Система педагогической деятельности Ушаковой Татьяны Лукиничны,
учителя технологии МБОУ «Мухоршибирская СОШ №1» высшей квалификационной категории по должности «Учитель, преподаватель общеобразовательных дисциплин»
Моя педагогическая цель как учителя технологии и предпринимательства: создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности в учебно-воспитательном процессе, получения технологических знаний, приобретения жизненно важных умений, профессионального самоопределения.
Основной стратегией трудового обучения выступает личностно-ориентированный подход, который вытекает из проблемы МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №1» – «Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения».
Работаю в школе с 1990 года учителем технологии. Моя профессиональная деятельность была направлена на преподавание таких школьных дисциплин как «Технология», «Экономика», «Черчение», производственное обучение профильных 10-11 классов. Третий год веду новый предмет «Финансовая грамотность». Преподавание любой из этих дисциплин направлено на усовершенствование учебного процесса, на развитие нашей способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы на другие объектные области и проблемные ситуации. Эффективностью изучения проблем на уроках является установление метапредметных связей; решение математических, конструкторских, чертежных задач; обучение самостоятельной деятельности и развитие творческого потенциала ребенка.
Для создания личностно-ориентированной образовательной среды строю свою работу, опираясь на жизненный опыт детей, использую его при обобщении, закреплении, проверке знаний; стимулирую, и поддерживаю рефлексию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения;
принимаю не только рекомендуемые, но и предлагаемыми учениками способы работы; применяю разнообразные дидактические средства с учетом индивидуальности учащихся; даю позитивную оценку познавательных усилий ученика независимо от его успеваемости; организую и провожу на уроке диалог, включая по возможности всех учеников независимо от их готовности к уроку.
Приучаю своих учеников анализировать собственную деятельность, как на уроках, так и в самостоятельной работе дома. Вовлекаю учащихся в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, любознательность, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.
При организации учебной деятельности я соблюдаю общедидактические принципы: сознательности, практической направленности, перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному. На занятиях создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительного эмоционального, творческого настроя на работу в течение всего урока.
Стараюсь организовать работу каждого школьника, создать рабочий настрой, искреннее с ним общение и деловой контакт. Все это повышает интерес, фантазию, творческую активность. Считаю, что такое моё поведение позволяет ученикам творчески себя проявить.
1.Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
Период | Качество | Успеваемость | СОУ |
2017-2018 | 95,5 | 100 | 84,9 |
2018-2019 | 92,3 | 99,4 | 83,5 |
2019-2020 | 98,4 | 100 | 89 |
2020-2021 | 100 | 100 | 90,2 |
2021-2022 | 100 | 100 | 92,3 |
Итого за 5 лет | 97,2 | 99,88 | 87,8 |
Итоги диагностики результативности использования в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик показывают, что качество знаний учащихся стабильное 92% - 100%, неуспевающих нет. Уровень мотивации по предмету в течение последних лет остаётся стабильно высоким.
2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
Работая более 30 лет учителем технологии, стараюсь сделать свои уроки интересными и необычными. Считаю, что главной целью уроков технологии, является создание наиболее благоприятных условий для развития личности, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Для достижения данной цели, в своей работе использую как традиционные, так и инновационные педагогические технологии:
Технология | Результативность | Реализация на уроках педагога |
Технология разноуровне-вого обучения | Обеспечивает гарантированное усвоение школьной программы, формирование общеучебных умений и навыков, самосовершенствование, выработку ответственного отношения к учению, формирует мировоззренческую компетенцию. | 1. Разработка разно-уровневых заданий на различных этапах урока. 2. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся, а не уровнем успеваемости. |
Проектная технология | Способствует обучению учащихся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Учит технологической компетентности (умения понимать инструкции, алгоритмы деятельности, соблюдения технологии работы). Готовит к самообразованию, грамотному использованию информационных ресурсов, социальному взаимодействию, коммуникативной компетенции. | 1. Использование метода проектов на уроках в течение года. Например, «Сервировка стола к завтраку», 5 класс; «Технология обработки фартука», 6 класс; «Вышивка атласной лентой», 7 класс «Технология изготовления юбки», «Технология изготовления плечевого изделия» и т.д. |
Информационно-коммуникативная технология | Использование технологии способствует эффективному использованию рабочего времени, развивает навыки работы с персональным компьютером и др. техническими средствами, повышает мотивацию к обучению и качество знаний. | 1. Использование на уроках презентаций, интерактивных викторин, электронных учебных материалов. 2.Создание компьютерных презентаций, мастер-классов, интерактивных тестов и кроссвордов. 3. Разработка дистанционных и онлайн уроков, уроков на канале YOUTUBE |
Игровая технология | Учащиеся начинают оперативно мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать стратегию поведения, принимать самостоятельные решения, кратко, чётко излагать свои мысли, учатся вести переговоры, дискутировать. | 1. Использование игровых моментов на отдельных уроках. 2. Построение занятий в форме деловых и ролевых игр. |
Проблемно-развивающее обучение | Переход учащегося из пассивного субъекта обучения в деятельный субъект, который вырабатывает и закрепляет умения самостоятельно добывать знания, выделять суть проблемы, умения разрешать нестандартные ситуации. | 1.Индивидуальная работа с учащимися при разработке творческих проектов. 2. Создание на отдельных уроках ситуаций, требующих неоднозначного осмысления с привлечением новых знаний. |
Личностно-ориентирован-ное обучение | Использование технологии воспитывает общечеловеческие ценности: любовь, трудолюбие, честь, совесть, доброта и т.п. Способствует самоутверждению, самореализации учащихся, развитию творческих способностей. | 1.Индивидуальная работа с учащимися при разработке творческих проектов. 2. Работа с одаренными, слабоуспевающими детьми; детьми группы риска и пропустившими занятия. 3. Работа с учащимися по подготовке к олимпиадам, конкурсам, выставкам/ ярмаркам. |
Технология портфолио | Использование технологии помогает подключить внутренние ресурсы ребёнка, мотивировать его на успех, с целью развития своей уникальности и конкурентоспособности. | Формирование портфолио учащихся, наблюдение за уровнем развития ребенка. |
Здоровьесбе регающая технология | Формирование личности школьника, владеющего на достаточно высоком уровне не только багажом интеллек-туальных знаний по предметам общеобразовательного цикла, но и знаний, умений и навыков здоровьесбережения. | Используемые средства: 1) двигательной направ-ленности (физкультминутки, минутки покоя, подвижные игры); 2) изучение витамин, их оздоровительные силы природы (витаминотерапия, фитотерапия, воздушные ванны); 3) гигиенические факторы (санитарно-гигиенические требования, проветривание, влажная уборка, режим дня, учебная нагрузка). 4) психологические факторы: возрастные особенности детей, благоприятный психологический климат. |
Использование на уроках современных образовательных технологий и методик делает учебный процесс познавательным, более интересным, содержательным и продуктивным. Оптимальное сочетание традиционных и новых технологий обеспечивает эффективность обучения. Кроме того, обучающиеся имеют возможность принять участие в творческих конкурсах, на конференциях и т.д. Занимают не только призовые места, а так же пополняют портфолио своими результатами и достижениями.
Уровень | Количество участников | Результаты |
Республиканский конкурс-выставка «Школьные годы чудесные», 26.10.2018 | 2 Ушакова Анастасия | 1 и 2 место |
Декабрь 2018 Муниципальный тур ВОШ по технологии | Красикова Анна Базарова Алтана Федорова Алина Симухина Алина Старкова Арина | 1 место 1 место 2 место 2 место 1 место |
20 апреля 2018 ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» Конкурс швейного мастерства «Серебряный напёрсток-2018» | Ушакова Анастасия, 9 кл | диплом победителя в номинации «Технологичность исполнения» |
Декабрь 2019 Муниципальный этап ВОШ по технологии | 1. Оленникова Анастасия, 7а 2. Старкова Арина, 8 б 3. Бутакова Ольга, 9 кл | 3 место 2 место 1 место |
Февраль, 2019 Региональный тур ВОШ, г. Улан-Удэ | 1. Красикова Анна, 11 кл 2. Базарова Алтана, 10 кл | 9 место 11 место |
29 марта 2019 Межрегиональная выставка-конкурс творческих работ «Радуга детских талантов» | 1. Базарова Алтана, 10 кл 2. Ушакова Анастасия, 10 кл | 2 место |
I Всероссийский творческий конкурс «Весеннее настроение», Общероссийская малая академия наук «Интеллект будущего», 13.05.2020 | Батурина Алина Алексеевна, 5 класс Латышева Мария Александровна, 5 класс Ушакова Анна Дмитриевна, 6 класс Оленникова Анастасия Александровна, 7 класс Иванова Елена Дмитриевна,10 класс Ушаков Кирилл Олегович, 4 класс | Сертификат Лауреат Сертификат Победитель Сертификат Сертификат |
20 марта 2020 Всероссийский творческий конкурс «Подвиги наших солдат», Творческая мастерская «Рисуй с нами» | Макет «Контрнаступление советских войск под Москвой», 5 «а» класс | Диплом победителя 1 степени |
Всероссийская конференция обучающихся «Мой вклад в величие России», РОО «Доктрина» март 2020 | Бутакова Ольга, 10 класс, творческий проект «Платье на выпускной вечер» Воронина Ирина, 11 класс исследовательская работа «Молодежь и выбор профессии» Победители Всероссийского заочного конкурса | Дипломы победителей |
17-18 февраль 2020 Региональный этап ВОШ по технологии | Бутакова Ольга, 9 кл | 3 место, диплом |
2 марта 2020 Районный конкурс рисунков «Отстояли –защитили» | Кашина Алина, 10 класс | 1 место, грамота |
Декабрь 2020, Муниципальный тур ВОШ по технологии | 1. Оленникова Анастасия, 8 а 2. Федотова Анастасия, 9 кл | 1 место, 2 место |
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее», школьный этап, 28 января 2021 | Бутакова Ольга, 10 класс, творческий проект | Диплом 1 степени |
Исследовательская работа «Человек и общество», Юдинцева Любовь, 11 класс | 2 место |
2021 2 Всероссийский конкурс макетов «Макетная мастерская», г. Оренбург | 5 «а» кл, творческий проект Макет, номинация «Военные сражения» | Диплом 1 степени |
15.03.2021 Всероссийский дистанционный конкурс на сайте «Творческая мастерская «Рисуй с нами.РФ». Номинация «На службе ОТЕЧЕСТВУ» | Макет, посвященный ВОВ 1941-1945гг, творческий проект | диплом 1 степени |
Январь, 2022 Районный фестиваль «Рождественская сказка-2022» | Районный детский конкурс рисунков, номинация «Рождественский ангел», Оленникова Елизавета, 7 класс | 2 место, диплом + 2 участника, сертификаты |
6 апреля, 2022 «Дети.Техника . Творчество». Посвященный Году культурного наследия народов России | Районная выставка детского творчества, номинация «Комбинированные и современные технологии», креативные часы, Оленникова Елизавета, 7 класс | 3 место, диплом + 4 участника, сертификаты |
Апрель, 2022 Районный фестиваль, посвященный 95-летию Мухоршибирского района, ДК | Районная выставка Декоративно прикладного творчества, 12 детей | Благодарности участникам |
Май, 2022 Районный конкурс ДПИ «Сувениры Мухоршибири», посвященный 95-летию Мухоршибирского района | Сувениры, смешанные техники ( декупаж, тестопластика), Юдинцева Есфирь, 7а Разуваева Анна, 7а 12 детей | Диплом, 2 место Диплом, 3 место Сертификаты участия |
10 апреля, 2022 Межрегиональная выставка-конкурс творческих работ «Радуга детских талантов» | Тестопластика, Жиракова Валерия, 6а Разуваева Анна, 7а 4 участника | 2 место 1 место, 4 сертификата участника |
14 октября «Школьные годы чудесные-2023» 14 октября «Школьные годы чудесные-2023» | 1. Жиракова Валерия, 6а 2. Юдинцева Есфирь, 7а | 1 место 1 место |
3. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной.
Чтобы уроки проходили интересно, при подготовке часто использую информационные технологии, метод демонстрации презентаций, которые создаю самостоятельно и сами обучающиеся.
Для всех классов по предмету «Технология» создаю контрольно-измерительные тесты: по теме «Техника безопасности в кабинете «Технология»
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeOIxGBJS9b82tWzAaUN4b4aoyD9i44dalH-Ab7IHjYlwFliA/viewform?usp=sf_link
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeOIxGBJS9b82tWzAaUN4b4aoyD9i44dalH-Ab7IHjYlwFliA/viewform
7 класс предмет «Технология»
Ссылка на тест по теме «Вязание крючком»
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScIh6yQ0YsQuacBJmDUluvCPFM8OKTtg9V9u4qlTMF1x09-3w/viewform
Ссылка на тест по теме «Вышивка»
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSemYlCnAJgXPkpSvicdQFSliOsB2UTWJMYB6SpOhGJvoXhrhA/viewform
8 класс. Ссылка на тест по теме «Вышивка»,
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSemYlCnAJgXPkpSvicdQFSliOsB2UTWJMYB6SpOhGJvoXhrhA/viewform
11 класс предмет ОПД
Ссылка на тест по теме «Кредиты»: для меня https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScT1Wfr6JB9VAw3sJB_oA3SXRQTv3vPvzc1cSlOKmVzNUwjMw/viewform?usp=sf_link
Для уч-ся
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScT1Wfr6JB9VAw3sJB_oA3SXRQTv3vPvzc1cSlOKmVzNUwjMw/viewform
Видео – уроки Мои
Технология, 6 класс
«Вывязывание крючком полотна столбиками без накида под обе нити петли»
https://www.youtube.com/watch?v=LIoguFGYq9o&t=7s
«Вывязывание крючком полотна столбиками без накида под заднюю нить петли».
https://www.youtube.com/watch?v=f2dBf1vHIOo&t=1s
«Вывязывание крючком полотна столбиками без накида под переднюю нить петли».
https://youtu.be/csou0BIRp0A
«Вязание крючком. Выполнение плотного вязания по кругу»
https://youtu.be/DDrOStBupkM
4. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Результаты участия учителя в методических семинарах для учителей технологии
9 ноября 2018 | Республиканская выставка-конкурс «Школьные годы чудесные» | Номинация «Вышивка», работа педагога | 2 место, грамота |
Март 2019 | Всероссийский творческий конкурс-фестиваль педагогических работников «Виват, таланты!» | Творческие работы декоративно-прикладного искусства педагога | Диплом участника Ушакова ТЛ |
29 марта 2019 | Педагогический институт ФГБОУ «Бурятский государственный университет» | Мастер-класс для учителей технологии и ИЗО в рамках курсов повышения квалификации | Благодарность |
15 марта 2019 | МБОУ «Саган-Нурская СОШ» Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций, | Моя статья в сборнике «Клуб детского и семейного досуга» | |
6 декабря 2019 | МБОУ «Новозаганская СОШ» Методический семинар РМО учителей технологии | РМО, анализ и решение практических задач на ВСОШ; Мастер-класс «Формирование компетенций в практическом моделировании» | |
16 декабря 2020 | Методический семинар РМО учителей технологии МБОУ «Мухоршибирская СОШ №1» | Открытый онлайн-урок «Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод или из Интернета» | Сертификат |
| | | |
15 декабря 2021 | ПИ ФГБОУ БГУ в рамках КПК | Мастер-класс «Миниатюра» Вышивка атласной лентой | |
22 декабря 2021 | РМО учителей технологии МАОУ «Саган-Нурская СОШ» | Мастер класс «Блокноты своими руками» | |
22 декабря 2021 | Муниципальный уровень, РМО МАОУ «Саган-Нурская СОШ» | РМО «Изменения в содержании учебного предмета «Технология», проведение семинара | С ертификат |
28 апреля 2022 | РМО учителей технологии МБОУ «Хонхолойская СОШ» | РМО «Формирование методических и информационных компетенций педагогов как средства повышения качества технологического образования», мастер-класс «Подарок своими руками» | |
30 сентября 2022 | Единый методический день МБОУ «Мухоршибирская СОШ №1» | РМО «Управление качеством образования в общеобразовательных организациях; проблемы и пути решения» Открытый урок «Физиология питания», 8 класс | серификат |
2 ноября 2022 | ТОПО ПИ БГУ, Республиканский Круглый стол «Современное технологическое образование» | Доклад «Реализация ФГОС РМО учителей технологии Мухоршибирского УО» | Благодарность |
5. Использую все возможности для накопления научно-методического материала: интернет ресурсы, периодическая печать и обмен педагогическим опытом, как на районных МО, так и курсах повышения квалификации.
06-09 ноября 2018 | БГУ ПИ | «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС» | 48 часов |
26-29 марта 2019 | БГУ ПИ | «Проблемы реализации концепции преподавания предметной области «Технология» | 48 часов |
27 августа 2020 | ФГБОУ ВО БГСХ | «Основы финансовой грамотности» | 72 часа |
30 сентября 2020 | ГАУ ДПО БРИОП | «Развитие художественно-прикладных промыслов на уроках технологии» | 72 часа |
4 июня 2021 | ГАУ ДПО БРИОП | «Финансовая грамотность» | 40 час. |
13-15 декабря 2021 | БГУ ПИ | семинар «Инновационные и цифровые технологии в образовании» | 36 час. |
25-26 августа 2022 | ГАУ ДПО БРИОП | «Реализация требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» | 16 часов |
Результаты педагогической деятельности
20 апреля 2018 ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» | Конкурс швейного мастерства «Серебряный напёрсток-2018», в номинации «Технологичность исполнения» | За подготовку участника Ушаковой Анастасии, 9 кл | Благодарность учителю и школе |
2019 Фестиваль «Одарённые дети - будущее России» | Благодарственное письмо УО МО «Мухоршибирский район» | За подготовку участников олимпиады и призёров конкурсов ДПИ | |
10 января-22 февраля 2020 | Благодарственное письмо за подготовку призёра регионального этапа ВОШ по технологии | За Бутакову Ольгу, занявшую 3 место | |
18 августа 2020 | Администрация МО «Мухоршибирский район» | За успехи в организации и совершенствовании учебного процесса .. | |
15.04.2021 | Межрегиональный центр инновационных технологий, Киров-Москва | За активное участие и проведение Международной метапредметной олимпиады «Совёнок-21», «Прорыв-21» | |
| | | |
2020 Министерство образования и науки Республики Бурятия | VII научно-практическая конференция «Формула успеха» | За подготовку обучающихся | |
29.01.2021 Оргкомитет гражданских и молодёжных инициатив «Идея», г. Оренбург | 2 Всероссийский конкурс макетов «Макетная мастерская» | За организацию и подготовку обучающихся- победителей конкурса | |
| | | |