Урок №_______ Дата__________
Тема урока: Сила упругости. Закон Гука.
Цель урока: Сформировать первоначальные представления о силе упругости. Выявить природу силы упругости. Сформулировать закон Гука.
Планируемые результаты обучения.
Метапредметные: развивать навыки монологической и диалогической речи; учиться выражать свои мысли при ответе на вопросы; выдвигать гипотез и экспериментально их проверять с помощью опытов; выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на вопросы.
Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способности; развивать самостоятельность и практические умения в приобретении знаний о силе упругости, законе Гука, ценностное отношение друг к другу, к результатам обучения; научиться использовать экспериментальный метод исследования при изучении силы упругости и законе Гука; самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.
Общие предметные: понимать смысл закона Гука, раскрывающего связь между удлинением и силой упругости; пользоваться методами научного познания (наблюдение, сравнение, измерение) при растяжении резинового шнура под действием гирьки, обнаруживать зависимость между удлинением тела и силой упругости, объяснять полученные результаты и делать выводы; применять знания о растяжении тела под действием силы упругости для объяснения работы динамометра.
Частные предметные: понимать и объяснять явление деформации тела, понимать смысл закона Гука, измерять силу упругости, владеть экспериментальными методами исследования зависимости удлинения пружины от приложенной силы, изображать графически, показывать точку приложения и направление действия силы упругости.
Тип урока – комбинированный урок.
Приборы: деревянная линейка, динамометр, набор грузов, пружины разной жёсткости, штатив с лапкой и муфтой.
Цифровые образовательные ресурсы: http://files.school-collection.edu.ru/
Приложение (презентация к уроку)
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Что является причиной изменения скорости?
- Что такое сила?
- Что называется деформацией тела?
- Какие явления подтверждают притяжение тел Землёй?
- Что такое сила тяжести?
- Как зависит сила тяжести от массы тела?
Постановка целей и задач урока.
Изучение нового материала.
Постановка проблемы: В реальном мире без сомнения
Не обойтись без тяготения.
Земля притягивает нас
Не отпуская ни на час.
Но почему, в обычной жизни
Лежат тетради на столе,
Сидим на стуле мы спокойно,
Что не пускает нас к земле?
Вопрос: Почему мы можем спокойно сидеть на стульях? Что не пускает нас к земле и препятствует силе тяжести? (обсуждение, в ходе которого учащиеся высказывают разные мнения и делается вывод, что причиной всего этого является сила упругости.)
Давайте с вами попытаемся выяснить, от чего же зависит деформация в различных ситуациях? Для этого мы с вами проведём небольшое исследование. (Класс делится на две группы. Каждая группа получает карточку с заданием и необходимый комплект оборудования).
Группа №1.
Изучение зависимости деформации тела от величины деформирующей силы.
Цель: Экспериментально проверить, как деформация зависит от величины деформирующей силы.
Приборы и материалы: I) динамометр; 2) измерительная линейка; 3) набор грузов; 4) пенал; 5) стержень штатива с муфтой и лапкой.
Порядок выполнения работы
1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:
№ опыта | Масса груза, кг | Деформирующая сила, Н | Первоначальная длина пружины l0,м | Длина пружины после действия деформирующей силы l,м | Удлинение Пружины Δl, м |
| | | | | |
2. Вычислите цену деления шкалы динамометра.
3. Закрепите динамометр вертикально в лапке штатива.
4. С помощью измерительной линейки измерьте первоначальную длину пружины.
5. Подвесьте к крючку динамометра груз.
7. С помощью динамометра измерьте величину деформирующей силы.
8. Измерьте длину пружины после действия деформирующей силы.
9. По формуле Δl= l- l0 вычислите удлинение пружины.
10. Результаты запишите в таблицу.
11. Аналогичный эксперимент проделайте двумя и тремя грузами.
12. Ответьте на вопросы:
1) Как деформация пружины зависит от величины деформирующей силы.
2) Что может произойти с пружиной, если мы будем дальше увеличивать нагрузку.
Группа №2.
Изучение зависимости деформации тела от материала, из которого изготовлено тело.
Цель: Экспериментально проверить, как деформация зависит от материала, из которого изготовлено тело.
Приборы и материалы: I) динамометр; 2) измерительная линейка; 3) набор грузов; 4) пенал; 5) стержень штатива с муфтой и лапкой, 6) пружины из разного материала.
Порядок выполнения работы
1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:
№ опыта | Масса груза, кг | Первоначальная длина пружины l0,м | Длина пружины после действия деформирующей силы l,м | Удлинение Пружины Δl, м |
| | | | |
2. Закрепите пружину в лапке штатива.
3. С помощью измерительной линейки измерьте первоначальную длину пружины.
4. Подвесьте к крючку пружины груз.
5. Измерьте длину пружины после действия деформирующей силы.
6. По формуле Δl= l- l0 вычислите удлинение пружины.
7. Результаты запишите в таблицу.
8. Аналогичный эксперимент проделайте, используя разные пружины, но при этом величину нагрузки оставить неизменной.
9 . Ответьте на вопросы:
1) Зависит ли деформация от материала, из которого изготовлено тело?
2) Будет ли меняться деформация пружины, если мы будем подвешивать к пружине грузы из разного материала, но одинаковой массы?
( Каждая группа самостоятельно выполняет работу, проводит исследование, результаты заносит в таблицу. После того, как работа будет полностью выполнена, происходит подведение итогов).
Гиря на доске. Почему доска прогнулась? Что заставило доску вернуться в исходное положение? ( Учащиеся отвечают, что причиной является сила упругости, которая возникает при деформации тел и стремиться вернуть тело в первоначальное положение).
Закрепление изученного. Решение задач.
Ито урока. Рефлексия.
Домашнее задание: