Просмотр содержимого документа
«Симметрия и асимметрия в композиции»
СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ В КОМПОЗИЦИИ
Симметрия и асимметрия - два противоположных метода организации пространства.
СИММЕТРИЯ.
В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Симметрия, которую человек раскрыл в творениях природы, стала для него своеобразной нормой прекрасного. Человек стал сознательно использовать симметрию, как средство гармоничной организации формы. Именно поэтому симметрия легко воспринимается и в композиции.
В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр.
Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как бы зеркальным отражением другой.
Существует помимо зеркальной симметрии, симметрия центрально-осевая, винтовая, симметрия относительно диагонали.
Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества.
Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. В искусстве строгая математическая симметрия используется редко. Абсолютная, жесткая симметрия характерна для неживой природы - кристаллов (минералов, снежинок).
Нарушенную, частично расстроенную симметрию называют дисимметрией. Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человек также дисиметричен.
Незначительное изменение в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, создает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого эмоционального эффекта, оно вносит элемент движения и создает впечатление живой формы. Но эти «отклонения» требуют мастерство и чувство меры.
АССИМЕТРИЯ.
Ассиметричная композиция – это несимметричная композиция.
Единство, целостность является целью построения асимметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени. Если какая-то деталь композиции сильно перевешивает все остальные, то можно попробовать изменить ее цвет, освещенность, форму или уравновесить ее при помощи какого-либо другого предмета, добавленного с противоположной стороны.
Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочетания элементов и поэтому всегда индивидуальна.
Различные виды симметрии обладают различным воздействием на эстетическое чувство:
• зеркальная симметрия - равновесие, покой;
• винтовая симметрия вызывает ощущение движения.
Правильно найденная симметричная композиция воспринимается легко, как бы сразу, независимо от сложности ее построения. Асимметричная же порой требует более длительного осмысления и раскрывается постепенно.
Человек всегда тяготеет к равновесию форм, что создает более полный психологический комфорт, гармонию обитания в предметно-пространственной среде.
https://megaobuchalka.ru/2/17249.html