СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие у учащихся функциональной грамотности - основная задача образования. В презентации представлен материал о том, как этого добиваться средствами учебника

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности»

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка Варанкина Елена Филипповна учитель русского языка и литературы высшая квалификационная категория МОУ СОШ 18

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка

Варанкина Елена Филипповна

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

МОУ СОШ 18

Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (PISA: математическая, естественнонаучная, читательская и др

Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (PISA: математическая, естественнонаучная, читательская и др

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Русский язык 6 (учебник Л.М.Рыбченковой и др) Задание: какими качествами должен обладать язык, который становится средством межнационального общения? Выпишите из текста ответ на этот вопрос

Русский язык 6 (учебник Л.М.Рыбченковой и др)

Задание: какими качествами должен обладать язык, который становится средством межнационального общения? Выпишите из текста ответ на этот вопрос

Задания в формате PISA  Русский язык 6 класс (учебник Л.М.Рыбченковой и др) Комментарий Ситуация функционирования текста – учебная Формат текста – сплошной Тип текста – рассуждение Читательские умения – интегрировать и интерпретировать содержание текста Уровень сложности -4 Оценка ответа Ответ принимается(оценка 2 балла) перечислены все качества : -богатый словарный фонд и терминология по всем отраслям науки и техники, -краткость и ясность лексических и грамматических средств, -развитая система функциональных стилей, -способность отразить все многообразие окружающего мира -употребляться во всех сферах общественной жизни. Ответ принимается (оценка 1 балл) Дано не менее 3-х правильных ответов Ответ не принимается (0баллов) Дано менее 3-х правильных ответов или иной ответ

Задания в формате PISA Русский язык 6 класс (учебник Л.М.Рыбченковой и др)

Комментарий

  • Ситуация функционирования текста – учебная
  • Формат текста – сплошной
  • Тип текста – рассуждение
  • Читательские умения – интегрировать и интерпретировать содержание текста
  • Уровень сложности -4
  • Оценка ответа

Ответ принимается(оценка 2 балла)

перечислены все качества :

-богатый словарный фонд и терминология по всем отраслям науки и техники,

-краткость и ясность лексических и грамматических средств,

-развитая система функциональных стилей,

-способность отразить все многообразие окружающего мира

-употребляться во всех сферах общественной жизни.

Ответ принимается (оценка 1 балл)

Дано не менее 3-х правильных ответов

Ответ не принимается (0баллов)

Дано менее 3-х правильных ответов или иной ответ

Задание : попробуйте определить, какой из приведенных текстов упр.17 (1,2,3)  а)дает научное описание леса (описание леса как результат его научного изучения);  б)не просто передает информацию, но и воздействует на читателя, убеждает его в полезности леса, заставляет полюбить лес;  в)дает поэтическое описание леса.

Задание : попробуйте определить, какой из приведенных текстов упр.17 (1,2,3) а)дает научное описание леса (описание леса как результат его научного изучения); б)не просто передает информацию, но и воздействует на читателя, убеждает его в полезности леса, заставляет полюбить лес; в)дает поэтическое описание леса.

Комментарий   Ситуация функционирования текста – личная Формат текста – множественный Тип текста – повествование/описание Читательские умения – связать и интерпретировать отдельные части Уровень сложности -3 Оценка ответа  Ответ принимается (1балл) названы все три текста правильно: А2 Б1 В3 Ответ не принимается(0баллов), если другое соотношение маркеров Для выполнения задания необходимо обратить внимание на лексические и стилистические средства, использованные в разных фрагментах. Необходимо проявить умение сопоставлять, анализировать, находить то, что характерно для определенного стиля речи, сферы употребления.

Комментарий

Ситуация функционирования текста – личная

  • Формат текста – множественный
  • Тип текста – повествование/описание
  • Читательские умения – связать и интерпретировать отдельные части
  • Уровень сложности -3

Оценка ответа

Ответ принимается (1балл)

названы все три текста правильно: А2 Б1 В3

Ответ не принимается(0баллов), если другое соотношение маркеров

  • Для выполнения задания необходимо обратить внимание на лексические и стилистические средства, использованные в разных фрагментах. Необходимо проявить умение сопоставлять, анализировать, находить то, что характерно для определенного стиля речи, сферы употребления.
 Задание  1. Почему в рассказе Ю.Нагибина вид дерева мог сделать счастливым Павлика? Отметьте один ответ, который лучше всего это объясняет.  1) это дерево его родины  2) он знал это дерево с 7 лет  3) от любви к матери, давшей ему коснуться ее сердца  4) это была старая плакучая береза

Задание 1. Почему в рассказе Ю.Нагибина вид дерева мог сделать счастливым Павлика? Отметьте один ответ, который лучше всего это объясняет. 1) это дерево его родины 2) он знал это дерево с 7 лет 3) от любви к матери, давшей ему коснуться ее сердца 4) это была старая плакучая береза

комментарий Ситуация функционирования текста – личная Формат текста – сплошной Тип текста – повествование Читательские умения – осмысление и оценка Уровень сложности -5 Оценка ответа  Ответ принимается (1балл) -выбраны ответы 1 и 3 Ответ не принимается(0баллов) - выбраны другие ответы  Вопрос, на первый взгляд, простой, т.к. в тексте есть указание на эмоциональное состояние. Представлен текст достаточно абстрактный, что затрудняет выбор ответа, поэтому высокий уровень сложности.

комментарий

Ситуация функционирования текста – личная

Формат текста – сплошной

Тип текста – повествование

Читательские умения – осмысление и оценка

Уровень сложности -5

Оценка ответа

Ответ принимается (1балл)

-выбраны ответы 1 и 3

Ответ не принимается(0баллов)

- выбраны другие ответы

Вопрос, на первый взгляд, простой, т.к. в тексте есть указание на эмоциональное состояние. Представлен текст достаточно абстрактный, что затрудняет выбор ответа, поэтому высокий уровень сложности.

Русский язык 9 класс ( учебник Л.А.Тростенцовой, Т. А. Ладыженской и др)

Русский язык 9 класс ( учебник Л.А.Тростенцовой, Т. А. Ладыженской и др)

Русский язык 9 класс Задание Пользуясь информацией, представленной в отрывке, определите, верно или неверно каждое утверждение. В каждой строке данной ниже таблицы обведите «Верно» или «Неверно» Утверждение 1. Роман в стихах – явление уникальное Верно 2. В произведении автор отразил эпоху XIX века Верно Неверно 3. В романе продуманная система образов Неверно Верно 4. Автор изображает вымышленные события Верно Неверно Неверно

Русский язык 9 класс

Задание

Пользуясь информацией, представленной в отрывке, определите, верно или неверно каждое утверждение. В каждой строке данной ниже таблицы обведите «Верно» или «Неверно»

Утверждение

1. Роман в стихах – явление уникальное

Верно

2. В произведении автор отразил эпоху XIX века

Верно

Неверно

3. В романе продуманная система образов

Неверно

Верно

4. Автор изображает вымышленные события

Верно

Неверно

Неверно

Комментарий   Ситуация функционирования текста – учебная Формат текста – сплошной Тип текста – рассуждение Читательские умения – интегрировать и интерпретировать содержание текста, распознать главную мысль Уровень сложности -2 Оценка ответов Ответ принимается (1балл): верно/неверно/верно/неверно Ответ не принимается (0 баллов): иная последовательность ответов Задание требует внимательного вычитывания информации и содержит «ловушки»: в тексте идет речь о первой трети 19 века, в задании 2 - век. Следовательно, утверждение неверно. Так и в 4 задании утверждение неверно

Комментарий

Ситуация функционирования текста – учебная

  • Формат текста – сплошной
  • Тип текста – рассуждение
  • Читательские умения – интегрировать и интерпретировать содержание текста, распознать главную мысль
  • Уровень сложности -2
  • Оценка ответов

Ответ принимается (1балл): верно/неверно/верно/неверно

Ответ не принимается (0 баллов): иная последовательность ответов

  • Задание требует внимательного вычитывания информации и содержит «ловушки»: в тексте идет речь о первой трети 19 века, в задании 2 - век. Следовательно, утверждение неверно. Так и в 4 задании утверждение неверно
Задания  1. В начале текста автор пишет: «Разнообразны природа и красота планеты Земля». Какую роль играет это предложение в тексте? Выберите один или несколько ответов В нем сформулирована основная мысль текста Это предположение, которое опровергается в тексте Это аргумент к основному утверждению автора текста  2. Отметьте все страны, о которых идет речь в тексте  ------------------------- ----------------------- ---------------------------------------------- Комментарий Задание простое, но требует внимательности, т.к. Россия среди перечисленных стран не названа.

Задания 1. В начале текста автор пишет: «Разнообразны природа и красота планеты Земля». Какую роль играет это предложение в тексте? Выберите один или несколько ответов

  • В нем сформулирована основная мысль текста
  • Это предположение, которое опровергается в тексте
  • Это аргумент к основному утверждению автора текста

2. Отметьте все страны, о которых идет речь в тексте

------------------------- ----------------------- ----------------------------------------------

Комментарий

Задание простое, но требует внимательности, т.к. Россия среди перечисленных стран не названа.

Задания  1. Как бы вы озаглавили текст  1) достижения отечественной науки  2) вклад русских ученых в развитие коммуникационного пространства  3)интеллектуальная элита  4) перспективы развития теле видео техники  2.Опираясь на текст, отметьте, какие утверждения являются доказанными фактами   утверждение 1. Идеи развития телетехники принадлежат русским факт мнение да 2. В.Зворыкин придумал способ последовательной передачи изображения да 3. В современных кинескопах для работы экрана достаточно маленькой батарейки да да да да

Задания 1. Как бы вы озаглавили текст 1) достижения отечественной науки 2) вклад русских ученых в развитие коммуникационного пространства 3)интеллектуальная элита 4) перспективы развития теле видео техники 2.Опираясь на текст, отметьте, какие утверждения являются доказанными фактами

утверждение

1. Идеи развития телетехники принадлежат русским

факт

мнение

да

2. В.Зворыкин придумал способ последовательной передачи изображения

да

3. В современных кинескопах для работы экрана достаточно маленькой батарейки

да

да

да

да

Желаю удачи

Желаю удачи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!