СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разнообразие растений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие растений»

Тема: «Разнообразие растений».

Цель: изучить классификацию растений, познакомиться с понятием ботаника, познакомиться со стадиями развития растений; познакомиться с видами растений.

Планируемые результаты:

1. Предметные: знает строение земли; знает определение почвы; знает органы (части) растений; знает стадии развития растений; умеет называть последовательно части растений; знает классификацию растений; знают функции растений; умеет использовать в речи научные понятия; умеет характеризовать группы растений; знают группы растений; знает определение понятия «ботаника».

2. Метапредметные: умеет работать в группе; способен выполнить задания самостоятельно; умеет осуществлять рефлексию деятельности; умеет строить высказывания; владеет логическими действиями (анализ, сравнение, классификация); понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; умеет осуществлять анализ собственной деятельности.

3. Личностные: проявляет интерес к изучаемому материалу; проявляют сознательность к учебной деятельности; проявляет творчество; проявляет эстетические чувства.

Образовательные ресурсы: учебный короткометражный фильм, презентация, печатные задания; гербарии; плакат с таблицей, словарь В.И. Даля, учебник 3 класса «Окружающий мир» (программа «Школа России»).



Ход урока

Этап урока

(длительность в мин)

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности обучающихся

Методы обучения

Средства обучения

I Организационный этап (2 мин)

- Здравствуйте, ребята! Желаю вам хорошей работы.

- А на уроке мы сегодня отправимся в путешествие в одно очень интересное царство. Но как называется это царство я вам не скажу. Для начала мы соберем багаж знаний, который мы получили на прошлом уроке.

- Путешествовать мы будем командами, у нас есть четыре команды.

- Давайте представим команды.

- Итак, первая команда. Отлично!

- Вторая команда. Умничка!

- Третья команда. Отлично!

- Четвертая команда. Отлично.

- Хорошо, ребята, сегодня есть возможность посоревноваться и проверить свои силы.

- Юра, в чем же сила человека?

- Да, в уме, в знаниях.

- Здравствуйте!







Встают и представляют команду обучающиеся, которые являются командирами.

- Команда «Тюльпан».

- Команда «Ромашки».

- Команда «Колокольчик».

- Команда «Роза».



- В уме.

Фронтальная

Словесный метод обучения (рассказ, беседа).


Вербальные средства обучения (речь учителя).


II Проверка домашнего задания (4 мин)

- Так, на сегодняшнем уроке мы собираем багаж знаний, скажите, пожалуйста, какую тему мы изучали на прошлом уроке. Как называлась тема?

- А где находятся соли?

- Значит, что мы изучали?

- А кто даст определение, что такое почва?

- Василий Васильевич Докучаев - известный русский ученый, говорил, что почва – это кормилица человека. Объясните его слова. Почему почва – кормилица человека?

- Саша?


- Которые мы употребляем в пищу или же животные употребляют в пищу. Конечно, команда «Роза» получает первый балл.

- Хорошо! Перед вами листок, переверните и откройте его. Работаем в парах. Возьмите карандаши. Можно совещаться.

- Задание № 1. Главная часть почвы, которая делает ее более плодородной? Написали?

- Диана, что это?

- Умничка, молодец! Диана приносит очко своей команде.

- Следующий вопрос. Как называется верхний слой земли?

- Нет.

- Это почва! Умничка! Эвелина приносит балл.

- Третий вопрос. Что используют растения из почвы для питания?

- Умничка, Оля!

- Следующее задание. Это животное считает почву своим домом?

- Нет.

- Умничка. Эвелина и Саша приносят еще баллы своим командам.

- Пятое задание. Составная часть почвы, полезное ископаемое, которое применяют в строительстве?

- Ольга приносит балл.

- Задание № 6. И ее тоже применяют в строительстве.

- Ничья.

- Седьмое. Как называются живые существа, которые находятся в почве? Пропускаем.

- Восьмое задание. Иногда почву называют просто…

- Диана заработала еще балл. Хорошо.

- Вернемся к седьмому вопросу. Как называются живые существа, которые находятся в почве? Посмотрите на желтую строчку, у вас уже вырисовывается слово?

- Так как называются живые существа, которые находятся в почве?

- Микробы – микроорганизмы! Хорошо, молодцы!

- Мы изучали соли.




- В почве.

- Почву!

- Почва – это плодородный слой земли.




Поднимают руки.

- Потому что без почвы мы бы не смогли посадить растения.









- Перегной.





- Песок.

- Почва.


- Соли.




- Червяк.

- Крот.



- Песок.



- Глина!




Затрудняются с ответом.


- Земля.





- Растения!

- Микробы.



Фронтальная

Парная

Словесный метод обучения (беседа, опрос).

Вербальные средства обучения (речь учителя).

Визуальные средства обучения (карточки с баллами, листы с заданиями).

Чертежно- изобразительные средства обучения (карандаши, ручки).


III Постановка темы, цели и задач урока (1 мин)

- Так в какое же царство мы с вами попадем?

- Умнички. Вы справились с заданием. Молодцы.

- Ребята, в царстве растений есть хозяйка. Она богиня цветов и весны. Это Флора. В своем царстве она знает всех: каждую травинку, каждую былинку. Все в ее подчинении. И сегодня нам надо разобраться в ее подчиненных, ведь все они разные.

- И на сегодняшнем уроке мы поработаем над разнообразием растений. Растения все разные. Растения можно увидеть везде.

- Растений!











Фронтальная

Словесный метод обучения (рассказ).

Вербальные средства обучения (речь учителя).


IV Изложение нового материала (2 мин)

- Есть очень интересное выражение: «Растения – это зеленая одежда земли». То есть везде есть растения: и в лесу, и на лугу, и в полях, и в безводных пустынях, в топких болотах, высоко в горах, в морях, океанах, реках. Везде есть растения. Даже в комнате есть растения. Да, ребята?

- Еще с древних-древних времен люди собирали растения, изучали их, и находили полезные свойства или вредные свойства растений. При раскопках в Древней Греции были найдены семена растений. Тогда уже ученые научились изучать растения, записывать и описывать, даже составлять списки.

- Наука о растениях называется ботаника. У Владимира Ивановича Даля написано, что ботаника – это наука о растениях, о растительном царстве, травословии, травознании и травоведении. Слышите, какие интересные слова?

- Хорошо.

- Итак, ботаника, ребята, это одни из разделов биологии, а биология – это наука о всем живом.

- У нас в библиотеке есть такой энциклопедический словарь, и все, что касается биологии, можно прочитать в этой энциклопедии.

- И тут записано, что биология от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука о живой природе. Скажите, а растения – это живая природа? А кто нам все докажет, что это живая природа?







- Да!














- Да!











- Растения питаются, дышат, размножаются, растут, и отмирают.

Фронтальная

Словесный метод обучения (рассказ).

Наглядный метод обучения (демонстрация).


Вербальные средства обучения (речь учителя).

Визуальные средства обучения (энциклопедия).

V Проверка ранее усвоенных знаний (8 мин)

- Хорошо, ребята, уже мы многое знаем о растениях. Давайте с вами повторим.

- Итак, какие же бывают растения и чем они отличаются?

Демонстрирует слайды с вопросами и изображениями разных растений:

Чем отличаются эти растения и как они называются?

- Пожалуйста, Эвелина.


- А кто скажет, чем они отличаются?

- Абсолютно верно.

- Ребята, если мы говорим, что культурные растения выращивает человек, то о какой отрасли сельского хозяйства мы будем говорить?

- Хорошо. И один балл Эвелине.

Обращает внимание обучающихся на презентацию.

- Посмотрите внимательно на растения культурные. Какие виды может выращивать человек.

- А еще у нас есть помидор, абрикос – это плодовоовощные культуры. А какие еще бывают.

- Если мы говорим хлопчатник, лен – это какие? Из них делают ткани.

- Хорошо, ребята, двигаемся дальше.

- На какие же группы мы делим растения?

Демонстрирует слайд.

- Юра, пожалуйста.

- Говорим грамотно. Не просто трава, а…

- Хорошо.

- А вы хорошо знаете все эти растения?

- Давайте мы сейчас проверим.

- Встаньте, пожалуйста, и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Деревья, кустарники, травы».

- Если будут деревья, вы поднимаете руки вверх. Если травы – опускаетесь вниз. Если кусты – руки в стороны.

- Первое название – тополь.

- Хорошо.

- Ромашка.

- Липа.

- Конечно же, это дерево.

Похвалил обучающихся, которые приняли правильное положение.

- Подснежник.

- Калина.

- Колокольчик. Хорошо.

- Осина. Хорошо.

- Малина.

- Тюльпан. Хорошо.

- Дуб.

- Огурец. Хорошо.

- Смородина – куст. Абсолютно верно.

- Береза.

- Шиповник.

- Помидор. Хорошо.

- Комар. Что такое?

- Верно, это животное.

- Хорошо, садитесь.

- Итак, какие части растений вам известны? Давайте несколько человек будет отстаивать честь команды.

Раздает задание одному участнику каждой команды.

- Остальные смотрят на меня. Итак, ребята, какие части растений вы знаете?






- Посмотрите внимательно, действительно, корень, стебель, листочки, цветочки, плод, а дальше семена появляются.

- А вот как растет растение и развивается, какая часть растения появляется первая из семени, посмотрите, пожалуйста, на видео. Все готовы?

Включает видеофильм.

- Какая часть растения первой появляется?

- Молодец.

- Конечно же, сначала появляется корешочек, потом стебелек, потом листочки.

- Хорошо, ребята.

- А у каждого ли растения есть все части?

- Ученые-ботаники все растения делят на несколько видов. Посмотрите внимательно.

Демонстрирует слайд с видами растений.

- Хвойные.

- Цветковые.

- Папоротники.

- Мхи.

- Водоросли.

- Какие из этих названий вам уже знакомы?

- Что такое водоросли? Почему они тебе знакомы? Где они живут?



- Что такое мхи? Вы когда-нибудь видели мох?

Параллельно собирает задание у обучающихся.









- Бывают растения культурные, а бывают дикорастущие.

- Дикорастущие растут сами, а за культурными ухаживают.




- Растениеводство.






- Зерновые.





- Прядильные.


- Деревья, кустарники, трава.



- Травянистые растения!


- Да!








Поднимают руки вверх.


Приседают.

Поднимают руки вверх. Некоторые подняли руки в стороны.



Приседают.

Поднимают руки в стороны.

Приседают.

Поднимают руки вверх.

Поднимают руки в стороны.

Приседают.

Поднимают руки вверх.

Приседают.

Поднимают руки в стороны.

Поднимают руки вверх.

Поднимают руки в стороны.

Приседают.

- Это животное.









- Плод.

- Корень.

- Стебель.

- Листья.

- Цветок.

- Семена.






- Да!

Смотрят видео.

- Корень.





- Нет!









- Водоросли.


- В воде.

- Хвойные – растения с иголками.

- Мхи.

- Да!

Фронтальная

Индивидуальная

Игровой метод обучения (упражнение игровое).

Словесный метод обучения (беседа).

Наглядный метод обучения (демонстрация).

Вербальные средства обучения (речь учителя).

Технические средства обучения: технические устройства (проектор, интерактивная доска), дидактические средства обучения (презентация).

Аудиовизуальные средства обучения (учебный видеофильм).


V Первичное закрепление (3 мин)

- Ребята, сейчас мы поработаем с гербарием. Очень аккуратно его откройте.

Тем временем открывает доску, на которой висит таблица с названиями частей растения.

- Перед вами цветковое растение. Рассмотрите хорошо цветковое растение.

В таблице ставит магниты в строчку, где названа часть растения.

- Уважаемые биологи, и скажите, есть ли у него корень?

- Есть ли у него стебель?

- Есть ли у него листья?

- Есть ли у него цветы?

- А потом из цветов у него появились…

Учитель показывает на таблицу и проговаривает:

- У цветкового растения есть корень, стебель, листья, цветы и семена.

- Сейчас мы сделаем небольшую паузу, а потом будем работать в группах.

Психологическая пауза с музыкальным сопровождением

Представьте, что вы маленькие-маленькие зернышки.

Маленькому зернышку холодно в земле.

Но вот его пригрело солнышко, оно отогрелось.

Меленькому росточку стало интересно, что там, наверху.

И оно стало прорастать.

У него появились корешки.

И росточек рос высоким-высоким, чтобы посмотреть, что там, наверху.

И вот однажды на росточке появился цветок.

Он улыбнулся солнышку.

А когда началась осень, вместо цветочков, у него появились семена.

И вот так живут целый год растения.

- Так, ребята, закройте, пожалуйста, свои гербарии.










- Да!

- Да!

- Да!

- Да!

- Семена!



Проговаривают вместе с учителем.






Обнимают себя и закрывают глаза.



Расправляют плечи.

Встают.



Топают ногами.

Поднимаются на носочки и тянут руки вверх.


Улыбаются, кружатся.

Машут руками (кистями).


Обучающиеся садятся на места.

Фронтальная

Наглядный метод обучения (демонстрация).

Словесный метод обучения (беседа).

Практический метод обучения (практическая работа).

Вербальные средства обучения (речь учителя).

Визуальные средства обучения (гербарий, таблица).

VI Самостоятельная работа (8 мин)

- А сейчас мы поработаем командами.

- У меня для каждой команды есть задание. Выберите человека, который будет читать, заполнять таблицу.

- В задании вам нужно определиться, что есть у этих растений, а чего нет.

Учитель ходит по рядам, дает советы, рекомендации.

- «Тюльпаны» готовы?

- «Колокольчики» готовы?

- «Ромашки» готовы?

- «Розы» готовы?

- Начнем с «Тюльпанов». Пожалуйста, капитан команды?

- Что у вас было?

- Хорошо.

Записывает в таблице, что говорят обучающиеся.

- Что же у них вообще ничего нет? Что же, давайте им поверим. Похлопайте, пожалуйста.

- Следующая команда «Колокольчик».

- Они могут на дороге расти? Какие они места любят?



- Хорошо. Похлопайте, пожалуйста.

- Команда «Ромашки».


- Как называется стебель у дерева?

- Молодец.

- Хвойники. Умничка.

- А в шишках?

- Умничка. Похлопайте, пожалуйста.

- И команда «Роза».




- Каждая команда получает балл.

- Мы поняли, что у определенных растений нет некоторых органов.





Команды распределили обязанности и

выполняют задание.



- Да!

- Да!

- Да!

- Да!



- Водоросли.


- Они обитают в воде, у них нет корня, нет стебля, нет листьев, нет цветов, нет плодов.



- Мхи. Место обитания – лес. Сырые.

- Корня нет, стебель есть, листья есть, цветов нет, плодов нет.



- Хвойные растения. Место обитания – в лесу. Корень есть, стебель есть.

- Ствол.

- Листьев нет, но есть иголки.

- Цветов нет, плоды есть – шишки.

- Семена.


- У нас были растения папоротники.

- Места обитания – сухие. Корень есть, стебель есть, листья есть, цветов нет, плодов нет.

Групповая

Фронтальная

Практический метод обучения (практическая работа).

Словесный метод обучения (беседа).

Наглядный метод обучения (демонстрация).

Вербальные средства обучения (речь учителя).

Визуальные средства обучения (листы с заданием, таблица).

VII Обобщение, осмысление и систематизация знаний (7 мин)

- А теперь богиня весны и цветов Флора решила вас проверить. Провести испытание.

- Итак, смотрим.

Демонстрирует слайд.

- Также если мы посмотрим на растения, мы увидим, что есть цветковые и нецветковые (водоросли, хвойные, мхи, папоротники).

- Ребята, запомните, вам еще пригодится: есть высшие растения – это цветковые, мхи, папоротники, хвойные. И низшие – водоросли.

- Итак, богиня флора хочет вас проверить. Помогите найти, где правдивые утверждения, а где ложные. Вам нужно быть внимательными, ведь баллы просто так здесь не заработаешь.

Демонстрирует вопросы на слайдах:

1. По легенде, цветет папоротник огненным цветком, глухую ночь накануне дня Ивана Купалы – 7 июля, под удары грома и раскат молний.

- Умничка. Потому что нет цветков у папоротника.

2. Это дерево называется лиственница, но оно хвойное. Лиственница – одно из наиболее распространенных пород хвойных деревьев. Хвоя ежегодна опадает на зиму.

- Почему?


- И иголки никогда не опадают?

- Действительно, ребята, такое дерево есть, оно называется лиственница. Действительно, это хвойное дерево, действительно, вместо листочков у нее хвоя, и, действительно, хвоя у нее однолетняя. На зиму она сбрасывает ее, а весной она вырастает.

3. Ламинария, или морская капуста, из класса бурых водорослей, многие виды ламинарии употребляются в пищу, особенно вкусные плоды и цветки.

- Ребята, морская капуста - очень полезное растение. Еще в 13 веке китайский император издал такой указ – ежедневно употреблять в пищу морскую капусту. И за счет государства каждому населенному пункту привозили морскую капусту, ведь в ней очень много йода. Можно добывать йод из недр земли, но многие сейчас добывают его из водорослей, потому что там очень много йода.

- Ребята, а йод полезен?

4. Кувшинка белая – многолетнее водное растение, цветы на воде привлекают нас необычным внешним видом и оригинальностью расположения.

- Умнички. Это цветковое растение, но оно цветет в воде.

5. Как прекрасен в период цветения мох, кукушкин лен, на тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы.

- Запомните название этого мха – кукушкин лен. Еще есть сфагнум, что в переводе означает «губка», он хорошо впитывает влагу, как губка. И во время Великой Отечественной войны, когда не было в достатке медикаментов, то использовали мох как перевязочный материал, потому что там есть йод и дезинфицирующее средство, и оно впитывает влагу.



















- Это ложь, потому что у него нет цветка.






- Это ложь.

- Потому что иголки на дереве есть и зимой, и летом.

- Опадают.










- Это ложь. У нее нет плодов и цветов.










- Да!




- Это правда.





- Это ложь. Потому что у мха нет цветов.



Фронтальная

Наглядный метод обучения (демонстрация).

Словесный метод обучения (беседа, рассказ).


Вербальные средства обучения (речь учителя).

Технические средства обучения: технические устройства (проектор, интерактивная доска), дидактические средства обучения (презентация).

VIII Рефлексия деятельности (7 мин)

- Хорошо мы сегодня поработали. Подведем небольшой итог.

- Посмотрите, пожалуйста на доску.

Учитель демонстрирует слайд с выражениями, которые нужно закончить:

- Я запомнил…

- Я узнал…

- Я похвалил бы себя за…

- Думаю, что растения…

Отмечает детей, которые были активны на уроке.

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

- Команда «Тюльпаны», сколько баллов вы набрали?

- Команда «Ромашки»?

- Команда «Колокольчик»?

- Команда «Роза»?

- Похлопайте победителям. Им я сегодня хочу вручить веточку. Это веточка из лаврового дерева. А это дерево – символ славы, победы. Всегда победителям возлагали на голову венок из лавра еще на первых Олимпийских играх. А нам известно это растений, просто как лавровый лист, который мама кладет в суп. Абсолютно верно.

- Последнее испытание. Кому сегодня на уроке было интересно, снимите с себя цветочек и поднимите его вверх. Какой у нас цветущий сад получился. Ребята, красиво, когда много цветов?

- А что человек должен делать, чтобы было красиво?

- Человек должен делать все, чтобы на земле было красиво.

- А мы, маленькие люди, можем в этом взрослым помогать?

- Ребята, благодарю за урок.

- Но для некоторых деток у меня будут вопросы.

Подходит к некоторым ученикам и задает им вопросы по теме урока:

- Где растут водоросли?

- Чем папоротники интересны?

- Конечно, ребята, изучать растения вы будете дальше в следующем году, что-то новое узнаете о растениях. Главное, что вы должны запомнить, что растения украшают нашу жизнь. Правда?

- И мы должны помнить о том, что растениям нужно помогать, ухаживать за ними. Правда?

- А теперь домашнее задание. Откройте свои дневники.

- Окружающий мир часть 1. Записываем страницы 69-71. А кто заинтересовался растениями, можете подготовить сообщение о том растении, которое вас заинтересовало. Если кто-то хочет получить еще хорошую оценку.

- А теперь, ребята, встаньте, пожалуйста. Я вас благодарю за урок. Звенит заливистый звонок. Наш завершается урок. Я вам спасибо говорю и от души благодарю. Спасибо. До свидания.








Дополняют предложения.




- Да!

- Шесть!


- Три!

- Четыре!

- Два!













- Да!

- Ухаживать!

- Поливать!




- Да!





- В воде.

- У них есть красивые листья.





- Правда!


- Да!












- До свидания!

Фронтальная

Словесный метод обучения (беседа).

Наглядный метод обучения (демонстрация).

Вербальные средства обучения (речь учителя).

Визуальные средства обучения (ученический дневник, лавровая веточка, учебник).

Чертежно- изобразительные средства обучения (ручки).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс