СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль движения и пластического интонирования

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

 

1.Вступление ………………………………………………………………2

2.Восприятие музыки ……………………………………………………..2

3.Музыкальное восприятие………………………………………………. 5

4.Музыка и движение…………………………………………………….. 6

5. Пластическое интонирование………………………………………….8

6. «Музыкальные зеркала»……………………………………………….10

7.Приемы пластического интонирования……………………………….14

8.Телесно-двигательный алфавит………………………………………. 17

9.Список литературы……………………………………………………..22

 

Просмотр содержимого документа
«Роль движения и пластического интонирования»

Министерство образования и науки РФ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет повышения квалификации

и профессиональной переподготовки кадров


Кафедра непрерывного профессионального образования




Педагогический проект

слушателя курсов профессиональной переподготовки по программе

«Совершенствование предмета «Музыка» в условиях введения новой редакции ФГОС общего образования»

на тему: «Роль движения и пластического интонирования в развитии восприятия произведений музыкального искусства»






Выполнила: учитель музыки

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52» г. Курска

Красильникова Людмила Петровна


Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания музыки

и изобразительного искусства

Рудзик Марина Федоровна








2019


Содержание


1.Вступление ………………………………………………………………2

2.Восприятие музыки ……………………………………………………..2

3.Музыкальное восприятие………………………………………………. 5

4.Музыка и движение…………………………………………………….. 6

5. Пластическое интонирование………………………………………….8

6. «Музыкальные зеркала»……………………………………………….10

7.Приемы пластического интонирования……………………………….14

8.Телесно-двигательный алфавит………………………………………. 17

9.Список литературы……………………………………………………..22


































Вступление

Ключевыми задачами учебного предмета «Музыка» являются:

- изучение произведений народной и классической музыки, лучших образцов современной музыки академических и массовых жанров;

- реализация комплексного подхода к развитию музыкальной культуры обучающихся с позиций единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя;

- приобщение к музыкальной деятельности, представленной в своих основных видах: хоровое и сольное пение, инструментальное музицирование, элементы импровизации и сочинения, а также музыкально - сценического действия;

- освоение видов деятельности, поддерживающих слушательское восприятие (графическое, пластическое моделирование музыки);

- активизации музыкального восприятия, музыкальной исполнительской деятельности детей с пониманием и удовольствием, а, значит, качественно и выразительно;

- приобретение опыта коллективного публичного исполнения музыкальных произведений посредством организации школьных хоровых, музыкальных, коллективов;

- овладение элементами музыкального языка в процессе активной музыкальной деятельности;

- расширение музыкального кругозора и основ музыкальной грамотности обучающихся;

- формирование музыкального вкуса в досуговой сфере;


Восприятие музыки

«Восприятие музыки – это познание самого себя» Ф. Лист.

В общей психологии категория «восприятие» отно­сится к числу основных. Через восприятие человек во мно­гом постигает мир. Выдающийся российский психолог советской эпохи С. Л. Рубинштейн писал: «Восприятие является чувственным отображением предмета или яв­ления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не толь­ко чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета».

Восприятие музыки – не одинаково, в силу различия музыкального и жизненного опыта. Оно зависит от уровня общего и музыкального развития человека. Восприятие музыки — это нечто слышимое и действующее на орган слуха.

Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально - осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы музыкальной культуры учащихся, их стремление и желание общаться с музыкой, понимать её содержание. Большую роль, при постижении музыкального искусства, играет активное использование метода пластического интонирования. Этот метод наиболее близок к природе ребёнка, его способности к самовыражению. Метод пластического интонирования способствует активному, вдохновенному включению детей в процесс восприятия музыки, даёт возможность самооткрыться, ощутить многообразие оттенков интонации музыки и удовлетворить потребность младших школьников в движении.

Пластическое интонирование было задумано как метод активизации восприятия смысла музыки, как способ осознанного его проживания в простых и естественных движениях рук, головы и корпуса.

Идея сочетания музыки и движения как средства раскрепощения, свободы тела и духа, развития пластической фантазии, развития импровизационности, воплощенная Далькрозом, стала основой методики музыкально – ритмического воспитания К. Орфа.

Идея пластико - двигательного восприятия музыки разрабатывалась и в отечественной педагогике. Использование метода движения под музыку получило широкое признание в педагогической концепции Б.Л. Яворского; данный метод рассматривался педагогом в качестве средства развития музыкального восприятия, а также как условие стимулирования творческой активности учащихся. Он считал восприятие музыки наиболее активной формой музыкальной деятельности и, учитывая его целостностный характер, привлекал в качестве средств осмысления музыкального образа различные ассоциации, в том числе и двигательные. Двигательные реакции, носившие на первом этапе спонтанный характер, в дальнейшем развивались в сторону уточнения выразительности в передаче компонентов музыкальной речи, в усилении творческой самостоятельности, что осуществлялось за счет овладения элементами музыкальных движений. Основой для двигательных импровизаций были жанровые истоки музыкальных произведений: танец, марш, колыбельная песня, лирическая песня. Часто для творческих заданий была характерна определенная сюжетность: “Танец зверей”, “Танец бабочек” и др.

В концепции музыкального воспитания и образования Д.Б. Кабалевского на идее взаимосвязи музыки и движения основаны такие методы как: метод взаимосвязи различных видов искусств, метод свободного дирижирования, метод имитации, метод движения под музыку и другие.

По нашему мнению, модифицированное в метод пластического интонирования «свободное дирижирование» и пластические этюды - вот подлинно инновационные способы постижения музыки.

Музыкальное восприятие

Музыкальное восприятие – есть восприятие, направленное на постижение и самое главное, осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как художественный эстетический феномен. Музыкальное восприятие опирается не только на музыкально – слуховые представления, но и на жизненный опыт, который проявляется в богатстве ассоциативных связей (слуховых, зрительных, временных) и других представлений, закрепленных долговременной памятью (Б.М. Теплов). Оно имеет ярко выраженный творческий характер. Развитие музыкального восприятия является одной из основных задач музыкального воспитания.

Музыкальное восприятие—это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание, музыкальные образы как художественное единство, как художественно-образное отражение действительности, а не как механическую сумму разных звуков. (О.А. Апраксина). Действительно, музыкальное восприятие как разновидность художественного восприятия — не просто отражение художественного произведения в сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего с автором произведения.

Так, например, А.Н. Сохор выявляет следующие стадии музыкального восприятия:

 1) стадию возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие;

 2) стадию слушания как физический процесс; первое знакомство с музыкальным произведением, первые впечатления от прослушиваемого произведения. При первом прослушивании слушатель неподготовленный получает лишь общее представление о музыкальном образе.

 3) стадию понимания и переживания; она связана с повторным прослушиванием музыкального произведения, где уже включаются  аналитические свойства сознания, происходит интонационно-образный анализ музыкального произведения.

 4) стадию интерпретации и оценки; в процессе последующего  прослушивания слушатель уже сопоставляет звучащий материал в данный момент времени с ранее воспринятым материалом. Через синтез на основе глубокого анализа происходит рационально – логическое освоение материала, всестороннее постижение и переживание его эмоционального смысла, произведение открывается другими гранями. Автор считает, для того чтобы верно оценить и осознать произведение,  у слушателя должен быть накоплен определенный музыкально - слуховой багаж.

А.Н. Сохор подчеркивал, что деление на стадии – условно, поскольку последовательность может меняться, - одна стадия может объединяться с другой. Так, например, понимание, оценка и переживание часто протекают слитно. Таким образом, осмысленное восприятие музыки, ее понимание и переживание возможны лишь на основе определенного круга слушательских впечатлений, навыков, ассоциаций. Все они формируются у человека под воздействием социально - культурной среды, в которой он находится и воспитывается. Воспринимаемая слушателем музыка пропускается через призму его взглядов, представлений, эмоциональных стереотипов, жизненного и музыкального опыта и благодаря этому более или менее преобразуется в его сознании. Воссоздание становится одновременно и истолкованием, интерпретацией.


Музыка и движение

Особая роль в решении вопроса активизации музыкального восприятия принадлежит разработке взаимосвязи музыки с движением, пластикой, танцем. Это такая проблема, к которой всегда обращались и обращаются специалисты в области музыки, педагогики, ритмики, балета. Двигательные реакции на музыку, в их всевозможных проявлениях, являются наиболее естественным, простым и доступным способом в развитии эмоциональной отзывчивости детей. История возникновения музыки наглядно подтверждает тот факт, что она неотделима от движения.

Музыка и движение в совокупности всегда заставляли обращаться к этой теме специалистов из разных областей искусства и педагогики. Б.В. Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе воздействие «немой интонации» пластики и движений человека (включая язык руки). Музыкальная интонация, по его мнению, никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) человеческого тела.

Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог 20 в. Э. Жак-Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей и пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой.

Связь музыки и жеста легко прослеживается на примере дирижёра. Не имея в руках музыкального инструмента, он способен выразить неисчислимое множество нюансов исполняемого произведения. Безусловными показателями эмоционального отношения дирижера к музыкальному произведению служат его пантомимические и особенно мимические движения. Свободное дирижирование. Метод разработан советским театральным педагогом Н.П. Збруевой. Название обусловлено тем, что дирижёрский жест возникает у учащихся как пластический отклик на музыку. Являясь упрощённым жестом по сравнению с академическим жестом, он позволяет отразить пульс, размер, ритмический рисунок, фразировку, степень соответствия характера движения характеру музыки позволяет выявить индивидуальное впечатление каждого ученика от звучащей музыки. Предлагая детям почувствовать себя в роли дирижёра можно рекомендовать им сначала дирижировать собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, выделяя кульминации. Выступая в роли дирижера, младший школьник наиболее тонко и глубоко проживает музыкальное произведение, естественно вживаясь в тот или иной образ.



Пластическое интонирование

Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

Руки – это зеркала, в которых отражается музыка. И только к звукам музыки присоединяются руки учителя, детей смысл воспринимаемого произведения становится объемным. Руки, живущие музыкой, расскажут гораздо больше, чем самые красивые слова. Все ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются». Пластическое интонирование – это один из способов, одна из возможностей «проживания» музыкальных образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания музыкального сочинения. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке – это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки. Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от «переизбытка» чувств).

Пластика обладает особым свойством обобщать эмоциональные состояния, вызванные музыкой и, порой, может стать настолько понятной, что сделает излишними длительные беседы по содержанию произведения.

Пластическое интонирование – это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой, и выражающее её образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас раскрывают тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Анализируя психологию музыкальных способностей Б.М. Теплов, пишет: «Большинство лиц чувствует, что непреодолимая сила побуждает их делать мышечные движения, аккомпанирующие ритмам (качание ногой, кивание головой)».

В настоящее время пластическое интонирование трактуется как один из видов художественного исполнения музыки наряду с пением и инструментальным музицированием. Пластическое интонирование является уникальным видом музыкально – познавательной деятельности, в котором интенсивно развивается и складывается вся система музыкальных способностей ребенка и, прежде всего, чувство ритма. С самого раннего возраста реакция детей на музыку всегда экспрессивно двигательная. Исследователи считают, что становление и углубление музыкального переживания у детей тесно связано с пластически-двигательным выражением этого переживания. В процессе восприятия музыки широко, на разных уровнях выраженности, представлены двигательно-моторные реакции, и его часто характеризуют как слухо - двигательный процесс.

Самым оптимальным вариантом для воплощения пластического интонирования в жизнь, на уроках музыки в младших классах, является слушание музыки. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Повышенная эмоциональность и малый словарный порой мешает им выразить словами свои мысли и чувства по отношению к музыке, гораздо проще для них показать это в пластике движений. Именно в младшем школьном возрасте у детей в полной мере проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и даже создавать пластические образы.

Сегодня, опираясь на требования социума по формированию личности творческой, креативной, умеющей осознано и целостно воспринимать свое будущее, можно сказать, что пластическое интонирование помогает:

- активизировать познавательный процесс посредством высвобождения эмоционально - моторного комплекса;

- направлять естественную двигательную активность детей в нужное эмоциональное русло;

- развивать музыкальное восприятие через культуру движения;

При этом решается целый ряд проблем:

  1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлеченности и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.

  2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания: секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребенок.



«Музыкальные зеркала»

При обращении к методике В. Коэн (Израиль, доктор, возглавляет кафедру музыкального образования Иерусалимской академии музыки и танца), которая называется методика «музыкальных зеркал», на первый взгляд кажется, что пластическое интонирование в процессе слушания музыки, это почти импровизация, вытекающая спонтанно из музыки в движения. На самом же деле это не так, потому что трудно найти точное, органически спаянное с музыкой движение, непросто выстроить драматургию этих движений, чтобы они естественно переходили одно в другое, создавая целостный образ.

Такое название дано методики потому, что:

1) дети как в зеркале повторяют все движения взрослого;

2) в движениях взрослого, как в зеркале, отражается его восприятие музыки, взрослый показывает то, как он слышит музыку.

Придуманные учителем движения к музыкальному произведению – не фиксация отдельных элементов музыки, не передача пульсации или фразировки, не «свободное дирижирование», а эмоциональный и целостный интонационный анализ музыки в простых и естественных движениях рук, головы, корпуса.


Общими правилами для составления зеркала являются следующие положения:

1)повтор музыки (предложений, фраз, тем) влечет за собой повтор движений; варьированный повтор – измененные движения;

2)в «зеркале» отражается членение мелодии (симметрия музыкальных построений – движения вправо и влево; предложения, оканчивающиеся вопросительной интонацией (доминанта) вызывают напряженный открытый жест, а утвердительной (тоника) – закрытый, завершающий;

3)«количество» энергии в том или ином фрагменте музыки вызывает или широкие, размашистые, или нежные, едва заметные движения; в жестах отражаются моменты начала развития, кульминации, завершения музыкального «цикла».

Создавая «зеркало», надо не только многократно вслушиваться в отрывок, но и свериться с нотным текстом (например, песня В.Шаинского «Улыбка»).

Создавая пластическое зеркало – пластический эквивалент музыкального образа, взрослый несет ответственность: он не только раскрывается свое слышание музыки, но и фактически «навязывает» именно такое слышание. Поэтому жест должен быть точен эмоционально и структурно, чтобы не «выйти в конфликт» с музыкой. Это ведь не танец, а выражение через моторику процесса восприятия музыки во всех ее нюансах.

Особое значение данный вид деятельности имеет для детей с недостаточно развитым звуковысотным слухом, со слабой координацией слуха и голоса.

Таким образом, можно выделить общие правила для составления «музыкальных зеркал»:

  • 1)повтор предложения, фразы или темы, как правило, ведёт за собой повтор движения. При варьированном повторе в движения вносятся изменения;

  • 2)возрастание или падение напряжения в том или ином фрагменте музыки вызывает широкие, размашистые движения, или едва заметные и нежные. Также находят отражения в жесте моменты начала развития музыки, её кульминации и завершения;

  • 3)симметрия мотивов по длине и функции выражаются в движениях вправо и влево. Предложения, оканчивающиеся на вопросительной интонации, вызывают напряжённый открытый жест, а на утвердительной наоборот закрытый, завершающий жест;

Использование элементов пластического интонирования способствует развитию и совершенствованию музыкального слуха детей, что принципиально имеет значение для вокально – хоровой деятельности, для процесса слушания музыки. Учитель воздействует на эмоциональную сферу учеников, даёт им возможность прочувствовать художественный образ музыкального произведения, прожить его, переинтонировать его с помощью пластического интонирования. Учащимся помогают находить соответствующие приёмы и проявлять инициативу поисковые ситуации и наводящие вопросы. Всё это создаёт достаточно хорошую основу для развития интонационно – образного мышления детей, их самостоятельности и творчества.

Пение. Движения, как правило, активизируют эмоциональные проявления детей. Песни с движениями дети поют охотнее, нежели без них. Объединение пения и движений требуют от ребят сосредоточенности, распределения внимания и больших физических нагрузок. Отбирая репертуар для такого вида деятельности необходимо учитывать, что пение несовместимо с быстрыми, резкими движениями, поэтому песни должны быть спокойного характера. Резкие движения приводят к учащению дыхания, и пение становится невыразительным, прерывистым. Учащиеся младшего школьного возраста быстрее научатся слушать, понимать, принимать и осмысленно исполнять песенный репертуар через песни лирического характера. Несложные песни с короткими фразами, с небольшим диапазоном используются в начале учебного года, а уже затем более сложные, то есть двух частной или трёх частной формы, различного характера, с разнообразными, но спокойными движениями.

В музыкальной педагогике существуют разнообразные виды разучивания песни. Интересна методика разучивания песни, предложенная В. Коэн. Изучая её методику разучивания песни с использованием пластического интонирования, мы можем сделать вывод, что неотъемлемой частью полноценного восприятия музыки детьми, является движение. Смысл этой методики в том, чтобы дать учителю возможность несколько раз спеть песню так, чтобы её мотив постепенно запомнился без привычного разучивания «по фразам», а детям внимательно вслушаться в это пение. Лучше всего мы запоминаем мелодию, которая звучит там, где всё максимально приближенно к естественным условиям, а именно услышанную неоднократно от мамы, друга, в телепередаче, на кассете или по радио. В данной методике может возникнуть проблема в том, как побудить ребёнка прослушать несколько раз незнакомую мелодию песни, обращая внимание на особенности её структуры и на интонационный строй, при этом сохраняя интерес к ней. В. Коэн считает, что учитель может придумать множество способов непевческого участия детей в исполнении учителем песни так, чтобы интонации её как бы исподволь входили в сознание. Вот несколько примеров:

  • - сопровождение пения учителя движениями рук. Учитель делает несложные движения, при этом напевая мелодию. Ученик должен сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно, вернуться к этим движениям, сопровождая ими пение учителя. Также дети могут сами придумать движения, но так чтобы было понятно, где остановки, где предложения повторяются, а там где появляется новая музыка, соответственно должны быть новые движения. Используя на уроке этот приём, учитель добьётся от детей быстрого запоминания песни.

  • - движение под пение учителя. Учитель проверяет, способны ли дети по одному или группой, верно, реагировать на его жесты. Он подзывает ребёнка, даёт знак остановиться, покружиться, присесть, медленно встать и быстро присесть, быстро встать и двигаться вперёд, назад, в сторону, сесть на место. Всё это в полной тишине, только повинуясь жестам. После такой проверки можно воспользоваться этим приёмом для разучивания конкретной песни. К примеру, её строение ААВВ. Учитель, напевая мелодию, приглашает на первую фразу одного ученика подойти к нему и остановиться, напевая вторую фразу, приглашает жестом другой руки повторить нового ученика те же действия, на третью и четвёртую фразы поочерёдно разными руками «даёт задание» соответственно, то одному, то другому ученику что-то сделать на протяжении всей фразы. Например, кружиться, подпрыгивать, идти в сторону и возвращаться. Эти задания можно варьировать, не забывая о том, что они должны быть «созвучны» характеру мелодии и отвечать её строению по принципу «та же музыка - те же движения, другая музыка - другие движения».

  • - ещё один вид работы над песней, который открывает новые перспективы в плане дирижирования это исполнение её «разными красками». Здесь предлагается детям спеть песню в том или ином характере, например, задумчиво, торжественно, празднично, весело, как марш или как колыбельную. Исполняя, дети каждый раз создают новый образ. При выборе характера исполнения, дети соответственно меняю характер жеста. Учитель может помочь детям, задавая наводящие вопросы о том, при каком характере нужно больше тянуть гласные, твёрже произносить согласные, петь громче или тише, активнее или нежнее, быстрее или медленнее. Дети могут придумать самостоятельно характер исполнения и при помощи пластического дирижирования попытаться достичь его в исполнении детского коллектива.

Во время пения под управлением учителя, учащиеся следят за своим выполнением правил пения, а именно за дыханием, звукообразованием, артикуляцией, соблюдением унисона. Учителю проще проследить степень освоения детьми того или иного понятия или навыка, при использовании приёмов пластического интонирования. Движения могут быть разнообразными: от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки, от покачивания корпусом до радостного танца, от лёгкого шага до хоровода. Волнообразные движения рук могут изображать картину моря, покачиванием рук - пейзажную зарисовку, движения с платочками могут изображать лирико-танцевальные интонации русской народной песни. На уроке достигается высокая активность детей, их полная включенность в музыкально-исполнительский процесс с помощью включения в урок музыки, исполнения песен с применением ритмопластики.

Итак, возможны следующие варианты использования этого метода в процессе организации слушания музыки, пения и импровизации:

  • - «свободное дирижирование»;

  • - пластические этюды;

  • - приём «музыкальных зеркал»;

  • - инсценирование песни;

  • - имитация игры на музыкальных инструментах;

  • - пластические импровизации.

Использование элементов пластического интонирования способствует развитию и совершенствованию музыкального слуха детей, что принципиально имеет значение для вокально - хоровой деятельности, для процесса слушания музыки. Учитель воздействует на эмоциональную сферу учеников, даёт им возможность прочувствовать художественный образ музыкального произведения, прожить его, переинтонировать его с помощью пластического интонирования. Учащимся помогают находить соответствующие приёмы и проявлять инициативу поисковые ситуации и наводящие вопросы. Всё это создаёт достаточно хорошую основу для развития интонационно-образного мышления детей, их самостоятельности и творчества.



Приемы пластического интонирования.


Приёмы


Описание

СВОБОДНОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ


С первых занятий ребята учатся откликаться на дирижер­ские жесты музыкального руководителя при разучивании песен.

Предлагая детям предста­вить себя в роли дирижера, рекомендуйте им дирижировать сначала собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, кульми­нации в музыке, передавая жестами характер песни - штрихи, дина­мику, особенности метра и т.п. (Музыкальные игры «Колесо» в средней группе и «Оркестр» в старшей группе, «Дирижёр» в подготовительной к школе группе). По мере накопления опыта «свобод­ного дирижирования» дирижерам-солистам вполне по силам управ­лять исполнением небольших пьес или песен. На занятиях коллективному дирижирова­нию небольшими инструментальными пьесами типа «Сладкая грёза» П.Чайковского, «Вальс-шутка» Д.Шостаковича, «Мелодия» А.Рубинштейна. При этом не следует добиваться точного подражания дирижерской схеме, дирижирование должно быть действительно сво­бодным и передавать в жестах фразировку, динамику, моменты куль­минации и т.п.

ИМИТАЦИЯ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ


Выразительными движениями дети могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музы­кальных инструментов. Так, прослушивание вариаций на темы русских народных плясовых песен «Пойду ль, я выйду ль я», «Калинка» в испол­нении оркестра народных инструментов может быть «проинтонировано» движениями рук, имитирующими игру на балалайке, баяне, гуслях.

Имитирование движений руки со смычком скрипки, виолончели передает выразительность звучания пьесы «Старинная французская песня» из «Детского альбома» П. Чайковского, пьесы «Лебедь» из «Карнавала животных» К.Сен-Санса и, конечно, «игра» на фортепиано – не только «исполнение» фортепианных пьес, но и «аккомпанирование» при исполнении песни, и др.


ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ


Интонационно-образный строй музыки, имеющей яркий изобрази­тельный характер, также может служить поводом для исполнения детьми пластических этюдов.

Волнообразными движениями рук дети могут изображать картину моря (вступление «Океан -- море синее» к опере «Садко» Н.Римского-Корсакова), покачиванием рук с во­ображаемыми бабочками под «Натали-вальс» П.Чайковского, постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображают раскрывающийся бутон цветка под музыку «Утра» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига.

Этюд «Богатыри» разыгрывается с детьми под музыку А. Пахмутовой «Богатырская сила» и «Богатырская симфония» (1 ч.) А. Бородина, этюд «Гусары» под музыку «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского, а этюд «Конница» под музыку «Кавалерий­ской» Д.Кабалевского, «Смелого наезд­ника» Р.Шумана; этюд «Цирковые лошадки» - под «Галоп» И.Дуна­евского. Создать пластический образ разнохарактерной Баба-Яги под музыку «Баба-Яга» П. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М Мусоргского.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ПЕСЕН


Музыкальный фольклор, как никакой из других видов музыкаль­ного искусства, связан с движением, танцем. «Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу, также может иметь место на уро­ках музыки. Это, например, такие игровые русские народные песни, как «Как на тоненький ледок», «Как у наших, у ворот», «Я на камушке сижу», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. Обычно их исполнение сопровождается выра­зительными движениями и отдельных персонажей, и групп обучающихся.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ


Исполнение музыки танцевального характера способствует освое­нию танцевальных движений - кружения в вальсе, шага польки, гра­циозных поклонов и реверансов в менуэте, подскоков, дробного шага в народных плясках, переменного - в хороводах (линейных, круговых, «змейкой»), освоению шага полонеза, характерных движений рук, го­ловы, корпуса и т.п.

Например, исполнение двухчастной композиции в русской народ­ной песне-пляске «Калинка» основано на контрасте ее частей: в лири­ческом запеве девочки исполняют фразировку движением раскры­вающейся руки с платочком (направо-налево) с соответствующим поворотом головы, в плясовом припеве дети на пружинящих ногах подчеркивают стуком каблучков ритмическую пульсацию, исполняют ритм мелодии («топотушки»), присядку и т.п. Звучание припева ре­комендуется сопровождать звучанием народных инструментов - ло­жек, бубнов.























Телесно – двигательный алфавит


Этап

Варианты учебных заданий

Возможные учебные ситуации применения заданий

Предполагаемый образовательный результат

Формирование представлений о приемах пластического самовыражения под музыку

*покажи жестом (телом) динамическое развитие музыки (от crescendo до diminuendo)






*подбери жест, соответствующий штрихам legato, stakkato, glissando, markato




*изобрази жестом мелодическую линию






*изобрази развитие музыки сменой местоположения своего тела




*повтори (воспроизведи) за учителем пластическую интонацию под музыку. Воссоздай по предварительному показу сюжетную пластическую композицию

При распевании на одной ноте; во время работы над динамической партитурой разучиваемой песни; при анализе динамических изменений музыкального произведения во время или после слушания


При исполнении (разучивании) песни, слушании музыкального произведения с характерными штрихами (Л.Делиб, «На цыпочках»)


При разучивании мелодической линии песни или попевки, слушании музыки с развернутой мелодической линией


При слушании музыки с контрастными частями (например, В.Моцарт, симфония №40, 4-я часть; А.Дворжак, славянский танец №7)


При восприятии музыки.

Целесообразно использование пластических композиций из опыта Т.Боровик

Получение представления о возможности соотнесения характера музыки с определенным, «подходящим» ей движением, жестом;

осознание феномена «звучащего» жеста;

проявление интереса к данному виду деятельности;

продвижение в развитии ассоциативно-образного мышления

еОсвоение учащимися «телесно-двигательного алфавита»









*подбери интонацию (вокальную, инструментальную, ритмическую) к предположенному учителем жесту, движению




*объясни, какая музыка может соответствовать показанному учителем, жесту



*подбери жест, движение к мелодии (музыкальному фрагменту). Подбери всевозможные варианты жестов, движений, отражающих характер музыки

*угадай мелодию по ее пластической интонации





*подбери движение, жест, создай пластический образ природного явления; сравни пластическую интонацию с музыкальной







*вырази пластически чувство и сравни полученную пластическую интонацию со звучанием музыки, откорректируй пластический образ


На начальном этапе любого урока, либо вместо разминки. В качестве движения предлагается сочетание контрастных жестов, несущих определенный характер звучания, его развития.


Перед слушанием любого произведения в качестве эмоциональной настройки (движение или жест должны быть «созвучны» музыке).

В качестве задания к слушанию характерных произведений (например, Ж.Бизе, увертюра «Кармен»; Л.Делиб, «На цыпочках»)



В качестве игрового приема на уроках обобщения знаний по теме четверти, по творчеству отдельных композиторов.

В качестве задания к слушанию музыки, посвященной образам природы (восходу солнца, морю, лунному свету, подснежнику, метели, падающему снегу, весенней капели, дождю и т.д.)

Перед слушанием музыкального произведения в качестве эмоциональной настройки.

При изучении музыкальных произведений, отражающих ключевое чувство, например: скорбь («Лакримоза» В.Моцарта); торжественности («Славься!» М.Глинки); т.д.


Приобретение опыта самостоятельного нахождения характерного жеста, навыков озвучивания собственных жестов и движений тела;

Освоение набора движений, помогающих интонировать музыку;

Обнаружение и раскрытие собственной индивидуальности в процессе пластического самовыражения












*создай пластическую интонацию конкретному персонажу





*поддержи собственное исполнение песни характерными жестами, движениями

При изучении произведений, воплощающих конкретные образы, например балет «Чиполлино» К.Хачатуряна.

При разучивании и исполнении песен, например, «Крылатые качели» Е.Крылатова и т.д.


ФормирФормирование навыков пластического интонирования процесса

развития в музыке










*отрази в жестах и движении динамические изменения в музыке





*отрази в жестах смену темпа в музыке










*отрази в жестах смену характера, образов в музыке







*создай пластический образ, созвучный предложенному музыкальному фрагменту при помощи пластики тела (без движения руками)


*пластически проинтонируй отдельные фрагменты музыкального произведения




*придумай пластический этюд в каком-либо образе, соответствующем характеру музыки

Как средство активизации восприятия музыки с развитой динамической партитурой. Например: «Утро» Э.Григ; «На прекрасном голубом Дунае» И.Штраус.

Как средство демонстрации выразительных возможностей темпа при изучении таких произведений, как: «Прелюдия соль минор» И.Баха; «Вальс Наташи Ростовой» С.Прокофьев; «Венгерская рапсодия» Ф.Листа.

Как способ активизации восприятия формы музыкального произведения при изучении таких произведений, как: «Веселая. Грустная» Л.Бетховен; «Вальс №7» Ф.Шопена.

Может быть использовано в качестве разминки.

При слушании или исполнении произведения, например, припева песни Е.Крылатова «Крылатые качели».

При анализе сонатной формы (интонирование каждой темы 1-й части симфонии №40 Моцарта); ансамблевое пластическое интонирование (например, фуги И.Баха)

Как прием, побуждающий к художественной интерпретации музыкального произведения. Пример: В.Моцарт, симфония №40, 3-я часть – образ механической куклы; П.Чайковский, «Танец Феи Драже» - жестовый танец бабочки и т.д.






Умение выражать пластически процесс развития музыкального образа;

Пополнение «словаря жестов и движений»;

Появление свободы и уверенности в выборе жестов и движений тела, а также раскрепощенности в отражении собственных эстетических переживаний;

Осознание собственной индивидуальности при работе над пластической интерпретацией музыкального образа.









Непроизвольность пластического самовыражения;

Пластическое интонирование осознается как средство обнаружения и выражения собственной индивидуальности.

Выводы

Музыка в отличие от пространственных видов искусств, то есть живописи и скульптуры, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим, содержанием музыки можно считать эмоциональную сторону психических переживаний человека, и только через переживания, которые ребенок может и выражает в движении, пластике, происходит отражение образов окружающей действительности. Это помогает глубже постичь природу музыки, «оживить» ее, сделать осязаемой. Именно музыка при помощи пластики помогает увидеть невидимое, прочувствовать тончайшие оттенки содержания музыкальных произведений. Пластическое интонирование является уникальным видом музыкально - познавательной деятельности, в котором интенсивно развивается и складывается вся система музыкальных способностей ребенка и, прежде всего, чувство ритма и соответствует идеям личностно - ориентированного, гуманистического подходов, современным целям художественного воспитания.




























Список литературы:


1.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. - Л.: 1963. – 212с.

2.Бердяев, Н.А. Самопознание: (Опыт филос. автобиографии) / Н.А. Бердяев.

– М.: Книга, 1991. – 445 с.

3. Бердяев, Н.А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи // Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - С. 318-364.

4.Вендрова, Т. “Пластическое интонирование” музыки в методике Вероники Коэн / Т.Вендрова// Искусство в школе. 1997.- № 1 – С. 61-64; № 2С. 64-67 № 4 – С. 61 – 64.

5.Гинецинский, В. Размышления о духовной сути учительского труда // Учительская газета. – 1994. - №2. – С. 23.

6.Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / Междунар. акад. пед. наук, Моск. гуманит. актер. лицей. - М.: Малое изд. предприятие "NВ Магистр", 1993. - 190 с.

7.Гришанович, Н.Н. Концепция художественно-эстетического образования учащихся обще - образовательных школ Беларуси / Н.Н. Гришанович. – Мн., 1991. – 31 с.

8.Жак-Далькроз, Э. Ритм: Перевод / Э. Жак-Далькроз. - М.: Классика-XXI, 2002. - 244, [3] с. РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ

9.Знаков, В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – 1998. - № 3 – с. 104-114.

10.Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления: избр. статьи и доклады / Д.Б. Кабалевский; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. – С. 41-48.

11.Коэн В. Метод «музыкальных зеркал» / Искусство в школе. – М.: - 1999. - №5. – с. 10-14

12.Лосев, А.Ф. Основной вопрос философии музыки / А.Ф. Лосев // Советская музыка. – 1990. –№ 11 – С. 64-79.

13.Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки / В.В. Медушевский. -

М.: Музыка, 1993.

14.Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; под ред. Э.Б Абдуллина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. –

272 с.

15.Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.Л. Яворского и его учеников / С.Н. Морозова // Из истории музыкального воспитания: хрестоматия; сост. О.А. Апраксина -М: Просвещение, 1990. – С. 113-120.

16.Национальный образовательный портал [Электронный ресурс] / Министерство образования РФ. – Москва, 2008. – Режим доступа:

http://www.school.edu.ru. – Дата доступа: 02.04.2008.

17.Перепелица, А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций // Вопросы психологии. – 1990. - № 3– С. 121 – 128.

18.Семенова, Н. П.Функциональные особенности деятельности полушарий головного мозга и проблемы развития личности [Электронный ресурс]. –

Режим па: http://www.journal.sakhgu.ru. – Режим доступа 05.04.2008.

19.Смирнов Д.О. О тайнах творческого процесса в музыке// Музыкальная Академия. – 2002. – №2

20.Собкин, В. С., Левин, В. A. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. – 1989. –с. 24 – 31.

21.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1947. – 335с.

22.Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. пособие для учителя музыки и студентов сред. и высш. учеб. заведений / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. - 2-е изд. - М. :

Флинта : Наука, 1999. - 329, [1] с.

23.Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи...: Творч. музицирование, импровизация и законы бытия / Т.Э. Тютюнникова. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 261 с.

24.Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Изд-во Институт Психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997.

25.Янков, В.А., Эскиз экзистенциальной истории / В.А. Янков // Вопросы философии.-1998 - №6 – с.3


Интернет-ресурс


https://megalektsii.ru/s60802t1.html

https://studfiles.net/preview/1763530/page:4/

https://solncesvet.ru

https://businessman.ru/new-sovremennye-innovacii-v-obrazovanii-primery.html






23