Цель урока
- Вспомнить, какие сказки называют волшебными.
- Найти эти черты в сказке «Царевна -лягушка».
- Проанализировать сказку: определить тему, идею и художественные средства.
Напомните, каковы черты волшебной сказки?
- волшебные события
- волшебные герои и их помощники
- волшебная обстановка
- волшебные предметы
Ответьте на вопросы
- Кто главный герой сказки?
- Какие еще есть герои? На какие группы их можно разделить?
- Как зовут главную героиню? Почему у нее такое имя?
- Кто главный антигерой (враг) Ивана-царевича?
- Как он его победил? Кто ему помог?
- Как вы думаете, почему Василиса оказалась у Кощея? Виноват ли Иван в этом? Почему?
Изобразительно-выразительные средства сказки
- Гипербола – художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении художественного впечатления. ( Рос не по дням а по часам )
- Тавтология – риторическая фигура представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. ( Диво дивное, чудо чудное ).
- Сросшиеся синонимы – близкие по значению слова ставши единым целым. ( Грусть печаль ).
- Постоянные эпитеты – устойчивое определение какого-либо предмета. (Добрый молодец, серый волк).
- Важные события происходят три раза .
Изобразительно-выразительные средства в сказке «Царевна-лягушка»
- Тавтология:
- Сросшиеся синонимы:
- Постоянные эпитеты:
- Троекратное повторения:
махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым рукавом, и поплыли по воде белые лебеди, пир на весь мир
старый старичок
спать-почивать
чистое поле, буйна голова, столы дубовые, скатерти самобраные
три сына, три задания, «три пары железных сапог износишь», «три железнх хлеба изжуешь»
Черты волшебной сказки
- Волшебные герои и их помощники:
превращение лягушки в девушку, выполнение заданий, махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым рукавом и поплыли по воде белые лебеди
Иван-царевич и животные, которые ему помогают старичок; Василиса прекрасная и мамки-няньки, Кошей Бессмертный, Баба Яга.
избушка Бабы Яги; дуб, на котором хранится смерть Кощея, место (за тридевять земель, в тридевятом царстве)
лягушачья кожа, клубок, сундук, яйцо, игла
Анализ сказки «Царевна-лягушка»
Герои сказки
Назовите всех героев сказки, разделив их на группы (докажите своё мнение):
1 – положительные герои, олицетворяющие добро;
2 – отрицательные герои, олицетворяющие зло;
3 помощники героев;
4 – все остальные).
Анализ сказки «Царевна-лягушка»
Животные.
Назовите всех животных, которые упоминаются в сказке, какую роль, положительную или отрицательную, они играют. Докажите свою точку зрения.
Анализ сказки «Царевна-лягушка»
Волшебные действия и события
Назовите все необычные события или действия героев, которые происходят в сказке. Докажите, что такое не возможно в реальной жизни.
Анализ сказки «Царевна-лягушка»
Поступки героев
Назовите все существенные, важные для хода сказки поступки героев, разделив их на положительные и отрицательные. Докажите свою точку зрения.
Анализ сказки «Царевна-лягушка»
Волшебные предметы
Назовите все волшебные предметы, которые присутствуют в сказке, объясните их назначение.
Анализ сказки «Царевна-лягушка»
Народная философия(мудрость)
Чему учит сказка? Какие полезные советы и выводы она содержит?
- Золотое правило счастливой семейной жизни - доверяй свей второй половине .
- Иногда за неказистым видом можно просмотреть настоящую красавицу , умницу и умелицу, да еще и царевну.
- За свое счастье надо бороться , в борьбе обретешь ты счастье свое.
- Помоги другому и он поможет тебе в трудной ситуации.
- Не берись делать то, в чем ты ничего не понимаешь.
Домашнее задание
- Прочитать сказку « Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо »