Серебряный век русской поэзии
1889-1921 (1889-1917)



Наизусть
Бальмонт Выучить 1 стихотворение наизусть(по выбору учащихся)
Брюсов Выучить 1 стихотворение наизусть(по выбору учащихся)
Белый Выучить 1 стихотворение наизусть(по выбору учащихся)
1 . Почему в понятии « Серебряный век» так много ностальгии по ушедшей, утонувшей в войнах, революциях артистичной эпохе? Почему так волнуют строки А. Ахматовой из «Поэмы без героя» :
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл?
2 . Каковы истоки русского символизма?
*3. Можно ли считать (и с какими поправками ) Серебряный век самым новаторским и самым традиционным? Что выбирали символисты и з «фонда преемственности» , из наследия XIX века как нечто свое? Почему Аполлон Григорьев или Афанасий Фет оказывались важнее, дороже Некрасова и Белинского?
4 . Почему литературный скандал приобретал характер универсального средства для обновления поэтического Олимпа?
5. Можно ли понимать м ногие заявления первых символистов буквально? Что означали такие « вызывающие» заявления: « С тремлюсь к тому, чего не знаю?» (З. Гиппиус) , « Мое единое отечество -/ Моя пустынная душа» ( К. Бальмон т ) ?
6. Каким образом сосуществуют два мира - земной и небесный, грубовещественный и незримо-идеальный - в поэзии символизма? Что такое символ? Как соотносятся символ и образ в литературе? Писатель М . М . Пришвин утверждал: « Символ - это указательный
палец образа в сторону смысла. Искусство художника состоит в том, чтобы образ сам своей рукой указывал, а не художник подставлял бы свой палец». В чем он прав? Как образ может вырасти до обобщения-символа?
7. Как соотносятся символ, метафора, аллегория? Что вносит метафора в процесс познания мира в его единстве?
*8. Почему М. Цветаева, сравнивая себя с суровым, строгим, словно закованным в латы мастерства Брюсовым, писала: «В Вас больше берегов, во мне - течения» ? Какое влияние оказала поэзия Брюсова на творчество его современников?
9 . Как влияет звукообраз Брюсова « гунны - чугунный» на развитие поэтической мысли о кочевниках красоты, о гуннах, идущих в одряхлевший мир изнеженной культуры?
10. Почему столь естественно было приятие Брюсовым Октябрьской
революции?
* 1 1 . В чем заключается обновляющий смысл и опасность музыкальной
стихии в поэзии ( « Слова - хамелеоны / Они живут спеша.
/ У них свои законы, / Особая душа»)?
* 1 2 . Прочитайте стихотворение Бальмонта « Придорожные травы» из книги « Будем как Солнце » . В чем общность мотивов этого стихотворения и некрасовской «Тройки » ?
* 13 . Прочитайте стихотворение Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени " . » . С помощью каких художественно-изобразительных средств в нем раскрывается тема «восхождения » , поэтического познания мира?
* 1 4 . Попробуйте самостоятельно рассмотреть мелодическое богатство, секреты звукописи в таких стихотворениях Бальмонта, как «Лунный луч » ( « Я лунный луч, я друг влюбленных" . » ) , «Змеиный глаз» , « Фантазия » .
* 1 5 . П очему символизм в известном смысле «надорвался», пытаясь соединить различные миры, преодолеть собственное двоемирие? Почему возникли идеи реалистического символизма, воля к преодолению символизма у акмеистов, яростная неприязнь к нему у футуристов?
1 6 . Андрей Белый, умерший от солнечного удара, предсказал его:
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
Почему среди поэтов Серебряного века так много разбитых жизней,
разлученных семей, одиноких душ? Не оправданно ли нередкое
предвидение символистами своих же судеб?
Художественный метод = литературное направление = литературное течение
▼
Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяюшаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни |
Литературные направления | |
Основные признаки литературного направления | Представители литературы |
Классицизм - XVIII - начало XIX века | |
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс. | П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин (Россия) |
Сентименатализм - XVIII - начало XIX века | |
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема - тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. | Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия) |
Романтизм - конец XVIII - XIX век | |
1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир) 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. | Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия) |
Реализм - XIX - XX век | |
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. | Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия) |
Натурализм - последняя треть XIX века | |
1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Объективное, точное и бесстрасное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. | Э. Золя, А. Хольц (Франция); Н. А. Некрасов "Петербургские углы", В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия) |
Модернизм делится на: Импрессионизм Символизм Акмеизм Экспрессионизм Футуризм | |
Символизм - 1870 - 1910 годы | |
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 10) Собственное мифотворчество. | Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия) |
Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии | |
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты) | Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия) |
Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия) | |
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация) | И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия) |
Импрессионизм - последняя треть XIX - начала ХХ века. | |
1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности. 2) Фрагментарность композиции. 3) Ассоциативность образных связей. 4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире. 5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности. | Ги де Мопассан, П. Верлен, М. Пруст (Франция) |
Экспрессионизм - 1910 - 1920-е годы (Германия) | |
1) Сочетание критического пафоса и ужасом перед неприглядной картиной бытия. 2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке. 3) Тяготение к абстрактности. 4) Использование приема фантастического гротеска. | Черты экспрессионизма - в тв-ве Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба, А. Белого (Россия) |
Экзистенциализм - середина ХХ века (Франция, во время и после Второй мировой войны) | |
1) Ощущение крушения всех духовных ценностей. 2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования. Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе | Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар (Франция) |