Олимпиада по литературному чтению (школьный тур)
(3 класс)
Пояснительная записка
Современный выпускник начальной школы должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовать свою учебную деятельность. Среди приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады. Олимпиада в начальных классах – это своеобразное соревнование в знаниях литературных произведений, умениях анализировать их.
Олимпиада по литературному чтению проводится с целью популяризации детской книги среди учащихся начальных классов, привития интереса к изучению отечественной и зарубежной литературы.
Задачи проведения олимпиады:
создать условия для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся;
развивать познавательную активность обучающихся;
предоставить возможность обучающимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования;
развивать у младших школьников навыки читательской деятельности;
способствовать развитию интереса к чтению детской книги;
развивать логическое мышление.
В олимпиадную работу по литературному чтению включены нестандартные задания, что повышает интерес учащихся.
Время проведения олимпиады: один урок (40 минут).
Условия проведения: Для выполнения олимпиады по литературному чтению каждый ученик должен получить листы с заданиями. Использование дополнительных материалов при проведении тестирования не предполагается. На парте у каждого обучающегося должна быть только ручка для записи ответов и черновик.
Участники олимпиады.
Участниками олимпиады являются обучающиеся 3-х классов, обучающиеся по любым программам НОО без ограничений. Принимать участие могут все желающие. Победителями и призерами олимпиады могут быть участники, перешагнувшие порог 51% от общего количества баллов.
Содержание олимпиадной работы.
Олимпиада состоит из 11 заданий.
Все задания олимпиады делятся на три группы:
1) тестовые задания;
2) открытые вопросы;
3) творческие задания. Задания творческого характера способствуют выявлению одаренных учащихся.
Распределение заданий в соответствии с выделенными группами:
Группа заданий | | № заданий | |
Тестовые заданий | | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
Открытые вопросы | | 7, 8, 9, 10 | |
Творческое задание | | 11 | |
| | | |
Инструкция по выполнению заданий олимпиадной работы
На выполнение заданий работы даётся 40 минут. Тестовые задания включает в себя 6 заданий. Задания 1-4 содержат один правильный ответ. В задании №5 нужно установить соответствие стрелками, в задании №6 – пронумеровать строки стихотворения. Ответы на открытые вопросы запиши в работе на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Тестовые задания
1. Что можно отнести к устному народному творчеству?
а) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды
б) сказки, анекдоты, летописи.
в) летописи, авторские произведения
г) рассказы, скороговорки, сказки
2. Прочитай отрывок из литературного произведения. Отметь верное высказывание.
« ... Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетка и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пёс. Мохнатый, весь в чёрных пятнах, - Рябка. Он стерёг дом. Кормил я его рыбой.»
Это отрывок- …
а) из стихотворения б) из сказки в) из рассказа; г) из басни.
3. Кто из названных авторов писал о природе?
а) М.Пришвин б) С.Голицын
в) Э.Успенский г) Б.Емельянов
4. Какой художественный прием использовал автор?
Все ромашки как ромашки
Носят белые рубашки.
а) сравнения; б) олицетворение.
5. Установи соответствие и соедини стрелками автора и его произведение.
Н. Некрасов | Винни-Пух и все-все-все |
А. Толстой | Храбрый портной |
С. Я. Маршак | Конёк - Горбунок |
А. де Сент-Экзюпери | Дедушка Мазай и зайцы |
Х. К. Андерсен | Золотой ключик |
А. Милн | Кошкин дом |
К. Чуковский | Федорино горе |
П.Ершов Братья Гримм | Снежная королева Маленький принц |
6. Строки стихотворения Николая Рубцова записаны вразброс. «Собери» стихотворение, пронумеруй строки по порядку.
Коза.
____ Ей навстречу попался народ.
____ И коза опустила глаза.
____ Побежала коза в огород
____ Побежала опять в огород.
____ - Как не стыдно тебе, егоза?
____ А когда разошёлся народ,
Открытые вопросы
7. Подбери рифмы к словам:
Жара - ____________________
Речка - ____________________
Ребята - ___________________
8. Восстанови пословицу. Вставь пропущенные слова.
1. Всяк____________ своё болото хвалит.
2. Мал_______________, да дорог.
3. _________________ носу не подточит.
4. Кошке смех, а ________________ слёзы.
9. Вспомни и восстанови названия басен И.А.Крылова.
« ___________________ и муравей».
«Ворона и ____________________».
«___________________ и очки».
«Лебедь,____________ и щука»
10. На ком или на чем совершили путешествия:
1) В Зеленый город Незнайка и его друзья ___________________________________
2) За медом Винни-Пух ___________________________________________________
3) Из норы крота в теплые края Дюймовочка _________________________________
4) На крышу Малыш _____________________________________________________
5) На юг лягушка-квакушка _______________________________________________
6) В Индию старик Хоттабыч и Волька ______________________________________
Творческое задание
11. Прочитай внимательно текст.
Цыплята и воробьята.
Жёлтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу стали искать: что бы поесть? Цыплята только появились на свет, а уже побежали за мамой-курицей…
А она не кормит их - ведь цыплята сами умеют есть…
Под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие жёлтые рты. Мама-воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, бабочек. А воробьятам всё мало – уж очень они прожорливы.
Удивлялись цыплята: еды на земле много, а воробьята почему-то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись, как это они, только появились на свет – уже умеют еду находить самостоятельно.
Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы – разные…
Задай по тексту 3 вопроса, которые помогут определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свои вопросы.
_1._______________________________________________________________________2._______________________________________________________________________3.______________________________________________________________________
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
№ п/п | Задание | Содержание верного ответа | Баллы |
| Тестовые задания | 16 б |
1 | Что можно отнести к устному народному творчеству? | а) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды | 1 б |
2 | Прочитай отрывок из литературного произведения. Отметь верное высказывание. | в) из рассказа; | 1 б |
3 | Кто из названных авторов писал о природе? | а) М.Пришвин | 1 б |
4 | Какой художественный прием использовал автор? | б) олицетворение. | 1 б |
5 | Установи соответствие и соедини стрелками автора и его произведение. | Н. Некрасов | Дедушка Мазай и зайцы | А. Толстой | Золотой ключик | С. Я. Маршак | Кошкин дом | А. де Сент-Экзюпери | Маленький принц | Х. К. Андерсен | Снежная королева | А. Милн | Винни-Пух и все-все-все | К. Чуковский | Федорино горе | П.Ершов | Конёк-Горбунок | Братья Гримм | Храбрый портной | | 9 б |
6 | Строки стихотворения Николая Рубцова записаны вразброс. «Собери» стихотворение, пронумеруй строки по порядку. | Коза. 2. Ей навстречу попался народ. 4. И коза опустила глаза. 1. Побежала коза в огород 6. Побежала опять в огород. 3. - Как не стыдно тебе, егоза? 5. А когда разошёлся народ, | 3 б |
| Открытые вопросы | 17 б |
7 | Найди рифмы к словам: | Жара - пора Речка - печка Ребята – котята Возможны другие варианты. | 3 б (за каждое слово 1 б) |
8 | Восстанови пословицу. Вставь пропущенные слова. | 1. Всяк кулик своё болото хвалит. 2. Мал золотник, да дорог. 3. Комар носа не подточит. 4. Кошке смех, а мышке слёзы. | 4 б (за каждую пословицу 1 б) |
9 | Вспомни и восстанови названия басен И.А.Крылова. | 1. « Стрекоза и муравей». 2. «Ворона и лисица». 3. «Мартышка и очки». 4. «Лебедь, рак и щука» | 4 б (за каждое название 1 б) |
10 | На ком или на чем совершили путешествия | 1) В Зеленый город Незнайка и его друзья на воздушном шаре 2) За медом Винни-Пух на воздушном шарике 3) Из норы крота в теплые края Дюймовочка на ласточке 4) На крышу Малыш на Карлсоне 5) На юг лягушка-квакушка на прутике, который держали две утки 6) В Индию старик Хоттабыч и Волька на ковре - самолёте | 6 б (за каждый ответ 1 б) |
| Творческое задание | 4 б |
11 | Задай по тексту 3 вопроса, которые помогут определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свои вопросы. | Кто сам умеет есть? С чем автор сравнивает цыплят? Чему удивляются цыплята? Чему удивляются воробьята? В каком предложении выражена главная мысль? Возможны другие варианты. | 3 б (за каждый вопрос 1 б) + 1б за грамотность |
| После проверки всех заданий баллы суммируются, и выставляется окончательный балл за каждую работу. После этого определяются победители и призёры. | 37 б |