Краевое государственное казённое учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 14»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам.директора по УВР На заседании МО, Е.Н.Лушникова
руководитель МО
«___»_________ ____ «__» сентября _______ « __»________ ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
ЗДОРОВЬЕ-В НАШИХ РУКАХ
для 4 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель: Попикова Наталья Александровна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
г. Амурск
Пояснительная записка
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей с раннего возраста в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «нездоровья» является неумение самих обучающихся быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе.
Сегодня разработано много программ на различных уровнях, направленных на первичную профилактику здорового образа жизни. Профилактику необходимо начинать с начальных классов. Уделять особое внимание формированию полезных привычек как альтернативе привычкам вредным и установкам на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – сформировать у обучающихся потребность к здоровому образу жизни. Таким образом, проблема формирования здорового образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является в настоящее время одной из самых актуальных.
Наиболее эффективным путем формирования здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является направляемая и организуемая внеурочная деятельность, способствующая освоению знаний основ здорового образа жизни, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Данная рабочая программа является актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает у обучающихся с ОВЗ формирование основ здорового образа жизни, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Новизна данной программы определена требованиями к формированию здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — комплексная программа формирования у обучающихся с ОВЗ, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Рабочая программа направлена на развитие мотивации и готовности, обучающихся действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и безопасного образа жизни. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни на начальном этапе сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные экологические условия;
факторы риска собственной жизнедеятельности;
особенности отношения обучающихся к своему здоровью.
Основная цель рабочей программы «Здоровье-в наших руках» – сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребѐнка, достижению планируемых результатов освоения АООП
Цель конкретизирована следующими задачами:
формировать установку на использование здорового питания;
развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом,
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
пробуждать в детях желания заботиться о своем здоровье;
формировать потребность обучающихся безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье-в наших руках» состоит из 4блоков.
«Гигиена человека»: личная гигиена и ее влияние на здоровье человека.
«Быть здоровыми хотим»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.
«Правила здорового питания»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого.
«Спорт и здоровье»: знакомство с подвижными играми, правилами игры во время спортивных игр.
Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье-в наших руках» предназначена для обучающихся 4 класса для детей в возрасте от 9 до 10 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю - 34 часа в год. Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье-в наших руках» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья обучающихся. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Прогнозируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся с нарушением слуха формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье - в наших руках» является формирование умения определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения.
Формирование базовых учебных действий через реализацию программы внеурочной деятельности «Здоровье-в наших руках»
Регулятивные БУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, уметь работать по предложенному плану.
2. Познавательные БУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные БУД:
Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье-в наших руках» обучающиеся должны
знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
способы сохранения и укрепление здоровья;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРВИ, ГРИПП;
заботиться о своем здоровье;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье-в наших руках» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
В начале и в конце учебного года проводится мониторинг по выявлению уровня сформированности у обучающихся потребности к здоровому образу жизни, а также физических возможностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание курса | Количество часов | Перечень базовых учебных действий обучающихся |
Всего часов | Теор. | Практ. |
| Введение. Что значит быть здоровым? | 1 | 1 | | Уметь воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека. |
I | «Гигиена человека». | 8 | 4 | 4 |
1.1 | Я и мой внешний вид. | | 1 | |
1.2 | Правила личной гигиены. | | 1 | 2 |
1.3 | Правила ухода за ушами. | | | 1 |
1.4 | Учимся ухаживать за волосами. | | 1 | |
1.5 | Что такое кариес? | | | 1 |
1.6 | Правила Мойдодыра. | | 1 | |
II. | Быть здоровыми хотим. | 7 | 4 | 3 | Формировать у детей представление о правильном режиме дня и последовательности выполнения утреннего и вечернего туалета. Учить работать в группе, умение договариваться, сотрудничать. Формировать представления о значении здорового образа жизни. |
2.1 | Соблюдаешь ли ты режим дня? | | 1 | |
2.2 | О пользе утренней зарядки. | | | 1 |
2.3 | Глазам полезна физкультура. | | | 1 |
2.4 | Почему кто-то болеет, а кто-то нет? | | 1 | |
2.5 | Способы закаливания. Люди-моржи. | | 1 | |
2.6 | Викторина «Как победить болезнь?» | | 1 | |
2.7 | Правила сохранения здоровья. | | | 1 |
III. | Правила здорового питания. | 10 | 4 | 6 | Формировать мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; формировать представления о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них. |
3.1 | Питание – источник энергии. | | 1 | 1 |
3.2 | Разница между вкусной и здоровой пищей. | | 1 | |
3.3 | Мы едем в деревню «Кашкино» | | | 1 |
3.4 | Экскурсия в столовую. | | | 1 |
3.5 | Молоко коровье – кушай на здоровье. | | | 1 |
3.6 | Еда для здоровячков и хлюпиков. | | | 1 |
3.7 | Где найти витамины зимой и весной? | | 1 | |
3.8 | Лук - от семи недуг. | | | 1 |
3.9 | Викторина «Здоровое питание». | | 1 | |
IV. | Спорт и здоровье. | 8 | 2 | 6 | Предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей. Учить работать по предложенному учителем плану. |
4.1 | Значение спорта в нашей жизни. | | 1 | |
4.2 | Как и чем играли в старину. | | | 1 |
4.3 | «Горелки», «Лапта», «Городки» - русские народные игры. | | | 1 |
4.4 | Мой веселый, звонкий мяч. | | | 1 |
4.5 | Спортивные игры. | | 1 | 2 |
4.6 | В здоровом теле - здоровый дух. | | | 1 |
| Итого: | 34 | 15 | 19 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
I. | В стране Гигиении. | 9 | | | |
1.1 | Введение. Что значит быть здоровым? | 1 | Знакомство с тематикой занятий. Мониторинг физических возможностей обучающихся. | | |
1.2 | Я и мой внешний вид. | 1 | Закрепление знаний детей об основных правилах личной гигиены; формирование навыков соблюдения чистоты своего тела средствами личной гигиены. | | |
1.3 | Правила личной гигиены. | 1 | Обучение простейшим навыкам ухода за своим телом, формировать потребность поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид. | | |
1.4 | Как микробы попадают в организм? | 1 | Формирование у обучающихся основы здорового образа жизни через чтение сказки о мышонке. | | |
1.5 | Практикум. «Моем, моем трубочиста». | 1 | Обучение детей этапам самостоятельного ухода за руками. | | |
1.6 | Правила ухода за ушами. | 1 | Обучение поддержания в чистоте ушей и слуховых аппаратов, мытью их по мере надобности. | | |
1.7 | Учимся ухаживать за волосами. | 1 | Закрепление знаний о средствах ухода за волосами. | | |
1.8 | Что такое кариес? | 1 | Обобщение знаний о гигиене полости рта и зубов, выяснить, какой вред приносит неправильный уход за зубами. | | |
1.9 | Правила Мойдодыра. | 1 | Развитие потребности в соблюдении санитарно-гигиенических навыков в процессе анализа стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». | | |
II. | Быть здоровыми хотим. | 7 | | | |
2.1 | Соблюдаешь ли ты режим дня? | 1 | Формирование у детей представлений о правильном режиме дня, составление режима дня. | | |
2.2 | О пользе утренней зарядки. | 1 | Приобщение детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, их пользе для хорошего физического самочувствия. | | |
2.3 | Глазам полезна физкультура. | 1 | Систематизация знаний о значении глаз; формирование знаний о способах бережного отношения к ним. | | |
2.4 | Почему кто-то болеет, а кто-то нет? | 1 | Профилактика простуды ОРВИ и ГРИППа. | | |
2.5 | Способы закаливания. Люди-моржи. | 1 | Формирование знаний о пользе закаливания на здоровье человека, способах закаливания. | | |
2.6 | Викторина «Как победить болезнь?» | 1 | Закрепление правил закаливания, профилактика простудных заболеваний. | | |
2.7 | Правила сохранения здоровья. | 1 | Рисование по теме здоровьесбережения. | | |
III. | Правила здорового питания. | 10 | | | |
3.1 3.2 | Питание – источник энергии. | 2 | Закрепление знаний о продуктах питания. Рисование. | | |
3.3 | Разница между вкусной и здоровой пищей. | 1 | Игра. Выбор полезных продуктов. | | |
3.4 | Мы едем в деревню «Кашкино» | 1 | Исследование. Получение муки и крупы из зерна. | | |
3.5 | Экскурсия в столовую. | 1 | Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи». | | |
3.6 | Молоко коровье – кушай на здоровье. | 1 | Беседа о производстве молока. | | |
3.7 | Еда для здоровячков и хлюпиков. | 1 | Учить отличать вредные продукты от полезных. | | |
3.8 | Где найти витамины зимой и весной? | 1 | Рассказ, исследование, загадки. Приготовление салата. | | |
3.9 | Лук - от семи недуг. | 1 | Исследование, рассказ. Опыт (выращивание лука). | | |
3.10 | Викторина «Здоровое питание». | 1 | Проведение викторины. | | |
IV. | Спорт и здоровье. | 8 | | | |
4.1 | Значение спорта в нашей жизни. | 1 | Определение значимости спорта для людей. | | |
4.2 | Как и чем играли в старину.ё | 1 | Знакомство с видами игр и их правилами. | | |
4.3 | «Горелки», «Лапта», «Городки» - русские народные игры. | 1 | Формировать знания о правилах игры. Проведение игр «Горелки», «Филин и пташка» и др. | | |
4.4 | Мой веселый, звонкий мяч. | 1 | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | | |
4.5 | Путешествие в Спортландию. | 1 | Учить распознавать спортивные игры. | | |
4.6 | Баскетбольное кольцо. | 1 | Отработка приёмов игры в баскетбол. Броски в кольцо. | | |
4.7 | Футбольное поле. Правила игры в футбол. | 1 | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра футбол. | | |
4.8 | В здоровом теле - здоровый дух. | 1 | Мониторинг физических возможностей обучающихся. | | |
Материально-техническое обеспечение:
Библиотечный фонд (для учителя)
Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М.: Просвещение, 1988
Безруких М. М., Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - М., ВАКО, 2005.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
Разработки занятий