СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровье-в наших руках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровье-в наших руках"»

Краевое государственное казённое учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 14»





УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:

Директор школы Зам.директора по УВР На заседании МО, Е.Н.Лушникова

руководитель МО

«___»_________ ____ «__» сентября _______ « __»________ ___





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

ЗДОРОВЬЕ-В НАШИХ РУКАХ

для 4 класса

на 2017 – 2018 учебный год







Составитель: Попикова Наталья Александровна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории









г. Амурск


Пояснительная записка

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей с раннего возраста в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «нездоровья» является неумение самих обучающихся быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе.

Сегодня разработано много программ на различных уровнях, направленных на первичную профилактику здорового образа жизни. Профилактику необходимо начинать с начальных классов. Уделять особое внимание формированию полезных привычек как альтернативе привычкам вредным и установкам на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – сформировать у обучающихся потребность к здоровому образу жизни. Таким образом, проблема формирования здорового образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является в настоящее время одной из самых актуальных.

Наиболее эффективным путем формирования здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является направляемая и организуемая внеурочная деятельность, способствующая освоению знаний основ здорового образа жизни, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Данная рабочая программа является актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает у обучающихся с ОВЗ формирование основ здорового образа жизни, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Новизна данной программы  определена требованиями к формированию здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — комплексная программа формирования у обучающихся с ОВЗ, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Рабочая программа направлена на развитие мотивации и готовности, обучающихся действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и безопасного образа жизни. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни на начальном этапе сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные экологические условия;

  • факторы риска собственной жизнедеятельности;

  • особенности отношения обучающихся к своему здоровью.

Основная цель рабочей программы «Здоровье-в наших руках» – сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребѐнка, достижению планируемых результатов освоения АООП

Цель конкретизирована следующими задачами:

  • формировать установку на использование здорового питания;

  • развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом,
    соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

  • пробуждать в детях желания заботиться о своем здоровье;

  • формировать потребность обучающихся безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье-в наших руках» состоит из 4блоков.

  1. «Гигиена человека»: личная гигиена и ее влияние на здоровье человека.

  2. «Быть здоровыми хотим»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.

  3. «Правила здорового питания»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого.

  4. «Спорт и здоровье»: знакомство с подвижными играми, правилами игры во время спортивных игр.

Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье-в наших руках» предназначена для обучающихся 4 класса для детей в возрасте от 9 до 10 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю - 34 часа в год. Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье-в наших руках» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья обучающихся. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся с интеллектуальными нарушениями


Прогнозируемые результаты

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся с нарушением слуха формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье - в наших руках» является формирование умения определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения.

Формирование базовых учебных действий через реализацию программы внеурочной деятельности «Здоровье-в наших руках»

  1. Регулятивные БУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии.

  • Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, уметь работать по предложенному плану.

2. Познавательные БУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные БУД:

  • Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).


Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.

В ходе реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье-в наших руках» обучающиеся должны

знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

  • основы рационального питания;

  • способы сохранения и укрепление здоровья;

  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • различать “полезные” и “вредные” продукты;

  • использовать средства профилактики ОРВИ, ГРИПП;

  • заботиться о своем здоровье;

  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки.


Формы учета знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье-в наших руках» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

В начале и в конце учебного года проводится мониторинг по выявлению уровня сформированности у обучающихся потребности к здоровому образу жизни, а также физических возможностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Учебно-тематический план

п/п

Содержание курса

Количество часов

Перечень базовых учебных действий обучающихся

Всего

часов

Теор.

Практ.


Введение. Что значит быть здоровым?

1

1






Уметь воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

оценивать внешний вид человека.


I

«Гигиена человека».

8

4

4

1.1

Я и мой внешний вид.


1


1.2

Правила личной гигиены.


1

2

1.3


Правила ухода за ушами.



1

1.4

Учимся ухаживать за волосами.


1


1.5

Что такое кариес?



1

1.6

Правила Мойдодыра.


1


II.

Быть здоровыми хотим.

7

4

3


Формировать у детей представление о правильном режиме дня и последовательности выполнения утреннего и вечернего туалета.

Учить работать в группе, умение договариваться, сотрудничать. Формировать представления о значении здорового образа жизни.

2.1

Соблюдаешь ли ты режим дня?


1


2.2

О пользе утренней зарядки.



1

2.3

Глазам полезна физкультура.



1

2.4

Почему кто-то болеет, а кто-то нет?


1


2.5


Способы закаливания. Люди-моржи.


1


2.6

Викторина «Как победить болезнь?»


1


2.7

Правила сохранения здоровья.



1

III.

Правила здорового питания.

10

4

6


Формировать мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; формировать представления о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.


3.1

Питание – источник энергии.


1

1

3.2

Разница между вкусной и здоровой пищей.


1


3.3

Мы едем в деревню «Кашкино»



1

3.4

Экскурсия в столовую.



1

3.5

Молоко коровье – кушай на здоровье.



1

3.6

Еда для здоровячков и хлюпиков.



1

3.7

Где найти витамины зимой и весной?


1


3.8

Лук - от семи недуг.



1

3.9

Викторина «Здоровое питание».


1


IV.

Спорт и здоровье.

8

2

6


Предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей.

Учить работать по предложенному учителем плану.

4.1

Значение спорта в нашей жизни.


1


4.2

Как и чем играли в старину.



1

4.3

«Горелки», «Лапта», «Городки» - русские народные игры.



1

4.4

Мой веселый, звонкий мяч.



1

4.5

Спортивные игры.


1

2

4.6

В здоровом теле - здоровый дух.



1


Итого:

34

15

19




Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

I.

В стране Гигиении.

9




1.1

Введение.
Что значит быть здоровым?


1

Знакомство с тематикой занятий. Мониторинг физических возможностей обучающихся.



1.2

Я и мой внешний вид.

1

Закрепление знаний детей об основных правилах личной гигиены; формирование навыков соблюдения чистоты своего тела средствами личной гигиены.



1.3





Правила личной гигиены.

1

Обучение простейшим навыкам ухода за своим телом, формировать потребность поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид.



1.4

Как микробы попадают в организм?

1

Формирование у обучающихся основы здорового образа жизни через чтение сказки о мышонке.



1.5

Практикум. «Моем, моем трубочиста».

1

Обучение детей этапам самостоятельного ухода за руками.



1.6

Правила ухода за ушами.

1

Обучение поддержания в чистоте ушей и слуховых аппаратов, мытью их по мере надобности.



1.7

Учимся ухаживать за волосами.

1

Закрепление знаний о средствах ухода за волосами.



1.8

Что такое кариес?

1

Обобщение знаний о гигиене полости рта и зубов, выяснить, какой вред приносит неправильный уход за зубами.



1.9

Правила Мойдодыра.

1

Развитие потребности в соблюдении санитарно-гигиенических навыков в процессе анализа стихотворения

К. Чуковского «Мойдодыр».



II.

Быть здоровыми хотим.

7




2.1

Соблюдаешь ли ты режим дня?

1

Формирование у детей представлений о правильном режиме дня, составление режима дня.



2.2

О пользе утренней зарядки.

1

Приобщение детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, их пользе для хорошего

физического самочувствия.



2.3





Глазам полезна физкультура.

1

Систематизация знаний о значении глаз; формирование знаний о способах бережного отношения к ним.



2.4

Почему кто-то болеет, а кто-то нет?

1

Профилактика простуды ОРВИ и ГРИППа.



2.5

Способы закаливания. Люди-моржи.

1

Формирование знаний о пользе закаливания на здоровье человека, способах закаливания.



2.6

Викторина «Как победить болезнь?»

1

Закрепление правил закаливания, профилактика простудных заболеваний.



2.7

Правила сохранения здоровья.

1

Рисование по теме здоровьесбережения.



III.

Правила здорового питания.

10




3.1

3.2

Питание – источник энергии.

2

Закрепление знаний о продуктах питания.  Рисование.



3.3

Разница между вкусной и здоровой пищей.

1

Игра. Выбор полезных продуктов.



3.4

Мы едем в деревню «Кашкино»

1

Исследование. Получение муки и крупы из зерна.



3.5

Экскурсия в столовую.

1

Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи».



3.6

Молоко коровье – кушай на здоровье.

1

Беседа о производстве молока.



3.7

Еда для здоровячков и хлюпиков.

1

Учить отличать вредные продукты от полезных.



3.8

Где найти витамины зимой и весной?

1

Рассказ, исследование, загадки. Приготовление салата.



3.9

Лук - от семи недуг.

1

Исследование, рассказ. Опыт (выращивание лука).



3.10

Викторина «Здоровое питание».

1

Проведение викторины.



IV.

Спорт и здоровье.

8




4.1

Значение спорта в нашей жизни.

1

Определение значимости спорта для людей.



4.2

Как и чем играли в старину.ё

1

Знакомство с видами игр и их правилами.



4.3

«Горелки», «Лапта», «Городки» - русские народные игры.

1

Формировать знания о правилах игры. Проведение игр «Горелки», «Филин и пташка» и др.



4.4

Мой веселый, звонкий мяч.

1

Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.



4.5

Путешествие в Спортландию.

1

Учить распознавать спортивные игры.



4.6

Баскетбольное кольцо.

1

Отработка приёмов игры в баскетбол. Броски в кольцо.



4.7

Футбольное поле. Правила игры в футбол.

1

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра футбол.



4.8

В здоровом теле - здоровый дух.

1

Мониторинг физических возможностей обучающихся.







Материально-техническое обеспечение:

Библиотечный фонд (для учителя)

  1. Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М.: Просвещение, 1988

  2. Безруких М. М., Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.

  3. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

  4. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995

  5. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

  6. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

  7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  8. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - М., ВАКО, 2005.

  9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.

  10. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.

  11. Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987

  12. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988

  13. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

  14. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011

  15. DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

  16. Разработки занятий




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!