СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Радуга – одно из красивейших явлений природы»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя. Яркая радуга бывает летом после грозового дождя, во время которого падают крупные капли. Как правило такая радуга предвещает хорошую погоду.

Просмотр содержимого документа
««Радуга – одно из красивейших явлений природы»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества»

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан







Конспект открытого занятия на тему

«Радуга – одно из красивейших явлений природы»









Разработчик: ПДО Болотова

Галина Михайловна











г. Кумертау РБ

2018


Тема учебного занятия: «Радуга – одно из красивейших явлений природы»

Цели:

  • Познакомить учащихся с атмосферным явлением радугой и раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного света - спектр).

  • Закрепить цвета спектра, их последовательность.

  • Формировать устойчивый интерес к явлениям природы.

  • Развивать внимание, наблюдательность, память.

  • Воспитывать эстетические чувства, обращая внимание на красоту природных явлений.

  • Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности.

.

Формирование УУД:

  • Предметные - перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

  • Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках естествознания, выполнять опыты, делать выводы в результате совместной работы.

  • Коммуникативные - слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать.

  • Регулятивные - учиться высказывать свое предположение (версию); работать по предложенному плану.

Материалы к занятию: Слайд – презентация про радугу, зеркало, миски с водой, ватман,  картонный круг, разделённый на 7 частей (цвета радуги), компьютерный диск, фломастеры, салфетки белого цвета, мыльные пузыри, сказки и стихи про радугу, распечатанные на листах бумаги.



План проведения занятия


  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия

  2. Постановка проблемного вопроса

  3. Решение проблемной ситуации

  4. Практическая работа

  5. Чтение стихов и сказок про радугу

  6. Рефлексия. Итог занятия

Ход занятия



  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия

Здравствуй ребята! Сейчас я вам загадаю загадку, а ее отгадка и определит тему нашего сегодняшнего занятия:

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать? (слайд 1)

Следует хоровой ответ: РАДУГА.

  1. Постановка проблемного вопроса.

Совершенно верно, сейчас мы будем говорить о радуге. Возможно, вам, ребята, посчастливилось видеть необыкновенно красивую картину: только что отшумел и ушёл прочь летний дождь, из-за туч появилось солнышко – и через всё небо от края до края встала яркая разноцветная дуга. И естественны вопросы: Как появляется радуга? Откуда берутся удивительные цвета радуги? Когда можно увидеть радугу? Попробуем разобраться. (слайд 2)

  1. Решение проблемной ситуации

Радуга…Какая она красивая! После дождя мир лежит умытый, светлый и улыбается радугой света. Сверкают краски в каждой дождевой капле на листьях травы, деревьев, на каждой хвойной иголке. Радуга! Дуга солнечного света. Семь цветов сияют на небе, семь лучей. Единый солнечный луч разлагается каплями воды на семь разноцветных лучей. (слайд 3)

Радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя. Яркая радуга бывает летом после грозового дождя, во время которого падают крупные капли. Как правило такая радуга предвещает хорошую погоду. (слайд 4)

Чаще наблюдать радугу удается, когда солнце невысоко над горизонтом, а вы располагаетесь спиной к нему и лицом к «уходящему» дождю. (слайд 5)

Ребята, а теперь отгадайте еще загадку:

Их немного, только семь,

Но они известны всем.

Семь цветов нас радуют!

Догадались? Это…(хором) РАДУГА! (слайд 6)

Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали фразы – подсказки.

Семицветная дуга

Через поле пролегла.

Как запомнить мне цвета,

Спросил маму я тогда.

«Есть предложение одно,

Подскажет нам цвета оно».

Каждый охотник желает знать

Где сидит фазан.

С первой буквой каждого слова

Начнется цветная полоска снова. (слайд 7)


Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан!

Придворный художник рисует знать и ее расписной кафтан…

Красная краска – огонь и кровь, это энергия вся…

Оранжевой краской будет мечта, вера, надежда, любовь.

Желтые листья и солнца круг – осени краски ярки.

Рябины кисти хоть не желты, сказочно хороши!

Лето зеленое в гости пришло, в ночь хороводы водить…

Зарево полное с неба легло, надо водицы попить…

Синие горы и неба синь, это цвета чистоты,

Выбросьте ссоры, и прелесть богинь

Будет в дороге светить.

Все фиолетово – просто мираж – это приходит ночь.

Счастья вам летнего – кидайте в багаж, а беды гоните прочь! (слайд 8)


А есть еще одна фраза-подсказка, которая звучит так: «Как Однажды Жан – Звонарь Голубой Сломал Фонарь» (слайд 9)

Оказывается, радугу можно «приручить», надо только знать, какими способами это сделать. И еще: радуга появляется благодаря физическим явлениям, которые называются преломление света и дисперсия света. (слайд 10)

  1. Практическая работа

Сейчас мы будем «приручать» радугу. У каждого на столе находятся материалы, необходимые для проведения опытов с радугой. Описание опыта вы найдете на рабочем столе компьютера в папке «Опыты с радугой». Радугу можно увидеть в лужах на асфальте, в брызгах фонтана, у водопадов. Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу. Вам предлагается выполнить следующие опыты и фокусы в группах:

1. Опыт «волчок»

2. Опыт с диском

3. Радуга в стакане

4. Фокус с радугой

5. Эффект радуги

6. Опыт с радугой

7. Радуга в мыльном пузыре

А теперь от каждой группы должен подняться один выступающий и объяснить свой опыт.

  1. Чтение стихов и сказок про радугу

Многие писатели и поэты посвящали этому природному явлению небольшие произведения. У каждой группы на столе находится папка со стихами и сказками про радугу. Давайте сейчас прочитаем находящиеся там произведения. (Звучат стихотворения Лермонтова. Тютчева, Ушинского и др.) Прочитаем вслух сказки «Где живет радуга», «О цветах радуги», «Про девочку по имени Радуга», «Радуга», «Как появилась радуга».

  1. Рефлексия. Итог занятия

Дорогие ребята! У нас сегодня на занятии тоже расцвела радуга. Радуга из хорошего настроения, детской дружбы, творческих дел, а ещё из доброты, уважения, внимания друг к другу, сопереживания и взаимопомощи. Мы с вами можем сделать так, чтобы наша радуга не растаяла, а становилась всё ярче и ярче!

Наша жизнь – радужная сказка.

В наших руках набор ярких красок.

Мы раскрасим черно-белую радугу в цвета.

Постепенно. Пусть оживет она.

Мы вкладываем в каждого ученика

Красную нить – рисуем любовь и доброту,

Оранжевую – заботу и теплоту,

Желтую кисть – веселье и смех,

Зеленую кисть – в делах успех,

Голубую – инициативность,

Синюю – творчество и креативность,

Фиолетовая – энергии нам прибавляет,

Вся радуга целиком желания исполняет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!