СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 7 классе по теме "Сила упругости. Закон Гука."

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики в 7 классе по теме "Сила упругости. Закон Гука."  проводится с применением интерактивной доски.

Цели занятий:

Цели занятия:

 

  1. Образовательные(общие предметные результаты):

  2. сформировать знания учащихся о силе упругости, возникающей при деформации тел;

  3. рассмотреть закон Гука и границы его применимости.

     

  4. РазвивающиеL(метапредметные результаты)

  5. развивать навыки учащихся проводить измерения, анализировать результаты и делать выводы из полученных экспериментальных данных;

  6. способствовать развитию умений решать качественные, расчетные и графические задачи;

  7. совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, навык контроля и взаимоконтроля;

  8. развивать умения работать с интерактивной доской, различным оборудованием для физического эксперимента;

  9. развивать интерес к изучаемому предмету.

     

  10. ВоспитательныеL(личностные результаты)

  11. воспитывать культуру учебного труда;

  12. воспитывать дисциплинированность, ответственность, взаимопомощь.

     

 

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по физике по теме Сила упругости. Закон Гука.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Чувашскомайнская средняя общеобразовательная школа













План-конспект урока по физике

в 7 классе

на тему:

«Сила упругости. Закон Гука».















Разработал урок учитель физики

Чувашскомайнской СОШ

Горбунов В.В.













2015-2016 у.г.





Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: с математикой (функция у = кх, построение и чтение графиков линейных функций)

Цели занятия:



  1. Образовательные(общие предметные результаты):

  • сформировать знания учащихся о силе упругости, возникающей при деформации тел;

  • рассмотреть закон Гука и границы его применимости.


  1. Развивающие(метапредметные результаты)

  • развивать навыки учащихся проводить измерения, анализировать результаты и делать выводы из полученных экспериментальных данных;

  • способствовать развитию умений решать качественные, расчетные и графические задачи;

  • совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, навык контроля и взаимоконтроля;

  • развивать умения работать с интерактивной доской, различным оборудованием для физического эксперимента;

  • развивать интерес к изучаемому предмету.


  1. Воспитательные(личностные результаты)

  • воспитывать культуру учебного труда;

  • воспитывать дисциплинированность, ответственность, взаимопомощь.



УУД:

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание;

Регулятивные: осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать;

Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно.

Учебно-методическое обеспечение: учебник Перышкин А.В. Физика 7 кл.: Учеб. для общеобраз. учеб. заведений. М: Дрофа, 2007



Время реализации занятия: 45 минут



Медиапродукт:



  1. Операционная среда: текстовый редактор MS Word, программное приложение Smart Board Notebook.



  1. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала (файл: Сила упругости.Notebook)



Необходимое оборудование и материалы для занятия:



- интерактивная доска;

- мультимедиа проектор;

- компьютер;

- компьютерная презентация урока



  • для демонстрационного эксперимента:

- прибор для демонстрации видов деформаций;

- пружины различной жесткости;

- набор грузов;

- штатив с муфтой;

- демонстрационный метр;

- два бруска;

- гиря массой 5 кг;

- две тележки.

  • для фронтального эксперимента учащихся на каждый стол:

- штатив с муфтой и лапкой;

- динамометр;

- набор грузов;

- инструкция по проведению эксперимента.

Технологии:

  • личностно-ориентированный подход;

  • углубленный деятельностный подход, формирование не только знаний, но и умений и навыков, смещение акцента с деятельного учителя на деятельного ученика;

  • новое качество наглядности и уровня осмысления материала;

  • развитие самостоятельности учащихся, формирование умений создавать новое знание, принимать решения, выработка навыков поисково-исследовательской деятельности.


Методы обучения:

  1. Словесные (рассказ, беседа);

  2. Наглядные (метод иллюстраций – презентация, метод демонстраций – демонстрация опытов);

  3. Практические (фронтальный эксперимент, решение задач различных типов).



Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Потому что у нас сегодня на уроке гости. Давайте посмотрим на них, поприветствуем их, и больше не будем обращать на них внимания. (Слайд 1).

Механические явления чрезвычайно многообразны, поэтому, на первый взгляд для их объяснения надо учитывать много различных сил. Но оказалось, что все механические явления можно объяснить с помощью всего нескольких видов сил. С одним из этих сил мы с вами познакомились на прошлом уроке. Давайте вспомним, что это за сила? И вообще понятии силы. (1 мин)

  1. Актуализация знаний. Для этого проведем небольшой тест. Подпишите маленькие листочки, которые лежат на ваших столах. (Слайд №2).

Взаимопроверка работ. Поменяйтесь листочками и проверьте работы друг друга. Правильные ответы даны на доске. Поднимите руки у кого «2», «3», «4», «5». Молодцы.( 5мин)



  1. Изучение нового материала. Давайте вспомним, как будут двигаться тела под действием силы тяжести? (падать на землю)(слайд 3).

Демонстрация. (Груз подвесить на пружине. На линейку положить груз.) Но почему же тогда груз, лежащий на опоре, или груз, подвешенный к пружине, не падают?

Вывод: Кроме силы тяжести, направленной вниз, на тела действует еще какая-то сила, направленная вверх. Как же возникла эта сила? Что происходит с пружиной, когда к ней подвешивают тело? (деформируется). Тела деформируются, увеличиваются или уменьшаются расстояния между молекулами тела, следовательно, увеличиваются силы притяжения или отталкивания между молекулами вещества.

Демонстрация (Груз снимаем с пружины). Если исчезает деформация, то тело принимает свою исходную форму. За счет какой силы?

Вывод: Значит, эта сила возвращает тело в исходное состояние. Эта сила называется силой упругости.

Определение: Сила упругости – это сила, возникающая при деформации тела и стремящаяся вернуть тело в исходное состояние.(слайд 4)

Обозначение: Fупр

Единица измерения: Н(Ньютон).

Точка приложения: Приложена к телу в месте соприкосновения двух тел.

Направление: Как определить направление силы упругости? (Выяснить, в какую сторону смещаются частицы вещества. В противоположную сторону будет направлена сила упругости, т.к. она возвращает тело в исходное состояние). Векторная величина.

Работа с интерактивной доской: (слайд 5) Расставить на чертеже стрелки, указывающие направление силы упругости, действующей на тело.(5 мин)

Модуль силы: Точку приложения и направление силы упругости мы выяснили. Теперь необходимо определить модуль силы упругости.

Практическая работа: Подвесьте к пружине груз. Что произошло с пружиной? (она деформировалась). Следовательно, возникла сила упругости. Пружина растягивалась до тех пор, пока сила упругости не уравновесила силу тяжести. Значит, имеющейся пружиной, можно условно измерять и силу упругости.

Как найти удлинение пружины? Обозначим через l0 начальную длину пружины, через l – ее конечную длину. Δl = l - l0. Δl можно измерить линейкой. (слайд 6)

Выясним с помощью эксперимента, как зависит сила упругости от удлинения пружины. Определим цену деления пружины с помощью одинаковых грузов(100г). Цену деления линейки мы с вами знаем. Проведем исследование. Указания к работе на ваших столах.





Приложение

Инструкция по выполнению эксперимента

Класс______________________________________

Фамилия, имя_______________________________



Определение зависимости силы упругости

от величины деформации тела, измерение жесткости пружины.



Цель: 1) установить зависимость силы упругости от удлинения тела;

2) определить жесткость пружины динамометра.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, пружина, набор грузов, линейка.



1) Указания к работе

  1. Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого 100 г. Измерьте удлинение пружины. Заметьте при этом показание стрелки.

  2. Подвесьте к пружине второй груз. Повторите измерения.

  3. Подвесьте к пружине третий груз. Повторите измерения.

  4. Занесите данные в таблицу измерений.

  5. По полученным данным постройте график зависимости силы упругости от величины деформации тела.

  6. Сделайте вывод о том, как зависит сила упругости от удлинения тела.

Цена деления пружины: Ц.д. =

Цена деления линейки: Ц.д. =

Fупр, Н





Δl, см





Вывод: Сила упругости прямо пропорциональна изменению длины пружины. у=х. Вспоминаем математику. Графиком какой функции является прямая.

Запишем эту зависимость: у = кх. Прямая пропорциональность. к-пропорциональность.

Делаем 2 работу.



2) По графику зависимости силы упругости от удлинения тела определите жесткость пружины динамометра.



Дано:


Fупр =


Δl =


СИ

Решение:

к - ?





Ответ: к =

Почему к получились разными? Пружины (Жесткость пружины)у всех разные.

Закон Гука(слайд 7) Fупр. = к ΔlМодуль силы упругости при растяжении (или сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела.(10 мин)

Краткое сообщение об ученом:(Ученик)

Эту зависимость впервые установил в 1667г. английский ученый Р.Гук, поэтому закон носит его имя.

к – коэффициент пропорциональности, он называется жесткостью тела.

Различные тела имеют разную жесткость. Большую жесткость имеют тела, у которых деформация мала.

Жесткость зависит от: формы, размеров и вещества, из которого это тело изготовлено. Жесткость измеряется в Закон Гука применим только для упругой деформации.(слайд 8) Виды деформаций(слайды 9-14).(5 мин)

Упругая деформация – если после прекращения действия силы, тело возвращается в исходное состояние.

Закон Гука справедлив только при малых упругих деформациях.(5 мин)

Закрепление полученных знаний. (10 мин)

  1. Расставьте на рисунке векторы силы упругости, действующие на тело.(слайд 15).

  2. По графику зависимости Fупрl) определите жесткость пружины динамометра.(слайд 16).

  3. Пружина имеет жесткость 100 . Под действием некоторой силы она удлинилась на 10 см. Определите возникшую силу упругости. (10Н).

Подведение итогов урока. Мы познакомились с силой упругости, выяснили, как определить ее модуль, направление и точку приложения. Рассмотрели решение различных типов задач. Цели урока достигнуты. Листочки сдать, оценки за эксперимент будут объявлены на следующем уроке. (4 мин.)

Объяснение домашнего задания. (1 мин) Запишите домашнее задание. П25. Ответить на вопросы. Задания на карточках. Спасибо за работу. До свидания.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!