СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны текста", 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Тайны текста»  предназначена для обучающихся 5 класса  рассчитана на 35 часов в год (1 раз в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны текста", 5 класс»

Аннотация

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе «Тайны текста» на уровне основного общего образования составлена на основе следующих документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с последующими изменениями от 29 декабря 2014 года, от 31 декабря 2015 года (далее- ФГОС СОО);

  • Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Положения о рабочей программе МОУ «Лицей №12»;

  • Учебного плана МОУ «Лицей №12».

Цель курса:

1. Формирование культурных потребностей, развитие навыков сотрудничества; воспитание уважения и любви к родному языку, личностно – нравственных качеств.

2. Развитие умения ставить цели и осуществлять поиски путей их достижения; навыков контроля и оценки; овладение навыками логического и образного мышления.

3. Формирование навыков лингвистического анализа текста через определение и осознание значимости родного языка для личностного развития; умения работать с разнообразными текстами; вовлечение в творческую деятельность.



Задачи курса:

- развивать коммуникативные способности и творческие навыки учащихся;

- способствовать развитию мышления и речи учащихся;

- прививать интерес к изучению русской словесности;

- выявлять одарённых обучающихся.

Актуальность введения данного курса продиктована, во-первых, тем, что необходимо развивать не только языковую и лингвистическую компетенции, но и коммуникативную, а следовательно, формировать умения полноценного общения. Во-вторых, приобщать через изучение словесности к ценностям национальной культуры и языка. В-третьих, важно оживить интерес учащихся к процессу обучения, демонстрируя межпредметные связи наук гуманитарного цикла.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Тайны текста» рассчитана на 35 часов в год (1 раз в неделю).



Планируемые результаты.

  1. Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной

деятельности и её мотивом; самоопределение; нравственно – этическое оценивание.

2. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы, поиск и выделение информации, выдвижение гипотез и их обоснование; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

3. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, волевая саморегуляция;

4. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Содержание курса.

Вводное занятие. Цели и задачи курса.

Лингвистика как наука о языке, загадки лингвистики. Анализ текста, содержащего языковые загадки. Тема, основная мысль, лирический герой, изобразительно – выразительные средства как ступеньки к открытию «тайн» текста.


Лингвистический анализ поэтического текста.

Особенности изображения природы. Образ берёзы и средства его создания. Олицетворение как основной художественный приём. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Лирический герой и мир природы. Своеобразие метафор и сравнений. Любовь к родному краю. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях. Особенности художественной образности. Чтение и анализ стихотворений.


Загадки.

Загадка как метафора, вид словесной игры. Типы загадок: прямые, загадки – обманки, загадки на образное мышление, математические, логические, юмористические. Отгадывание загадок. Составление собственных загадок по аналогии.


Пословицы, поговорки, скороговорки.

Пословицы и поговорки как воплощение житейской мудрости. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Литературная игра по пословицам и поговоркам.


Небылицы.

Художественный вымысел и принцип обратного отражения мира в небылицах. Небылицы – перевёртыши. Анализ небылиц. Чтение в разном темпе. Сочинение небылиц.


Решение коммуникативных задач на основе речевых ситуаций.

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Коммуникативное намерение и способы его выражения в речевых сигналах: интонационном оформлении фразы, жестомимическом сопровождении стихотворения, контекстном окружении фразы. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных речевых ситуациях. Практическое решение коммуникативных задач.


Стилизация текста.

Стилизация текста как вид подражания. Манера повествования автора. Анализ фрагмента из сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Создание текста-подражания на определённую речевую ситуацию.


Псевдотексты.

Функционально – смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Псевдотексты и тексты – оригиналы. Текстообразующие языковые элементы – слова, предложения. Лексическое значение. Грамматическая форма. Способы восстановления текстов – оригиналов



Словесное рисование.

Ассоциативное мышление как процесс формирования представлений. Словесное рисование как средство творческого воображения. Создание по данной фразе определенной картины. Инсценирование.


Структура текста.

Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, микротема. Абзац как средство членения текста. План текста. Анализ текстов по определению количества микротем. Их соотношению с главной темой текста. Создание иллюстраций к микротемам. Воспроизведение текста по рисункам. Способы сокращения текста. Запись краткого пересказа.


Составление текста на основе литературных реминисценций.

Реминисценция как отзвук иного произведения в живописи, музыке, поэзии. Осмысление понятия «реминисценция». Создание творческих работ по фразам из знакомых произведений художественной литературы.


Угадай-ка!

Ребусы, головоломки, кроссворды. Тайны превращений слов. Решение занимательных задач по русскому языку. Разгадывание ребусов и кроссвордов. Составление собственных занимательных задач.


Круглый стол «Тайны текста».

Выбор темы. Работа с текстами. Индивидуальные консультации. Создание сообщений. Подготовка выступлений перед аудиторией.


Итоговое занятие.

Оценка результатов работы. Прослушивание наиболее интересных работ учащихся. Рефлексия.


Тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

1. Вводное занятие

1 ч

2. Лингвистический анализ поэтического текста

4 ч

3. Загадки

2 ч

4. Пословицы, поговорки, скороговорки

3 ч

5. Небылицы

1 ч

6. Решение коммуникативных задач на основе разных речевых ситуаций

2 ч

7. Стилизация текста

4 ч

8. Псевдотексты

2 ч

9. Словесное рисование

2 ч

10. Структура текста

5 ч

11. Составление текстов на основе литературных реминисценций

3 ч

12. «Угадай-ка!» (занимательные задачи)

3 ч

13. Круглый стол «Тайны текста»

2 ч

14. Итоговое занятие

1 ч

Итого

35 ч



Реализация программы осуществляется различными методами и приёмами: словесными, наглядно – практическими, проблемного изложения, самоконтроля.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая. При знакомстве с каждым новым разделом курса преимущество отдается игровым технологиям. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство активизации деятельности учащихся. Лингвистический анализ поэтического текста опирается на метод эвристической беседы с последующей групповой исследовательской деятельностью учащихся. Теоретические сведения могут быть представлены в форме сообщений учителя с последующими практическими занятиями.

Контроль уровня достижений учащихся осуществляется через индивидуальные и групповые творческие задания, самостоятельные практические работы, «личную копилку» языкового материала.


Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности.

п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Корректировка

1.


Вводное занятие. Что изучает лингвистика?

1



2.


Лингвистический анализ поэтического текста.

1


3.


Олицетворение как основной художественный приём.

1


4.


Тема красоты природы в художественных произведениях.

1


5.


Своеобразие метафор и сравнений.

1



6.


Типы загадок: прямые, загадки – обманки, загадки на образное мышление, математические, логические, юмористические.

1


7.


Составление собственных загадок по аналогии.


1


Пословицы, поговорки, скороговорки (3 часа)

8.


Пословицы и поговорки как воплощение житейской мудрости.


1


9.


Скороговорки. Звукописный принцип организации текста.

1


10.


Литературная игра «В мире пословиц и поговорок».

1


Небылицы (1 час)

11.


Небылицы. Сочинение небылиц.

1


Решение коммуникативных задач на основе разных речевых ситуаций (2 часа)

12.


Решение коммуникативных задач на основе речевых ситуаций.

1


13.


Практикум решения коммуникативных задач на основе речевых ситуаций

1


Стилизация текста (4 часа)

14.


Стилистика. Знакомство с основными стилями речи.

1


15.


Стилизация текста. Анализ фрагмента из сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

1


16.


Практикум по стилизации текста.

1


17.


Создание текста-подражания на определённую речевую ситуацию.

1


Псевдотексты (2 часа)

18.


Псевдотексты.

1


19.


Псевдотексты и тексты – оригиналы.

1



20.


Словесное рисование как средство творческого воображения.

1


21.


Создание по данной фразе определенной картины. Инсценирование.


1


Структура текста (5 ч.)

22.


Текст как речевое произведение. Тема текста.

1


23.


Что такое микротема?

1


24.


Практикум «Тема - микротема». Создание иллюстраций к микротемам.

1


25.


Как сжать текст.

1


26.


Коротко, да ясно. Запись краткого пересказа.

1


Составление текстов на основе литературных реминисценций (3 часа)

27.


Понятие о литературной реминисценции.

1


28.


Практикум по работе с литературными реминисценциями.

1


29.


Составление текста на основе литературных реминисценций

1


«Угадай-ка!» (занимательные задачи) (3 ч.)

30.


Решение и составление кроссвордов.

1


31.


Ребусы, головоломки.

1


32.


Тайны превращений слов.

1


Круглый стол «Тайны текста». (2 часа)

33.


Подготовка к круглому столу «Тайны текста». Подготовка выступлений

1


34.


Круглый стол «Тайны текста».

1


Итоговое занятие (1 час)

35.


Вопросы для любознательных.

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!