социальнопсихологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы
общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное.
Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Тема 2: Экономическая сфера
Сущность и структура экономики. Влияние экономики на поведение людей. Основные
ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие
инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие
ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры
экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные
экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной
экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества.
Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в
экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие
о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и
предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и
предложения. Плановая и рыночная экономика.
Рынок, цена и конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков.
Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные
функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения.
Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция.
Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства.
Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя.
Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя.
Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и
профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в
экономике. Проблемы российских «челноков».
Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание
государством общественных институтов. Представление о социальном государстве.
Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов
федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и
юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и
прогрессивный налог.
Бюджет государства и семьи. Бюджет как финансовый документ Составление бюджета.
Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний
государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение.
Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Труд, занятость, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды
вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе.
Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и
масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих
мест, содействие найму, страхование безработицы.
Тема 3: Социальная сфера
Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества.
Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли.
Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и
значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и
знаки отличия.
Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и
дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как
основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология
классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская
интеллигенция и средний класс.
Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение
богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и
«новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как
экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и
порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный
минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в
России.
Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание.
Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан
как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их
историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри
одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения
между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и
военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального
государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических
конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Конфликты в обществе. Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта.
Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее
типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных
конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.
Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл
семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм
семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия
развода, его социальная роль.
Тема 4: Политическая сфера
Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в
качестве политического института общества.
Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки
государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции
государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства:
общие и частные.
Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций.
Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное
государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.
Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления.
Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей
стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной
ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и
смешанная (полупрезидентская).
Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры.
Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник
демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества.
Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства.
Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о
правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты
тоталитарного государства.
Голосование. Выборы. Референдум. Голосование как форма участия граждан в
политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность
электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России.
Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической
жизни.
Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о
политической программе. Одно- и многопартийная система, их особенности,
преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация
политических партий. Роль политических партий в обществе.
Тема 5: Человек и его права
Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права.
Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о
естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания.
Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия
нормативно-правовых актов.
Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и
роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства
в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти.
Структура и функции правоохранительных органов России.
Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой
статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав.
Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их
защита.
Правовые основы брака и семьи. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ.
Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы,
подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака.
Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и
попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Преступление и наказание. Формы совершения преступления: действие и бездействие.
Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины.
Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения
преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность.
Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания.
Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Право и экономика. Имущественные отношения. Принцип равенства участников
гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право
собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое
регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его
регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
Тема 6: Духовная сфера
Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни.
Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода.
Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное
право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения.
Культурная относительность норм.
Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной
культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и
средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и
контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их
поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм,
фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и
верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии.
Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие
о церковном и библейском каноне.
Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного
искусства. Субъекты художественной культуры и де ятели искусства. Инфраструктура
художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения,
предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное
образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование.
Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного
образования. Представление о гражданском
правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность.
Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания.
Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Право и экономика. Имущественные отношения. Принцип равенства участников
гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право
собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое
регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его
регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.

Тема: Духовная сфера
Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни.
Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода.
Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное
право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения.
Культурная относительность норм.
Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной
культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и
средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и
контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их
поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм,
фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и
верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии.
Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие
о церковном и библейском каноне.
Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного
искусства. Субъекты художественной культуры и де ятели искусства. Инфраструктура
художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения,
предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное
образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование.
Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного
образования.
Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической
функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты.
Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура,
функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов.
История и разновидности академий
Тестирование в форме ОГЭ























Содержание курса внеурочной деятельности 9 класс

Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право».

Тема 1. Человек и общество.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).  Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Тема 2. Сфера духовной культуры.

Сфера духовной культуры и ее особенности.  Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.  Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Тема 3. Экономика.

Экономика, ее роль в жизни общества.  Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля.  Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.  Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.  Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.

Тема 4. Социальная сфера

Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.

Тема 5. Сфера политики и социального управления

 Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни.  Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.

Тема 6. Право.

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.  Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.



















Формы организации занятий

- опрос

- тестирование

- практикум

- правовая игра













































Календарно - тематическое планирование 9 класс



п/п

Тема раздела, занятия

кол-во час.

дата проведения

примечание

По плану

фактическая


1.

Ознакомление учащихся с Положением о ОГЭ, демоверсией,кодификатором.

1




2-3.

Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни

2




4-7.

Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения. Особенности подросткового возраста

4




8.

Тестовый практикум по теме

1




9-10.

Духовная культура. Наука. Образование

2




11-12.

Религия. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

2




13-14.

Тестовый практикум по теме

2




15-16.

Экономика. Экономические системы. Товар. Производство

2




17-18.

Рынок. Рыночные отношения.

2




19-20.

Экономическая политика государства

2




21.

Тестовый практикум по теме

1




22-23.

Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности  и конфликты.

2




24-25.

Нации и межнациональные отношения

2




26.

Тестовый практикум по теме

1




27-28.

Власть. Государство

2




29.

Политические режимы

1




30-31.

Гражданское общество и правовое государство.

2




32.

Тестовый практикум по теме

1




33-34.

Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность.

2




35-37.

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

3




38-39.

Права, свободы и обязанности граждан

2




40-41.

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

2




42-43.

Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей

2




44-45.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

2




46-47.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

2




48-50.

Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.


3




51-52.

Практикум по решению заданий с диаграммами.

2




53-54.

Практикум по решению заданий на анализ двух суждений

2




55-58.

Общий практикум по выполнению заданий части 2

4




59-62.

Обучающий практикум по выполнению заданий части 2

4




63-67.

Итоговая предэкзаменационная работа

5




68.

Итоговое занятие

1












Календарно - тематическое планирование 8 класс



п/п

Тема раздела, занятия

кол-во час.

дата проведения

примечание

По плану

фактическая


1.

Вводное занятие

1





Тема 1. «Человек и общество»

4




2-3.

Общество, его признаки и строение. Взаимосвязь
природы и общества.
Типология общества. Социальный прогресс и
развитие общества.

2




4.

Личность и социальная среда. Потребности человека.
Социализация и воспитание.

1




5.

Социально-психологический процесс общения.

1





Тема 2: «Экономическая сфера»

7




6-7.

Сущность и структура экономики.
Товар и деньги.

2




8-9.

Спрос и предложение
Рынок, цена и конкуренция

2




10-11.

Предпринимательство. Роль государства в экономике
Бюджет государства и семьи

2




12.

Труд, занятость, безработица

1





Тема 3. «Социальная сфера»

5




13.

Социальная структура. Социальная стратификация.
Богатые и бедные

1




14.

Этнос: нации и народности. Межнациональные
отношения

1




15-16.

Конфликты в обществе
Семья

2




17.

Тренировочное тестирование по теме «Социальная
сфера»

1





Тема 4. «Политическая сфера»

7




18-19.

Власть. Государство
Национально-государственное устройство

2




20-21.

Формы правления
Политические режимы

2




22.

Гражданское общество и правовое государство

1




23-24.

Голосование, выборы, референдум
Политические партии

2





Тема 5. «Человек и его права»

5




25.

Право. Закон и власть
Конституция

1




26.

Право и имущественные отношения
Потребитель и его права

1




27.

Труд и право
Семья и право. Права ребенка

1




28.

Правонарушения и виды юридической
ответственности

1




29.

Тренировочное тестирование по теме «Человек и его
права»

1





Тема 6. «Духовная сфера»

5




30-31.

Культурные нормы. Формы культуры
Религия. Искусство.

2




32.

Образование. Наука

1




33.

Тренировочное тестирование по теме «Духовная
сфера»

1




34.

Итоговое занятие

1











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!