МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на ШМО. УТВЕРЖДАЮ.
Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г. Директор школы
_______________
СОГЛАСОВАНО. М.В. Колпачкова
Зам. директора по ВР «___» ___ 20 ___ г.
__________________
Н.А. Гвозденкова
«___» ___ 20 ___ г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Что такое хорошо и что такое плохо»
(духовно - нравственное направление)
4 класс
на 2019- 2020 учебный год
Руководитель: Медведева Н.В.
учитель начальных классов,
первая кв. категория
Перенка, 2019
Пояснительная записка
Актуальность. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Смоленской области остается высоким удельный вес подростковой преступности, в 2009 году он составил 6,2 процента от общего числа преступлений, совершенных в Смоленской области (в 2008 году - 6,8 процента, по России - 5,7 процента, по Центральному федеральному округу - 4,6 процента).
Растет число безнадзорных детей. В 2009 году органами внутренних дел было выявлено 224 безнадзорных несовершеннолетних (в 2008 году - 193), 4 беспризорных (в 2008 году - 8), 208 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в 2008 году - 206), из которых 90 совершили правонарушения или антиобщественные действия (в 2008 году - 101).
В концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. При её реализации будут использованы современные педагогические технологии.
Цель программы – воспитание духовно – нравственной личности ребёнка через систему ценностно – ориентированных занятий.
Задачи программы:
сформировать систему нравственных ценностей;
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
формировать экологически воспитанную личность;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
формировать интерес к чтению художественной литературы;
развивать познавательную активность;
развивать творческие способности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 10 лет
2016-2017 – 1 класс
2017-2018 – 2 класс
2018-2019– 3 класс
2019-2020 – 4 класс
Краткое обоснование ценностных ориентиров. Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни необходимо осуществлять в младшем школьном возрасте.
Общая характеристика курса
№ п/п | Перечень разделов, тем программы | Общее количество часов | в том числе |
теории | практики |
1. | Я и школа | 1 | 1 | |
2. | Я и окружающие | 17 | 5 | 12 |
3. | Я и семья | 2 | 1 | 1 |
4. | Я и природа | 6 | 1 | 5 |
5. | Я и книга | 3 | 1 | 2 |
6. | Я и здоровье | 4 | 1 | 3 |
7. | Я и животные | 1 | 1 | |
| Итого | 34 | | |
Перечень нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в редакции от 24.11.2015 года №81);
Режим занятий – 1час в неделю.
Формы занятий: беседы, познавательные игры и викторины, экскурсии, аукцион ценностей, практические работы, наблюдения, просмотр видеофильмов, исследовательская работа, учебный проект.
Планируемые результаты
Личностные результаты
1 уровень приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
2 уровень получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
3 уровень получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Познавательные УУД
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Мониторинговая карта
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки проведения |
Личностные результаты: ценностно-смысловые установки учащихся | Прогнозируемый воспитательный результат – знают о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе. (1 уровень) | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; -диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. | май |
позитивное отношение к базовым ценностям общества, соблюдение моральных норм и правил поведения. (2 уровень) | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Наблюдения педагогов и родителей. | май |
делятся положительным опытом самостоятельного общественного действия, приемлемыми моделями поведения с другими участниками образовательного процесса (младшими школьниками, родителями) (3 уровень) | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. | май |
Воспитательный эффект | Формирование духовно – нравственной личности ребёнка через систему нравственных ценнстей. | |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию | «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс). Выделение существенных признаков (2 класс). Логические закономерности (3 класс). Исследование словесно - логического мышления (4 класс). | май |
Прогнозируемый эффект | Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции, добывать и перерабатывать новые знания | |
| Регулятивные УУД: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» «Рисование по точкам (1 класс) Корректурная проба (2- 4 класс) | май |
Прогнозируемый эффект | Умение адекватно самостоятельно оценивать и корректировать правильность выполнения действия | | |
| Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; | Методика «Рукавичка» (1 класс) «Дорога к дому» (2-3класс) Методика «Кто прав?» (4 класс) | май |
Прогнозируемый эффект | Умение формулировать и отстаивать собственное мнение, работать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; | |
Содержание изучаемого курса
Я и школа - 1ч
С Днём Знаний!
Я и окружающие - 17 ч
Расскажи нам о себе. И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе… Как выбирать друзей. Накануне Новогодних праздников. О рыцарстве. День рождения старой ели. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. На экономической волне. Приглашение к разговору. Игры в самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды… Покуда сердца стучатся…
Я и семья - 2 ч
Семейный калейдоскоп. Наши бабушки.
Я и природа - 6 ч
Осенняя сказка. Экологическая карусель. Станем друзьями природы. Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает… Здравствуй, первый листок.
Я и книга - 3 ч
Берегите книгу. Сказки Г.-Х. Андерсена. Сказочная путаница.
Я и здоровье - 4 ч
Мы – за здоровый образ жизни! О режиме дня. Будь здоров! Секреты здоровья.
Я и животные - 1ч
Кошки
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Что такое хорошо и что такое плохо»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
1. | Я и школа – 1ч С Днём Знаний! | 1 | 03.09 | |
2. | Я и природа – 1ч Осенняя сказка Конкурс рисунков | 1 | 10.09 | |
3. | Я и окружающие – 1ч Расскажи нам о себе. Активная беседа | 1 | 17.09 | |
4. | Я и семья – 1ч Семейный калейдоскоп. Аукцион ценностей | 1 | 24.09 | |
5. | Я и окружающие – 3ч И это тоже я! | 1 | 01.09 | |
6. | О профессиях и трудолюбии. Познавательная игра. | 1 | 08.10 | |
7. | В который раз о дружбе…Активная беседа | 1 | 15.10 | |
8. | Я и здоровье – 1ч Мы – за здоровый образ жизни! Эстафета | 1 | 22.10 | |
9. | Я и окружающие – 1ч Как выбирать друзей. Активная беседа | 1 | 29.10 | |
10. | Я и здоровье – 1ч О режиме дня. Мини-проект. | 1 | 12.11 | |
11. | Я и природа – 1ч Экологическая карусель. Викторина | 1 | 19.11 | |
12. | Я и окружающие – 1ч Накануне Новогодних праздников. | 1 | 26.11 | |
13. | Я и книга – 1ч Берегите книгу. Практическое занятие | 1 | 03.12 | |
14. | Я и окружающие – 2ч О рыцарстве. Аукцион ценностей | 1 | 10.12 | |
15. | День рождения старой ели. Конкурс рисунков | 1 | 17.12 | |
16. | Я и здоровье – 1ч Будь здоров! Эстафета | 1 | 24.12 | |
17. | Я и природа – 1ч Станем друзьями природы. Просмотр видеофильма | 1 | 14.01 | |
18. | Я и окружающие – 2ч О совести. Активная беседа | 1 | 21.01 | |
19. | Учимся быть щедрыми. | 1 | 28.01 | |
20. | Я и природа – 1ч Путешествие капельки. Просмотр видеофильма | 1 | 04.02 | |
21. | Я и окружающие – 2ч Настроение. | 1 | 11.02 | |
22. | На экономической волне. | 1 | 18.02 | |
23. | Я и здоровье – 1ч Секреты здоровья. | 1 | 25.02 | |
24. | Я и животные – 1ч Кошки. Просмотр видеофильма | 1 | 03.03 | |
25. | Я и окружающие – 1ч Приглашение к разговору. Активная беседа | 1 | 10.03 | |
26. | Я и природа – 1ч Полюбуйся, весна наступает…Мини-проект | 1 | 17.03 | |
27. | Я и семья – 1ч Наши бабушки. Аукцион ценностей | 1 | 07.04 | |
28. | Я и окружающие – 1ч Игры в самих себя. | 1 | 14.04 | |
29. | Я и книга – 1ч Сказки Г.-Х. Андерсена. | 1 | 21.04 | |
30. | Я и окружающие – 1ч Учимся шутить. | 1 | 28.04 | |
31. | Я и книга – 1ч Сказочная путаница. Викторина | 1 | 12.05 | |
32. | Я и природа – 1ч Здравствуй, первый листок. | 1 | 19.05 | |
33. | Я и окружающие – 1ч Живи, не требуя награды… Аукцион ценностей | 1 | 26.05 | |
34. | Я и окружающие – 1ч Покуда сердца стучатся… | |
| Итого | 34 | |
Методическое обеспечение
Информационное обеспечение:
Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 2класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 3класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 4класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
Алгоритмы деятельности: учёт особенностей учащихся класса, подготовка диагностических карточек, наглядного материала, раздаточного материала, диагностических методик.
Контрольно-измерительные материалы: тест
Список учащихся
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________