СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сила упругости. Закон Гука

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сила упругости. Закон Гука»

Урок №_______ Дата__________

Тема урока: Сила упругости. Закон Гука.

Цель урока: Сформировать первоначальные представления о силе упругости. Выявить природу силы упругости. Сформулировать закон Гука.

Планируемые результаты обучения.

Метапредметные: развивать навыки монологической и диалогической речи; учиться выражать свои мысли при ответе на вопросы; выдвигать гипотез и экспериментально их проверять с помощью опытов; выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на вопросы.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способности; развивать самостоятельность и практические умения в приобретении знаний о силе упругости, законе Гука, ценностное отношение друг к другу, к результатам обучения; научиться использовать экспериментальный метод исследования при изучении силы упругости и законе Гука; самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.

Общие предметные: понимать смысл закона Гука, раскрывающего связь между удлинением и силой упругости; пользоваться методами научного познания (наблюдение, сравнение, измерение) при растяжении резинового шнура под действием гирьки, обнаруживать зависимость между удлинением тела и силой упругости, объяснять полученные результаты и делать выводы; применять знания о растяжении тела под действием силы упругости для объяснения работы динамометра.

Частные предметные: понимать и объяснять явление деформации тела, понимать смысл закона Гука, измерять силу упругости, владеть экспериментальными методами исследования зависимости удлинения пружины от приложенной силы, изображать графически, показывать точку приложения и направление действия силы упругости.


Тип урока – комбинированный урок.

Приборы: деревянная линейка, динамометр, набор грузов, пружины разной жёсткости, штатив с лапкой и муфтой.

Цифровые образовательные ресурсы: http://files.school-collection.edu.ru/


Приложение (презентация к уроку)

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

- Что является причиной изменения скорости?

- Что такое сила?

- Что называется деформацией тела?

- Какие явления подтверждают притяжение тел Землёй?

- Что такое сила тяжести?

- Как зависит сила тяжести от массы тела?


  1. Постановка целей и задач урока.

  2. Изучение нового материала.

Постановка проблемы:

В реальном мире без сомнения

Не обойтись без тяготения.

Земля притягивает нас

Не отпуская ни на час.

Но почему, в обычной жизни

Лежат тетради на столе,

Сидим на стуле мы спокойно,

Что не пускает нас к земле?


Вопрос: Почему мы можем спокойно сидеть на стульях? Что не пускает нас к земле и препятствует силе тяжести? (обсуждение, в ходе которого учащиеся высказывают разные мнения и делается вывод, что причиной всего этого является сила упругости.)

Давайте с вами попытаемся выяснить, от чего же зависит деформация в различных ситуациях? Для этого мы с вами проведём небольшое исследование. (Класс делится на две группы. Каждая группа получает карточку с заданием и необходимый комплект оборудования).

Группа №1.


Изучение зависимости деформации тела от величины деформирующей силы.

Цель: Экспериментально проверить, как деформация зависит от величины деформирующей силы.

Приборы и материалы: I) динамометр; 2) измерительная линейка; 3) набор грузов; 4) пенал; 5) стержень штатива с муфтой и лапкой.

Порядок выполнения работы


1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:

№ опыта

Масса груза, кг

Деформирующая сила, Н

Первоначальная длина пружины l0

Длина пружины после действия деформирующей силы l,м

Удлинение

Пружины Δl, м





 


2. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

3. Закрепите динамометр вертикально в лапке штатива.

4. С помощью измерительной линейки измерьте первоначальную длину пружины.

5. Подвесьте к крючку динамометра груз.

7. С помощью динамометра измерьте величину деформирующей силы.

8. Измерьте длину пружины после действия деформирующей силы.

9. По формуле Δl= l- l0 вычислите удлинение пружины.

10. Результаты запишите в таблицу.

11. Аналогичный эксперимент проделайте двумя и тремя грузами.

12. Ответьте на вопросы:

1) Как деформация пружины зависит от величины деформирующей силы.

2) Что может произойти с пружиной, если мы будем дальше увеличивать нагрузку.


Группа №2.

Изучение зависимости деформации тела от материала, из которого изготовлено тело.

Цель: Экспериментально проверить, как деформация зависит от материала, из которого изготовлено тело.

Приборы и материалы: I) динамометр; 2) измерительная линейка; 3) набор грузов; 4) пенал; 5) стержень штатива с муфтой и лапкой, 6) пружины из разного материала.

Порядок выполнения работы

1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:

№ опыта

Масса груза, кг

Первоначальная длина пружины l0

Длина пружины после действия деформирующей силы l,м

Удлинение

Пружины Δl, м




 


2. Закрепите пружину в лапке штатива.

3. С помощью измерительной линейки измерьте первоначальную длину пружины.

4. Подвесьте к крючку пружины груз.

5. Измерьте длину пружины после действия деформирующей силы.

6. По формуле Δl= l- l0 вычислите удлинение пружины.

7. Результаты запишите в таблицу.

8. Аналогичный эксперимент проделайте, используя разные пружины, но при этом величину нагрузки оставить неизменной.

9 . Ответьте на вопросы:

1) Зависит ли деформация от материала, из которого изготовлено тело?

2) Будет ли меняться деформация пружины, если мы будем подвешивать к пружине грузы из разного материала, но одинаковой массы?

( Каждая группа самостоятельно выполняет работу, проводит исследование, результаты заносит в таблицу. После того, как работа будет полностью выполнена, происходит подведение итогов).

Гиря на доске. Почему доска прогнулась? Что заставило доску вернуться в исходное положение? ( Учащиеся отвечают, что причиной является сила упругости, которая возникает при деформации тел и стремиться вернуть тело в первоначальное положение).

  • ФИЗМИНУТКА

  1. Закрепление изученного. Решение задач.



  1. Ито урока. Рефлексия.



  1. Домашнее задание:
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!