СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предметного кружка по русскому языку «Трудные вопросы ОГЭ. Русский язык» в 9 классе рассчитана на один год. кол.часов 34 ( 1 час в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по внеурочной деятельности»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Ушарбайская средняя общеобразовательная школа"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора по УВР

Директор


______________Батожалсанова Д.Б.

______________Ванжилова Б.Ч.

Нимаева Н.Ч.______________

Протокол №

Приказ №

Протокол №

от "31" августа 2023 г.

от "31" августа2023 г.

от "31" августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предметного кружка

«Трудные вопросы ОГЭ. Русский язык»

для 9 класса среднего общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Батомункуева Сэсэгма Эрдынижаповна учитель русского языка и литературы

с. Ушарбай 2023



Пояснительная записка.



    Рабочая программа предметного кружка по русскому языку «Трудные вопросы ОГЭ. Русский язык» в 9 классе составлена на о основе следующих нормативно правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (изменения 31.03.2015 г.)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержденные Приказом Минобразования от 17.12.2010 г. №1897 (изменения 31.05.2015 г.)

  3. Примерной программы основного общего образования по русскому языку (авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А.).

  4. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных учреждениях(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных, реализующих программы общего образования на 2023-2024 учебный год.

  5. Письмо Департамента государственной политики в сфере основного общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15).

7. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №180, с изменениями от 29.06. 2011 г, 25.12.2013г., 24.11.2015 г.).

8. Положение о рабочей программе МАОУ «Ушарбайская СОШ»

9. Основная образовательная программа общего образования МАОУ «Ушарбайская СОШ»

10. Учебный план МАОУ «Ушарбайская СОШ» на 2023-2024 учебный год


Программа рассчитана на 1 год, количество часов- 34 (1 ч. в неделю)
















Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные:
  • Знать трудные случаи правописания.

  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека.

  • Объяснять языковое явление.

  • Уметь применять знания при тестировании.

  • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала. Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами:

  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

  • работать над расширением словарного запаса;

  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и


  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • выполнять различные типы тестовых заданий;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;

  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

  • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;

  • определять синтаксические конструкции.


Содержание курса



Модуль 1. Работа над частью 1. Изложение исходного текста (7 часов)

  1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов. Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типа В, С. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку. Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С 1).

  2. Работа над частью 1. Изложение исходного текста. Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

  3. Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац - это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение); б) обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением,

замена сложноподчинённого предложения простым); в) сочетание исключения и обобщения (например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).

  1. Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).

  2. Контроль знаний (часть 1). Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.

Модуль 2. Работа над частью № 2 Обобщение и систематизация знаний по русскому языку. Работа с тестами (21 час)

Задания этой части связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания, с грамматическими нормами (морфологическими и синтаксическими).

  1. Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е, ё, я, ю.

  2. Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.

  3. Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный).

  4. Повторение морфологии. Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.

Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.

Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.

Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.

Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи. Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.

  1. Лексика и фразеология. Анализ текста. Лексическое значение слова.

Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения). Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости.

  1. Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка втексте, их толкование.

  2. Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения. Соблюдение композиции сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.

  3. Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.

  4. Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выражения подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.

  5. Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).

  6. Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть В)

Модуль 3. Работа над частью 3. Сочинение-рассуждение (6 часов)
  1. Работа над сочинением-рассуждением.

Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату); 3 часть - заключение (либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.

  1. Контроль знаний (часть 2) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (задание 13).

  2. Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.


Формы занятий: практикумы, работа в группах, мини-лекции,

Тематическое планирование



Тематический раздел

Количество часов

1

Модуль 1. Работа над частью № 1. Изложение

исходного текста.

7

2

Модуль 2. Работа над частью 2 Обобщение и

систематизация знаний по русскому языку. Работа с тестами.

21

3

Модуль 3. Работа над частью 3. Сочинение-

рассуждение

6

Итого

34

Программа состоит из 3-х модулей, соответствующих трём частям экзаменационной работы.

Модуль 1. Работа над частью № 1. Изложение исходного текста.
    1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.

    2. Речеведческий анализ текста.

    3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.

    4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).

Модуль 2. Работа над частью 2 Обобщение и систематизация знаний по русскому языку. Работа с тестами.
  1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.

  2. Повторение морфологии.

  1. Повторение синтаксиса и пунктуации.

  2. Развитие речи. Лексика. Фразеология.

Модуль 3. Работа над частью 3. Сочинение-рассуждение
  1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.

  2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.

  3. Реализация коммуникативного замысла.

Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.



















Учебно-тематический план

Программа внеурочной деятельности «Трудные вопросы ОГЭ. Русский язык.» разработана для учащихся 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю (34 недели в году), итого 34 ч.


№ п/п

Раздел, тема.

Кол.часов

I.

Работа над частью № 1. Изложение исходного текста.


1

Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.

1

2

Типы и стили речи. Текст и его строение. Речеведческий анализ текста. Композиция текста. Основная мысль исходного текста.

1

3

Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию. Прием компрессии текста.

1

4

Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения

1

5

Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками.

5

II.

Работа над частью 2. Обобщение и систематизация знаний по русскому языку. Работа с тестами


1

Повторение фонетики и орфографии. Способы словообразования.

1

2

Повторение морфологии. Самостоятельные и служебные части речи.

1

3

Лексика. Фразеология.

1

4

Работа с текстом. Изобразительно-выразительные средства языка.

1

5

Контроль знаний. Написание сочинения о роли изобразительно-выразительных средств в тексте.

1

6

Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание, виды связи. Синонимичные словосочетания.

1

7

Простое предложение и его виды.

1

8

Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях.

2

9

Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть 2)

6

III.

Работа над частью 3. Сочинение-рассуждение.


1

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, проблема текста.

1

2

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

1

3

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления, концовки сочинения.

1

4

Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (часть 3)

5

5

Итоговое занятие.

2


Итого

34

Календарно тематический план разработан на основе рабочей программы

по внеурочной деятельности «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»


КТП составлено по учебному плану из расчета 1 час в неделю.


Четверть

Теоретические занятия

Практические занятия

3

5

2

7


9

1

6

Итого

7

27





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!