СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские подвижные игры (Методическое пособие)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская народная игра положительно воздействует на двигательную, интеллектуальну, эмоциональную и социальнуюфункцию ребенка, что способствует разностороннему и гармоничному его развитию.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

 «Центр дополнительного образования»

города Искитима Новосибирской области

Клуб досуга и творческого развития «РОСТОК»

Составитель: педагог дополнительного образования

    Дмитриева М.И.

 

г. Искитим

2016 год

 

«Здоровье ребенка – это ваше умение играть»

из исследования ЮНЕСКО

 

В течение последних десятилетий внимание педагогов, социологов и психологов все чаще обращается к традиционной культуре.

Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, так как веками проверенные средства этнопедагогики, как показывает практика, весьма эффективна при работе с дошкольниками, а особенно с детьми с низким интеллектом и  ограниченными возможностями.

Особое положение среди них занимают подвижные детские игры, которые являются универсальной формой коррекции, обеспечивая широкие возможности развития различных видов психической деятельности.

В игре формируются, созревают и тренируются душевные и физические силы ребенка.

Игры с элементами логоритмики активизируют центр речи, положительно влияют на развитие способности к чтению и письму. Игра всегда эмоциональна, она будит у играющих сильные яркие чувства, но она, же и учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами и конечной целью игры. Таким образом, игра воспитывает самоконтроль и является лучшей формой организации эмоционального поведения.

Замечательной особенностью народной игры является ее педагогическая многофункциональность. Любая игра положительно воздействует на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функцию ребенка и способствует разностороннему и гармоничному его развитию.

Педагогическая многофункциональность народной игры делает ее уникальным психокоррегирующим средством. Психокоррекция детей в игре наиболее адекватна и эффективна по сравнению с другими видами психокоррекции. Именно благодаря универсальности и эффективности воздействия, использование народных подвижных игр в воспитании детей с низким интеллектом и ограниченными возможностями здоровья дает хороший результат. Народную игру, как средство создания психологического и социального комфорта в детском коллективе и правильного формирования личности ребенка, могут применять не только учителя общеобразовательных школ, но и педагоги дополнительного образования, и воспитатели детских садов.

Таким образом, используя педагогические возможности народной игры, мы, взрослые, можем в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие наших воспитанников!!!

ВСЕ ДОМОЙ

На земле, на полу или на асфальте рисуют небольшие круги по числу игроков минус один – это «дома». Затем берутся за руки и с закрытыми глазами ходят цепочкой, у первого в цепочке глаза откры­ты – он старается увести играющих подальше от «домой». Пока ходят с закрытыми глазами хором скандируют:

Гуси, гуси, га-га-га!                          Увидали волка –

Выходили на луга.                            Спрятались под ёлку.

Пощипали травку –                                  Повертели головой –

Прыгнули в канавку.            Побежали все домой!

На словах «все домой!» игроки открывают глаза, цепочка распада­ется, все бегут к кругам и стараются их занять, один остаётся без дома и игра начинается сначала.

Примечание.  Ходьба с закрытыми глазами тренирует вестибуляр­ный аппарат и развивает способность к внутренней сосредоточенности.

Я ПО ГОРЕНКЕ ШЛА

Играющие берутся за руки, образуя цепочку, поют и ходят змейкой, стараясь к концу песни образовать круг (за этим следит ведущий):

Я по горенке шла,

Клубок ниток нашла.

Клубок маленький,

Нитки аленькие.

Клубок катится,

Нитка тянется.

Клубок доле, доле, доле.

Нитка боле, боле, боле.

Нитка дольше всех.

Перевёртов шесть!

После слов «Перевёртов шесть!» играющие, которые стоят теперь кругом, размыкают руки, хором считают до шести, на каждый счёт подпрыгивают на месте и поворачиваются в воздухе вокруг себя, не сходя с места.

Примечание. Повороты в воздухе («переверты») – хорошее упражне­ние для развития координации и укрепления мышц спины. Кроме того, одновременные прыжки под хоровой счёт дают ребёнку чувство единения со всеми участниками игры, чувство принадлежности к группе, что обес­печивает психологические и социальный комфорт.

В УШКИ

Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням рук другого. В такт песне они ударяют в ладони друг другу:

Мама била, била, била

И всё папе доложила.

Папа бил, бил, бил

И всё бабе доложил.

Баба била, била, била

И всё деду доложила.

Дед бил, бил, бил

И всё сестрам доложил.

Сестры били, били, били

И все братьям доложили.

Братья били, били, били

И в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки —

Закрывай скорее ушки!

Со словами «закрывай скорее ушки!» играющие быстро закрывают уши ладонями. Выигрывает тот, кто первый закроет уши.

Примечание. Эта логоритмическая игра особенно активно воздействует на центр речи, благо­даря чёткому и простому ритму. В неё охотно играют дети от двух до семи лет им нравится, когда вместо слов «мама», «папа», «дед» и т.д. подставляют имена участвующих в игре детей («Таня била, била, била и все Вове доложила. Вова бил, бил, бил и Серёже доложил, а Серёжа бил, бил и всё Наде доложил...» и т. д., пока не перечислят всех игроков).

 

КАПУСТА

Рисуется круг – огород. На середину его играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту. Все стоят за кру­гом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, поёт:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

 Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капустку не украли,

 В огород не прибегали

Волк и лисица,

Бобёр и куница,

Заинька усатый,

 Медведь толстопятый!

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснётся рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесёт из огорода капусты, объявляется победителем.

 

Примечание. В этой игре особенно тренируются такие качества, как смелость, ловкость и быстрота реакции.

 

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Существует несколько вариантов этой игры: разделение на команды с перетягиванием верёвки или палки, круговые капканчики и т.д. — мы остановимся на следующем.

Два человека стоят лицом друг к другу, держатся за обе руки и приподнимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки, цепочкой пробегают под воротами и поют:

Золотые ворота

Проходите, господа!

Первой мать пройдёт –

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается.

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

 

С этими словами ворота опускаются и ловят кого-нибудь из цепоч­ки. Пойманные берутся за руки с теми, кто был воротами, и образуется замкнутый круг, через который цепочка проходит, повторяя каждый раз песню и проныривая в ворота, образованные приподнятыми руками, стоящих кругом игроков. Круг с каждым разом расширяется, а цепочка уменьшается. Песня повторяется до тех пор, пока не переловят всю цепочку — на этом игра кончается.

Примечание. В этой игре, как и в горелках, следует отметить кра­сивую архаичную мелодию, которая, несомненно, эстетически и музы­кально развивает детей.

ПУЗЫРЬ

Играющие становятся кругом и берутся за руки, затем сходятся потеснее в середину круга так, чтобы стоять плечом к плечу и не размыкая рук скандируют:

Месим, месим, месим тесто! – (3 раза)

Делая в такт словам движения руками, будто замешиваем тесто, после чего расходятся, образуя большой круг, под песню:

Эй, дуйся, пузырь!

Раздувайся большой!

Раздувайся большой,

Да не лопайся!

Круг расширяют до тех пор, пока он не разорвётся хотя бы в одном месте. Тогда, те, кто разжал руки, становятся в середину круга, а остальные со словами «Месим, месим, месим тесто!» легонько их «за­мешивают» и опять расходятся, пока пузырь не лопнет. Тогда середина круга пополняется новыми, разжавшими руки, и игра повторяется, пока в кругу не станет больше людей, чем в хороводе, и «тесто» уже не замесишь. Этот вариант игры подходит для подростков и молодёжи.

С дошкольниками и младшими школьниками хорошо играть в «пу­зырь» следующим образом.

Прежде чем замесить тесто, его «заводят», т.е. стоя тесно плечом к плечу и не держась за руки, льют молоко (высоким голосом – «буль-буль-буль» – проговаривают скороговоркой), кладут дрожжи (разжимают кулаки со словом «плюх!»), сыплют ложками сахар (приговаривая «Раз! Два! Три!»), вбивают яйца (стукают кулаки друг о друга, разжимая затем их и разводя слегка в стороны и приговаривая «Чик! Чик! Чик!» или цокая языком), льют подсолнечное масло (низким голосом — «буль-буль-буль», медленно, делая паузу после каждого «буль»), солят (подушечкой большого пальца 3-4 раза проводят по подушечкам остальных четырёх пальцев, затем «пробуют» – подносят руки ко рту руки и шамкают губами – и опять досаливают – с малы­шами солить надо несколько раз, повторяя каждый раз, что опять недосолили, так как это движение очень полезно для стимуляции под­ушечек пальцев), сыплют муку (изображают руками, приговаривая «ш-ш-ш!» и перемешивают круговыми движениями правой, а затем левой руки (чтобы упражнялись обе руки).

После того, как тесто завели, дети берутся за руки и «замешивают» его со словами «Месим, месим, месим тесто!», затем расходятся под пение «Эй, дуйся, пузырь...», образуя большой круг, но не разрывая его. Педагог, выступающий в роли ведущего, говорит: «Сейчас мы проткнём пузырь тоненькой иголочкой!» и ребята очень медленно су­жают круг мелкими шажками, сопровождая это тихим шипением («ш-ш-ш!), затем опять замешивают тесто (но уже не «заводят» – заводят тесто только один раз в начале игры), с пением расши­ряют круг и ведущий говорит: «А сейчас проткнём пузырь толстой иглой!» – дети, не разжимая рук, с громким шипением довольно быстро сбегаются к середине круга, замешивают тесто, опять раздувают пузырь и ведущий говорит: «А теперь мы проткнём пузырь гвоздём и он лопнет!». Это место в игре у детей самое любимое. По команде «Три-четыре!» они с громким криком «Ба-а-а-а-м!» в несколько секунд сбегаются в середину круга (если дать установку на внимание и осторожность, дети не толкают друг друга и не устраивают кучу малу).

Примечание: вариант игры для малышей является прекрасной паль­чиковой и речевой гимнастикой (когда «заводят» тесто), развивающей ко­ординацию мелких мышц кисти и соответствующие моторные и рече­вые центры в коре головного мозга, формирует навык общения (держатся за руки) и умение согласовывать свои действия с другими игроками (надо одновременно со всеми, не забегая вперёд и не отставая, сдувать пузырь то очень медленно, то быстрее, а потом, когда пузырь лопается, сбе­жаться в середину круга с большой скоростью и при этом не толкнуть и не уронить друг друга).

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Дети и игра. Курьер ЮНЕСКО, 1980, №2, с.4
  2. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987
  3. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. СПБ, 1994
  4. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, заклички, игры, приговорки / Г.М. Науменко. М.,  1977
  5. Шевчук А.В. Дети и народное творчество. Книга для учителя / Под Ред. Р.К. Лопина. – М., 2001
  6. Эльконин Д.Б. Психологические игры. М., 1999

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Русские подвижные игры (Методическое пособие)»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

города Искитима Новосибирской области

Клуб досуга и творческого развития «РОСТОК»



































Составитель: педагог дополнительного образования

Дмитриева М.И.



г. Искитим

2016 год



«Здоровье ребенка – это ваше умение играть»

из исследования ЮНЕСКО



В течение последних десятилетий внимание педагогов, социологов и психологов все чаще обращается к традиционной культуре.

Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, так как веками проверенные средства этнопедагогики, как показывает практика, весьма эффективна при работе с дошкольниками, а особенно с детьми с низким интеллектом и ограниченными возможностями.

Особое положение среди них занимают подвижные детские игры, которые являются универсальной формой коррекции, обеспечивая широкие возможности развития различных видов психической деятельности.

В игре формируются, созревают и тренируются душевные и физические силы ребенка.

Игры с элементами логоритмики активизируют центр речи, положительно влияют на развитие способности к чтению и письму. Игра всегда эмоциональна, она будит у играющих сильные яркие чувства, но она, же и учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами и конечной целью игры. Таким образом, игра воспитывает самоконтроль и является лучшей формой организации эмоционального поведения.

Замечательной особенностью народной игры является ее педагогическая многофункциональность. Любая игра положительно воздействует на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функцию ребенка и способствует разностороннему и гармоничному его развитию.

Педагогическая многофункциональность народной игры делает ее уникальным психокоррегирующим средством. Психокоррекция детей в игре наиболее адекватна и эффективна по сравнению с другими видами психокоррекции. Именно благодаря универсальности и эффективности воздействия, использование народных подвижных игр в воспитании детей с низким интеллектом и ограниченными возможностями здоровья дает хороший результат. Народную игру, как средство создания психологического и социального комфорта в детском коллективе и правильного формирования личности ребенка, могут применять не только учителя общеобразовательных школ, но и педагоги дополнительного образования, и воспитатели детских садов.

Таким образом, используя педагогические возможности народной игры, мы, взрослые, можем в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие наших воспитанников!!!

ВСЕ ДОМОЙ

На земле, на полу или на асфальте рисуют небольшие круги по числу игроков минус один – это «дома». Затем берутся за руки и с закрытыми глазами ходят цепочкой, у первого в цепочке глаза откры­ты – он старается увести играющих подальше от «домой». Пока ходят с закрытыми глазами хором скандируют:

Гуси, гуси, га-га-га! Увидали волка –

Выходили на луга. Спрятались под ёлку.

Пощипали травку – Повертели головой –

Прыгнули в канавку. Побежали все домой!

На словах «все домой!» игроки открывают глаза, цепочка распада­ется, все бегут к кругам и стараются их занять, один остаётся без дома и игра начинается сначала.

Примечание. Ходьба с закрытыми глазами тренирует вестибуляр­ный аппарат и развивает способность к внутренней сосредоточенности.

Я ПО ГОРЕНКЕ ШЛА

Играющие берутся за руки, образуя цепочку, поют и ходят змейкой, стараясь к концу песни образовать круг (за этим следит ведущий):

Я по горенке шла,

Клубок ниток нашла.

Клубок маленький,

Нитки аленькие.

Клубок катится,

Нитка тянется.

Клубок доле, доле, доле.

Нитка боле, боле, боле.

Нитка дольше всех.

Перевёртов шесть!

После слов «Перевёртов шесть!» играющие, которые стоят теперь кругом, размыкают руки, хором считают до шести, на каждый счёт подпрыгивают на месте и поворачиваются в воздухе вокруг себя, не сходя с места.

Примечание. Повороты в воздухе («переверты») – хорошее упражне­ние для развития координации и укрепления мышц спины. Кроме того, одновременные прыжки под хоровой счёт дают ребёнку чувство единения со всеми участниками игры, чувство принадлежности к группе, что обес­печивает психологические и социальный комфорт.

В УШКИ

Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням рук другого. В такт песне они ударяют в ладони друг другу:

Мама била, била, била

И всё папе доложила.

Папа бил, бил, бил

И всё бабе доложил.

Баба била, била, била

И всё деду доложила.

Дед бил, бил, бил

И всё сестрам доложил.

Сестры били, били, били

И все братьям доложили.

Братья били, били, били

И в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки —

Закрывай скорее ушки!

Со словами «закрывай скорее ушки!» играющие быстро закрывают уши ладонями. Выигрывает тот, кто первый закроет уши.

Примечание. Эта логоритмическая игра особенно активно воздействует на центр речи, благо­даря чёткому и простому ритму. В неё охотно играют дети от двух до семи лет им нравится, когда вместо слов «мама», «папа», «дед» и т.д. подставляют имена участвующих в игре детей («Таня била, била, била и все Вове доложила. Вова бил, бил, бил и Серёже доложил, а Серёжа бил, бил и всё Наде доложил...» и т. д., пока не перечислят всех игроков).



КАПУСТА

Рисуется круг – огород. На середину его играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту. Все стоят за кру­гом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, поёт:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капустку не украли,

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Бобёр и куница,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый!

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснётся рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесёт из огорода капусты, объявляется победителем.



Примечание. В этой игре особенно тренируются такие качества, как смелость, ловкость и быстрота реакции.



ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Существует несколько вариантов этой игры: разделение на команды с перетягиванием верёвки или палки, круговые капканчики и т.д. — мы остановимся на следующем.

Два человека стоят лицом друг к другу, держатся за обе руки и приподнимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки, цепочкой пробегают под воротами и поют:

Золотые ворота

Проходите, господа!

Первой мать пройдёт –

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается.

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!



С этими словами ворота опускаются и ловят кого-нибудь из цепоч­ки. Пойманные берутся за руки с теми, кто был воротами, и образуется замкнутый круг, через который цепочка проходит, повторяя каждый раз песню и проныривая в ворота, образованные приподнятыми руками, стоящих кругом игроков. Круг с каждым разом расширяется, а цепочка уменьшается. Песня повторяется до тех пор, пока не переловят всю цепочку — на этом игра кончается.

Примечание. В этой игре, как и в горелках, следует отметить кра­сивую архаичную мелодию, которая, несомненно, эстетически и музы­кально развивает детей.

ПУЗЫРЬ

Играющие становятся кругом и берутся за руки, затем сходятся потеснее в середину круга так, чтобы стоять плечом к плечу и не размыкая рук скандируют:

Месим, месим, месим тесто! – (3 раза)



Делая в такт словам движения руками, будто замешиваем тесто, после чего расходятся, образуя большой круг, под песню:

Эй, дуйся, пузырь!

Раздувайся большой!

Раздувайся большой,

Да не лопайся!

Круг расширяют до тех пор, пока он не разорвётся хотя бы в одном месте. Тогда, те, кто разжал руки, становятся в середину круга, а остальные со словами «Месим, месим, месим тесто!» легонько их «за­мешивают» и опять расходятся, пока пузырь не лопнет. Тогда середина круга пополняется новыми, разжавшими руки, и игра повторяется, пока в кругу не станет больше людей, чем в хороводе, и «тесто» уже не замесишь. Этот вариант игры подходит для подростков и молодёжи.

С дошкольниками и младшими школьниками хорошо играть в «пу­зырь» следующим образом.

Прежде чем замесить тесто, его «заводят», т.е. стоя тесно плечом к плечу и не держась за руки, льют молоко (высоким голосом – «буль-буль-буль» – проговаривают скороговоркой), кладут дрожжи (разжимают кулаки со словом «плюх!»), сыплют ложками сахар (приговаривая «Раз! Два! Три!»), вбивают яйца (стукают кулаки друг о друга, разжимая затем их и разводя слегка в стороны и приговаривая «Чик! Чик! Чик!» или цокая языком), льют подсолнечное масло (низким голосом — «буль-буль-буль», медленно, делая паузу после каждого «буль»), солят (подушечкой большого пальца 3-4 раза проводят по подушечкам остальных четырёх пальцев, затем «пробуют» – подносят руки ко рту руки и шамкают губами – и опять досаливают – с малы­шами солить надо несколько раз, повторяя каждый раз, что опять недосолили, так как это движение очень полезно для стимуляции под­ушечек пальцев), сыплют муку (изображают руками, приговаривая «ш-ш-ш!» и перемешивают круговыми движениями правой, а затем левой руки (чтобы упражнялись обе руки).

После того, как тесто завели, дети берутся за руки и «замешивают» его со словами «Месим, месим, месим тесто!», затем расходятся под пение «Эй, дуйся, пузырь...», образуя большой круг, но не разрывая его. Педагог, выступающий в роли ведущего, говорит: «Сейчас мы проткнём пузырь тоненькой иголочкой!» и ребята очень медленно су­жают круг мелкими шажками, сопровождая это тихим шипением («ш-ш-ш!), затем опять замешивают тесто (но уже не «заводят» – заводят тесто только один раз в начале игры), с пением расши­ряют круг и ведущий говорит: «А сейчас проткнём пузырь толстой иглой!» – дети, не разжимая рук, с громким шипением довольно быстро сбегаются к середине круга, замешивают тесто, опять раздувают пузырь и ведущий говорит: «А теперь мы проткнём пузырь гвоздём и он лопнет!». Это место в игре у детей самое любимое. По команде «Три-четыре!» они с громким криком «Ба-а-а-а-м!» в несколько секунд сбегаются в середину круга (если дать установку на внимание и осторожность, дети не толкают друг друга и не устраивают кучу малу).

Примечание: вариант игры для малышей является прекрасной паль­чиковой и речевой гимнастикой (когда «заводят» тесто), развивающей ко­ординацию мелких мышц кисти и соответствующие моторные и рече­вые центры в коре головного мозга, формирует навык общения (держатся за руки) и умение согласовывать свои действия с другими игроками (надо одновременно со всеми, не забегая вперёд и не отставая, сдувать пузырь то очень медленно, то быстрее, а потом, когда пузырь лопается, сбе­жаться в середину круга с большой скоростью и при этом не толкнуть и не уронить друг друга).



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Дети и игра. Курьер ЮНЕСКО, 1980, №2, с.4

  2. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987

  3. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. СПБ, 1994

  4. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, заклички, игры, приговорки / Г.М. Науменко. М., 1977

  5. Шевчук А.В. Дети и народное творчество. Книга для учителя / Под Ред. Р.К. Лопина. – М., 2001

  6. Эльконин Д.Б. Психологические игры. М., 1999









9



Скачать

© 2017 1578 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!