СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого мышления школьников средствами хореографического искусства

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о развитии творческих способностей ребенка, об его одаренности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого мышления школьников средствами хореографического искусства»

Развитие творческого мышления школьников средствами хореографического искусства


Вопрос, который рассматривается в данной работе, на мой взгляд, один из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии творческих способностей ребенка, об его одаренности.

Среди них особая роль отводится искусству и художественной практике. В высших своих проявлениях искусство – всегда творчество. Именно поэтому, когда ребенок занимается художественно-практической деятельностью, знакомится с произведениями искусства, я думаю, решаются не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развиваются интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

 Занятия искусством раскрепощает творческие силы каждого ребенка, максимально развивая их соответственно возрастной деятельности, что способствует формированию положительной мотивации к труду, развитию интеллекта, максимальному развитию возможностей учащихся. Развивает также духовные силы, что означает формирование конструктивных способностей, свободного «Я» ребенка.

       Все это определяет актуальность моей работы, а именно, развития творческих способностей на уроках ритмики в условиях общеобразовательной школы.

       Объектом моего внимания является учебный процесс, направленный на развитие способностей ребенка через сферу эмоций, через пластику движений, постепенном развитии творческих способностей и личности ребенка на уроках хореографии, в условиях общеобразовательной школы.

 Цель работы - показать роль хореографического искусства в общем развитии   ребенка и определить способы развития творческих способностей учащихся на предмете хореографии.

    В нашей школе созданы все условия для развития творческих способностей учащихся на занятиях по хореографии:

- в программу дополнительного образования включены предметы художественно-эстетического профиля (в данном случае классический танец и народный танец);

- одной из приоритетных целей является: развитие ребенка средствами искусства через сферу эмоций, импровизацию;

- на моих уроках я стараюсь устранить факторы, мешающие проявлению творческого потенциала (страх, высокая неуверенность в себе, повышенный социальный комфортизм, депрессия, лень и т.п.) и поощряю творческие черты личности (смелость, способность к риску, оригинальность, независимость, спонтанность и т.п.).

  Рассматривая вопросы развития творческих способностей необходимо дать определение понятиям способность и творчество.

            Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термин «способный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека.  

При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Способности   рассматриваются   как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности.

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут.

Один из главных аспектов развития творческих способностей человека – это творческое мышление.  Творческое мышление представляет ни что иное, как аналитико-синтетическую деятельность мозга. Мыслительные операции заключаются в изучении и сравнении различной информации, проведения анализа и синтеза признаков исследуемого предмета. Мышление, как процесс познавательной деятельности, является важнейшейфункцией мозга человека и эта способность должна непрерывно развиваться и совершенствоваться в отличии от условий жизни труда и активного постижения различных наук.

      Творческое начало возможно в любом деле, но, чтобы продуктивно творить, недостаточно только одних знаний, надо овладеть соответствующими способностями. Эрудированные люди, не склонные к творческой деятельности часто выступают в роли «ходячей энциклопедии», и только.

     Р. Вуд как-то сказал, что - «настоящий физик-это не шкаф, наполненный книгами по физике». Однако надо знать, что имеющий неординарные творческие способности человек должен обладать достаточно широкой общей эрудицией, и глубокими познаниями в той области науки, к которой относится тема его исследований и, безусловно, творческим мышлением.

Рассматривая вопросы развития творческих способностей, необходимо, прежде всего уяснить, на чем основывается процесс познавательной деятельности человека по созданию новых по замыслу материальных и культурных ценностей. Вот важнейшие компоненты мыслительного процесса, обеспечивающие поиск оригинальных по своей новизне решений теоретических и практических задач.

   Интеллект не ниже среднего, связанный со способностью к творчеству.

 Творческое мышление - осознанный анализ ситуации, стремление осмысленно и целенаправленно варьировать теми или иными свойствами

элементов ситуации между тем, что имеется, и что нужно получить. Продуктивное творчество обеспечивается наличием у человека способностей, знаний, умений и мотивов к творческой деятельности.

В заключении я хочу сказать несколько слов в поддержку предметов художественно-эстетического цикла. Многие преподаватели точных и гуманитарных наук думают, что наш предмет «хореографии» – это всего лишь «работа ногами, а не головой», и очень становиться обидно за все виды искусств, ведь средством выражения в хореографии служит поэтически обобщенная пластика, раскрывающая образ человека, его мысли, эмоции, переживания. Ребенок может и не стать выдающимся танцором, вообще не связать свою жизнь с танцем, но он сможет творчески подходить к любому делу, ведь творчество – это побудительный мотив, источник энергии для фантазии, является катализатором и благоприятной средой для работы. Если учащиеся не испытывают чувство страха и волнения перед выступлением на сцене или просто на уроке перед одноклассниками, умеют импровизировать и сочинять танцевальные этюды   – значит ребенок приобрел уверенность в себе, переборол страх публичного выступления.            

  Современная жизнь насыщена нестандартными ситуациями. Перед любым человеком встают проблемы и задачи, которые можно решить приемами творческого мышления. Находить в своей работе что-то новое, полезное для общества – это и есть творчество доступное каждому, подготовленному для этого человека, и немаловажную роль в этой подготовке играет искусство хореографии.


ЛИТЕРАТУРА:

1.  Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003.   2.  Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 20047.  

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946г.  4. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991.


Интернет источник:

 

//nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/01/08/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey-detey


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!