СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная сказка "Царевна-лягушка" (2 урока)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация расчитана на 2 урока. 1) Определние вида сказки.Доказательство 2) Художественные срездтва вразительности сказки. Поэтиика 3) анализ сказки: герои, мораль, вывод  

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка "Царевна-лягушка" (2 урока)»

Цель урока Вспомнить, какие сказки называют волшебными. Найти эти черты в сказке «Царевна -лягушка». Проанализировать сказку: определить тему, идею и художественные средства.

Цель урока

  • Вспомнить, какие сказки называют волшебными.
  • Найти эти черты в сказке «Царевна -лягушка».
  • Проанализировать сказку: определить тему, идею и художественные средства.
Напомните, каковы черты волшебной сказки?  волшебные события волшебные герои и их помощники волшебная обстановка волшебные предметы

Напомните, каковы черты волшебной сказки?

  • волшебные события
  • волшебные герои и их помощники
  • волшебная обстановка
  • волшебные предметы
Ответьте на вопросы Кто главный герой сказки? Какие еще есть герои? На какие группы их можно разделить? Как зовут главную героиню? Почему у нее такое имя? Кто главный антигерой (враг) Ивана-царевича? Как он его победил? Кто ему помог? Как вы думаете, почему Василиса оказалась у Кощея? Виноват ли Иван в этом? Почему?

Ответьте на вопросы

  • Кто главный герой сказки?
  • Какие еще есть герои? На какие группы их можно разделить?
  • Как зовут главную героиню? Почему у нее такое имя?
  • Кто главный антигерой (враг) Ивана-царевича?
  • Как он его победил? Кто ему помог?
  • Как вы думаете, почему Василиса оказалась у Кощея? Виноват ли Иван в этом? Почему?
Изобразительно-выразительные средства сказки Гипербола – художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении художественного впечатления. ( Рос не по дням а по часам ) Тавтология – риторическая фигура представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. ( Диво дивное, чудо чудное ). Сросшиеся синонимы  – близкие по значению слова ставши единым целым. ( Грусть печаль ). Постоянные эпитеты  – устойчивое определение какого-либо предмета. (Добрый молодец, серый волк). Важные события происходят три раза .

Изобразительно-выразительные средства сказки

  • Гипербола – художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении художественного впечатления. ( Рос не по дням а по часам )
  • Тавтология – риторическая фигура представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. ( Диво дивное, чудо чудное ).
  • Сросшиеся синонимы – близкие по значению слова ставши единым целым. ( Грусть печаль ).
  • Постоянные эпитеты – устойчивое определение какого-либо предмета. (Добрый молодец, серый волк).
  • Важные события происходят три раза .
Изобразительно-выразительные средства в сказке «Царевна-лягушка» Гипербола:    Тавтология: Сросшиеся синонимы: Постоянные эпитеты: Троекратное повторения:  махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым рукавом, и поплыли по воде белые лебеди, пир на весь мир старый старичок спать-почивать чистое поле, буйна голова, столы дубовые, скатерти самобраные три сына, три задания, «три пары железных сапог износишь», «три железнх хлеба изжуешь»

Изобразительно-выразительные средства в сказке «Царевна-лягушка»

  • Гипербола:

  • Тавтология:
  • Сросшиеся синонимы:
  • Постоянные эпитеты:
  • Троекратное повторения:

махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым рукавом, и поплыли по воде белые лебеди, пир на весь мир

старый старичок

спать-почивать

чистое поле, буйна голова, столы дубовые, скатерти самобраные

три сына, три задания, «три пары железных сапог износишь», «три железнх хлеба изжуешь»

Черты волшебной сказки  Волшебные события:  Волшебные герои и их помощники:  Волшебная обстановка:  Волшебные предметы:   превращение лягушки в девушку, выполнение заданий, махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым рукавом и поплыли по воде белые лебеди Иван-царевич и животные, которые ему помогают старичок; Василиса прекрасная и мамки-няньки, Кошей Бессмертный, Баба Яга. избушка Бабы Яги; дуб, на котором хранится смерть Кощея, место (за тридевять земель, в тридевятом царстве) лягушачья кожа, клубок, сундук, яйцо, игла

Черты волшебной сказки

  • Волшебные события:

  • Волшебные герои и их помощники:

  • Волшебная обстановка:

  • Волшебные предметы:

превращение лягушки в девушку, выполнение заданий, махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым рукавом и поплыли по воде белые лебеди

Иван-царевич и животные, которые ему помогают старичок; Василиса прекрасная и мамки-няньки, Кошей Бессмертный, Баба Яга.

избушка Бабы Яги; дуб, на котором хранится смерть Кощея, место (за тридевять земель, в тридевятом царстве)

лягушачья кожа, клубок, сундук, яйцо, игла

Анализ сказки «Царевна-лягушка»  Герои сказки Назовите всех героев сказки, разделив их на группы (докажите своё мнение): 1 – положительные герои, олицетворяющие добро; 2 – отрицательные герои, олицетворяющие зло; 3 помощники героев; 4 – все остальные).

Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Герои сказки

Назовите всех героев сказки, разделив их на группы (докажите своё мнение):

1 – положительные герои, олицетворяющие добро;

2 – отрицательные герои, олицетворяющие зло;

3 помощники героев;

4 – все остальные).

Анализ сказки «Царевна-лягушка» Животные. Назовите всех животных, которые упоминаются в сказке, какую роль, положительную или отрицательную, они играют. Докажите свою точку зрения.

Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Животные.

Назовите всех животных, которые упоминаются в сказке, какую роль, положительную или отрицательную, они играют. Докажите свою точку зрения.

Анализ сказки «Царевна-лягушка» Волшебные действия и события Назовите все необычные события или действия героев, которые происходят в сказке. Докажите, что такое не возможно в реальной жизни.

Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Волшебные действия и события

Назовите все необычные события или действия героев, которые происходят в сказке. Докажите, что такое не возможно в реальной жизни.

Анализ сказки «Царевна-лягушка» Поступки героев Назовите все существенные, важные для хода сказки поступки героев, разделив их на положительные и отрицательные. Докажите свою точку зрения.

Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Поступки героев

Назовите все существенные, важные для хода сказки поступки героев, разделив их на положительные и отрицательные. Докажите свою точку зрения.

Анализ сказки «Царевна-лягушка» Волшебные предметы Назовите все волшебные предметы, которые присутствуют в сказке, объясните их назначение.

Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Волшебные предметы

Назовите все волшебные предметы, которые присутствуют в сказке, объясните их назначение.

Анализ сказки «Царевна-лягушка» Народная философия(мудрость) Чему учит сказка? Какие полезные советы и выводы она содержит? Золотое правило счастливой семейной жизни - доверяй свей второй половине .  Иногда за неказистым видом можно просмотреть настоящую красавицу , умницу и умелицу, да еще и царевну. За свое счастье надо бороться , в борьбе обретешь ты счастье свое. Помоги другому и он поможет тебе в трудной ситуации.  Не берись делать то, в чем ты ничего не понимаешь.

Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Народная философия(мудрость)

Чему учит сказка? Какие полезные советы и выводы она содержит?

  • Золотое правило счастливой семейной жизни - доверяй свей второй половине .
  • Иногда за неказистым видом можно просмотреть настоящую красавицу , умницу и умелицу, да еще и царевну.
  • За свое счастье надо бороться , в борьбе обретешь ты счастье свое.
  • Помоги другому и он поможет тебе в трудной ситуации.
  • Не берись делать то, в чем ты ничего не понимаешь.
Домашнее задание Прочитать сказку « Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо »

Домашнее задание

  • Прочитать сказку « Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо »