СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксические нормы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Синтаксические нормы»


Синтаксические нормы.

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитать все варианты ответа.

2. Определить вид предполагаемой ошибки.

3. Найти неверно построенное предложение.

ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Вид ошибки

Пример с ошибкой

Правка

Ошибки в употреблении падежных форм

Неверное управление зависимыми словами

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда.

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количеству вложенного в него труда.

описывать о происшествии

Описывать происшествие

оплатить за билеты

Оплатить билеты

Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.

Участковый указал на то

Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?)

Вопреки обстоятельств

Благодаря хорошей погоды

Вопреки обстоятельствам

Благодаря хорошей погоде

Предлог ПО значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежом

По окончанию

По прибытию

По приезду

По истечению срока


По окончании

По приезде

По прибытии

По истечении срока

Ошибки в употреблении двойных союзов при однородных членах

Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены.

Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.

Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять

другими словами

не только … но и

если не…, то

как…, так и

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.

(нет союза не только…, а также)

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

Ошибки в употреблении однородных членов

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Раскольников придумал и восхищается своей теорией.


Натянуть и выстрелить из лука непросто.

Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и восхищается (кем? чем?) ею.

Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто

Обобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и

обобщающее слово. )

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь,

Тургенев, Толстой.

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя,

Тургенева, Толстого.

Пропуск предлога при однородных членах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.



Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных

членов.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

Ошибки в употреблении имён собственных

Имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними имени

нарицательного. Если же нарицательное сущ-ное отсутствует, то имя собственное изменяется.

В картине «Спящем пастушке» Венецианов передал всю прелесть русской природы.

В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передал

всю прелесть русской природы.


В картине «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианов передал

всю прелесть русской природы.

Построение в построении предложений с причастными оборотами

Причастие должно быть согласовано с определяемым словом

Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.

Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавших в чемпионате.

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.


Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.


Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот.

Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.

Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.

Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.

Нельзя употреблять как однородные причастный оборот и определительное придаточное

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.

Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Построение сложноподчинённых предложений

В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д.

Все, кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина.

Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина.

Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина.

Неверное присоединение придаточной части, создающее

неоднозначность восприятия смысла предложения.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет

Сквозник – Дмухановский.

В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник -Дмухановский, едет ревизор.

Замена прямой речи косвенной

В предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются

только местоимения третьего лица

Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».

Некрасов писал, что он лиру посвятил народу своему.

Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым

Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову

ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому

конфликту.

ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому

конфликту.











Задание 1. Исправить ошибки в примерах.

Типы синтаксических ошибок

Примеры из материалов ЕГЭ

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Работы были выполнены согласно плана.

Сразу по приезду в село все отправились в магазин.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым


Каждый из тех, кому посчастливилось познакомиться с ним, неизменно оказывались под его властью.

Все, кто изучали творчество М. Ю. Лермонтова, знают его стихотворения.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением


В книге «Слове о словах» Лев Успенский высказал интересные мысли о необычном словаре.

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Войне и мире» представлена широкая картина народной жизни.

Ошибка в построении предложения с однородными членами.


Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда. 

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Изображая любой предмет,

художником создаётся точная его копия.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Он задал зрителям ряд вопросов, волнующие всех.

Задание, выполняющееся нами, не вызывает затруднений.

Неправильное построение предложения с косвенной речью


Петька сказал, что я еще не готов к экзамену. 

Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного изучения родного языка».

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: примеры предложений

Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.
Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 





Задание 2. Распределить предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Ответы занести в таблицу.

Исправить ошибки и составить связный текст .



А. Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых (которым) можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

Б. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, а также (но и) нашей личности, нашей души, ума.

В. Язык – важнейшее средство общения, с помощью которого формируются (формируется) и выражается человеческая мысль.

Г. Общительные люди обаятельны, а те, кто не могут (не может) связать и двух слов, не интересны.

Д. Плохо выраженная мысль – это леность не только речевых усилий, а также (но и) леность мысли.

Е. Образец правильной и красивой речи мы находим в книгах, раскрывающим (раскрывающих) чудесный мир литературы и дающих ответы на многие вопросы.

Ж. Благодаря творчества (творчеству) писателей люди становятся добрее, щедрее душой, обогащают свою речь.

З. Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневается (не сомневаются) в этом.

И. Все, кто любят (любит) русскую культуру и русскую речь, знают имена великих поэтов и писателей: Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Толстого.

Й. И. С. Тургенев писал, что «берегите язык, это клад, это достояние».



ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

ОТВЕТ:

1

2

3

4

5

6

7













Задание 3

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Современная любительская астрономия — это престижное хобби, в которое многие вкладывают тысячи

долларов

2) По окончании сеанса на выходе из кинозала каждый посетитель обязан лично сдать 3D очки контролеру.

3) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.

4) В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

5) Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

6) Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

7) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

8) Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

9) Главная цель науки — доставлять людям внутреннее удовлетворение, а не приносить материальные выгоды.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: 

A

Б

В

Г

Д








Языковая норма – способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе как обязательный для образованной части общества.

Лексические – обеспечивают правильность выбора слов. Орфоэпические – описывают правила произношения.  Морфологические – описывают правила словоизменения и словообразования)

Синтаксические нормы определяют закономерности построения  словосочетаний и предложений.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!