СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональный компонент как условие становления гражданской позиции школьников

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это разработка мастер-класса, который был проведён на городском семинаре по теме "Гражданско-патриотическое воспитание школьников". В разработке представлены фрагменты уроков русского языка, литературы, МХК в 8-11 классах с использованием региональго компонента.  

Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент как условие становления гражданской позиции школьников»

СЛАЙД Региональный компонент как условие становления гражданской позиции школьников

Н.В.Свиридова,

учитель русского языка и литературы


-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своем мастер-классе. Думаю, не удивлю вас, «не открою Америку», да и не ставлю таких целей перед собой, а просто поделюсь мыслями, наработками, впечатлениями. И вас, в свою очередь, прошу откликнуться, принять участие в разговоре, не оставаться равнодушными.

 СЛАЙД «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

Д.С.Лихачёв

В унисон с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, чьи слова вы видите на слайде, считаю, что воспитание гражданина начинается с приобщения к историческому и культурному наследию малой родины.

В базисном учебном плане - 2004 на реализацию регионального компонента в образовательной области “Филология” выделено 10-15% времени. Определяя место регионального компонента в лингвистическом и литературоведческом образовании современных школьников, данная концепция не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку и литературе или введения новых самостоятельных разделов курса. Местный языковой, литературоведческий и культуроведческий материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, литературе и МХК, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Итак, представляю вам эпизоды уроков и внеурочных занятий, на которых использую региональный компонент. Помогают мне ученики 10-11 кл.


  1. При изучении синтаксиса в 8 классе в качестве языкового материала использую стихотворения кузбасских поэтов. Даю краткую биографическую справку о них (или ее заранее готовит ученик)

СЛАЙД «НИКОНОВА»



Как горжусь я твоим воспитанием,
Поле матери, поле отца,
И духовным твоим пропитанием,
Добываемым в поте лица...

Любовь Алексеевна Никонова

- Как Вы понимаете смысл этого четверостишия?
- Какие средства выразительности использует автор?
- Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Такая работа нацелена на воспитание любви к семье, малой родине.

  1. На вводных уроках литературы по изучению творчества Достоевского спрашиваю: «Почему нам, новокузнечанам, особо дорого имя Достоевского?»

В нашем городе находится один из семи музеев Достоевского. В связи с чем

СЛАЙД «Музей Достоевского»

Ф.М. был в нашем городе Кузнецке три раза в течение 22 дней: июнь 1856, ноябрь 1856, 27 января – 14 февраля 1857 г.)

Венчание с М.Д.Исаевой, которая стала прототипом героинь его романов (Катерина Ивановна Мармеладова, Настасья Филипповна).

Обратите внимание на картину. Кому известно, что на ней изображено?

Одигитриевсая церковь. Наш художник Борцов.

Беседа эта стимулирует интерес к творчеству писателя, знакомит с ещё одной страничкой истории культуры нашего города. Обычно после этого урока ребята с удовольствием посещают музей. Они осознают значимость культурного наследия города в общекультурном контексте.

  1. На уроках по изучению литературы периода 20-30 гг 20 века, обращаясь к творчеству Маяковского, спрашиваю: «Почему в нашем городе воздвигнут памятник поэту?»

Часто отвечают, что он был в нашем городе. Но это не так. Он получал сводки со строительства КМК от Хренова




Возникает вопрос о том, кто такой Хренов.

Подготовленный ученик дает историческую справку:

Иулиан (Ян) Петрович Хренов родился в 1901 году и принадлежал к тому российскому поколению, которое октябрьскую революцию восприняло восторженно, как свое личное дело, и немало в этом деле поучаствовало. А после было выкошено репрессиями и войной. Не избежал общей участи и Хренов. И. Хренов дружил с Маяковским с 1926 года. В 1929 году он побывал на строительстве Кузнецкого металлургического комбината и, вернувшись, поделился своими восторгами с другом. Поэт, воспламенившись энтузиазмом И. Хренова, написал стихи, в которых три раза повторяется своеобразный символ веры: Написал книгу о Кузнецкстрое. «Кузнецкий металлургический завод строит весь СССР.  Естественно, что далее на уроке идёт речь о строительстве КМК. СЛАЙД «СТРОИТЕЛИ КУЗНЕЦКСТРОЯ» Затем предлагаю сравнить два отрывка: один – из стихотворения Маяковского, второй – из повести А.П.Платонова «Котлован»



Раздать распечатки гостям

СЛАЙД «МАЯКОВСКИЙ - ПЛАТОНОВ»

МАЯКОВСКИЙ (1929г.):

Темно свинцовоночие,

и дождик

    толст, как жгут,



сидят

в грязи

 рабочие,

сидят,

 лучину жгут.

Сливеют

губы

с холода,

но губы

  шепчут в лад:

«Через четыре

 года

здесь

   будет

 город-сад!»

Свела

    промозглость

   корчею —

неважный

мокр

   уют,

сидят

    впотьмах

  рабочие,

подмокший

  хлеб

 жуют.

Но шепот

 громче голода —

он кроет

   капель

  спад:

«Через четыре

 года

здесь

   будет

 город-сад!»











А.П. Платонов. Котлован (1929-1930)

«Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, и припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения труда. Ситец рубах с точностью передавал медленную освежающую работу сердца — оно билось вблизи, во тьме опустошенного тела каждого уснувшего. Вощев всмотрелся в лицо ближнего спящего — не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрылись его глаза, и охладевшие ноги беспомощно вытянулись в старых рабочих штанах. Кроме дыханья, в бараке не было звука, никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, — каждый существовал без всякого излишка жизни, и во время сна оставалось живым только сердце, берегущее человека.»

Произведения написаны в одно время на одну тему – индустриализация страны, строительство социализма

НО!Стихотворение Маяковского наполнено пафосом веры в прекрасное будущее города, который строят рабочие, а у Платонова этот пафос сменяется невыразимой тоской, ужасом и болью, которые описаны гротескным, особенным, платоновским языком, граничащим с абсурдом.

Вот две точки зрения на эпоху. Здесь я привлекаю межпредметные связи. Беседа носит и воспитательный характер: спрашиваю, ради чего нужно было терпеть такие лишения? Ради светлого будущего. Превратился ли наш город в сад? Да. А есть ли в вас такая вера в свой родной город? А ведь он очень красив!
  1. И здесь мне помогают уроки МХК. При изучении темы «Ордерная система» обращаемся к архитектуре Новокузнецка.
СЛАЙД «Ордерная система в архитектуре»

Ученики 11 класса рассказывают об особенностях каждой ордерной системы

После знакомства с тремя архитектурными ордерами: дорическим, ионическим и коринфским – предлагаю определить, какая ордерная система представлена в архитектуре Новокузнецкого драматического театра, ДК «Алюминщик», кинотеатра «Коммунар».

Поверьте, что после такого урока ученики уже не ходят по улицам города просто так: они рассматривают здания, ищут, из каких элементов они состоят, в каких стилях построены.

Итогом такой работы становится защита проектов:
  • Литературный альманахи «Новокузнецк литературный»
  • Проект реконструкции здания города, оформления улицы
  • Сочинения
  • Исследовательская работа
  • Стихотворения собственного сочинения о городе, Кузнецкой земле

Ученики 10 класса представляют свои проекты реконструкции зданий Новокузнецка

Например, ст-ние ученицы 8 Г Костелецкой Е.



Земля отцов и дедов!

Твоим теплом согреты,

Живем, не зная страха,

Обиды, боли, гроз.

Наш край родной, Кузнецкий,

Привязаны всем сердцем

К тебе, земля родная,

Любимая до слёз!


Твоих проспектов стрелы И улиц новостройки Зовут на созиданье Во имя красоты. Любимый город, славный – Частичка той державы, Что родиной зовётся. А это Я и ТЫ!

Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся. И тогда слова Белинского мы сможем напрямую отнести к нашим ученикам: СЛАЙД СО СЛОВАМИ БЕЛИНСКОГО «Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством»









7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!