СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«… то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра становится способен выполнять самостоятельно»

Л. С. Выготский

Просмотр содержимого документа
«Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста.»



Чуняк Полина Евгеньевна

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1

им. М. Горького», студент 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Научный руководитель: Рипинская И. К.





РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«… то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра становится способен выполнять самостоятельно»

Л. С. Выготский

Аннотация: в статье рассмотрено определение понятия «самостоятельность», а так же условия развития. Важно понимать, зачем нужно развивать самостоятельность у младших школьников с 1 ступени их обучения

Ключевые слова: самостоятельность, младший школьник

Формирование самостоятельности у младших школьников остаётся актуальной на сегодняшний день темой, потому что самостоятельность всегда была востребована во всех сферах деятельности общества. Условия жизни и деятельности в социальной среде меняются, поэтому нужно уметь быстро к ним приспосабливаться.

Огромное значение уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения, формирования их индивидуальных качеств, необходимых для эффективной самореализации. В рамках требования ФГОС НОО (второго поколения) одним из ценностных ориентиров является «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самореализации» [1, с. 34].

В этих условиях человек должен быть способен к быстрому, а значит самостоятельному овладению информацией, уметь точно и адекватно реагировать на изменяющиеся ситуации. Обучающийся, который не обрел данных качеств по окончанию начальной школы, в средней школе не может справиться с новыми требованиями к самостоятельности, большим объемам материала и нагрузкой. Он теряет заинтересованность к учебе, учится хуже своих одноклассников, а став выпускником, не может самостоятельно решать какие – либо проблемы без помощи взрослого. Стремление к самопознанию, которое даст обучающемуся возможность выделять более подходящую учебную информацию, дифференцировать её, самому осуществлять контроль над процессом и результатом работы, а также устранять затруднения, должно быть сформировано на 1 ступени обучения. В связи с этим умение быть самостоятельным позволит ребёнку менее болезненно относиться к эмоциональным психологическим и физическим перегрузкам, а также целесообразно организовать учебную деятельность.

Осницкий А.К в своей статье рассматривал самостоятельность – как важное «качество личности», которое характеризуется совокупностью умений, отношением индивида к процессу, результату и условиям деятельности, а также возникающими связями с другими людьми, которые позволяют осуществлять деятельность по конструктивному преобразованию действительности без вмешательства со стороны [5, 86]. Но как же развивать самостоятельность младшего школьника?

Например, И.Г. Песталоцци предлагал развивать самостоятельность в ходе приобретения знаний, трудовой деятельности и считал, чего человек не приобрёл сам, не является его личным достоянием.

Развивать самостоятельность на начальной ступени обучения необходимо, для становления личности обучающегося, его мышления и воображения. Главной причиной отсутствия у ребёнка самостоятельности является то, что его не научили самостоятельности, с детства не привили любовь к тому, чтобы ребёнок делал что – либо сам, без помощи взрослых. Самостоятельность может формироваться по мере взросления детей, а также иметь значимые особенности на каждом возрастном этапе. В любом возрасте нужно правильно уметь поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые умения и навыки.

Как отмечает Е.И. Казакова: «в воспитательном процессе лидируют три «института»: семья, школа и общество», но не нужно забывать, что главная роль, остается всё же за самим ребенком, т.е. воспитание становится успешным, если оно превращается в программу самовоспитания» [2, с. 39].

Процесс воспитания самостоятельности от педагогов требует большего внимания к младшим школьникам. Важно научить обучающихся внутренней дисциплине; принимать критику и адекватно реагировать на нее; быть ответственным и отвечать за свои поступки, действия. Именно внутренняя дисциплина отличает самостоятельного человека. Он управляет своими поступками, а не они им [3, с.320].

Чтобы развивать самостоятельность у младших школьников, необходимы следующие условия:

1) Психологическая готовность. Заключается эта готовность в том, чтобы была создана хорошая атмосфера, комфорт.

2) Навык самоанализа и самооценки. Ребёнок должен уметь оценивать не только свою деятельность, но и деятельность своих сверстников.

3) Творческая направленность. На каждом этапе развития самостоятельности, необходимо присутствие творческой составляющей, чтобы заинтересовать ребёнка.

Для развития самостоятельности младших школьников я реализу программу «Орлята России». На первой встрече был проведён вводный урок, в ходе которого обучающиеся узнали о том, кто такие Орлята России, ознакомились с треками, которые они будут изучать на протяжении всего учебного года. Так же на этом занятии были проведены несколько диагностик (заданий), в ходе которых выделены следующие дефициты: не умеют выполнять задания без образца, не доводят начатое дело до конца, постоянно обращаются за помощью к взрослому, не умеют самостоятельно исчерпывать в групповой работе конфликт, отсутствие мотивации.

На втором занятии началась реализация первого трека из программы: «Лидер», в ходе реализации которого обучающиеся:

1. Каждое занятие работают в минигруппах (не постоянных, а разных). Деление на группы происходит разными способами: жеребьёвка, деление по месяцам рождения, по цвету, по знаку зодиака итд. Работая в минигруппах, обучающиеся учатся помогать друг другу, слушать друг друга, самостоятельно исчерпывать возникший конфликт.

2. Задания на каждом занятии продуманы так, что там нет готового шаблона или образца выполнения. Задания все направлены на развитие творческих способностей младших школьников, их воображения и фантазии. Т.е каждое занятие обучающиеся: рисуют, придумывают истории, сочиняют игры, сказки, сценарии мультфильмов, оформляют стен – газеты, афиши…

3. Каждое задание, связанное с оформление стен – газет или афиш будет представляться обучающимся других классов (1,2,3,4), что учит доводить начатое дело до конца. Каждая минигруппа при выполнении данной работы очень старается, потому что хочет, чтобы их работа понравилась другим ребятам больше всех.

4. Каждое занятие начинается с танцевальной разминки, пения песни или просмотра какого-нибудь поучительного фрагмента мультфильма, который отражает то, чем сегодня ребята будут заниматься на занятии. Такое начало занятия помогает положительно настроить ребят на дальнейшую работу.

Таким образом, самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т.е. умение учить себя. Эти качества должны закладываться в самом начале школьного образования и для этого необходима систематическая, планомерная работа учителя.



Использованные источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) — М.: Просвещение, 2021 — 34 с.

2. Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизарова // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С.

3. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов н/Д.: Изд. Центр «МарТ», 2006. – 320 с.

4. Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. – М., 1996. – 204 с.

5. Психология самостоятельности : Методы исслед. и диагностики / А. К. Осницкий; Психол. ин-т РАО, Центр соц.-психол. помощи им. Ж. Казаноко. - Москва ; Нальчик : Изд. центр "Эль-Фа", 1996. - 124,[2] с.; 22 см. - (Библиотека психолого-педагогической литературы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!