СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему «Роль родителей в трудовом воспитании подростка»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание на тему

«Роль родителей в трудовом воспитании подростка»

 

Задачи трудового воспитания подростка в семье. Польза труда в психическом, духовном развитии человека. Воспитание трудолюбия и прилежания. Обучение детей различным видам бы­тового труда. Педагогические условия эффективности трудового воспитания в семье. Воспитание на примере трудовой деятельно­сти родителей, старших членов семьи.

Формирование у подростков устойчивой ориентации на трудовой образ жизни, воспитание нравственно-психологической готовности к труду. Поощрение родителями различных трудовых занятий ребенка. Роль чтения и совместного обсуждения научно-популярной и технической литературы в трудовом воспитании школьников.

Семейное хозяйство. Участие подростка в его жизни. Се­мейный бюджет. Развитие бережливости и ответственности.

Трудовое воспитание и профориентация. Воспитание у де­тей интереса к технике, чтению технической литературы. Оз­накомление подростков с разнообразными профессиями и требо­ваниями к ним.

Форма проведения - лекция-диалог.

Семья является самой естественной, самой благотворной средой, в которой формируется личность ребенка, его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду. Большая воспита­тельная действенность семейной среды на ребенка обусловлена ее специфичностью, которая заключается, прежде всего, в глубокой взаимной привязанности родителей и детей, в положительном от­ношении к словам и делам отца, матери.

Семья, как и школа, оказалась в новых условиях трудового воспитания. Мы вступили в период рыночных отношений в усло­виях, когда, с одной стороны, по существу, нет культурных кадров для реализации таких отношений, с другой - дети успели накопить немалый опыт стихийного «рыночного» поведения - сомнительных действий, манипулирования.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему «Роль родителей в трудовом воспитании подростка»»

Родительское собрание на тему

«Роль родителей в трудовом воспитании подростка»


Задачи трудового воспитания подростка в семье. Польза труда в психическом, духовном развитии человека. Воспитание трудолюбия и прилежания. Обучение детей различным видам бы­тового труда. Педагогические условия эффективности трудового воспитания в семье. Воспитание на примере трудовой деятельно­сти родителей, старших членов семьи.

Формирование у подростков устойчивой ориентации на трудовой образ жизни, воспитание нравственно-психологической готовности к труду. Поощрение родителями различных трудовых занятий ребенка. Роль чтения и совместного обсуждения научно-популярной и технической литературы в трудовом воспитании школьников.

Семейное хозяйство. Участие подростка в его жизни. Се­мейный бюджет. Развитие бережливости и ответственности.

Трудовое воспитание и профориентация. Воспитание у де­тей интереса к технике, чтению технической литературы. Оз­накомление подростков с разнообразными профессиями и требо­ваниями к ним.

Форма проведения - лекция-диалог.

Семья является самой естественной, самой благотворной средой, в которой формируется личность ребенка, его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду. Большая воспита­тельная действенность семейной среды на ребенка обусловлена ее специфичностью, которая заключается, прежде всего, в глубокой взаимной привязанности родителей и детей, в положительном от­ношении к словам и делам отца, матери.

Семья, как и школа, оказалась в новых условиях трудового воспитания. Мы вступили в период рыночных отношений в усло­виях, когда, с одной стороны, по существу, нет культурных кадров для реализации таких отношений, с другой - дети успели накопить немалый опыт стихийного «рыночного» поведения - сомнительных действий, манипулирования.

Наш рынок пока еще не вступил па путь цивилизованных рыночных отношений, а принял формы спекулятивного, «черного», теневого. Вместо того чтобы побудить человека к честному, добро­совестному труду, он открыл шлюзы для тунеядства, легкой нажи­вы, спекуляции и аморальности. Ощущается острый дефицит куль­турных организаторов производства, производителей, реализаторов товаров, их потребителей.

Чтобы преодолеть кризис в экономике, общественных отно­шениях и духовной жизни, для успешного развития рынка как ме­ханизма оздоровления народного хозяйства необходим человек, в котором были бы воспитаны такие свойства, как умение опираться на собственные силы, надеяться на себя и верить в успех; прояв­лять творчество, изобретательность, способность изворачиваться и ухищряться в рискованных и запутанных ситуациях; быть любез­ным, вежливым, производить впечатление надежности и нравст­венной безупречности. Это и будет человек рынка.

Качества личности, к воспитанию которых должны прило­жить усилия в семье - это честность, совестливость и порядоч­ность; предприимчивость и деловитость, достоинство и личная от­ветственность; инициативность и высокая дисциплина труда; не­приятие рвачества и халтуры. Одна из проблем сегодня - сохране­ние и поддержание авторитета честного труда как основного сред­ства в достижении жизненного успеха. Семья призвана помочь де­тям разобраться в современной ситуации, отделить временное, сиюминутное от главного, постоянного, убедить, что без честного труда хорошей жизни не будет. Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится потому, что он человек, пото­му что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, выражает его природную сущность. Тот, кто не пони­мает этого, разрушает в себе человека.

Хотя в большинстве семей постоянно занимаются трудовым воспитанием, существует ряд нерешенных проблем в подготовке молодежи к труду, в первую очередь, в формировании у нее трудо­любия и прилежания.

В подростковый возраст дети вступают с неодинаковым уровнем развития трудолюбия; с разнообразными мотивами труда, с далеко не одинаковыми навыками, умением и привычкой тру­диться. Некоторые не приучены заниматься трудом как физиче­ским, так и умственным. Но у любого подростка есть немало поло­жительных качеств, потребностей и стремлений, опираясь на кото­рые можно устранять отрицательные влечения и склонности, фор­мируя при этом положительные качества, в том числе и трудолю­бие. Главное - быть твердо уверенным в его возможности стать лучше при всей нелепости поведения, невыносимой подчас дерзо­сти и трудно объяснимой противоречивости поступков.

Осуществляя трудовое воспитание подростков, следует учи­тывать, что у большинства из них есть устойчивая психологическая готовность к деятельности, требующей немалых усилий, сравни­тельно длительного напряжения, сосредоточенного внимания. Это следствие их возросшей сознательности, более высокой самооцен­ки, активности и стремления к самостоятельности. Подросток, счи­тая себя взрослым человеком, стремится доказать это делом. Он хочет полной самостоятельности в выполнении порученного дела, простора для творчества, которое позволило бы ему доказать свою взрослость. Опека над ним рождает протест с его стороны, нередко ведет к ссоре с опекающими. Едва опека приобретает длительный характер, подросток, внутренне примиряясь со своим положением, становится исполнителем по принципу «от и до».

Родители должны помнить, что только тот труд положитель­но влияет на ребенка, который предстает перед ним как необходи­мость и осознается как долг. Наряду с пониманием необходимости труда ребенок должен знать конечную его цель. Достижению по­ставленной цели он подчинит свои мысли, желания, волю.

...Пятиклассница Таня убирала в спальне. Аккуратно засте­лила кровать, протерла пыль, вытряхнула коврики. Мама всегда подробно и спокойно объясняла дочери, что и как надо делать и каким должен быть результат работы. При этом она учитывала воз-

Семья является самой естественной, самой благотворной средой, в которой формируется личность ребенка, его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду. Большая воспита­тельная действенность семейной среды на ребенка обусловлена се специфичностью, которая заключается, прежде всего, в глубокой взаимной привязанности родителей и детей, в положительном от­ношении к словам и делам отца, матери.

Семья, как и школа, оказалась в новых условиях трудового воспитания. Мы вступили в период рыночных отношений в усло­виях, когда, с одной стороны, по существу, пет культурных кадров для реализации таких отношений, с другой - дети успели накопить немалый опыт стихийного «рыночного» поведения - сомнительных действий, манипулирования.

Наш рынок пока еще не вступил на путь цивилизованных рыночных отношений, а принял формы спекулятивного, «черного», теневого. Вместо того чтобы побудить человека к честному, добро­совестному труду, он открыл шлюзы для тунеядства, легкой нажи­вы, спекуляции и аморальности. Ощущается острый дефицит куль­турных организаторов производства, производителей, реализаторов товаров, их потребителей.

Чтобы преодолеть кризис в экономике, общественных отно­шениях и духовной жизни, для успешного развития рынка как ме­ханизма оздоровления народного хозяйства необходим человек, в котором были бы воспитаны такие свойства, как умение опираться на собственные силы, надеяться на себя и верить в успех; прояв­лять творчество, изобретательность, способность изворачиваться и ухищряться в рискованных и запутанных ситуациях; быть любез­ным, вежливым, производить впечатление надежности и нравст­венной безупречности. Это и будет человек рынка.

Качества личности, к воспитанию которых должны прило­жить усилия в семье - это честность, совестливость и порядоч­ность; предприимчивость и деловитость, достоинство и личная от­ветственность; инициативность и высокая дисциплина труда; не­приятие рвачества и халтуры. Одна из проблем сегодня - сохране­ние и поддержание авторитета честного труда как основного сред­ства в достижении жизненного успеха. Семья призвана помочь де­тям разобраться в современной ситуации, отделить временное, сиюминутное от главного, постоянного, убедить, что без честного труда хорошей жизни не будет. Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится потому, что он человек, пото­му что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, выражает его природную сущность. Тот, кто не пони­мает этого, разрушает в себе человека.

Хотя в большинстве семей постоянно занимаются трудовым воспитанием, существует ряд нерешенных проблем в подготовке молодежи к труду, в первую очередь, в формировании у нее трудо­любия и прилежания. В подростковый возраст дети вступают с неодинаковым уровнем развития трудолюбия; с разнообразными мотивами труда, с далеко не одинаковыми навыками, умением и привычкой тру­диться. Некоторые не приучены заниматься трудом как физиче­ским, так и умственным. Но у любого подростка есть немало поло­жительных качеств, потребностей и стремлений, опираясь на кото­рые можно устранять отрицательные влечения и склонности, фор­мируя при этом положительные качества, в том числе и трудолю­бие. Главное - быть твердо уверенным в его возможности стать лучше при всей нелепости поведения, невыносимой подчас дерзо­сти и трудно объяснимой противоречивости поступков.

Осуществляя трудовое воспитание подростков, следует учи­тывать, что у большинства из них есть устойчивая психологическая готовность к деятельности, требующей немалых усилий, сравни­тельно длительного напряжения, сосредоточенного внимания. Это следствие их возросшей сознательности, более высокой самооцен­ки, активности и стремления к самостоятельности. Подросток, счи­тая себя взрослым человеком, стремится доказать это делом. Он хочет полной самостоятельности в выполнении порученного дела, простора для творчества, которое позволило бы ему доказать свою взрослость. Опека над ним рождает протест с его стороны, нередко ведет к ссоре с опекающими. Едва опека приобретает длительный характер, подросток, внутренне примиряясь со своим положением, становится исполнителем по принципу «от и до».

Родители должны помнить, что только тот труд положитель­но влияет на ребенка, который предстает перед ним как необходи­мость и осознается как долг. Наряду с пониманием необходимости труда ребенок должен знать конечную его цель. Достижению по­ставленной цели он подчинит свои мысли, желания, волю.

...Пятиклассница Таня убирала в спальне. Аккуратно засте­лила кровать, протерла пыль, вытряхнула коврики. Мама всегда подробно и спокойно объясняла дочери, что и как надо делать и каким должен быть результат работы. При этом она учитывала воз­растающую ответственность дочери и развивающиеся умения, пре­доставляла ей возможность для проявления самостоятельности.

Утром мать сказала: «Танечка, когда будешь убирать спаль­ню, обрати внимание на расположение предметов на туалетном столике». Именно на это Таня не обращала внимания, когда убира­ла спальню. Вечером, осмотрев квартиру, мама заметила, что спальня убрана чисто, а вещи на туалетном столике расположены с большим вкусом. Таня, довольная своим успехом, рассказала, что красиво убрать туалетный столик ей помогла страничка «Домаш­ний уют» из журнала «Работница». У Тани проявились ответствен­ность, и творческий подход к выполнению работы. Эти качества дочери привила мать, которая тактично руководила трудовым вос­питанием. Она видела, в чем нужна помощь дочери: в том, чтобы показать, объяснить непонятное, морально поддержать при неуда­чах или пожурить за недостаточную добросовестность. Объясняя ребенку содержание, значение и конечную цель его работы, необ­ходимо учитывать, насколько он психологически и физически под­готовлен к ней.

На формирование трудолюбия ребенка огромное влияние оказывает отношение родителей к труду. Какие бы умные, пра­вильные слова ни говорили они о роли и значении труда в жизни человека, эти слова не оставят положительного следа в сознании детей. В той семье, где отец и мать создают порядок и уют в квар­тире, умело, не упрекая друг друга, поддерживают его, дети охотно помогают им, стараются не сорить, ставить вещи на свои места. У них сравнительно быстро формируются умения выполнять различ­ные виды бытового труда, добросовестность и аккуратность. Бе­режное отношение отца и матери к предметам быта формирует у ребенка ценные качества хозяина.

Нередко родители замечают, что подросток постепенно теря­ет те положительные трудовые качества, которые приобрел в младшем школьном возрасте.

Дочь-шестиклассница, выслушав просьбу матери убрать по­суду с обеденного стола и помыть ее, пренебрежительно ответила:

- Я не домработница, чтобы делать это. Мне надо уроки учить. До этого времени девочка охотно выполняла все поручения родителей. В пятом классе, когда учебная нагрузка возросла, мать полностью освободила дочь от домашних дел, чтобы она была от­личницей и в старших классах. Дома все делали для нее и за нее, и девочка не только привыкла к такому положению в семье, но и прониклась презрением к бытовому труду. Много терпения и вы­держки понадобилось матери, чтобы исправить последствия оши­бочного отношения к дочери.

Успеваемость подростка в средних классах часто снижается и потому, что ребенку недостает организованности в работе. Его надо учить работать быстро, сосредоточенно, отключаться от по­сторонних дел и мыслей. Но ни в коем случае не освобождать от домашних обязанностей, ведь ребята стали старше, физически ок­репли, приобрели больше знаний о жизни. Ребенку необходимо предоставить больше самостоятельности, создавать условия для проявления инициативы, преодоления трудностей.

Пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положи­тельного трудового примера родителей, дети без просьбы или при­нуждения не помогут ближнему, товарищу, постороннему челове­ку. Склонность к подражанию сохраняется в подростковом возрас­те. В процессе повседневного общения со взрослыми подростки перенимают его отношение к труду, которое наблюдают в совмест­ной трудовой деятельности с ними. Если дети являются свидетеля­ми и активными участниками положительного трудового примера, то у них воспитывается трудолюбие и все другие нравственные ка­чества, непосредственно связанные с ним. И наоборот. Воздействие личного примера взрослых зависит от их авторитета. На подростка не может благотворно влиять положительный пример неавторитет­ных родителей. Плохо, если родители отрицательно отзываются о своей работе в присутствии детей. Слушая их, дети проникаются неуважением не только к специальности родителей, по и к труду вообще. Воспитательная сила трудового примера родителей зави­сит от того, насколько они близки своему ребенку, умеют располо­жить его к себе, установить с ним контакт.

Большое воспитательное значение имеет педагогический такт при оценке детского труда. Если родители не замечают старатель­ности ребенка при выполнении трудовых поручений, то с течением времени она у него исчезает.

Успешное воспитание у детей нравственно-трудовых качеств во многом зависит от организации семейного хозяйства. При ра­зумно организованном семейном хозяйстве у детей непроизвольно возникают и закрепляются такие качества, как трудолюбие, дисци­плинированность, бережливость, предупредительность, ответст­венность. В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме все­гда чисто, каждой вещи отведено свое место, для каждого вида ра­боты есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности рас­пределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются со­обща, неприятные - поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спо­койно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, доб­росовестно выполняют свои обязанности. У старших - это привыч­ка, у младших - подчинение семейной традиции.

В условиях хорошо организованного семейного хозяйства ребенок сравнительно легко, без усилий над собой, подчас отказы­ваясь от соблазнительных желаний, выполняет свои обязанности по дому. Он радуется своевременно и качественно выполненной работе. У него укрепляется потребность выполнять работу только хорошо, потому что в семье так заведено, потому что все так вы­полняют свои обязанности. Но по данным социологического иссле­дования, лишь у 33 % опрошенных родителей дети имеют постоян­ные домашние обязанности, в каждой пятой семье они помогают по хозяйству эпизодически, а в остальных не помогают вообще.

Родителям необходимо воспитывать у детей бережливость и ответственность. Саше уже одиннадцать, почти 5 лет он учится в школе. По несколько раз в месяц повторяется одна и та же картина: потеряна ручка, нечем выполнять домашнюю работу. Все попытки исправить ситуацию - приобретение дорогих ручек, покупка ручек на Сашины карманные деньги - безрезультатны.

Мировая практика показывает, что ориентация в финансовых вопросах невозможна без знаний и опыта, прививаемых с детства. Не только слова, но и обстоятельства должны научить ребенка то­му, как зарабатывать и ценить деньги. Начинать можно с копилки. Она учит бережливости. Карманные деньги тоже следует давать. Хорошо, если это будет постоянная сумма. У ребенка формируется свой мини-бюджет. Он учится сопоставлять доходы с расходами, подкапливать деньги, выбирать самую нужную покупку. Так со временем вырабатывается взрослое разумное экономическое пове­дение. Карманные деньги, как и деньги из копилки, должны тра­титься по усмотрению ребенка. При этом взрослый должен коррек­тировать «список расходов».

Семейный бюджет, финансовое положение семьи не должно быть тайной для ребенка. Они должны принимать участие в обсу­ждении семейного бюджета. Здесь польза многократная. Ребенок приобретает полезный жизненный навык, учится сопоставлять возможности семьи со своими потребностями. Он ощущает за со­бой право голоса в решении семейных финансовых проблем. Одно­временно необходимо детей приучать к тому, что вопросы финан­сового положения семьи - чисто внутренние; что посвящать в них окружающих - дурной тон.

У детей важно сформировать четкое представление о трудо­вом источнике заработка. Хорошо, если ребенок знает, как вы зара­батываете деньги. Рассказывайте ему о своей работе, при возмож­ности берите его на работу, делайте часть работы дома. От родите¬лей не должна исходить праздность и ориентация на праздность. Не следует становиться и «трудоголиком». Это может отпугнуть ребенка от труда. Идеальный способ выявить для ребенка связь между трудом и заработком - оплачиваемый детский труд. Это может быть большой школьный кооператив, летний труд в сфере обслуживания, участие в сельхозработах. Ну, а если вы владелец частного магазина, лавки, бензоколонки, станции техобслуживания и ребенок трудится вместе с вами, просто замечательно. Помимо трудовых навыков, ему передается опыт управления, разумного экономического поведения. А главное - воспитывает уважение к своей собственности и собственности вообще. Это важно в эпоху рыночной экономики.

В трудовом воспитании и общем развитии подростков особое место принадлежит техническому творчеству. Оно имеет неограниченные возможности для удовлетворения таких потребностей подростков, как стремление к самостоятельности, проявление ини­циативы, испытание себя в деятельности. Занятия техническим творчеством оказывают большое влияние на развитие воображения и технического мышления, воспитание упорства, настойчивости, собранности и устремленности ребенка. В ходе технического твор­чества у подростков расширяется кругозор, углубляются знания по физике, математике и другим естественным наукам, совершенст­вуются трудовые приемы, развивается смекалка. Технический труд готовит к работе на промышленном производстве, формирует ини­циативность как черту личности и привычку вносить творчество в свою работу.


Литература: Луноядова Л.Ю. и др. Родительские собрания. 5 - 7 классы: беседы. Лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. – Волгоград: Учитель, 2007. – с. 33 – 41.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!