СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме Коррозия металлов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме Коррозия металлов»

К онспект урока на тему: «Коррозия металлов»

11 класс

«Коррозия – рыжая крыса,

Грызет металлический лом»

В. Шефнер

Цели урока:

- познакомить учащихся с понятием «коррозия», ее классификацией, сущностью процесса и

способами защиты от коррозии;

- развивать умения формулировать проблему, выдвигать гипотезы;

-стимулировать познавательные мотивы, интерес, стремление проникнуть в сущность явлений;

Оборудование и реактивы: Мультимедийный компьютер, экран, проектор.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Новый материал, постановка целей урока.

Эйфелева башня изготовлена из обычной стали и неотвратимо ржавеет и разрушается, и только постоянная химиотерапия помогает бороться с этим смертельным недугом: Эйфелеву башню красили уже 18 раз, отчего ее масса (9000т) увеличивалась каждый год на 70т.

Коррозия наносит огромный ущерб. Ежегодно от нее теряется около трети произведенного за год во всем мире металла (машины, крыши, памятники, мосты, трубы и т.д.). Коррозия вызывает серьезные экологические последствия. Утечка газов, нефти и других опасных химических продуктов из разрушенных коррозией трубопроводов приводит к загрязнению окружающей среды, что отрицательно воздействует на здоровье и жизнь людей. Поэтому тратятся огромные средства на борьбу с этим явлением. Так что же такое коррозия?

Дайте определение коррозии.

Коррозия – это разрушение металлов и их сплавов под действием окружающей среды.

Классификация коррозии:

1.Химическая - разрушение металла в результате их химического взаимодействия. Наиболее распространенным видом химической коррозии является газовая коррозия, протекающая в сухих газах при полном отсутствии влаги.

Например, 2Fe + 3CI2 = 2FeCI3

2.Электрохимическая – разрушение металла, которое сопровождается возникновением электрического тока (проходит во влажной среде).Коррозии подвергаются абсолютно все металлы, но в промышленности наиболее широко применяются сплавы железа, поэтому электрохимическую коррозию металлов мы рассмотрим на примере железа.


В чем же сущность коррозии? Сущность: Ме0 -nе Меn+ (разрушается более активный

металл)

А что будет происходить, если железо будет в паре с цинком?

Учащиеся с помощью учителя делают вывод, что в паре с цинком, коррозия железа будет уменьшаться, т. к. цинк - более активный металл, чем железо, и он будет разрушаться. Водород же будет восстанавливаться на железе. И записывают уравнения реакций, проходящих при этом процессе.

Каковы же условия коррозии? Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что условиями коррозии являются:

  1. Наличие в металле примесей, играющих роль менее активного металла;

  2. Влажность;

  3. Доступ воздуха;

Как же можно уменьшить коррозию, как бороться с ней?

Меры борьбы с коррозией

  1. Защита металла покрытиями: а) металлами, образующими на поверхности металла прочные пленки (хромирование, никелирование, золочение и т. д.)

б) неметаллами- лаками, красками, эмалью, смолами, создающими защитные пленки;

  1. Применение химически стойких сплавов (нержавеющие стали – легированные, например, столовые приборы из «нержавейки» содержат до 12% хрома и 10% никеля);

3. Изменение состава среды (введение ингибиторов : их вводят в замкнутые системы

охлаждения, в нефтепроводы и газопроводы для снижения коррозии труб изнутри);

4. Электрохимические методы: а) катодная защита – защищаемая деталь присоединяется к

катоду, который не разрушается; б) метод протектора – к защищаемому металлу

присоединяют кусок более активного металла – протектора.

3.Закрепление знаний.

Кроссворд:

  1. Газообразное вещество, обязательное наличие которого способствует разрушению металла во влажной среде.

  2. Как иначе называются нержавеющие сплавы?

  3. Как называется вещество, при помощи которого можно, изменив состав среды, уменьшить разрушение металла?

  4. Как называется более активный металл в контакте с другим металлом?

  5. Какой вид коррозии наиболее распространен?

  6. При соприкосновении железа со свинцом будет разрушаться ….

  7. Требуется скрепить железные детали. Из какого материала должны быть изготовлены заклепки: из меди или из цинка, чтобы замедлить коррозию деталей?

4. Рефлексия. Учитель и ученики оценивают свою работу на уроке, подводят итог и получают

домашнее задание.

Урок химии в 11 классе

Тема: Коррозия металлов

Цели урока:

Познавательные:

Сформировать представления о коррозии с точки зрения окислительно-восстановительных процессов; показать значение коррозии для народного хозяйства; продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами металлов.

Развивающие:

развивать:

а) интеллектуальные умения учащихся: сравнивать, выделять существенное, обобщать;

б) исследовательские умения учащихся: наблюдать, анализировать результаты, делать выводы;

в) умение применять теоретические знания на практике.

Воспитательные:

способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся, готовности решать проблемы региона (экономия сырья, охрана окружающей среды).

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.

1. Организационный этап.

2. Ориентировочно-мотивационный этап

Учитель:

Вспомним основную информацию о металлах:

Вид химической связи (металлическая)

Тип кристаллической решетки (металлическая)

Физические свойства металлов (твердые вещества, металлический блеск, тепло и электропроводность, пластичность, ковкость)

Какие свойства проявляют металлы в химических реакциях? (восстановительные)

Сегодня мы поговорим о последствиях химической активности металлов.

Исторический факт:

В 20 годы ХХ в по заказу одного американского миллионера, была построена роскошная яхта «Зов моря». Днище её было обшито сплавом меди и никеля, киль и другие детали были изготовлены из листовой стали, скрепленной медными заклепками. Когда яхту спустили на воду, обшивка корпуса начала расходиться, и яхта быстро пошла ко дну.

Какова тема урока? (Коррозия металлов)

- «Мозговой штурм»

Итак, что же такое коррозия?

Ребята, какие ассоциации связаны у вас с этим понятием?

3. Операционно-исполнительский этап.

Объяснение учителя:

Виды коррозии: коррозия очень многолика. Ей подвергаются не только металлы, коррозия разрушает камень, бетон, горные породы, дерево, пластмассы. Ошибочно полагать, что коррозии подвергается только железо.

«На рукомойнике моем позеленела медь

Но так играет луч на нем, что весело глядеть»

А.Ахматова

На поверхности меди образуется матово-зеленая патина, состав которой передают формулой соответствующей основному карбонату меди.

Серебро не окисляется кислородом воздуха, однако, по словам Плиния Старшего, «тускнеет от лечебных вод и от соленых ветров», покрываясь черным слоем сульфида серебра.

В зависимости от условий протекания различают коррозию:

газовую, атмосферную, почвенную, морскую, кислотную, щелочную, солевую и т.д.

По характеру разрушения коррозия бывает:

равномерная, неравномерная (трещины), межкристалличная, местная (пятна, точечная, питтинги)

По процессу:

Химическая и электрохимическая. Остановимся на этих двух видах.

Изучение нового материала

Вывод: в случае электрохимической коррозии, всегда будет происходить разрушение более активного металла. Катодный процесс определяется характером среды (кислотная или нейтральная, щелочная).

Задания для учащихся:

Ответьте на вопросы:

1.Почему цинк не используют при изготовлении консервных банок для покрытия им железа?

2. Можно ли покупать в магазине консервы с деформированной тарой?

3. Зачем стальные производственные цистерны покрывают краской «Серебрянка»?

Факторы, влияющие на коррозию:

  • химический состав и структура металла

  • наличие хлорид, сульфат –ионов

  • влажность среды

  • концентрация кислорода

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Итак, давайте подведем итог нашей с вами работы.

Попрошу вас ответить на следующие вопросы:

Что нового узнали?

На все ли вопросы вы нашли ответы самостоятельно?

Какие трудности возникли?

Как вы оценили свою работу?

Достигли ли цели?

Заключение.

Страны несут огромные убытки из-за коррозии металлических конструкций.

Выгодна ли вторичная переработка?

а) с экономической точки зрения

( невозобновляемые ресурсы, энергозатраты на вторичную переработку в 20 раз меньше, чем на производство, производство трудоемкое)

б) с экологической точки зрения

(проблема городских свалок, ионы тяжелых металлов в воде, ситуация в нашем городе ( Кольский залив –« кладбище кораблей»)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!