СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Общеинтеллектуальное направление» «Практические задачи по математике» 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Практические задачи по математике» реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общеинтеллектуальное направление». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Программа адресована учащимся 6 классов и рассчитана на 70 часов. Периодичность занятий - 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Общеинтеллектуальное направление» «Практические задачи по математике» 6 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области












Рабочая программа

внеурочной деятельности по направлению

«Общеинтеллектуальное направление»

«Практические задачи по математике»

для 6 класса на 2018-2019 учебный год.










Составитель-

учитель математики

Барыбина Н.А.



Рабочая программа «Практические задачи по математике» реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общеинтеллектуальное направление». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Программа адресована учащимся 6 классов и рассчитана на 70 часов. Периодичность занятий - 2 часа в неделю.

I. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

личностные:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; целостное мировоззрение, соответствующее совре­менному уровню развития науки и общества;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

  • способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать геометрические модели;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации.

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

  • понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

познавательные УУД:

  • анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

  • находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

  • классифицировать объекты по заданным критериям;

  • выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

  • формулировать проблему;

  • строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

  • строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

  • выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;

  • различать обоснованные и необоснованные суждения;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций, умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;

умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, представлять ее в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;


II. Содержание программы

Основное содержание обучения в программе курса представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными». У учащихся формируются общие представления о геометрических фигурах, умения их распознавать, называть, изображать, измерять. Это готовит их к изучению систематического курса алгебры и геометрии в 7 классе. При изучении этого курса ученики используют наблюдение, конструирование, геометрический эксперимент.

Числа и величины

Знакомство с римской письменной нумерацией.Числовые равенства и неравенства.Первичные представления о числовых последовательностях.

Величины и их измерение

Единица массы – килограмм. Измерение массы. Единица массы – центнер. Соотношение между центнером и килограммом (1 ц = 100 кг). Единицы времени: час, минута, сутки, неделя и соотношение между ними. Изменяющиеся единицы времени: месяц, год и возможные варианты их соотношения с сутками. Календарь. Единица времени – век. Соотношение между веком и годом (1 век = 100 лет).

Арифметические действия

Числовое выражение и его значение. Устное сложение, вычитание, умножение и деление чисел чисел . Разностное сравнение чисел. Связь между компонентами и результатом действия (сложения , вычитания, умножения, деления). Уравнение как форма записи действия с неизвестным компонентом.

Решение текстовых задач

Арифметическая текстовая (сюжетная) задача как особый вид математического задания. Простая задача. Составная задача. Понятие об обратной задаче. Моделирование и решение сюжетных задач с помощью уравнений. Использование графического моделирования при решении задач. Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением.

Умение планировать бюджет

Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным.

Геометрические фигуры

Бесконечность прямой. Луч как полупрямая. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Углы в многоугольнике. Прямоугольник. Квадрат как частный случай прямоугольника. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение окружности (круга) с помощью циркуля. Использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Вычисление периметра квадрата и прямоугольника. Изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге. Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные.Задачи на разрезание и составление геометрических фигур. Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов. Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника. Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

Геометрические величины

Единица длины, площади. Соотношения между величинами.

Работа с геометрическими данными

Вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли; выполнять вычисления с реальными данными; проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты; выполнять проекты по всем темам данного курса; моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку.

Диаграммы Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным; выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ; строить речевые конструкции. Изображение данных с помощью диаграмм. Использование диаграмм сравнения для решения задач на кратное или разностное сравнение.

Элементы алгебры

Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.

Решение логических задач

Знакомство с комбинаторными и логическими задачами. Текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.

Алгебраический, геометрический, табличный, схематический способы решения задач.


III. Тематическое планирование

п/п

Темы

Кол-во

часов

1

Числа и величины

2

2

Величины и их измерение

2

3

Арифметические действия

4

4

Решение текстовых задач

12

5

Умение планировать бюджет

3

6

Геометрические фигуры

14

7

Геометрические величины

2

8

Работа с геометрическими данными

7

9

Диаграммы

4

10

Элементы алгебры

12

11

Решение логических задач

8

Итого


70



Календарно-тематическое планирование курса «Практические задачи по математике» для 6 класса



Дата

план

Дата

факт

урока

Тема урока




1

Числа и величины




2

Числа и величины




3

Величины и их измерение




4

Величины и их измерение




5

Арифметические действия




6

Арифметические действия




7

Арифметические действия




8

Арифметические действия




9

Решение текстовых задач




10

Решение текстовых задач




11

Решение текстовых задач




12

Решение текстовых задач




13

Решение текстовых задач




14

Решение практических задач




15

Решение практических задач




16

Решение практических задач




17

Решение практических задач




18

Решение практических задач




19

Решение практических задач




20

Решение практических задач




21

Умение планировать бюджет




22

Умение планировать бюджет




23

Умение планировать бюджет




24

Геометрические фигуры Бесконечность прямой. Луч как полупрямая




25

Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Углы в многоугольнике.




26

Прямоугольник. Квадрат.




27

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).




28

Построение окружности (круга) с помощью циркуля.




29

Использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному.




30

Длина ломаной. Периметр многоугольника. Вычисление периметра квадрата и прямоугольника.




31

Изображение геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге.




32

Виды треугольников.




33

Задачи на разрезание и составление геометрических фигур.




34

Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба.




35

Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов.




36

Разбивка и составление фигур.




37

Знакомство с некоторыми многогранниками и телами вращения




38

Геометрические величины




39

Геометрические величины




40

Работа с геометрическими данными




41

Работа с геометрическими данными




42

Работа с геометрическими данными




43

Работа с геометрическими данными




44

Работа с геометрическими данными




45

Работа с геометрическими данными




46

Работа с геометрическими данными




47

Диаграммы




48

Диаграммы




49

Диаграммы




50

Диаграммы




51

Буквенное выражение . Нахождение значения буквенного выражения .




52

Нахождение значения буквенного выражения




53

Нахождение значения буквенного выражения




54

Нахождение значения буквенного выражения




55

Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения.




56

Способы решения уравнений.




57

Способы решения уравнений.




58

Решение уравнений




59

Решение уравнений




60

Решение уравнений




61

Решение уравнений




62

Решение уравнений




63

Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.




64

Решение логических задач




65

Решение логических задач




66

Решение логических задач




67

Решение логических задач




68

Олимпиадные задания




69

Олимпиадные задания




70

Итоговое занятие «Смотр знаний»



Литература

  1. Выговская В.В Математика. Сборник практич. задач по математике. 6кл._ _2012

  2. Минаева С.С Дроби и проценты. 5-7 кл._ _2012

  3. Шевкин А.В_Текстовые задачи по математике. 5-6кл._ 2011

  4. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. Журнал “Математика в школе”, №7, 2006.

  5. Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. Наглядная геометрия. 5 класс: приложение к учебному пособию, 2006.

  6. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт:

  7. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 189 с.

  8. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с

Медиаресурсы:

  1. http://www.math-on-line.com - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

  2. http://rumultik.ru/zanimatelnaya_geometriya/ - Занимательные уроки: Занимательная геометрия.

  3. http://www.slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!