СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Серебряный век русской поэзии" 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устный зачет в 11 классе  в МБОУ СОШ № 33 г.Симферополя

Просмотр содержимого документа
«"Серебряный век русской поэзии" 11 класс»

Серебряный век русской поэзии

1889-1921 (1889-1917)


Наизусть

Бальмонт Выучить 1 стихотворение наизусть(по выбору учащихся)

Брюсов Выучить 1 стихотворение наизусть(по выбору учащихся)

Белый Выучить 1 стихотворение наизусть(по выбору учащихся)


1 . Почему в понятии « Серебряный век» так много ностальгии по ушедшей, утонувшей в войнах, революциях артистичной эпохе? Почему так волнуют строки А. Ахматовой из «Поэмы без героя» :

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл?

2 . Каковы истоки русского символизма?

*3. Можно ли считать (и с какими поправками ) Серебряный век самым новаторским и самым традиционным? Что выбирали символисты и з «фонда преемственности» , из наследия XIX века как нечто свое? Почему Аполлон Григорьев или Афанасий Фет оказывались важнее, дороже Некрасова и Белинского?

4 . Почему литературный скандал приобретал характер универсального средства для обновления поэтического Олимпа?

5. Можно ли понимать м ногие заявления первых символистов буквально? Что означали такие « вызывающие» заявления: « С тремлюсь к тому, чего не знаю?» (З. Гиппиус) , « Мое единое отечество -/ Моя пустынная душа» ( К. Бальмон т ) ?

6. Каким образом сосуществуют два мира - земной и небесный, грубовещественный и незримо-идеальный - в поэзии символизма? Что такое символ? Как соотносятся символ и образ в литературе? Писатель М . М . Пришвин утверждал: « Символ - это указательный

палец образа в сторону смысла. Искусство художника состоит в том, чтобы образ сам своей рукой указывал, а не художник подставлял бы свой палец». В чем он прав? Как образ может вырасти до обобщения-символа?

7. Как соотносятся символ, метафора, аллегория? Что вносит метафора в процесс познания мира в его единстве?

*8. Почему М. Цветаева, сравнивая себя с суровым, строгим, словно закованным в латы мастерства Брюсовым, писала: «В Вас больше берегов, во мне - течения» ? Какое влияние оказала поэзия Брюсова на творчество его современников?

9 . Как влияет звукообраз Брюсова « гунны - чугунный» на развитие поэтической мысли о кочевниках красоты, о гуннах, идущих в одряхлевший мир изнеженной культуры?

10. Почему столь естественно было приятие Брюсовым Октябрьской

революции?

* 1 1 . В чем заключается обновляющий смысл и опасность музыкальной

стихии в поэзии ( « Слова - хамелеоны / Они живут спеша.

/ У них свои законы, / Особая душа»)?

* 1 2 . Прочитайте стихотворение Бальмонта « Придорожные травы» из книги « Будем как Солнце » . В чем общность мотивов этого стихотворения и некрасовской «Тройки » ?

* 13 . Прочитайте стихотворение Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени " . » . С помощью каких художественно-изобразительных средств в нем раскрывается тема «восхождения » , поэтического познания мира?

* 1 4 . Попробуйте самостоятельно рассмотреть мелодическое богатство, секреты звукописи в таких стихотворениях Бальмонта, как «Лунный луч » ( « Я лунный луч, я друг влюбленных" . » ) , «Змеиный глаз» , « Фантазия » .

* 1 5 . П очему символизм в известном смысле «надорвался», пытаясь соединить различные миры, преодолеть собственное двоемирие? Почему возникли идеи реалистического символизма, воля к преодолению символизма у акмеистов, яростная неприязнь к нему у футуристов?

1 6 . Андрей Белый, умерший от солнечного удара, предсказал его:

Золотому блеску верил,

А умер от солнечных стрел.

Думой века измерил,

А жизнь прожить не сумел.

Почему среди поэтов Серебряного века так много разбитых жизней,

разлученных семей, одиноких душ? Не оправданно ли нередкое

предвидение символистами своих же судеб?





Художественный метод = литературное направление = литературное течение

Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяюшаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни


Литературные направления


Основные признаки

литературного направления

Представители

литературы

Классицизм - XVIII - начало XIX века


1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.

2) Гармония содержания и формы.

3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.

4) Простота, стройность, логичность изложения.

5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия.

6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.

7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс.

П. Корнель, Ж. Расин,

Ж. Б. Мольер,

Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, 

Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин (Россия)

Сентименатализм - XVIII - начало XIX века


1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.

2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).

3) Ведущая тема - тема смерти.

4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.

5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.

 Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);

Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)

Романтизм - конец XVIII - XIX век


1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).

2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир)

3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).

4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.

5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.

 Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);

В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)

Реализм - XIX - XX век


1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.

2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).

3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.

4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.

5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.

 Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);

Стендаль, О. Бальзак (Франция);

А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)

Натурализм - последняя треть XIX века


1) Стремление к внешне точному изображению действительности.

2) Объективное, точное и бесстрасное изображение реальности и человеческого характера.

3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.

4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения

5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.

 Э. Золя, А. Хольц (Франция);

Н. А. Некрасов "Петербургские углы",

В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки

Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)

Модернизм делится на: 

  •  

  • Импрессионизм

  • Символизм

  • Акмеизм

  • Экспрессионизм

  • Футуризм


Символизм - 1870 - 1910 годы


1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.

2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.

3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).

4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.

5) Искусство как интуитивное постижение мира.

6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.

7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства

8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.

9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).

10) Собственное мифотворчество.

 Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);

М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,

В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,

А. А. Блок, А. Белый (Россия)

Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии


1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.

2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы.

3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.

4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм.

5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).

6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).

7) Изображение предметного мира, земной красоты) 

 Н. С. Гумилев,

С. М. Городецкий,

О. Э. Мандельштам,

А. А. Ахматова (раннее тв-во),

М. А. Кузмин (Россия)

Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия)


1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.

2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.

3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.

4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.

5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.

6) Поиск новых ритмов, рифм.

7) Установка на произносимый текст (декламация)

 И. Северянин, В. Хлебников

(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский

(Россия)

Импрессионизм - последняя треть XIX - начала ХХ века.


1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности.

2) Фрагментарность композиции.

3) Ассоциативность образных связей.

4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире.

5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности.

Ги де Мопассан, П. Верлен,

М. Пруст (Франция)

Экспрессионизм - 1910 - 1920-е годы (Германия)


1) Сочетание критического пафоса и ужасом перед неприглядной картиной бытия.

2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке.

3) Тяготение к абстрактности.

4) Использование приема фантастического гротеска.

 Черты экспрессионизма - в тв-ве

Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба,

А. Белого (Россия)

Экзистенциализм - середина ХХ века (Франция, во время и после Второй мировой войны)


1) Ощущение крушения всех духовных ценностей.

2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования.

Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе

 Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар (Франция)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!