ФГОС общего образования: механизмы реализации
Инновационные функции стандартов
- обеспечение права на полноценное образование
- обеспечение единства образовательного пространства страны
- обеспечение преемственности
- критериально-оценочная система
- повышение объективности оценивания
Системно-деятельностный подход
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих
детское действие
Ради чего учить?
Ценности
образования
Как учить?
обновление
средств
обучения
Чему учить?
обновление
содержания
Разработка системы нормативов и выбор объектов норимрования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий , посредством которых дети осваивают данный учебный материал.
Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “ Чему мне нужно научиться? ” и “Как мне этому научиться?” . (Слайд 6)
Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
Т
К результатам освоения
основных
образовательных программ
Т
К условиям реализации
основных
образовательных программ
Т
К структуре основных
образовательных программ
Настоящий проект концепции предлагает в качестве государственных стандартов общего образования второго поколения рассматривать три компонента – «Требования к структуре основных общеобразовательных программ», «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ» и «Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ » (см. рис. 3).
Требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой операциональное описание целевых установок общего образования.
Требования к условиям получения общего образования представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых и рекомендуемых для обеспечения реализации соответствующих образовательных программ.
Основная функция фундаментального ядра в концепции стандартов
СИСТЕМА
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА:
Обобщенные
запросы и ожидания
личности, общества, государства
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности , система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта , изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Фундаментальное ядро – средство
универсализации образования
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО обеспечивает выполнение важнейших требований общества к образовательной системе:
- Сохранение единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы
- Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях
- Достижение социальной консолидации и согласия на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России
- Формирование общего деятельностного базиса личности, как системы универсальных учебных действий
Состав фундаментального ядра общего образования
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Универсальные учебные действия
- познавательные
Основополагающие элементы научного знания:
- ведущие идеи и теории
- ключевые факты
-основные понятия
- методы
Место и назначение фундаментального ядра
в системе нормативного обеспечения стандартов
ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
Программа формирования универсальных учебных действий
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Базисный учебный план
Планируемые результаты обучения
ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС