СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста»

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. .

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

.

 Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

 Речь - это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Речь -

это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Три основные функции речи:    Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;    Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;    Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Три основные функции речи:

Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;

Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;

Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.   эмоционально-выразительная.

Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции

сообщения и побуждения,

указания (индикативная) и суждения (предикативная),

В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

эмоционально-выразительная.

Виды речи Речь автономная детская . Речь внутрен-няя . Речь эгоцент-рическая .

Виды речи

Речь автономная детская .

Речь внутрен-няя .

Речь эгоцент-рическая .

Этапы развития речи: Довербальный Переход ребенка к активной речи, как ведущего средства общения Совершенствование речи. Как ведущего средства общения

Этапы развития речи:

Довербальный

Переход ребенка к активной речи, как ведущего средства общения

Совершенствование речи. Как ведущего средства общения

Довербальный этап -  Приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения  с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

Довербальный этап -

Приходится на первый год жизни.

В этот период в ходе довербального общения

с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни.  Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

Переход ребенка к активной речи.

Он приходится обычно на 2 год жизни.

Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

Совершенствование речи как ведущего средства общения.   В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее  передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Совершенствование речи как ведущего средства общения.

В ней все точнее отражаются

намерения говорящего, все точнее

передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

 Особенности речевого развития старших дошкольников.   Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками– все это активно вводит ребенка в  жизнь, способствует интеллектуаль-  ному развитию и формированию  гармонически развитой личности.

Особенности речевого развития старших дошкольников.

  • Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития.
  • Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей,
  • общение со взрослыми и сверстниками– все это активно вводит ребенка в

жизнь, способствует интеллектуаль-

ному развитию и формированию

гармонически развитой личности.

      Речь человека не является чем-то врожденным,  она возникает и формируется в ранние годы. Очень часто родители уделяют недостаточно  внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте,  что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих  проблем : Нарушенное звукопроизношение. 2) Ограниченный словарный запас. Ребенок не способен к обобщению и классификации понятий. . 3) Несформированность грамматического строя речи 4) Несформированность связной речи.

Речь человека не является чем-то врожденным, она возникает и формируется в ранние годы. Очень часто родители уделяют недостаточно внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте, что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих проблем :

  • Нарушенное звукопроизношение.

2) Ограниченный словарный запас. Ребенок не способен к обобщению и классификации понятий.

.

3) Несформированность грамматического строя речи

4) Несформированность связной речи.

Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников

  • Словарная работа – понимание смысловой стороны слова: определение значения слова, подбор синонимов, антонимов и ассоциаций к многозначным словам разных частей речи, выявление точности словоупотребления в рассуждениях и повествовательных высказываниях.
  • Грамматика – понимание понятий "слово", "словосочетание", "предложение"; согласование существительных и прилагательных в родительном падеже множественного числа; образование новых слов с заданной основой; определение смысловой структуры предложения; составление предложений разных типов.
  • Фонетика – понимание терминов "звук", "слог", звуковой анализ слова, звуковое оформление высказывания: темп речи, дикция, владение голосом, интонация законченности предложения и высказывания, плавность изложения текста, его интонационный рисунок, выразительность речи. Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.
: Причи-ны возник-новения речевых наруше-ний: ухудшение экологической обстановки; УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ПАТОЛОГИЙ БЕРЕМЕННОСТИ увеличение количества родовых травм; ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости; Различные социальные причины.

:

Причи-ны возник-новения речевых наруше-ний:

ухудшение экологической обстановки;

УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ПАТОЛОГИЙ БЕРЕМЕННОСТИ

увеличение количества родовых травм;

ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

Различные социальные причины.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

1. Звуковая культура речи.

  • Устойчивое чистое звукопроизношение.
  • Неустойчивое произнесение отдельных звуков (чистый звук встречается, но нево всех позициях, не автоматизирован.)
  • Нарушение звукопроизношения.

2. Словарь.

  • Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов)
  • Движения, обобщающего наименования (животные), синонимов.
  • Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).

3. Грамматика.

  • Точное формо- и словообразование (правильно выполнил все задания на

образование наименований детенышей животных в единственном множественном числе, на образование форм родительного падежа мн. числа, существительных в сценке с Гавом).

  • В заданиях на формо - и словообразование допустил 3 ошибки (сюда относится

образование родительного падежа мн. числа от уменьшительно-ласкательных

наименований “носиков”, “ротиков»).

4. Связная речь.

  • Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа (наличие

элементов творчества импровизации).

  • Самостоятельный пересказ традиционной сказки или зачина методики

репродуктивная речь).

  • Совместное с логопедом творческого рассказа и/или сказки (отсутствие

самостоятельных развернутых высказываний).

развитие связной речи; Основные задачи педагогической работы по развитию связной речи детей развитие лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие звуковой стороны речи; развитие образной речи.

развитие связной речи;

Основные задачи педагогической работы по развитию связной речи детей

развитие лексической стороны речи;

формирование грамматического строя речи;

развитие звуковой стороны речи;

развитие образной речи.

Критерии базового уровня речевого развития, который ребенок должен достичь в дошкольном детстве. * владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания; * умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять; * знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации; * элементарные умения чтения и письма.

Критерии базового уровня речевого развития, который ребенок должен достичь в дошкольном детстве.

* владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;

* умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;

* знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации;

* элементарные умения чтения и письма.

 Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.  

Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

 

Речь —  великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.

Речь —

великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!