г. Орел, 2024 г
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности (1 мин) | -Здравствуйте ребята. Проверим вашу готовность к уроку, на ваших партах должен лежать учебник русского языка, тетрадь и пенал. -Вспомним, что мы ученики, посмотрите на слайд и сядьте правильно (Слайд 1) -Сегодня на уроке вы поднимитесь на новую ступеньку знаний и откроете для себя что-то новое. Для этого будьте внимательны и активны. -Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. (Разбор орфограмм) | Приветствуют учителя. Проверяют рабочее место, настраиваются на работу. Подписывают число, классная работа. |
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: актуализация знаний (3 мин) | -Давайте вспомним, что такое имя существительное. (имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) -Что обозначает имя существительное? (предмет) -На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?) -Почему у имени существительного два вопроса? (у существительного два вопроса, потому, что имя существительное может быть одушевленным (кто?), а может быть неодушевленным (что?)) -Обратите внимание на экран (Слайд 2) Синий, нежный, добрая, кислый, маленький, розовый -К какой части речи относятся эти слова? (имя прилагательное) -Что такое имя прилагательное? (это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое?) -От чего зависит имя прилагательное? (от имени существительного) -О какой части речи мы ещё не сказали? (глагол) -Верно. Что такое глагол? ( это часть речи, которая обозначает действие предмета) -На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?) | Повторяют части речи |
3. Этап выявления места и причины затруднения Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения (3 мин) | -Верно, обратите внимание на экран (один ученик громко и чётко читает) Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они — Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Все местоимения. (Слайд 3) -Ребята, что такое местоимения? (часть речи, которая не обозначает предмет, а только на него указывает) -Какие местоимения вы знаете? (Я, ты, мы, вы , он, она, оно , они) | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка учебных задач урока (1 мин) | - Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. - Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока: «Роль местоимений в речи» (Слайд 4) - Какую цель поставим перед собой на уроке? (Познакомится с особенностями местоимений как части речи). | Формулируют тему и цель урока. |
5. Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. (10 мин) | Упр. 108 (с. 52). (Устная работа по вопросам и заданиям учебника.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — Назовите личные местоимения. — Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не называют его.) Упр. 109 (с. 52). — Прочитайте. — Запишите личные местоимения. — Найдите в толковом словаре значение слова личный. | Выполняют задания в учебнике. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: зафиксировать во внешней речи полученные выводы и знания (5мин) | Упр. 110 (с. 53). — Прочитайте первое предложение. — Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Он - сом.) — Прочитайте второе предложение. — Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Она —ящерица.) — С какой целью в загадках используют местоимения? — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Два ученика выполняют на доске звуко-буквенный разбор слов.) | Выполняют задания. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: проверка умения применять полученные знания в других предметных областях (4 мин) | -Выполните самостоятельно задание на карточках. (2 минуты) Интересная загадка. Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил. Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету. Эталон проверки на слайде: Интересная загадка. Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, и она просила отдать их обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду, а он посмеялся надо мной и всё объяснил. Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а летает около человека и ловит их на лету. | Выполняют задание на карточках. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Цель: повторение и закрепление пройденного материала (1-2 мин) | (Учитель читает утверждение, учащиеся поднимают зеленый круг, если согласны с ним, и ,красный если не согласны.) 1) Местоимение - часть речи. 2) Здесь названы только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты. 3) Он — это местоимение. 4) Местоимения не называют предмет и не указывают на него. 5) Личные местоимения заменяют имена существительные. | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | -Что такое местоимение? -Какие местоимения являются личными? -Какова их роль в речи? -Отлично, вы большие молодцы. Оцените свою работу, с помощью лестницы успеха. Домашнее задание Упр. 111 (с. 53). | |
Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил. Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету. | Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил. Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету. |
Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил. Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету. | Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил. Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету. |
Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил. Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету. | Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил. Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету. |