СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация обобщает опыт работы над задачей на уроках математики.Многие учителя успешно развивают логическое мышление детей.Но, как говорится,повторение-мать учения.

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления»

Развитие логического мышления на уроках математики

Не является новостью, что учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится и в методической литературе, и в пояснительных записках к учебным программам. Иногда знаний не хватает или нет четких действий ( ведь надо на уроке все успеть!). Это приводит к тому, что развитие логического мышления идет стихийно, поэтому большинство учащихся недостаточно овладевают приемами логического мышления ( анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и т.д.).

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика: высокий уровень абстракции и вместе с тем естественный способ изложения знаний от абстрактного к конкретному. Исходя из собственного опыта надо заметить, что одним из самых эффективных способов развития мышления учениками является решение нестандартных логических задач. Кроме того,решение таких задач способно привить интерес ребенка к изучению обычной математики.

Нас окружают тысячи задач, которые живут как рассказы-загадки, их придумал народ. Давайте вспомним знаменитую задачу-загадку про волка, капусту и козу:

«Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин? ”Решая такую задачу, дети начинают абстрагироваться, делать чертежи, высказывают предположения, спорят. И вот, наконец, наступает радостный момент: решение найдено! Таким образом, шуточная задача является первым звеном в построении серьезного математического мышления. Поэтому основная работа для развития логического мышления должна проводиться с задачей, потому что именно здесь заложены огромные возможности для развития логического мышления.

В действительности на уроках некогда заниматься нестандартными задачами -надо успеть сделать намеченное…Вот и приходится давать обычные задачи, анализировать условие и решать ее. А много ли пользы извлекается из этого? Нет.Если дать такую же задачу через дня два, некоторые учащиеся будут испытывать затруднения при ее решении. Чтобы такого не происходило, можно применять разные формы работы над задачей:

1.Работа над решенной задачей. Большая часть учеников только после повторного анализа ( чаще всего не один раз) понимают план решения задачи. Это путь вырабатывает уверенные знания по математике, несмотря на то, что анализ задачи приходится проводить несколько раз.

2.Решение задачи разными способами. Такое умение говорит о потенциальном математическом развитии младшего школьника. Привычка решать одну проблему разными способами пригодится в будущем.

3.Представление ситуации, описанной в задаче (схема или «картинка»). Здесь необходимо обратить внимание детей на детали, которые нужно представить, а какие опустить.

5.Самостоятельное составление задачи учащимися:

1) опираясь на следующие слова: больше на, столько же, меньше в, на столько больше, на столько меньше;

2) решенную в 1, 2, 3 действия;

3) по плану решения, действиям и ответу;

4) по выражению.

6.Решение задач с недостающими или отсутствующими данными .

7.Изменение вопроса задачи.

8.Составление разных выражений к задаче и пояснение, что обозначает то или иное выражение.

9.Объяснение готового решения задачи.

10.Использование приема сравнения задач и их решений.

11.Тестовая запись решения задачи- одно верное, два других- неверно.

12. Изменение условия задачи, чтобы она решалась другим действием.

13.Закончить решение задачи самостоятельно.

14.Составление аналогичной задачи с измененными данными.

15.Решение обратных задач.

Систематическое использование на уроках и внеклассных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях детской действительности и активно использовать математические знания в ежедневной жизни.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!