СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: «Разнообразие растений».
Цель: изучить классификацию растений, познакомиться с понятием ботаника, познакомиться со стадиями развития растений; познакомиться с видами растений.
Планируемые результаты:
1. Предметные: знает строение земли; знает определение почвы; знает органы (части) растений; знает стадии развития растений; умеет называть последовательно части растений; знает классификацию растений; знают функции растений; умеет использовать в речи научные понятия; умеет характеризовать группы растений; знают группы растений; знает определение понятия «ботаника».
2. Метапредметные: умеет работать в группе; способен выполнить задания самостоятельно; умеет осуществлять рефлексию деятельности; умеет строить высказывания; владеет логическими действиями (анализ, сравнение, классификация); понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; умеет осуществлять анализ собственной деятельности.
3. Личностные: проявляет интерес к изучаемому материалу; проявляют сознательность к учебной деятельности; проявляет творчество; проявляет эстетические чувства.
Образовательные ресурсы: учебный короткометражный фильм, презентация, печатные задания; гербарии; плакат с таблицей, словарь В.И. Даля, учебник 3 класса «Окружающий мир» (программа «Школа России»).
Ход урока
Этап урока (длительность в мин) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности обучающихся | Методы обучения | Средства обучения |
I Организационный этап (2 мин) | - Здравствуйте, ребята! Желаю вам хорошей работы. - А на уроке мы сегодня отправимся в путешествие в одно очень интересное царство. Но как называется это царство я вам не скажу. Для начала мы соберем багаж знаний, который мы получили на прошлом уроке. - Путешествовать мы будем командами, у нас есть четыре команды. - Давайте представим команды. - Итак, первая команда. Отлично! - Вторая команда. Умничка! - Третья команда. Отлично! - Четвертая команда. Отлично. - Хорошо, ребята, сегодня есть возможность посоревноваться и проверить свои силы. - Юра, в чем же сила человека? - Да, в уме, в знаниях. | - Здравствуйте! Встают и представляют команду обучающиеся, которые являются командирами. - Команда «Тюльпан». - Команда «Ромашки». - Команда «Колокольчик». - Команда «Роза». - В уме. | Фронтальная | Словесный метод обучения (рассказ, беседа).
| Вербальные средства обучения (речь учителя).
|
II Проверка домашнего задания (4 мин) | - Так, на сегодняшнем уроке мы собираем багаж знаний, скажите, пожалуйста, какую тему мы изучали на прошлом уроке. Как называлась тема? - А где находятся соли? - Значит, что мы изучали? - А кто даст определение, что такое почва? - Василий Васильевич Докучаев - известный русский ученый, говорил, что почва – это кормилица человека. Объясните его слова. Почему почва – кормилица человека? - Саша? - Которые мы употребляем в пищу или же животные употребляют в пищу. Конечно, команда «Роза» получает первый балл. - Хорошо! Перед вами листок, переверните и откройте его. Работаем в парах. Возьмите карандаши. Можно совещаться. - Задание № 1. Главная часть почвы, которая делает ее более плодородной? Написали? - Диана, что это? - Умничка, молодец! Диана приносит очко своей команде. - Следующий вопрос. Как называется верхний слой земли? - Нет. - Это почва! Умничка! Эвелина приносит балл. - Третий вопрос. Что используют растения из почвы для питания? - Умничка, Оля! - Следующее задание. Это животное считает почву своим домом? - Нет. - Умничка. Эвелина и Саша приносят еще баллы своим командам. - Пятое задание. Составная часть почвы, полезное ископаемое, которое применяют в строительстве? - Ольга приносит балл. - Задание № 6. И ее тоже применяют в строительстве. - Ничья. - Седьмое. Как называются живые существа, которые находятся в почве? Пропускаем. - Восьмое задание. Иногда почву называют просто… - Диана заработала еще балл. Хорошо. - Вернемся к седьмому вопросу. Как называются живые существа, которые находятся в почве? Посмотрите на желтую строчку, у вас уже вырисовывается слово? - Так как называются живые существа, которые находятся в почве? - Микробы – микроорганизмы! Хорошо, молодцы! | - Мы изучали соли. - В почве. - Почву! - Почва – это плодородный слой земли. Поднимают руки. - Потому что без почвы мы бы не смогли посадить растения. - Перегной. - Песок. - Почва. - Соли. - Червяк. - Крот. - Песок. - Глина! Затрудняются с ответом. - Земля. - Растения! - Микробы.
| Фронтальная Парная | Словесный метод обучения (беседа, опрос). | Вербальные средства обучения (речь учителя). Визуальные средства обучения (карточки с баллами, листы с заданиями). Чертежно- изобразительные средства обучения (карандаши, ручки).
|
III Постановка темы, цели и задач урока (1 мин) | - Так в какое же царство мы с вами попадем? - Умнички. Вы справились с заданием. Молодцы. - Ребята, в царстве растений есть хозяйка. Она богиня цветов и весны. Это Флора. В своем царстве она знает всех: каждую травинку, каждую былинку. Все в ее подчинении. И сегодня нам надо разобраться в ее подчиненных, ведь все они разные. - И на сегодняшнем уроке мы поработаем над разнообразием растений. Растения все разные. Растения можно увидеть везде. | - Растений!
| Фронтальная | Словесный метод обучения (рассказ). | Вербальные средства обучения (речь учителя).
|
IV Изложение нового материала (2 мин) | - Есть очень интересное выражение: «Растения – это зеленая одежда земли». То есть везде есть растения: и в лесу, и на лугу, и в полях, и в безводных пустынях, в топких болотах, высоко в горах, в морях, океанах, реках. Везде есть растения. Даже в комнате есть растения. Да, ребята? - Еще с древних-древних времен люди собирали растения, изучали их, и находили полезные свойства или вредные свойства растений. При раскопках в Древней Греции были найдены семена растений. Тогда уже ученые научились изучать растения, записывать и описывать, даже составлять списки. - Наука о растениях называется ботаника. У Владимира Ивановича Даля написано, что ботаника – это наука о растениях, о растительном царстве, травословии, травознании и травоведении. Слышите, какие интересные слова? - Хорошо. - Итак, ботаника, ребята, это одни из разделов биологии, а биология – это наука о всем живом. - У нас в библиотеке есть такой энциклопедический словарь, и все, что касается биологии, можно прочитать в этой энциклопедии. - И тут записано, что биология от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука о живой природе. Скажите, а растения – это живая природа? А кто нам все докажет, что это живая природа? | - Да! - Да! - Растения питаются, дышат, размножаются, растут, и отмирают. | Фронтальная | Словесный метод обучения (рассказ). Наглядный метод обучения (демонстрация).
| Вербальные средства обучения (речь учителя). Визуальные средства обучения (энциклопедия). |
V Проверка ранее усвоенных знаний (8 мин) | - Хорошо, ребята, уже мы многое знаем о растениях. Давайте с вами повторим. - Итак, какие же бывают растения и чем они отличаются? Демонстрирует слайды с вопросами и изображениями разных растений: Чем отличаются эти растения и как они называются? - Пожалуйста, Эвелина. - А кто скажет, чем они отличаются? - Абсолютно верно. - Ребята, если мы говорим, что культурные растения выращивает человек, то о какой отрасли сельского хозяйства мы будем говорить? - Хорошо. И один балл Эвелине. Обращает внимание обучающихся на презентацию. - Посмотрите внимательно на растения культурные. Какие виды может выращивать человек. - А еще у нас есть помидор, абрикос – это плодовоовощные культуры. А какие еще бывают. - Если мы говорим хлопчатник, лен – это какие? Из них делают ткани. - Хорошо, ребята, двигаемся дальше. - На какие же группы мы делим растения? Демонстрирует слайд. - Юра, пожалуйста. - Говорим грамотно. Не просто трава, а… - Хорошо. - А вы хорошо знаете все эти растения? - Давайте мы сейчас проверим. - Встаньте, пожалуйста, и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Деревья, кустарники, травы». - Если будут деревья, вы поднимаете руки вверх. Если травы – опускаетесь вниз. Если кусты – руки в стороны. - Первое название – тополь. - Хорошо. - Ромашка. - Липа. - Конечно же, это дерево. Похвалил обучающихся, которые приняли правильное положение. - Подснежник. - Калина. - Колокольчик. Хорошо. - Осина. Хорошо. - Малина. - Тюльпан. Хорошо. - Дуб. - Огурец. Хорошо. - Смородина – куст. Абсолютно верно. - Береза. - Шиповник. - Помидор. Хорошо. - Комар. Что такое? - Верно, это животное. - Хорошо, садитесь. - Итак, какие части растений вам известны? Давайте несколько человек будет отстаивать честь команды. Раздает задание одному участнику каждой команды. - Остальные смотрят на меня. Итак, ребята, какие части растений вы знаете? - Посмотрите внимательно, действительно, корень, стебель, листочки, цветочки, плод, а дальше семена появляются. - А вот как растет растение и развивается, какая часть растения появляется первая из семени, посмотрите, пожалуйста, на видео. Все готовы? Включает видеофильм. - Какая часть растения первой появляется? - Молодец. - Конечно же, сначала появляется корешочек, потом стебелек, потом листочки. - Хорошо, ребята. - А у каждого ли растения есть все части? - Ученые-ботаники все растения делят на несколько видов. Посмотрите внимательно. Демонстрирует слайд с видами растений. - Хвойные. - Цветковые. - Папоротники. - Мхи. - Водоросли. - Какие из этих названий вам уже знакомы? - Что такое водоросли? Почему они тебе знакомы? Где они живут? - Что такое мхи? Вы когда-нибудь видели мох? Параллельно собирает задание у обучающихся. | - Бывают растения культурные, а бывают дикорастущие. - Дикорастущие растут сами, а за культурными ухаживают. - Растениеводство. - Зерновые. - Прядильные. - Деревья, кустарники, трава. - Травянистые растения! - Да! Поднимают руки вверх. Приседают. Поднимают руки вверх. Некоторые подняли руки в стороны. Приседают. Поднимают руки в стороны. Приседают. Поднимают руки вверх. Поднимают руки в стороны. Приседают. Поднимают руки вверх. Приседают. Поднимают руки в стороны. Поднимают руки вверх. Поднимают руки в стороны. Приседают. - Это животное. - Плод. - Корень. - Стебель. - Листья. - Цветок. - Семена. - Да! Смотрят видео. - Корень. - Нет! - Водоросли. - В воде. - Хвойные – растения с иголками. - Мхи. - Да! | Фронтальная Индивидуальная | Игровой метод обучения (упражнение игровое). Словесный метод обучения (беседа). Наглядный метод обучения (демонстрация). | Вербальные средства обучения (речь учителя). Технические средства обучения: технические устройства (проектор, интерактивная доска), дидактические средства обучения (презентация). Аудиовизуальные средства обучения (учебный видеофильм).
|
V Первичное закрепление (3 мин) | - Ребята, сейчас мы поработаем с гербарием. Очень аккуратно его откройте. Тем временем открывает доску, на которой висит таблица с названиями частей растения. - Перед вами цветковое растение. Рассмотрите хорошо цветковое растение. В таблице ставит магниты в строчку, где названа часть растения. - Уважаемые биологи, и скажите, есть ли у него корень? - Есть ли у него стебель? - Есть ли у него листья? - Есть ли у него цветы? - А потом из цветов у него появились… Учитель показывает на таблицу и проговаривает: - У цветкового растения есть корень, стебель, листья, цветы и семена. - Сейчас мы сделаем небольшую паузу, а потом будем работать в группах. Психологическая пауза с музыкальным сопровождением Представьте, что вы маленькие-маленькие зернышки. Маленькому зернышку холодно в земле. Но вот его пригрело солнышко, оно отогрелось. Меленькому росточку стало интересно, что там, наверху. И оно стало прорастать. У него появились корешки. И росточек рос высоким-высоким, чтобы посмотреть, что там, наверху. И вот однажды на росточке появился цветок. Он улыбнулся солнышку. А когда началась осень, вместо цветочков, у него появились семена. И вот так живут целый год растения. - Так, ребята, закройте, пожалуйста, свои гербарии. | - Да! - Да! - Да! - Да! - Семена! Проговаривают вместе с учителем. Обнимают себя и закрывают глаза. Расправляют плечи. Встают. Топают ногами. Поднимаются на носочки и тянут руки вверх. Улыбаются, кружатся. Машут руками (кистями). Обучающиеся садятся на места. | Фронтальная | Наглядный метод обучения (демонстрация). Словесный метод обучения (беседа). Практический метод обучения (практическая работа). | Вербальные средства обучения (речь учителя). Визуальные средства обучения (гербарий, таблица). |
VI Самостоятельная работа (8 мин) | - А сейчас мы поработаем командами. - У меня для каждой команды есть задание. Выберите человека, который будет читать, заполнять таблицу. - В задании вам нужно определиться, что есть у этих растений, а чего нет. Учитель ходит по рядам, дает советы, рекомендации. - «Тюльпаны» готовы? - «Колокольчики» готовы? - «Ромашки» готовы? - «Розы» готовы? - Начнем с «Тюльпанов». Пожалуйста, капитан команды? - Что у вас было? - Хорошо. Записывает в таблице, что говорят обучающиеся. - Что же у них вообще ничего нет? Что же, давайте им поверим. Похлопайте, пожалуйста. - Следующая команда «Колокольчик». - Они могут на дороге расти? Какие они места любят? - Хорошо. Похлопайте, пожалуйста. - Команда «Ромашки». - Как называется стебель у дерева? - Молодец. - Хвойники. Умничка. - А в шишках? - Умничка. Похлопайте, пожалуйста. - И команда «Роза». - Каждая команда получает балл. - Мы поняли, что у определенных растений нет некоторых органов. | Команды распределили обязанности и выполняют задание. - Да! - Да! - Да! - Да! - Водоросли. - Они обитают в воде, у них нет корня, нет стебля, нет листьев, нет цветов, нет плодов. - Мхи. Место обитания – лес. Сырые. - Корня нет, стебель есть, листья есть, цветов нет, плодов нет. - Хвойные растения. Место обитания – в лесу. Корень есть, стебель есть. - Ствол. - Листьев нет, но есть иголки. - Цветов нет, плоды есть – шишки. - Семена. - У нас были растения папоротники. - Места обитания – сухие. Корень есть, стебель есть, листья есть, цветов нет, плодов нет. | Групповая Фронтальная | Практический метод обучения (практическая работа). Словесный метод обучения (беседа). Наглядный метод обучения (демонстрация). | Вербальные средства обучения (речь учителя). Визуальные средства обучения (листы с заданием, таблица). |
VII Обобщение, осмысление и систематизация знаний (7 мин) | - А теперь богиня весны и цветов Флора решила вас проверить. Провести испытание. - Итак, смотрим. Демонстрирует слайд. - Также если мы посмотрим на растения, мы увидим, что есть цветковые и нецветковые (водоросли, хвойные, мхи, папоротники). - Ребята, запомните, вам еще пригодится: есть высшие растения – это цветковые, мхи, папоротники, хвойные. И низшие – водоросли. - Итак, богиня флора хочет вас проверить. Помогите найти, где правдивые утверждения, а где ложные. Вам нужно быть внимательными, ведь баллы просто так здесь не заработаешь. Демонстрирует вопросы на слайдах: 1. По легенде, цветет папоротник огненным цветком, глухую ночь накануне дня Ивана Купалы – 7 июля, под удары грома и раскат молний. - Умничка. Потому что нет цветков у папоротника. 2. Это дерево называется лиственница, но оно хвойное. Лиственница – одно из наиболее распространенных пород хвойных деревьев. Хвоя ежегодна опадает на зиму. - Почему? - И иголки никогда не опадают? - Действительно, ребята, такое дерево есть, оно называется лиственница. Действительно, это хвойное дерево, действительно, вместо листочков у нее хвоя, и, действительно, хвоя у нее однолетняя. На зиму она сбрасывает ее, а весной она вырастает. 3. Ламинария, или морская капуста, из класса бурых водорослей, многие виды ламинарии употребляются в пищу, особенно вкусные плоды и цветки. - Ребята, морская капуста - очень полезное растение. Еще в 13 веке китайский император издал такой указ – ежедневно употреблять в пищу морскую капусту. И за счет государства каждому населенному пункту привозили морскую капусту, ведь в ней очень много йода. Можно добывать йод из недр земли, но многие сейчас добывают его из водорослей, потому что там очень много йода. - Ребята, а йод полезен? 4. Кувшинка белая – многолетнее водное растение, цветы на воде привлекают нас необычным внешним видом и оригинальностью расположения. - Умнички. Это цветковое растение, но оно цветет в воде. 5. Как прекрасен в период цветения мох, кукушкин лен, на тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы. - Запомните название этого мха – кукушкин лен. Еще есть сфагнум, что в переводе означает «губка», он хорошо впитывает влагу, как губка. И во время Великой Отечественной войны, когда не было в достатке медикаментов, то использовали мох как перевязочный материал, потому что там есть йод и дезинфицирующее средство, и оно впитывает влагу. | - Это ложь, потому что у него нет цветка. - Это ложь. - Потому что иголки на дереве есть и зимой, и летом. - Опадают. - Это ложь. У нее нет плодов и цветов. - Да! - Это правда. - Это ложь. Потому что у мха нет цветов.
| Фронтальная | Наглядный метод обучения (демонстрация). Словесный метод обучения (беседа, рассказ).
| Вербальные средства обучения (речь учителя). Технические средства обучения: технические устройства (проектор, интерактивная доска), дидактические средства обучения (презентация). |
VIII Рефлексия деятельности (7 мин) | - Хорошо мы сегодня поработали. Подведем небольшой итог. - Посмотрите, пожалуйста на доску. Учитель демонстрирует слайд с выражениями, которые нужно закончить: - Я запомнил… - Я узнал… - Я похвалил бы себя за… - Думаю, что растения… Отмечает детей, которые были активны на уроке. - Вам понравилось сегодняшнее занятие? - Команда «Тюльпаны», сколько баллов вы набрали? - Команда «Ромашки»? - Команда «Колокольчик»? - Команда «Роза»? - Похлопайте победителям. Им я сегодня хочу вручить веточку. Это веточка из лаврового дерева. А это дерево – символ славы, победы. Всегда победителям возлагали на голову венок из лавра еще на первых Олимпийских играх. А нам известно это растений, просто как лавровый лист, который мама кладет в суп. Абсолютно верно. - Последнее испытание. Кому сегодня на уроке было интересно, снимите с себя цветочек и поднимите его вверх. Какой у нас цветущий сад получился. Ребята, красиво, когда много цветов? - А что человек должен делать, чтобы было красиво? - Человек должен делать все, чтобы на земле было красиво. - А мы, маленькие люди, можем в этом взрослым помогать? - Ребята, благодарю за урок. - Но для некоторых деток у меня будут вопросы. Подходит к некоторым ученикам и задает им вопросы по теме урока: - Где растут водоросли? - Чем папоротники интересны? - Конечно, ребята, изучать растения вы будете дальше в следующем году, что-то новое узнаете о растениях. Главное, что вы должны запомнить, что растения украшают нашу жизнь. Правда? - И мы должны помнить о том, что растениям нужно помогать, ухаживать за ними. Правда? - А теперь домашнее задание. Откройте свои дневники. - Окружающий мир часть 1. Записываем страницы 69-71. А кто заинтересовался растениями, можете подготовить сообщение о том растении, которое вас заинтересовало. Если кто-то хочет получить еще хорошую оценку. - А теперь, ребята, встаньте, пожалуйста. Я вас благодарю за урок. Звенит заливистый звонок. Наш завершается урок. Я вам спасибо говорю и от души благодарю. Спасибо. До свидания. | Дополняют предложения. - Да! - Шесть! - Три! - Четыре! - Два! - Да! - Ухаживать! - Поливать! - Да! - В воде. - У них есть красивые листья. - Правда! - Да! - До свидания! | Фронтальная | Словесный метод обучения (беседа). Наглядный метод обучения (демонстрация). | Вербальные средства обучения (речь учителя). Визуальные средства обучения (ученический дневник, лавровая веточка, учебник). Чертежно- изобразительные средства обучения (ручки). |
© 2025, Гребенкина Виктория Сергеевна 139 0