Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели. И. Гете
Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающих смыслового содержания текста.
Проблема - недостаточное понимание смысла читаемого (задач, текстов, заданий) на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Причины:
- своеобразный язык математики, абстрактность теории, сжатость и краткость изложения;
- широкое применение символики, преобладание дедуктивного метода изложения информации;
- сложно выделить главное и второстепенное для решения задачи;
- тесная связь текста с иллюстрациями и чертежами;
- в текстах учебников математики имеются так называемые «пробелы в тексте» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теоремы.
«Решение задач с применением всех действий»
Овощи - 800 гр тыквы, 4 штуки картофеля, 2 морковку моем, чистим, добавляем 1 луковицу, произвольно нарезаем и кладем в кастрюлю. Я для приготовления этого супа использовала мультиварку. Заливаем водой, таким образом, чтобы она полностью покрыла овощи. После того, как овощи сварились, сливаем бульон в отдельную емкость, он нам еще понадобится. Вливаем сливки (10-20% жирности) 400 мл. и пюрируем суп, до однородного состояния, по мере надобности подливая овощной бульон, до необходимой консистенции очень жидкого пюре. Добавляем специи и солим по вкусу, суп перемешиваем и даем настояться под закрытой крышкой 5-10 минут. Обратите внимание – рецепт на 8 порций. А нам необходимо сварить суп на 4 порции.
1)Список необходимых продуктов 2)Количество необходимых продуктов, которые нужно купить 3)Выбор магазина
Овощи - 800 гр тыквы, 4 штуки картофеля, 2 морковку моем, чистим, добавляем 1 луковицу , произвольно нарезаем и кладем в кастрюлю. Я для приготовления этого супа использовала мультиварку. Заливаем водой, таким образом, чтобы она полностью покрыла овощи. После того, как овощи сварились, сливаем бульон в отдельную емкость, он нам еще понадобится. Вливаем сливки (. 10-20% жирности) 400 мл и пюрируем суп, до однородного состояния, по мере надобности подливая овощной бульон, до необходимой консистенции очень жидкого пюре. Добавляем специи и солим по вкусу, суп перемешиваем и даем настояться под закрытой крышкой 5-10 минут. Обратите внимание – рецепт на 8 порций. А нам необходимо сварить суп на 4 порции.
«СЛАТА» «АБСАЛЮТ»
Тыква
400 гр
Картофель
Лук
28р
2 шт
15р
1 шт
Морковь
Тыква
6р
1 шт
Сливки 10-20% жирности
400 гр
Картофель
12р
Соль
200 мл
Лук
2 шт
29р
1шт
черный молотый перец
58р
13р
1 шт
1шт
Морковь
21р
Мускатный орех молотый
8р
1 шт
Сливки 10-20% жирности
1шт
9р
27р
12р
Соль
200 мл
1шт
черный молотый перец
60р
23р
1шт
Мускатный орех молотый
11р
1шт
21р
Скидка на все продукты в «АБСАЛЮТЕ»10%
Таблица 1.
Задание № 1.
Вы решили приготовить торт. Что нужно сделать для этого? Обсудите в группе и запишите этапы решения задачи.
1. Определиться с рецептом.
2. Составить список необходимых продуктов.
3. Выбрать магазин, в котором продукты дешевле.
4. Купить нужные продукты.
Рецепт торта «Клубника» ( на 8 порций)
Развести 30 г желатина в 150 мл горячей воды (не забыть свериться с инструкцией). Оставить остывать. Развести согласно инструкции 90 г желе в 300 мл горячей воды. Тоже остудить.
В миску или кастрюлю выливаем сметану (лучше 20-процентную), насыпаем сахарный песок, его нужно в 3 раза меньше, чем сметаны. Получится 1кг 200 гр сладкой сметанной массы. Добавляем щепотку ванилина, хорошо взбиваем.
В массу добавляем остывший желатин и взбиваем еще раз. Добавляем мелко поломанный крекер (300 г). Тщательно перемешиваем. Делим полученный крем на 3 равные части.
Плитку шоколада (200 г) (лучше предварительно охладить в морозилке) мелко ломаем.
Достаем разъемную форму. Выкладываем в нее одну часть нашего крема. Аккуратно посыпаем его шоколадом. На шоколад выкладываем еще одну часть крема и опять посыпаем шоколадом. Потом выкладываем оставшуюся массу.
Форму ставим в холодильник на 30 мин.
Пока застывает крем, достаем клубнику (500 г), режем её на половинки.
Достав торт из холодильника, красиво выкладываем на него половинки клубники. Клубнику аккуратно заливаем желе. Ставим в холодильник до полного застывания (для этого необходимо не меньше 3 часов).
По истечении этого времени достаем торт, снимаем бортики формы, с помощью лопаточки переносим на блюдо, и можно угощать гостей!
Приятного аппетита!
Задание №3 . Внимательно прочитайте его и составьте список необходимых продуктов. Обратите внимание – рецепт на 8 порций.
Продукты
По рецепту
На 4 порции
1. 30г
2. Сметана
2. 900г
1. 15г
3. Сахар
3. 300г
2. 450г
4. Ванилин
4. -----
5. Крекер
3. 150г
6. Шоколад
4. -----
5. 300г
6. 200г
5. 150г
7. Клубника
6. 100г
7. 500г
8. Желе
8. 90г
7. 250г
8. 45г
Задание №4 .
Я предлагаю ознакомиться со стоимостью нужных нам продуктов и выбрать один из двух магазинов «Пионер» или «Абсолют», в котором наиболее выгодно купить продукты .
Прайс-листы
«Абсолют»
Скидка 10% на все товары
«Пионер»
Товар
Сахар
Масса
Цена
1 кг
Сметана
40 руб.
450 г
Желатин
Ванилин
84 руб.
15 г
Крекер
12 руб.
5 г
10 руб.
300 г
Шоколад молочный "Аленка"
52 руб.
100 г
Желе
70 руб.
Клубника свежая
100 г
14 руб.
200 г
40 руб.
Товар
Сахар
Масса
1 кг
Сметана
Цена
39 руб.
450 г
Желатин
86 руб.
15 г
Ванилин
5 г
Крекер
11 руб.
300 г
Шоколад молочный "Аленка"
10 руб.
53 руб.
100 г
Желе
68 руб.
Клубника свежая
100 г
200 г
16 руб.
38 руб.
Задание №5 .
Прочитайте ещё раз рецепт и пронумеруйте этапы приготовления торта.
4
Добавить в крем желатин и крекер.
Выложить всё последовательно в форму.
6
Взбить сметану с сахаром и ванилином.
3
Поставить в холодильник на 3 часа.
8
Приготовить желе.
2
Нарезать клубнику и уложить на торт, залив желе.
7
Поломать шоколад.
5
Приготовить желатин.
1
Инструкционная карта ученика
стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики
Стратегии смыслового чтения
Этапы решения задач
Поиск информации и
Что должен уметь ученик
понимание прочитанного
Анализ содержания
Преобразование и
задачи.
интерпретация
Осуществление плана
Оценка информации
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию
решения задачи.
Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации
Проверка решения
Поиск пути решения
задачи.
задачи и составление
Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её
плана ее решения
Спасибо за внимание !