РОЛЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися отдельных тем, блоков или всего курса обучения. Любой вид диагностической работы (итоговый контроль, стартовый или текущий) выявляет проблемы в уровне подготовки учащихся, определяет результативность обученности.
Проводя предметную диагностику учитель получает дополнительный материал для полной и объективной оценки учебных возможностей ребенка, может проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в процессе обучения, выявить тенденции не только качества образования, но и его содержания. Особенность диагностической работы в том, чтобы не только проверить выполнено или не выполнено задание, но и выяснить в чем причина невыполнения или частичного выполнения задания, она показывает уровень прочности полученных знаний.
Именно этим диагностическая работа отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, выясняющих лишь предметную подготовку учащихся.
В большей степени педагогическая диагностика помогает учителю:
оценить уровень учебных достижений учеников в классе, их способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
проконтролировать и оценить учебные действия обучающихся в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
понять причины успеха/неуспеха учебной деятельности учащихся, выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах, полученных после выполнения диагностической работы и ее анализа;
выявить способы работы, которыми овладели ученики и определить на каком уровне – репродуктивном или продуктивном усвоены те или иные знания;
проанализировать выполнение специальных заданий, выявляющих уровень самостоятельности учащихся (это так называемые задания требующие применения УУД);
проследить за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки.
Анализ результатов диагностической работы позволяет учителю выяснить причины ошибок и скорректировать тематическое планирование, включив в него сопутствующее повторение по темам, которые недостаточно усвоены в целом.
Так, например, после анализа одной из работ было выявлено, что ученики начальной школы демонстрируют явную беспомощность в ситуациях, близких к реальным. Они затрудняются в определении времени, не могут выполнить несложные измерения, что говорит об оторванности полученных ими знаний от их повседневной жизни. Большие трудности при решении задач вызывает привлечение собственного опыта учащихся или знаний из других областей знаний.
Таким образом для повышения качества математической подготовки необходимо каждый урок включать задания, формирующие УУД:
- проблемные задачи органично ложатся в канву изучаемого материала на уроке. К проблемным задачам обычно относятся те задачи, в которых предполагается перестройка изученных способов решения, проводится выбор рационального способа решения из возможных способов;
- применяются факторы для реальных жизненных проблем;
- задачи, где необходимо извлекать и интерпретировать информацию, которая содержится в таблицах, диаграммах, графиках;
- задачи на умение сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам;
- использовать задания, развивающие аналитическое мышление, а также выполнение логических операций сравнения, сопоставления полученных данных между собой и с условием задачи;
- особое внимание следует уделить анализу условия задачи и составлению ее математической модели.
Уровень подготовки учащихся значительно повысится, если дети овладеют этим способом действия, т.к. он является эффективным средством для выявления взаимосвязей, что необходимо при планировании любого вида деятельности.
При подборе и использовании соответствующего материала, уроки математики будут обладать большими потенциальными возможностями для развития мышления учащихся.
Проведение предметной диагностики и ее анализ – дело достаточно трудоемкое, но чтобы деятельность учителя была наиболее эффективной необходимо проводить такую работу не реже трех раз в год. А сравнение результатов регулярно проводимых диагностических работ позволит более векторно осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.