СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья как носитель национальных традиций и обычаев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Калмыцкое народное воспитание особенно богато традициями привития детям любви к животным, уход за которыми почти приравнивался к заботе о человеке.

Просмотр содержимого документа
«Семья как носитель национальных традиций и обычаев.»

Семья как носитель национальных традиций и обычаев.

Кочевой и полукочевой образ жизни калмыков наложили специфический отпечаток на характер воспитания детей. Свою главную задачу родители видели в том, чтобы дети с раннего возраста лучше познали окружающую действительность, усвоили обычаи, традиции своего народа и овладели необходимыми для жизни умениями и навыками.

Калмыцкое народное воспитание особенно богато традициями привития детям любви к животным, уход за которыми почти приравнивался к заботе о человеке.

В пословице «Мал асрхла, амн тоста» удивительно передана народная мудрость об исконном труде калмыков. Дети к 6-7 годам кроме умения ездить верхом, пасти стадо, приучались собирать в степи архс (кизяк), растапливать очаг, присматривать за младшими. После этого возраста ребят начинали обучать более сложным хозяйственным работам, причем дальнейшее воспитание девочек и мальчиков шло раздельно. Всеми навыками хозяйственного труда подростки должны были овладеть к 14-15 годам. С этого периода считались уже взрослыми.

В особый культ возводилось уважительное отношение к родителям, старшим. Народная педагогика придерживалась однозначного вывода: залог настоящего и будущего счастья, входящего в жизнь человека - в его дружбе с матерью и отцом, в его способности искренне воспринимать и понимать их наставления, заботы, тревоги и старость. Бытует огромное число пословиц, касающихся этой проблеме, например:

«Күн муурхларн - эк-эцк талан, шовун - нур талан»,

«Экин санан үрнд, үрнә санан көдәд»,

«Көгшн кү соңсхла -чееҗ сергнә» .

У калмыков существовала такая общечеловеческая ценность, как благоговейное отношение к своим предкам. Существует вековечная идея народа о том, что человек должен знать своих предков до седьмого и девятого колена, взрослые часто просили детей назвать имена своих предков и беседовали с ними об их происхождении. Мы, учащиеся Цаган-Нурской средней школы, имеем четкое представление о том, к какому десятку принадлежим, кто стоит во главе десятка - заян ах, знаем территорию, на которой кочевал в былые времена их род, свою песню. Все это воспитывает уважение к предкам, укрепляет родственные связи, воспитывает чувство гордости за свой род, народ в целом.

Я сегодня с гордостью могу назвать родословную своего дедушки по матери. Би йоксүдә арвна Сандын – Лавгин – Луузнгин – Олцна – Муузран - Эрнҗәнә - Александрин зе күүкн. У нашего народа и сейчас жива эта традиция. Многие мои одноклассники и ровесники интересуются своей родословной, знают несколько поколений, участвуют в школьных конкурсах «Моя родословная». На внутришкольном конкурсе, в этом учебном году, я заняла первое место.

Родство в воззрениях калмыков составляло своеобразный культ. Это ярко выражается, например, в таких пословицах:

«Аав үкхлә - ах аав,

Ээж үкхлә - эгч ээҗ».

Так одним из воспитывающих элементов в системе калмыцкой народной педагогики были табу (запреты). Связанные со всей жизнедеятельностью людей, они носили самый разнообразный характер. Существовал также целый цикл всевозможных запретов, касающихся только повседневной жизни детей. К примеру, строго запрещалось: закладывать руку за спину, обхватывать руками колено, складывать руки на животе, свистеть, хлопать дверью, проявлять излишнее любопытство.

Положительное в запретах с точки зрения сегодняшнего дня, прежде всего то, что они строго регламентировали взаимоотношения между самими взрослыми, между детьми.

Большое значение в воспитании подросткового поколения у калмыков отводилось этикету - соблюдению правил поведения дома, в гостях, на улице, в общественных местах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!