А
вторская разарботка
РКИ (русский язык как иностранный)
Автор разработки: Фасюра Оксана Владимировна
Тема урока: Степени сравнения имён прилагательных.
Цели урока: узнать о сравнительной и превосходной степенях сравнения имён прилагательных, научиться образовывать прилагательные в сравнительной превосходной степенях.
Орг.момент.
Приветствие и проверка присутствующих.
-Добрый день! Сегодня мы познакомимся с темой, которая вызывает затруднения у иностранцев не изучающих русский язык так глубоко, как вы.
-Запишите тему урока : Степени сравнения имён прилагательных.
Введение в тему
-В русском языке две степени сравнения имени прилагательного: сравнительная и превосходная.
Сравнительная степень:
Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом.
Он лучше меня; Он красивее меня; Твой портфель тяжелее, чем мой.
Сравнительная степень бывает простая и составная
Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:
-ее (-ей): красивый – красивее, смелый – смелее, холодный – холоднее;
-е (с чередованием последнего согласного основы или без чередования): большой – больше, короткий – короче, сладкий – слаще;
-ше: старый – старше, молодой – младше.
-Образуйте простую сравнительную степень прилагательного от слова белый (белее), чёрный (чернее), грубый (грубее).
-Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень.
Хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.
Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний! |
Составная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее.
Большой – более/менее большой, красивый – более/менее красивый.
Составная форма сравнительной степени, как и полная форма положительной степени прилагательных, изменяется по родам, числам и падежам.
Превосходная степень:
Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени.
Он мой лучший друг; Она самая красивая девочка в нашем классе.
Превосходная степень бывает простая и составная.
Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-.
Красивый – красивейший, мягкий – мягчайший, добрый – добрейший.
-Образуйте от прилагательных простую превосходную степень:
Грубый (грубейший), чистый (чистейший)
Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень.
Хороший – лучший, плохой – худший.
Составная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее.
Большой – самый/наиболее/наименее большой, красивый – самый/наиболее/наименее красивый.
Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.
Обратите внимание!
При образовании сравнительной и превосходной степени нельзя одновременно использовать простую и сложную форму степеней сравнения.
Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший.
Выполним упражнения, чтобы усвоить материал:
№1 Измените прилагательное, поставив его в простую сравнительную степень:
1.Доброе братство сильно (сильнее) богатства.
2. Утро вечера мудрое (мудренее).
3. Волнам их воля и холод дорогой (дороже) знойных полудня лучей.
4. По крайней мере, звук казался иногда нежный (нежней).
5. Она была на полголовы низкая (ниже) сестры.
№2 Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предложения:
1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки – сравнение по весу.
2. Юпитер и Земля, океан и море – по величине.
3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав – по длине.
4. Сириус и Полярная звезда – по яркости.
№3 Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени.
Гранит и алмаз; месяц и неделя; газета и журнал; золото и серебро; скорый и пассажирский поезда.
№4 Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степени. Составьте предложения с полученными словосочетаниями.
Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).
№5 Закончите предложения, употребляя глагол «становиться». Объясните способ образования степеней сравнения.
1.С наступлением весны дни … .
2. при нагревании вода … .
3.Там, где прошёл лыжник, снег … .
4. Ближе к устью река … .
5. Человек, который занимается спортом, … .
Рефлексия: что запомнили из сегодняшнего занятия?
Итог урока: прощание.