СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока алгебры по теме «Формулы приведения»

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- введение формул приведения; формирование умений и навыков применения формул приведения при преобразовании тригонометрических выражений и решении простейших тригонометрических уравнений;

- формирование навыков самостоятельной работы над поставленной проблемой;

- развитие умения вести деловую беседу, критического отношения к самому себе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока алгебры по теме «Формулы приведения»»

Тема урока: Формулы приведения


Тип урока: урок открытия новых знаний - проблемно-диалогический урок.


Цели урока:

- введение формул приведения; формирование умений и навыков применения формул приведения при преобразовании тригонометрических выражений и решении простейших тригонометрических уравнений;

- формирование навыков самостоятельной работы над поставленной проблемой;

- развитие умения вести деловую беседу, критического отношения к самому себе.


Оборудование:


• Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Авторы: Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. М: Просвещение, 2010 и последующие издания;

• Интерактивная доска;

• Электронный ресурс 33_90;

• Карточки с заданиями.


Ход урока


Этап урока

Учитель

Ученик

I. Организационный момент

(1 мин)



- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами изучать тригонометрические формулы, занимающие важное место в курсе математики.



II. Актуализация опорных знаний

(5 мин)



Устная работа:

- Для начала повторим значения тригонометрических функций для различных углов:

- Ребята, на предыдущих уроках мы познакомились с формулами сложения. Давайте их повторим. Они сегодня пригодятся нам для изучения новой темы. Чуть позже вы сформулируете ее сами (оставьте в тетради строку для записи).


- Как выглядят эти формулы для синуса, косинуса и тангенса? (ученик записывает формулы на доске)



















III. Поиск решения (5 мин)















- Используя формулы сложения, выполните задания в двух вариантах (запись на доске в начале урока).


Вариант 1


Вариант 2

Я попрошу к доске двух учащихся. Записать нужно только ответ.


- Что вы получили?


- Что позволили сделать формулы сложения в рассматриваемой ситуации?



- Что у этих формул общего?








- А раз они ПРИВОДЯТ, как бы вы их назвали?

- Сформулируйте тему нашего урока

- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с формулами приведения, научимся применять их при преобразовании тригонометрических выражений.

(Запись темы урока на доске).



















Вариант 1

а) sin(π+a) = – sin a

б) cos(2π-a) = cos a

в) tg(π+a) = tg a

г) ctg (2π-a) = – ctg a

д) cos (-a+π) = - cosa

Вариант 2

а) sin(π/2-a) = cos a

б) cos(3π/2+a) =sina

в) ctg(π/2-a) = -tg a

г) tg(3π/2+a) = - ctg a

д) cos(-a+ π /2) =sin a











- Формулы


- Формулы сложения позволили привести, например, синус угла π/2±α к косинусу угла α


- Они позволяют привести значение тригонометрических функций к более удобным для данной задачи углам) Выражения типа π + α, 3π/2 – α , π/2 + α и т.п. можно упростить настолько, что они будут состоять лишь из одного аргумента α.


- Формулы приведения


- Формулы приведения

IV. Поиск закономерностей

(10 минут)

























(включаем доску: эл. ресурс 33_90)


– Итак, работа выполнена. Заметили ли вы закономерности в первом и во втором столбике при помощи которых можно выразить синус, косинус, тангенс указанных углов в таблице через угол α?




- Еще в некоторых случаях перед полученным результатом появляется знак минус. Как вы думаете, почему?



-Да, верно, похоже на то, что в правой части формулы ставится тот знак, который имеет левая часть формулы.)

- Формул приведения очень много. Запомнить их трудно – но самое главное, в этом нет необходимости. Достаточно запомнить одно-единственное правило – и вы легко сможете самостоятельно выводить формулы и упрощать выражения. Ребята, давайте теперь обобщим полученные вами выводы и сформулируем, наконец, это интересное правило приведения.



В шутку это правило называется «лошадиным». И звучит оно так:


Если мы откладываем угол от вертикальной оси, лошадь говорит «да» (киваем головой вдоль оси OY) и приводимая функция меняет свое название: синус на косинус, косинус на синус, тангенс на котангенс, котангенс на тангенс.


Если мы откладываем угол от горизонтальной оси, лошадь говорит «нет» (киваем головой вдоль оси OХ) и приводимая функция не меняет свое название.


Знак правой части равенства совпадает со знаком приводимой функции, стоящей в левой части равенства.










- Видно, что если в левой части формулы угол имеет вид π/2±α или 3π/2±α, то синус меняется на косинус, тангенс на котангенс и наоборот. Если же угол в левой части формулы имеет вид π±α,2π±α, то замены не происходит.


- Мне кажется, что это (появляющийся знак минус в правой части формулы) зависит от того, в какой четверти лежит угол в левой части формулы.




Формулировка учащимся правила:


1. В правой части формулы ставится тот знак, который имеет левая часть при условии 0

2. Если в левой части формулы угол равен π/2±α,3π/2±α, то синус заменяется на косинус, косинус – на синус, тангенс – на котангенс и котангенс – на тангенс. Если угол равен π±α, то замены не происходит.











функция, четверть, знак

V. Проверка понимания учащимися нового материала (7 мин)



- Выразим синус, косинус, тангенс и котангенс углов, указанных в задании, через угол α, применяя теперь не формулы сложения, а ранее выведенное вами правило приведения. Вам необходимо заполнить таблицу на доске и в ваших тетрадях.


Задание.

ПРАКТИКА. Приведите к тригонометрической функции угла (9 примеров).

Учащимся предлагается заполнить таблицы.

Работа организована следующим образом:

Учащиеся по очереди заполняют таблицу на интерактивной доске. При этом каждый из школьников проговаривает мнемоническое правило вслух.


VI. Применение знаний, формирование умений и навыков

(7 минут)




- Ребята, мы только что применяли правило приведения в простейших ситуациях. Вы увидели, что не надо запоминать таблицу наизусть, достаточно знать мнемоническое правило, которое можно применять и в других ситуациях.

Например, как вы думаете, можно вычислить sin 930°?





- Практика. Найдите значение выражения (2 примера: sin 330 и cos 7π/6)







- Представим угол 930° в виде: 930° = 3∙360°-150°.

Тогда,

sin 930°=sin((3∙360°) - 150°) =

= sin(-150°) = -sin (150°) =

= - sin (180°-30°) = - sin 30° = - 1/2 .

Обязательное проговаривание вслух нового правила.

VII. Контроль (обучающая самостоятельная работа)

(7 мин)




- А теперь, предлагаю вам применить новые знания в новой ситуации. Вам необходимо решить простейшие тригонометрические уравнения, предварительно упростив левую часть, применив формулы приведения (№535(1))


Учащиеся выполняют самостоятельную работу в двух вариантах:


Контроль. Самостоятельная работа.

(на экране)




- Ребята, проверим ваши решения (на экран высвечиваются решения заданий).














Ребята осуществляют самопроверку своих результатов, выставляют самооценку.


VIII. Итог урока (3 мин)




- Ребята, наш урок подходит к концу. Что нового и интересного вы узнали сегодня в процессе решения поставленных перед вами проблем?

















- Ребята, домашнее задание не должно вызвать у вас затруднений, оно по новой теме. Запишите, пожалуйста, его в свои дневники:

§31 (правило); стр.156, №529, 530 (1), 531(1), заполнить таблицу формул приведения.


- Сегодня мы самостоятельно вывели формулы приведения, позволяющие без формул сложения выразить синус, косинус, тангенс и котангенс углов вида:

π/2±α,π±α,3π/2±α,2π±α, где 0

- А самостоятельная работа позволила увидеть, что эти формулы позволяют быстро решить тригонометрические уравнения, на первый взгляд кажущиеся очень трудными.

- Мне было интересно заполнять таблицу для вывода новых формул.

- А я был удивлён тем, что так просто запомнить мнемоническое правило.

- А мне захотелось чаще смотреть на результат своей работы со стороны, оценить свои знания.



Оценка работы класса. Выставление учащимся отметок за урок.


  1. И напоследок притча:

«Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвёл всех к огромному дверному замку. Кто откроет тот и будет первым помощником. Никто не притронулся даже к замку. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ.

Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.»



Вариант 1


А1. Вычислите с помощью формул сложения:


Вариант 2


А1. Вычислите с помощью формул сложения:





Вариант 1


А1. Вычислите с помощью формул сложения:

А2. Найдите числовое значение выражения: .

В1. Упростите выражение:



Вариант 2


А1. Вычислите с помощью формул сложения:

А2. Найдите числовое значение выражения: .

В1. Докажите, что .


Формулы приведения


x

π

π

2π

2π

sin x





cos x





tg x





ctg x






x

sin x





cos x





tg x





ctg x















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!