Кузнецова Светлана Николаевна
МОУ СОШ №11 г. Ейска
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»
Цели: развивать навык самостоятельной работы, закреплять и обобщать знания учащихся по теме «Односоставное предложение», научить видеть художественные особенности односоставных предложений в поэтических текстах, воспитывать уважение к старшим и близким.
Не может добрый быть трусливым.
Кто трусит - тот не так уж добр,
Не стыдно ль за себя трястись вам.
И забывать, что смелость – долг.
Вступление к уроку.
Налево пойдешь – коня потеряешь,
Направо пойдешь – друга потеряешь,
Прямо пойдешь – сам мертвым будешь.
- Что же выбрать? Каким путем пойти? А как вы считаете? (обсуждение выбора). Да, перед нами всегда стоит выбор: потерять друга, коня, а самому остаться в живых или бороться за свою жизнь, счастье, не рискуя близкими? Вот и сегодня на уроке мы не только повторим изученную тему, но и каждый попробует для себя решить: а что лучше для него, какой путь он выберет.
Проверка домашнего задания.
- Дома вы должны были написать мини-сочинение, используя в нем односоставные предложения, на одну из тем: «Трусость», «Смелость», «Добро», «Зло». (Зачитываются работы, в которых учащиеся использовали односоставные предложения).
Какие типы односоставных предложений были использованы в сочинениях?
Какие предложения называются односоставными?
В чем их отличие от двусоставных?
Закрепление изученного материала.
Объяснительный диктант.
Определить тип односоставного предложения.
Если вызвался помочь, делай это своевременно. Друг друга поддерживать – победу одерживать. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему.
Анализ текстов.
У трусов малые возможности.
Молчаньем славы не добыть.
И смелыми из осторожности
Подчас приходится им быть.
И лезут в соколы ужи,
Сменив с учетом современности,
Приспособленчество ко лжи
Приспособленчеством ко смелости.
Е. Евтушенко.
Какие свойства человеческой личности поэт определяет как общественное зло?
Дайте лексическое значение слову «приспособленчество».
Найдите двусоставное предложение, укажите тип сказуемого.
Найдите односоставные предложение, выделите в них грамматические основы, обоснуйте вид односоставных предложений.
А чем еще может быть выражено сказуемое в безличном предложении?
Хочу быть щепетильным чуть нескладным
И вежливым на старый добрый лад
Но оставаясь чутким деликатным
Иметь на подлость старый добрый взгляд.
- Расставьте знаки препинания.
Какие свойства человеческой личности привлекают поэта?
Охарактеризуйте простое предложение, которым передана стихотворная строфа.
К какому виду односоставного оно относится и почему?
Чем оно осложнено?
Напишите словарные статьи к словам щепетильный и деликатный, какие существительные можно образовать от этих слов.
Составьте синонимический ряд к слову нескладный.
Самостоятельная работа.
Своим путем.
Когда тобою реш…но
Добит(?)ся бл…городной цели,
То остаётся лиш(?) одно:
Осущ…ствить мечту на деле.
И вот, покинув отчий дом,
Идёш(?), исполн…нный отваг..,
И пусть овраги, пусть коряги,
Ты всё равно идёш(?) своим путём.
То круто (в)верх, то резко (в)низ,
Взлетел опять – и (в)новь ра…шибся.
А (с)лев… смех, а справ… свист:
«Эй! Призн…вайся, что оши…ся!»
А ты всё дальше, (на) пролом,
И видиш(?) скво…ь туман и слёзы:
Всё шире даль.
Всё ближе звёзды.
- И ты (не)зря идёш(?) своим путём!
И ты вс…гда иди своим путём.
Юлий Ким.
Записать первую и последнюю строфы, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Выполнить полный синтаксический разбор указанных предложений в составе сложного.
Выписать наречия вместе с главным словом, указывая их смысловые значения.
Подведение итогов.
- Сегодня на уроке мы повторили тему «Односоставные предложения». Вспомнили, как пользоваться словарем. Ну, а какой путь вы выберете для себя в жизни, решите сами.