СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе 11 класс. Тема: Три правды . Авторская позиция в пьесе "На дне".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Три правды. Авторская позиция в произведении "На дне".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе 11 класс. Тема: Три правды . Авторская позиция в пьесе "На дне".»

Алёхина Людмила Евгеньевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №65 г. Сочи»

Литература

Класс: 11

УМК: Литература под ред. Журавлева В.П. 2012г., 11 класс в 2-х частях

Уровень: базовый

Тема: Три правды. Авторская позиция.

Общее количество часов: 102

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 5

Место урока в системе уроков по теме: 3

Тип урока: комбинированный

Цель урока: комплексное применение знаний и умений учащихся в работе с драматическим произведением.

Задачи:

Обучающие:

  • Выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде.

  • Выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука), правды веры в человека (Сатин).

  • Создать проблемную ситуацию, пробудить обучающихся к высказыванию собственного мнения о жизненных принципах Луки, Бубнова, Сатина.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки.

  • Развивать навыки работы с информацией.

  • Развивать навыки публичного выступления.

  • Развивать умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство толерантности.

  • Формировать нормы взаимоотношений между учащимися, основанные на уважении друг к другу.

  • Содействовать формированию собственной точки зрения по отношению к такому понятию как «правда».

  • Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности на уроке.

Планируемые результаты:

Знать / понимать

учащиеся должны знать содержание литературного произведения, основные факты жизни и творчества писателя, понимать основные закономерности историко-литературного процесса, основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

учащиеся должны уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по теории и истории литературы, анализировать сцены изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения, определять жанр произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Техническое обеспечение: персональный компьютер, мультимедийный проектор. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: текст пьесы «На дне», фрагмент из спектакля «На дне» ( монолог Сатина в исполнении Е.Евстегнеева), запись в исполнении В.Высоцкого Притча о Правде и Лжи.

Содержание урока

I.Организационный этап урока.

II.Литературная разминка (тест) на знание текста пьесы. (Приложение №1)

III.Слово учителя.

В пьесе М.Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов – трагическое столкновение трех представлений о жизни. Пьеса М.Горького «На дне» актуальна и в ХХI в., ее ставят на сценах, режиссеры и актеры ищут всё новые и новые краски для горьковских героев, меняют костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаешь, что в пьесе написанной более ста лет назад, отражена наша действительность: есть свалки и места, где доживают обреченные, сломанные жизнью люди; где искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждёт принца, который возьмет за руку и выведет из кошмара; где спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И мы ищем ответ: что есть истина, что нужно человеку – жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье… Об этом и пойдет разговор сегодня на уроке.

Тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю вам сформулировать самостоятельно. Посмотрите, пожалуйста, на экран. В репликах героев пьесы «На дне» пропущено ключевое слово. Подумайте, какое же это слово.

1.Слайд № 1

- Итак, какой философский вопрос волнует героев пьесы? Обитателей ночлежки волнует вопрос, что же такое правда, нужна ли человеку правда.

- Как вы считаете, какие вопросы мы будем рассматривать сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы: что такое правда? Кто из героев задумывается над этим вопросом? Какие мысли о правде высказывают герои?)

- Как вы думаете, а услышим ли мы авторскую позицию?

- Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь, в качестве эпиграфа предлагаю записать слова Сюзанны Броун.

2.Слайд № 2-3

- Как вы понимаете значение слова «правда»?

3.Слайд № 4. ( значение слова «правда»)

4.Слайд № 5. Русские народные пословицы.

- Как вы понимаете народную мудрость, заключенную в пословицах? Какая общая мысль объединяет их?

Слайд № 6. Великие о правде.

- Чье высказывание вам показалось близким? Почему? С кем не могли бы согласиться ? Почему?

IV. Слово учителя.

- Итак, правда бывает «частная», а бывает «мировоззренческая». «Частная» - это та, которую герои отстаивают для себя. Настя уверяет всех, и, прежде всего себя, в существование необыкновенной, светлой любви. Барон – в существование своего благополучного прошлого. Клещ правдой называет свое положение, оказавшееся безнадежным после смерти жены: «Работы нет…силы нет! Вот – правда!. Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо…вот она правда!»

Мы сегодня поговорим о «мировоззренческой» правде. На предыдущем уроке вы получили задание по группам: представить героев пьесы Сатина, Луку, Бубнова .

V. Проверка домашнего задания. Работа групп. Выступление учащихся по предлагаемому плану-вопроснику.

1 группа . Представление Бубнова.

А) Кто такой Бубнов? Чем он занимается? Подтвердите текстом из текста. (предполагаемый ответ: картузник, 45 лет. Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говорону, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшему в карты ( метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу ( бубны в голове – без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение « забубенная головушка», то есть пропащий человек. Был скорняком, подкрашивал меха, руки были желтые от краски, имел свое заведение, но потерял все)

Б) Как он ведет себя? Как обращается с окружающими людьми? ( предполагаемый ответ: недоволен всем, презрительно обращается со всеми, смотрит угрюмо, говорит сонным голосом, ни во что святое не верит. Это наиболее мрачная фигура в пьесе.)

Слайд № 7-8. «Правда» Бубнова

- В чем же правда Бубнова ? Запись в тетради.( предполагаемый ответ: Бубнов видит лишь негативную сторону жизни, разрушает в людях остатки веры и надежды. Скептик, циник, он относится к жизни со злым пессимизмом. «Правда факта»- вот правда героя)

2 группа . Представление Луки.

А) В произведении каждого талантливого писателя имя героя обязательно что-то значит. Обратитесь к истокам имени Лука. Какие значения оно может иметь?

( предполагаемый ответ: в имя своего героя Горький вложил сакральный смысл (имеющий отношение к Божественному, небесному, мистическому. Синонимы – священный, тайный, святой) смысл. Лука – один из евангелистов, его имя означает «светлый», но в то же время ассоциируется со словом «лукавый». Известно выражение «От лукавого», что означает лишнее, ненужное, могущее принести вред. По евангельской легенде, Иисус, запретив клясться небом, землёю, головою клянущегося, сказал: «Но да будет слово ваше: Да,да; нет, нет; а остальное все от лукавого». Есть и другое выражение –не мудрствуя лукаво ( просто, естественным образом). В словаре И.Даля «лукавый» - хитрый и умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный, злой дух: От лукавого вся неправда. Правдивому мужу лукавство не по нужу. Нашему Луке и черт с руки. )

Б) Что мы знаем о Луке? Найдите его реплики, в которых отражается его жизненная позиция. Прокомментируйте их. ( предполагаемый ответ: о себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли много, оттого и мягок..» Жизненная позиция прослеживается по следующим репликам: «Мне все равно! Я и жуликов уважаю»; «Где тут, милая, приспособиться мне»; «Спасибо, девушка! Старику – где тепло, там и родина…»; «Во что веришь, то и есть»)

В) Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки? Каким образом Лука действует на ночлежников? (предполагаемый ответ: в каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев. Странник добр, мягок, милосерден к несчастным, он идет к жертвам жизни, к « униженным и оскорбленным», бескорыстно старается облегчить их страдания. Лука старается всех примирить и успокоить. Он поддерживает радужные иллюзии окружающих его людей:

- умирающей Анне он рисует ласковую смерть – утешительную, спокойную загробную жизнь;

- в Насте поддерживает веру в существование возлюбленного;

- вору Пеплу Лука внушает веру в счастливую, богатую, свободную страну – Сибирь;

- Актёру помогает поверить в бесплатную и прекрасную лечебницу, где его излечат от алкоголизма).

Слайд № 9-10 «Правда» Луки

- В чем же правда Луки? Запись в тетради. ( предполагаемый ответ: правда Луки утешительная, он обращается к остаткам человеческого в душах ночлежников, дает им надежду)

VI. Работа с классам по вопросам.

- Как вы думаете, врал ли ночлежникам Лука?

( На этот счет могут быть разные мнения. Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь – золотая сторона, а не только место ссылки и каторги. Насчет загробной жизни, которой он манит Анну, вопрос сложнее; это вопрос веры и религиозных убеждений. Лука убеждает Настю, он верит в ее чувства, в её любовь: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она! Была!». Он лишь помогает ей найти в себе силы для жизни, для настоящей, а не вымышленной любви).

- Что же зритель видит на самом деле? Проследите судьбу героев в пьесе? Прослеживается ли авторская позиция в развитии сюжета?

(- умирает в муках Анна, моля Бога продлить её невыносимую жизнь на земле « хоть немножечко»;

- от снов о роковой судьбе освобождается Настя; она беснуется, неистовствует, готова свести счеты с жизнью;

- попадет за убийство Костылева на каторгу, в Сибирь, Васька Пепел;

- исчезает из ночлежки Наташа;

- кончает жизнь самоубийством Актер. Каждый из последних актов заканчивается в финале чьей-нибудь смертью).

- Как вы считаете, в чем значение влияния Луки на ночлежников?

( предполагаемый ответ: все герои сходятся на том, что старик вселил в них надежду. Но ведь он не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь все зависит от них самих)

- Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой в обитателях ночлежки?

- В чем причина быстрого угасания веры?

(предполагаемый ответ: может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью предпринять что-либо с целью изменить эту реальность)

3 группа. Представление Сатина.

А) Обратитесь к истокам фамилии героя. Справка. Сатин – от Сата, Сатя – сокращённые варианты имени Сатир ( в греческой мифологии Сатиры – боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино). Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» - Сатаной. Считаете ли вы оправданными такие подходы к фамилии героя? Обоснуйте свою точку зрения.

Б) Что мы узнали об этом человеке? Как он оказался в ночлежке? Как относится к труду?

( предполагаемый ответ: когда-то он служил на телеграфе, был образованным человеком, хотя глагол в прошедшем времени в здесь неуместен. Попал в тюрьму, так как заступился за честь своей сестры. Любит произносить непонятные слова: органон – в переводе означает «орудие», «орган зрения», «разум»; сикамбр – древнегреческое племя, означает «темный человек». Это дает чувство превосходства над ночлежниками. Отношение к труду звучит в следующем высказывании героя: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… Когда труд – удовольствие – жизнь – хороша! Труд – обязанность, жизнь – рабство!»).

VII.. Прослушивание записи фрагмента монолога Сатина. Работа с текстом пьесы «На дне» ( монолог Сатина). Выделите ключевые фразы из монолога героя, которые помогают раскрыть правду Сатина.

Слайд № 11-12. «Правда» Сатина.

- В чем же заключается понятие правды у этого героя? Запишите в тетрадь.

( предполагаемый ответ: у Сатина правда построена на уважении человека, с его точки жалость унижает человека).

VIII. Создание проблемной ситуации.

Итак, Лука считает, что человека надо жалеть, а Сатин считает, что человека надо уважать. Обратимся к словарю и посмотрим, какие значения несут эти слова.

Слайд № 13.

- Как вы считаете, есть ли общее в значении этих слов, в чем разница?



Слайд № 14. Две точки зрения на образ Сатина.

- Какая точка зрения вам кажется более справедливой и почему? А нельзя ли иначе объяснить факт обращения Сатина к этим историческим деятелям? Как вы понимаете слова героя: « что такое человек?.. Это не ты, не я, не они …нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет …в одном»?

IX. Обращение к эпиграфу урока.

- Прокомментируйте слова Сюзанны Броан. Опираясь на знания пьесы «На дне» М.Горького, согласитесь ли вы с данным высказыванием? Обоснуйте свою точку зрения.

- Сможете ли вы, основываясь на наши наблюдения и рассуждения на уроке, прокомментировать горьковское представление о правде?

X. Обобщение учителя.

Нельзя не отметить, что на раннее творчество Горького весомое влияние оказала философия Ницше. (В кабинете писателя висел портрет философа) В своих идеях Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека. Кто же он такой, этот «Сверхчеловек»? Личность неординарная, яркая, аристократ духа, жизнь для него – вечная борьба. Он создает собственную судьбу, не зависит от Бога. Следует гордо умереть, если нельзя дальше гордо жить. В письме к И.Репину 23 ноября 1899 г. Горький писал: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все! Он создал даже Бога!»

Итак, после ухода Луки Сатин осознает, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки: «Да, это он старая дрожжа, проквасил наших сожителей…Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда… Старик – умница! Он …подействовал на меня, как кислота на старую и грязную ложь Луки не устраивает Сатина: ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного века! «Правда» Сатина - в человеке: «Человек может верить и не верить…Это его дело! Человек свободен…он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда! Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень убедительно. Скорее эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира.

XI. Прослушивание записи в исполнении В.Высоцкого «Притча о Правде и Лжи». Перед учащимися текст песни (Приложение №2)

XII. Рефлексия.

XIII. Домашнее задание.

  1. Сочинение – размышление «Строчки, которые кричат о Правде и Лжи» по тексту песни.

  2. Подготовиться к написанию сочинения в классе по творчеству М.Горькому.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!