СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник ролевых игр

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущность ролевой игры заключается в том, что человек временно "принимает" определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют ей. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных действий персонажа, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ею, участники определяют сами

Просмотр содержимого документа
«Сборник ролевых игр»

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ


Сущность ролевой игры заключается в том, что человек временно "принимает" определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют ей. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных действий персонажа, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ею, участники определяют сами.

В большинстве случаев в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых выступает в своей роли. Как правило, участника просят "взять на себя роль, не характерную для исполнителя либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке", что позволяет получить новый опыт поведения. Обстановка же создается таким образом, чтобы оптимизировать возможности для обучения новым поведенческим моделям. Как и групповая дискуссия, ролевая игра может выступать в качестве "сквозного" тренингового метода, включенного в самые разнообразные упражнения, а также как самостоятельная техника.

Ролевые игры для детей школьного возраста – это миниатюрные спектакли, заседания политиков, консилиумы и т.д. Но есть и более веселые игры, например, известный многими «Крокодил». В нее играют даже взрослые люди. Суть игры состоит в том, что ведущий загадывает остальным игрокам слово или фразу, при этом используя исключительно жесты. Он может загадать название фильма или строчку из песни, поговорку или название города. Главное, ведущий не может произносить звуки, указывать на предметы и рисовать буквы руками в воздухе. На разгадку дается определенное время. Если никто не успеет отгадать, ведущий выдает ответ и загадывает заново. Эта очень веселая игра для подростков. В помещении ли, на улице в нее могут играть долго, т.к. она совсем не надоедает.


Ролевая игра  «Официант, в моем супе муха»

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.

Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.

Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Попросите двух исполнителей выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.


РОЛЬ А

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.


РОЛЬ Б

Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.


Анализ:

1.Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2.Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3.Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4.Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру : одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение:

Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.


 

Ролевая игра «Дискуссия со скрытыми ролями».


Цель: развить умение определять стили поведения при взаимодействии, их эффективность при принятии решений.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Из группы приглашаются для участия пять студентов, которые располагаются внутри круга, образуемого группой. Остальные студенты наблюдают.

Участники дискуссии получают карточки с записанными на них инструкциями. Показывать инструкции нельзя. Группа должна догадаться о роли, которую исполнял студент.


Роли:

«Организатор» - обеспечивает выявление всех позиций. Побуждает высказаться еще не высказавшихся. Задает уточняющиеся вопросы, заинтересован ходом дискуссии. Подводит промежуточные и окончательные итоги. Свою позицию высказывает последним.

«Спорщик» - «я спорю потому, что я спорю». Встречает «в штыки» любое предложение, любое высказывание.

«Оригинал» - иногда, время от времени, выдвигает неожиданные, парадоксальные, одному ему понятные предложения, связь которых с существом предложения не всегда ясна. Вмешивается в общий ход разговора не менее трех, но не более пяти раз. В общем споре участвует вяло.

«Заводила» - с самого начала стремится захватить инициативу в обсуждении и склонить группу к своему мнению. Не склонен кого-либо слушать, если чужое мнение не совпадает  с его собственным. Эмоционален, напорист. Эмоции, хотя и чрезмерные, но в основном положительные.

«Соглашатель» - соглашается со всеми.  Первым поддерживает любое высказывание. Для него главное – не поиск лучшего решения, а мирное, бесконфликтное общение участников дискуссии.


Тему для обсуждения можно предложить любую, например:

  • Надо ли в школах вводить школьную форму

  • Как наиболее эффективно вести борьбу с опозданием на уроки

  • Надо ли отменить домашние задания




Упражнение «Дипломатический прием»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии с социальным окружением.

Количество участников: до 15 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Участникам необходимо встать в круг и рассчитаться: «Первый – второй, первый – второй…». Все первые номера обретают в игре статус «деловых партнеров», вторые номера – «дипломатические работники».

Педагог обрисовывает ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту делового партнера, с которым хотите подписать выгодный договор. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».

Педагог фиксирует время.

Ученики разбиваются на пары и каждая пара начинает разговор.

По истечении пяти минут в группе обсуждаются вопросы: «Кто из деловых партнеров почувствовал искреннее и теплое внимание? О чем вы говорили? В разговоре вы чувствовали себя свободно или скованно?».

Примечание:

Педагог может предложить иную ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту друга, с которым давно не виделись. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».


Ролевая игра «Выборы»


Цель: создать работающий орган самоуправления.


Игра проходит в 10 этапов:


  1. Старт игры «Выборы».

На старте игры ребятам объявляется о начале игры и её правилах. В игре участвуют все «граждане» лагеря, имеющие документ, который удостоверяет их личность (бейдж, выданный при регистрации). Любой «гражданин» имеет право объединяться в инициативные группы (блоки и партии), право быть избранным и голосовать.

  1. Создание избирательной комиссии.

Избирательная комиссия создается из ребят пожелавших принять участие в организации игры «Выборы» по 1 человеку от каждого отряда. Функции избирательной комиссии: регистрация инициативных групп и кандидатов, выдача удостоверений кандидатов, выдача и регистрация подписных листов, информирование и работа с «избирателями», проведение процедуры голосования подсчет голосов и инаугурация.

  1. Создание и регистрация инициативных групп – блоков, партий.

Инициативные группы могут образовываться из ребят одного или разных отрядов.

  1. Выдвижение и регистрация кандидатов от партий, блоков.

Каждая инициативная группа может выдвинуть только одного кандидата. Не запрещается выдвигаться самостоятельно, единолично.

  1. Агитационная компания и сбор подписей в поддержку кандидата.

Агитационная компания проходит вна всей территории лагеря. Агитировать можно любыми способами, которые не причиняют неудобства жителям «города». «Черный» пиар и порча агитационных материалов запрещена.

  1. Шоу «Выборы» - представление кандидатов.

Шоу начинается с творческой визитки о кандидате, созданной инициативной группой. В рамках шоу каждый кандидат проходит проверку на честность, интеллектуальную проверку и проверку деловых качеств. Каждый кандидат готовит программу и выступление на тему «Город мечты», в которой отражает план своей работы по улучшению жизни в лагере.

  1. Час тишины.

Час тишины объявляется за час до процедуры голосования. В этот час запрещается новая агитация, а старая должна быть убрана кандидатом и инициативной группой.

  1. Процедура голосования.

Проголосовать можно в свободной форме в течении выделенного времени.

  1. Подсчет результатов.

Избирательная комиссия подсчитывает результаты.

  1. Инаугурация мэра города и совета лагеря.

Избирательная комиссия оглашает результаты голосования и вручает «ключи» от города мэру.




СЦЕНАРИЙ сюжетно - ролевой игры для старшеклассников «Карьера +»

СЦЕНАРИЙ 
сюжетно - ролевой игры для старшеклассников 
«Карьера +» 

Ведущий. Добрый день, дорогие участники, гости и зрители нашей необычной встречи! Почему необычной – спросите вы. Да потому, что сегодня наши лидеры попробуют примерить на себя необычные роли – роли успешных руководителей. 

Ведущий: Каждый человек стремится стать успешным в жизни. Но успех приходит только к тому, кто нашел себя, нашел именно ту область, где он может достичь успеха. Путь к жизненному успеху начинается в школе. 

Ведущий: Именно в старших классах закладываются первые кирпичики в фундамент профессиональной карьеры человека. Почему бы уже сейчас не поставить себе цель стать профессионалом высокого класса в избранной профессии и руководителем какого-либо предприятия, фирмы, агентства? 

Ведущий: И пусть у нас сегодня только игра под названием 
«Карьера +», но она нас может многому научить, научить работать над собой, ставить цели и искать пути их достижения. 

Ведущий: Игра сюжетно-ролевая, значит, каждый участник будет исполнять свою роль, войдет в образ современного руководителя. 
Сюжеты игры будут самыми разнообразными и позволят и участникам, и зрителям показать свои способности и творческий потенциал.
Ведущий: Итак, мы начинаем. Прошу участников занять свои места 
Цель стать руководителем сегодня перед собой поставили: 

Участник под № 1 – Артемьев Дмитрий- ведущий хирург 

Участница под № 2 – Пелькина Виктория- главный режиссер 
киностудии 

Участница под № 3 – Курмаева Анастасия - топ-менеджер по 
персоналу 
Участница под № 4- Кравец Ксения - директор гимназии 

Участница под №5 - Белякова Виктория - заведующая 
педиатрическим отделением 

Участник под № 6 – Стрельников Дмитрий - председатель совета директоров коммерческого 
банка 

Ведущий. А сейчас я с удовольствием представляю вам нашу экспертную группу которая будет анализировать ход игры, отмечать наиболее интересные ответы и действия игроков. Каждый ее участник – образец современного руководителя, профессионал в своем деле.

Итак, в составе нашей экспертной группы: 
1. Светлана Николаевна Кирпичева – методист муниципального учреждения «Методический кабинет» 
2.Бирюкова Светлана Владимировна – директор Дома детского творчества «Гармония, 
3. Любовь Викторовна Назарова- директор Центра детского творчества «Светлячок» 
4. Оксана Александровна Абапова – директор Станции юных техников. 

Ведущий.Ну вот мы и познакомились с нашей уважаемой экспертной группой, а теперь познакомимся поближе с нашими участниками. Первый этап нашей игры (домашнее задание)назовем так: 
«Визитная карточка участника» 
Слово участнику под № 1- Артемьеву Дмитрию 
под№2 - Пелькиной Виктории 
под№3 - Курмаевой Анастасии 
под№ 4 - Кравец Ксении, 
под№5 - Беляковой Виктории, 
под№6 - Стрельникову Дмитрию 
( выступления участников 3-5мин.) 
Ведущий. Все участники добавили штрихи к своему портрету руководителя, экспертная группа постаралась это оценить и мы переходим к первому заданию. 
Ведущий. Представьте, что вас пригласили в телестудию на передачу «Каков он современный руководитель?» Вам предстоит принять участие в дискуссии по заданной теме. Вам необходимо проявить общую культуру и эрудицию и принять активное участие в обсуждении проблемы. 

Вопрос Артемьеву Дмитрию: Каковы, на ваш взгляд главные качества современного руководителя? 

Вопрос Стрельникову Дмитрию: Согласны ли вы с утверждением, что руководитель-мужчина эффективнее руководителя-женщины? 

Вопрос Пелькиной Виктории: Как вы считаете, руководителя должны назначать или избирать? 

Вопрос Курмаевой Анастасии: С какого возраста человека можно выдвигать на руководящую должность? 

Вопрос Кравец Ксении: Какого стиля руководства вы придерживаетесь? 

Вопрос Беляковой Виктории: назовите плюсы и минусы 
руководящей должности. 

А теперь давайте послушаем наших экспертов, как они оценивают состоявшуюся дискуссию. Чьи ответы были наиболее оригинальными?
Пожалуйста, вам слово_______ 

Ведущиий: Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в первые минуты знакомства и разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос и умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни. 

Ведущий: Следующее задание игрокам. Проявите свою фантазию и попробуйте представить рабочий день руководителя. Составьте график работы на день. 

Ведущий: Пока наши участники составляют «График работы на день», мы попробуем сформулировать основные правила делового этикета. Для начала выясним, что такое деловой этикет. 
Предлагаю ответить зрителям___________ 

Ведущий. Деловой этикет - правила общения, взаимодействия и поведения людей в процессе профессиональной деятельности, а также формы обхождения с окружающими, виды обращений и приветствий, манеры и принятая форма деловой одежды. 

Ведущий: Итак для того чтобы сформулировать первое правило, я попрошу вас ответить на вопрос: 
Как вы считаете, на чем должны быть основаны деловые отношения? 
Ведущий: Из всего вышесказанного вытекает 
Правило 1. Честность и надежность в деловых отношениях. Стремление деловых людей быть честными и надежными в деловых контактах - это проявление их внутренней установки на стабильность и поддержание с партнерами долгосрочных отношений. 

Ведущий: А представьте, что партнер дал согласие на поставку некоторого оборудования, но в срок его не поставил, так как решил поискать более выгодные условия. 
Ведущий: Какое правило делового этикета он нарушил? 

Ведущий. Совершенно верно это и есть наше второе правило: Обязательность. Из записной книжки делового человека вычеркивается или помечается особым знаком телефон партнера, который проявил необязательность, совершил подлог или обман. Характеристика такого партнера в деловой сфере передается по личным каналам, и сформировать положительное отношение к себе ему бывает нелегко. Деловая репутация создается годами, а утратить ее можно в считанные минуты без права на реабилитацию. 

Ведущий. Переходим к третьему правилу: Соблюдение норм служебной субординации. Как вы это понимаете? В чем суть данного правила? 

(зрители отвечают) 
Четкая субординация предполагает: власть и подчинение, исполнительскую дисциплину, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников, запрет на действия подчиненного через голову своего непосредственного руководителя, знание и выполнение служебных обязанностей. 
Ведущий: А сейчас такая ситуация: в престижную фирму пришел человек устроиться на работу. Открыв его трудовую книжку руководитель видит, что этот человек очень часто меняет место работы. Как вы думаете, примут ли этого человека на работу? 

Ведущий: Какое правило вытекает отсюда? 

Ведущий. Итак следующее правило это - Преданность сотрудников своему учреждению. 

Ведущий: Теперь представьте, в солидном учреждении человек пришел на работу в джинсах. О чем это говорит? 

Ведущий: В итоге из всего вышесказанного мы можем сформулировать пятое правило - Соблюдение норм поведения и внешнего вида. 

Ведущий: В солидных организациях не встретишь шумных и демонстративно раскованных людей. Здесь ценят чувство собственного достоинства, деловитость, собранность, умение контролировать собственные эмоции. Общаются в сдержанной манере, профессионально и информативно. 

Ведущий: И следующий вопрос для обсуждения. Каждый из вас знает, что в наше время большую роль в экономике любого предприятия и страны в целом играет конкуренция. 

Ведущий: Есть такое современное понятие: деструктивная конкурентоспособность. 
Как вы думаете, что оно обозначает? 

Ведущий: Для того чтобы понять давайте с вами определим, что такое конкуренция – это взаимоотношение, активное соревнование, борьба за существование. 

Ведущий: Понятие деструктивная – это нарушение, разрушение нормальных структур чего –либо. 
Что должно лежать в основе конкурентной борьбы? 

Ведущий.Правило 6. Соблюдение нравственных норм в конкурентной борьбе. Человек должен двигаться к цели не путем обмана или предательства, а с помощью интеллектуальных усилий и творческого подхода к делу. 

Ведущий: А теперь давайте послушаем, как спланировали свой рабочий день наши руководители. 

Ведущий: И снова нашим участникам предстоит выполнить практическое задание. 

Провести: 

1.Хирургу Артемьеву Дмитрию визит к пациенту . 

2. Режиссеру Пелькиной Виктории – кастинг на главную роль 

3. Интервью топ-менеджера Гаспрома Курмаевой Анастасии 1каналу 

4. Директору гимназии Кравец Ксении составить благодарственное 
письмо спонсору. 

5. Заведующей педиатрическим отделением Беляковой Виктории провести увольнение сотрудника в связи с сокращением штата. 

6. Прием иностранного гостя в коммерческом банке председателем совета директоров Стрельниковым Дмитрием без переводчика. 


Ведущий: Просим участников выполнить задание 

Слово нашим экспертам. 

Вопрос к участникам и зрителям. 
Ведущий. Кто может пояснить смысл выражения «корпоративная культура»? 

Корпоративная, или организационная, культура учреждения представляет из себя взаимосвязь следующих компонентов: 
моральные ценности; 
цели труда; 
особенности деловых отношений; 
психологический климат в коллективе; 
удовлетворенность или неудовлетворенность работников своим трудом; 
наличие перспективы роста работников и системы поощрения; 
уровень стабильности - текучести кадров. 
Ведущий: Я предлагаю нашим участникам составить 5 правил, отражающих корпоративную культуру вашего учреждения. У вас 5 минут. 
Ведущий: Пока наши участники составляют свод правил, мы продолжим разговор об особенностях делового этикета. 

Ведущий: Любой руководитель должен знать правила ведения деловых переговоров. Начнем с внешних атрибутов. 

Ведущий: Как вы думаете, какой формы должен быть переговорный стол? 

Ведущий: А знаете ли вы почему деловые встречи чаше всего проводятся за круглом столом? 

Ведущий.Круглый стол - символ союза и объединения. При рассаживании в круг снимаются статусные различия. Если необходимо подчеркнуть статусные различия, используют квадратные или прямоугольные столы. На деловых встречах и переговорах часто организуются деловые завтраки, обеды и ужины, на которых проявляются не только профессиональные качества, но и уровень культуры человека. 

Ведущий: Каковы правила поведения во время делового обеда или ужина? 

Ведущий.Навыкам поведения за столом необходимо специально учиться, поскольку именно по тому, как человек ведет себя за столом, можно дать ему безошибочную оценку. Можно определить его темперамент, уровень развития самоконтроля, оценить его отношение к жизни и своим партнерам. 
Ведущий: Особое значение придается умению партнера-мужчины употреблять алкогольные напитки. Положительное впечатление создается о человеке в том случае, если он ведет себя спокойно, свободно и естественно, поддерживает светскую беседу. 

Ведущий.А если вы оказались на таком мероприятии, и не уверены в том, как правильно пользоваться всем разнообразием столовых приборов и как есть то или иное блюдо, то не следует спешить, спокойно понаблюдайте за манерами других людей или попросите официанта разделать какое-то экзотическое блюдо, или откажитесь от него. 

Ведущий: Деловой этикет позволяет сохранять приличия и не нарушать «границы разумного» даже при наличии делового конфликта. 

Ведущий Деловой этикет - это культура, к которой мы все должны стремиться, потому что это действительно выгодно и потому что так работает и живет весь цивилизованный деловой мир. 

Ведущий: А теперь послушаем наших участников. 

Ведущий: Какие же правила, составляющие корпоративную культуру, выбрали для своего учреждения наши участники. 

Артемьев Дмитрий, 
Пелькина Виктория, 
Курмаева Анастасия, 
Кравец Ксения, 
Белякова Виктория, 
Стрельников Дмитрий 
Ведущий: Предоставим слово экспертам. 

Ведущий. Ну и последнее испытание. Ежедневно руководителю приходится оказываться в нестандартной ситуации, в которой его спасают находчивость, сообразительность и чувство юмора. И вам мы предлагаем ответить на вопросы гостей и зрителей. 
(вопросы-ответы) 
Может быть, у зрителей есть вопросы к гостям? 
(вопросы-ответы) 
Ведущий.Ну что ж, подведем итоги. «Тяжела ты, шапка Мономаха», -наверняка подумали сегодня наши игроки, примерившие на себя роли руководителей. Тяжела, но не неподъемна. И все вы сегодня показали нам и свои способности, и творческий потенциал. А потому я предоставляю слово нашим экспертам для приятной миссии - подведение итогов. 
(награждение) 

Ведущий: Наша встреча подошла к концу, а с ней и заканчивается сюжетно-ролевая игра «Карьера +». В память о нашей встрече разрешите вручить деловые папки нашим участникам. Пусть наша игра станет первой ступенью карьерного роста будущих руководителей.
Ведущий: До свидания, до новых встреч!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей