Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Речь -
это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.
Три основные функции речи:
Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;
Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;
Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.
Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции
сообщения и побуждения,
указания (индикативная) и суждения (предикативная),
В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.
эмоционально-выразительная.
Виды речи
Речь автономная детская .
Речь внутрен-няя .
Речь эгоцент-рическая .
Этапы развития речи:
Довербальный
Переход ребенка к активной речи, как ведущего средства общения
Совершенствование речи. Как ведущего средства общения
Довербальный этап -
Приходится на первый год жизни.
В этот период в ходе довербального общения
с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
Переход ребенка к активной речи.
Он приходится обычно на 2 год жизни.
Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
Совершенствование речи как ведущего средства общения.
В ней все точнее отражаются
намерения говорящего, все точнее
передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.
Особенности речевого развития старших дошкольников.
- Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития.
- Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей,
- общение со взрослыми и сверстниками– все это активно вводит ребенка в
жизнь, способствует интеллектуаль-
ному развитию и формированию
гармонически развитой личности.
Речь человека не является чем-то врожденным, она возникает и формируется в ранние годы. Очень часто родители уделяют недостаточно внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте, что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих проблем :
- Нарушенное звукопроизношение.
2) Ограниченный словарный запас. Ребенок не способен к обобщению и классификации понятий.
.
3) Несформированность грамматического строя речи
4) Несформированность связной речи.
Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников
- Словарная работа – понимание смысловой стороны слова: определение значения слова, подбор синонимов, антонимов и ассоциаций к многозначным словам разных частей речи, выявление точности словоупотребления в рассуждениях и повествовательных высказываниях.
- Грамматика – понимание понятий "слово", "словосочетание", "предложение"; согласование существительных и прилагательных в родительном падеже множественного числа; образование новых слов с заданной основой; определение смысловой структуры предложения; составление предложений разных типов.
- Фонетика – понимание терминов "звук", "слог", звуковой анализ слова, звуковое оформление высказывания: темп речи, дикция, владение голосом, интонация законченности предложения и высказывания, плавность изложения текста, его интонационный рисунок, выразительность речи. Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.
:
Причи-ны возник-новения речевых наруше-ний:
ухудшение экологической обстановки;
УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ПАТОЛОГИЙ БЕРЕМЕННОСТИ
увеличение количества родовых травм;
ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
Различные социальные причины.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1. Звуковая культура речи.
- Устойчивое чистое звукопроизношение.
- Неустойчивое произнесение отдельных звуков (чистый звук встречается, но нево всех позициях, не автоматизирован.)
- Нарушение звукопроизношения.
2. Словарь.
- Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов)
- Движения, обобщающего наименования (животные), синонимов.
- Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).
3. Грамматика.
- Точное формо- и словообразование (правильно выполнил все задания на
образование наименований детенышей животных в единственном множественном числе, на образование форм родительного падежа мн. числа, существительных в сценке с Гавом).
- В заданиях на формо - и словообразование допустил 3 ошибки (сюда относится
образование родительного падежа мн. числа от уменьшительно-ласкательных
наименований “носиков”, “ротиков»).
4. Связная речь.
- Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа (наличие
элементов творчества импровизации).
- Самостоятельный пересказ традиционной сказки или зачина методики
репродуктивная речь).
- Совместное с логопедом творческого рассказа и/или сказки (отсутствие
самостоятельных развернутых высказываний).
развитие связной речи;
Основные задачи педагогической работы по развитию связной речи детей
развитие лексической стороны речи;
формирование грамматического строя речи;
развитие звуковой стороны речи;
развитие образной речи.
Критерии базового уровня речевого развития, который ребенок должен достичь в дошкольном детстве.
* владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;
* умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;
* знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации;
* элементарные умения чтения и письма.
Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.
Речь —
великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.