Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Мурминский детский сад «Теремок»
муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области
Открытое логопедическое занятие по теме:
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по теме профессии».
Составила и провела:
учитель-логопед 1 кв. категории
Чауш-Оглы С.В.
Мурмино, 2024
Методическая разработка по организации речевой деятельности для детей 5-6 лет: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по теме профессии».
(подгрупповая форма)
Цель: создать условия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста, по теме: «Профессии».
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук;
способствовать развитию лексико - грамматического строя речи;
способствовать развитию фонематических процессов;
способствовать развитию связной речи.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать умение работать в команде;
воспитывать чувство уважения к выбору любой профессии.
Словарная работа: ввести в словарный запас ребенка слова: «труд».
Материалы и оборудование: доска (флипчарт), картинки с изображениями профессий: пилот, повар, учитель, доктор, строитель, пожарный; карточки с буквами: Т, Р, У, Д; карточка в виде мнемотаблицы, для составления рассказа о профессии.
Ход деятельности:
Вводная часть
Мотивация общения – создание положительного эмоционального настроя.
Дети заходят в кабинет. Логопед приветствует их.
Основная часть
В начале занятия логопед проводится комплекс общих артикуляционных упражнений:
«Надуть и сдуть обе щеки»
«Надуть левую/правую щеку»
«Открыть широко рот»
«Улыбка-трубочка-окошечко»
«Лопатка-иголочка»
«Качели»
«Часики»
«Орешек за щекой»
Далее педагог с помощью наводящих вопросов, подводит беседу с детьми к теме, о которой они говорили на последних занятиях.
(Тема: «Профессии».)
Затем логопед обращает внимание детей на доску, на которой перевернуты 4 карточки с профессиями (пилот, повар, учитель, доктор). Детям необходимо перевернуть зашифрованные карточки выполнив 4 задания:
Человек этой профессии управляет самолётом. (Пилот)
Ему для работы нужны следующие предметы: кастрюля, половник, сковорода, продукты, нож. (Повар)
Загадка
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель
Проведет урок …… (учитель).
Исправьте ошибку. Швея лечит людей. (Доктор)
После того, как дети выполнили все 4 задания, и открыли картинки с профессиями, им предлагается игра «Собери слово». Для этого им нужно определить место звука в словах:
- последний звук в слове пилот;
- последний звук в слове повар;
- первый звук в слове учитель;
- первый звук в слове доктор.
Прикрепляем фотографии звуков [Т Р У Д], под каждой из 4 профессий. Получилось слово – ТРУД.
После этого говорим с детьми о том, что такое труд, зачем нужно трудиться, подбираем синоним этому слову (работа) и т.д.
Затем предлагаем детям разделиться на 2 команды. Каждой команде дается для обсуждения по 1 пословице о труде:
Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит.
После обсуждения пословиц проводится пальчиковая гимнастика «Профессии».
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
(загибаем и отгибаем, одновременно, пальцы обеих рук)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтер, строитель.
(Загибаем по очереди пальцы, начиная с большого)
Сразу всех не называю,
(Руки складываем в замок)
Тебе продолжить предлагаю.
(Вытягиваем руки вперед)
Проделав пальчиковую гимнастику, ребятам оставалось выполнить последнее, самое тяжелое задание по теме: «Профессии», это составить рассказ о профессии (пожарный, строитель) по мнемотаблице.
Логопед предложил следующие вопросы:
Название профессии.
Где работает человек данной профессии?
Что делает человек данной профессии?
Носит ли человек данной профессии специальную форму? Если, да, то какую?
Какие предметы необходимы для работы, человеку данной профессии?
Итог занятия
Логопед сообщает детям, что занятие подходит к концу. Хвалит их за хорошую работу.
Все вместе они обсуждают ту мысль, что нет какой-то одной самой главной профессии, а все профессии важны, а значит и все нужны!
Педагог желает ребятам, чтобы они обязательно смогли найти в своей жизни профессию, которая будет им интересна. И чтобы их мечта сбылась, и они обязательно стали теми, кем им очень хочется быть!!!