СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел 2. Основы коррекционной педагогики Тема 2.5. Коррекционная направленность процесса обучения детей с особенностями психофизического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция как управление психофизическим и социальным развитием посредством создания специальных условий для реализации его потенциальных возможностей. Учет особых образовательных потребностей как условие обеспечения корреционной направленности обучения. Организация образовательной среды для детей с ОПФР.

Просмотр содержимого документа
«Раздел 2. Основы коррекционной педагогики Тема 2.5. Коррекционная направленность процесса обучения детей с особенностями психофизического развития»

Раздел 2. Основы коррекционной педагогики

Тема 2.5. Коррекционная направленность процесса обучения детей с особенностями психофизического развития

Коррекционное образование детей с особенностями психофизического развития

Образование включает в себя три основные части: обучение, воспитание и развитие, которые выступают едино, органично связаны друг с другом. Коррекционное образование или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения.

1.Коррекционное обучение - это усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психофизического развития и усвоение способов применения полученных знаний.

2.Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств и качеств личности, позволяющих адаптироваться в социальной среде.

3.Коррекционное развитие - это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и механизмов компенсации дефекта.

Целью коррекционной работы по Л.С.Выготскому выступает ориентация на всестороннее развитие аномального ребенка как обычного, попутно осуществляя исправление и сглаживание его недостатков: "Надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого – значит, воспитывать глухоту и слепоту...". Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зоны актуального и ближайшего развития. Процесс образования в целом опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Важнейшей задачей коррекционного обучения является постепенный и последовательный перевод зоны ближайшего развития в зону актуального развития ребенка. Реализация коррекционно-компенсаторных процессов нетипичного развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, которая должна выступать ориентиром деятельности учителя, воспитателя, социального педагога и психолога. Необходимо систематическое, повседневное качественное совершенствование и приращение уровня ближайшего развития.

Коррекция и компенсация развития нетипичного ребенка не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого: педагогизация окружающей среды, а также продуктивное сотрудничество социальных институтов. Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития, выступают адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексных лечебно-реабилитационных и коррекционных психолого-педагогических, социокультурных мероприятий, которые подразумевают создание трудотерапевтической среды, ориентированной на формирование адекватных отношений к окружающим, обучение детей простейшим трудовым навыкам, развитие и совершенствование интегративных механизмов с целью включения, по возможности на равных, детей с проблемами в обычные, общепринятые социокультурные отношения. Л.С. Выготский в связи с этим писал: "Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать таких детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми". Обязательным условием реализации интегрированного обучения выступает ориентация не на особенности имеющегося нарушения, а прежде всего на способности и возможности их развития у нетипичного ребенка.

Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий. С учетом онтогенетических особенностей детей с ОПФР выделяют ряд принципов коррекционной учебно-воспитательной работы:

1.Принцип единства диагностики и коррекции развития;

2.Принцип коррекционно - развивающей направленности обучения и воспитания;

3.Принцип комплексного подхода к диагностике и в процессе образования;

4.Принцип ранней интервенции, по возможности - с младенческого возраста;

5.Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма;

6.Пр-п индивидуального и дифференцированного подхода в рамках коррекционного образования;

7.Принцип непрерывности, преемственности дошкольного, школьного и профессионально-технического специального образования.

Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Она является основой процесса социализации аномальных детей. Коррекционной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у детей общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. Система коррекционной учебно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка. В истории развития взглядов на содержание и формы коррекционной учебно-воспитательной работы существуют различные направления:

1.Сенсуалистическое (лат. sensus-ощущение). Проводились особые занятия по воспитанию сенсорной культуры, обогащению чувственного опыта детей. Недостаток: улучшение в развитии мышления не происходит автоматически в результате совершенствования сенсорной сферы психической деятельности.

2.Биологизаторское (физиологическое). Считали, что учебный материал необходимо группировать вокруг элементарных физиологических процессов и инстинктов детей.

3.Социально - деятельностное. Это система воспитания сенсорной культуры с опорой на социально значимое содержание: игра, ручной труд, предметные уроки, экскурсии в природу. Цель: воспитание у детей культуры поведения, развития психических и физических функций, произвольных движений.

4.Концепция комплексного воздействия на личность аномального ребенка в процессе образования. (Выготский Л.С., Гнездилов М.Ф., Дульнев Г.М., Занков Л.В., Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф., Соловьев И.М.). Направление связано с концепцией динамического подхода к пониманию структуры дефекта и перспектив развития детей. Основное положение: исправление дефектов познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии не выделяется в обособленные занятия, а осуществляется во всем процессе обучения и воспитания нетипичных детей.


Технология планирования коррекционной работы (для воспитателей)

Первый этап – диагностический

Цель выявить причины трудностей ребенка. На данном этапе работы воспитатель должен ответить себе на вопрос «Почему ребенок затрудняется … »

Средства достижения цели – специальные задания диагностического характера, анализ деятельности (беседа с родителями, наблюдение за ребенком в разных видах деятельности, в режимных моментах, его самостоятельность, скорость приобретения новых умений в группе, уровень развития игры, речевое развитие, его рисунки и другие практические работы).

Продукт (результат) – сведения о причинах трудностей, которые следует зафиксировать в диагностической карте.

Второй этап – аналитический

Цельопределить задачи коррекционной работы с воспитанником группы

Средства достижения цели – анализ диагностической карты, сравнение показателей с нормой развития по возрасту.

Продукт (результат) – перспективный план коррекционной работы, позволяющий педагогу ответить на вопрос: «Над чем надо работать с данным ребенком в ближайшей перспективе?» (1-3 месяца). В этом плане должны быть видны общие для группы и индиви,,,,,дуальные в отношении конкретных детей задачи коррекционной работы. Примерная сетка плана:

Направления коррекц. работы

Задачи коррекц. работы

ФИО ребенка

Такая форма перспективного плана коррекционной работы с воспитанниками позволяет увидеть основания для объединения детей в группы, микрогруппы (схожие проблемы в развитии, а следовательно, и задачи коррекционной работы), а также для проведения индивидуальной работы. Тем самым реализуется индивидуально ориентированное планирование коррекционной работы.

Третий этап – прогностический (стратегический)

Цельвыделить комплекс задач, над которым воспитатель планирует работать в течение определенного периода. Оптимальным периодом для планирования является месяц. Таким образом, на этом этапе воспитатель отвечает на вопрос: «Над какими коррекционными задачами я буду работать этот месяц?»

Средства достижения цели – анализ перспективного плана коррекционной работы

Продукт (результат) – план коррекционной работы на 1 месяц.



Технология планирования коррекционной работы (для учителей физвоспитания)

с детьми ... класса в рамках занятий по физической культуре

Охарактеризуем ее этапы, «шаги» деятельности учителя от начала учебного года до начала осуществления коррекционной помощи.

Первый этап – диагностический.

Цель выявить причины трудностей детей в учении. На данном этапе работы учитель должен ответить себе на вопрос «Почему ребенок затрудняется выполнять ( движение, упражнение ...)»

Средства достижения цели – специальные задания диагностического характера, анализ диагноза и других показателей (хотьба, бег, прыжки и т.п.).

Продукт (результат) – сведения о причинах трудностей обучающегося


Второй этап – аналитический

Цельопределить задачи коррекционной работы с ребенком

Средства достижения цели – анализ результатов обследования, сравнение с нормой развития по возрасту

Продукт (результат) – перспективный план коррекционной работы, позволяющий педагогу ответить на вопрос: «Над чем надо работать с данным ребенком?» В этом плане должны быть видны индивидуальные в отношении конкретных детей задачи коррекционной работы. Примерная сетка данного плана может быть представлена следующими графами:

Направления коррекц. работы

Задачи коррекц. работы

ФИО ребенка

Такая форма перспективного плана коррекционной работы позволяет увидеть основания для объединения детей в группы, микрогруппы (схожие проблемы в развитии, а следовательно, и задачи коррекционной работы), а также для проведения индивидуальной работы. Тем самым реализуется индивидуально ориентированное планирование коррекционной работы.

Третий этап – прогностический (стратегический)

Цельвыделить комплекс задач, над которым учитель планирует работать в течение определенного периода. На наш взгляд, оптимальным периодом для планирования является учебная четверть. Таким образом, на этом этапе учитель отвечает на вопрос: «Над какими коррекционными задачами я буду работать в 1-ой четверти?»

Средства достижения цели – анализ перспективного плана коррекционной работы

Продукт (результат) – план коррекционной работы на 1-ю четверть.


Специфика направленности и содержания деятельности учителя (воспитателя) в рамках занятий коррекционной направленности определяет особый подход к планированию этой работы:

- Планирование осуществляется на диагностической основе. Поэтому, во-первых, план может быть составлен только на основе выявления и тщательного изучения проблем детей, во-вторых, универсальных планов коррекционной работы для детей определенной категории и возрастной группы существовать не может.

- При планировании акцент следует делать не на темы, а на задачи этой работы. Поэтому основная часть плана представлена комплексом задач.

- В планах важен аспект не количества, а последовательности этой работы. В связи с этим планы коррекционной работы характеризуются гибкостью и не могут быть жестко зарегламентированными. Поэтому, во-первых, тематическое планирование составляется только на ближайшую неделю-две, во-вторых, при планировании коррекционной работы не определяется количество занятий по темам.

- Планирование коррекционной работы является индивидуально ориентированным. Поэтому в планах работы должен быть виден ребенок.


Литература
1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие/ Т.В. Варенова. Минск, 2007.

2. Лауткина, С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова». 2008. – с.7-15

3. Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования: практикум / В.В. Хитрюк. Мозырь, 2014

Задания и вопросы:

  1. Сформулируйте суть коррекционной учебно-воспитательной работы

  2. *Сравните суть обучения и воспитания детей в норме и коррекционную учебно-воспитательную работу

  3. Повторите основные термины и понятия, встречающиеся в тексте

  4. Сформулируйте условия, необходимые для успешного развития ребенка с ОПФР

  5. Подготовьтесь к пояснению принципов коррекционной учебно-воспитательной работы:

  6. Как вы понимаете слова Л.С. Выготского: "Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать таких детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми" и "Надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого – значит, воспитывать глухоту и слепоту...".

  7. Подготовьтесь изложить Технологию планирования коррекционной работы

**звёздочка, это задания для желающих, задания и вопросы повышенной сложности