СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение -рассуждение ЕГЭ шаблон

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель может использовать в своей работе по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения

Просмотр содержимого документа
«Сочинение -рассуждение ЕГЭ шаблон»

Как писать сочинение по русскому языку ЕГЭ 2024

К 1 Вступление


Сочинение можно начать, задав только один вопрос по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария.



Формулировка проблемы

(Проблема – вопрос, над которым размышляет автор)

В виде вопроса, после которого делается отсылка к исходному тексту:

Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)?

Что такое красота?

В чём смысл жизни?

От каких факторов зависит формирование личности человека?

Как нужно относиться к родителям?

Почему взрослым важно сохранить в себе детское отношение к миру? И т.д.


Отсылка: Ответ на этот вопрос ищет в своём тексте И.И. Иванов. Или Этой сложной проблеме посвящен текст И.И. Иванова.

Сочетанием слова «проблема» с именем существительным, употреблённом в родительном падеже.

Проблема (чего?). Обязательно использовать слово «проблема».

В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?)….


Чтобы раскрыть поставленную (нельзя: данную или эту этой и т.д.) проблему, автор…


Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?)…

Внимание! Тема – о чем текст.(«автор пишет о книгах», «автор поднимает тему книги», «автор поднимает проблему книги» - 0 баллов.

Проблема – что волнует автора, когда он обращается к этой теме, то есть конкретный ракурс рассмотрения темы.



К 2.

Примеров нужно найти два. Два примера – это и есть два аспекта позиции автора. Каждый пример в комментарии нужно объяснить, то есть показать, с какой целью автор приводит этот пример. Задача при работе с комментарием – не только привести примеры-иллюстрации, которые соответствуют поставленной проблеме, но и ответить на вопросы:

С какой целью автор приводит пример?(Для чего? Почему? Зачем? По какой причине?)

Какая существует связь между примерами?



Тип связи

Примерная формулировка в сочинении



противопоставление

Автор противопоставляет приведённые примеры, чтобы показать…



дополнение

Дополняя этот пример, автор обращается к ….

Автор показывает эти эпизоды (примеры), которые дополняют друг друга, чтобы…



сопоставление

Сопоставляя приведенные примеры, автор подчёркивает…



следствие

К чему приводит такое отношение….? Отвечая на этот вопрос, автор…



вывод

Обобщая всё сказанное, автор приходит к выводу: …



причина

Почему герой так поступает? Автор показывает, что…



уступка

Несмотря на кажущуюся очевидность этих доводов, автор…







Объём комментария – 5 предложений (от 80 до 120 слов) (пример 1, объяснение примера 1, пример 2, объяснение примера 2, связь между этими примерами), но можно написать больше, например, 6-8. Опора на текст в комментарии обязательна. Объем цитат не должен превышать 20%, потому что «чрезмерное цитирование» приводит к потере баллов по К 5. Чтобы передать содержание выбранного фрагмента, используйте косвенную речь и микроцитаты (от 2 до 7 слов). При этом пишем не о том, что происходит в тексте («Человек пошёл на войну»), а о том, как автор раскрывает поставленную проблему («Автор показывает настроение добровольцев и подчёркивает, что герой текста, Михаил, пошел на войну «с весёлой отвагой»».Или «Автора тревожит отношение современников к книгам, и он с горечью отмечает, что многие «стали читать меньше». Показать ход мысли автора

помогут слова-комментаторы



Слова-комментаторы (что делает автор?)



Публицистика

Художественный текст



рассуждает (о чём7)

повествует (о чём?)



вспоминает (о чём7)

вспоминает (о чём?), как..



описывает

описывает



анализирует




подчёркивает

подчёркивает



выделяет

выделяет



размышляет о




сравнивает

сравнивает



цитирует




опровергает




противопоставляет

противопоставляет



сопоставляет

сопоставляет



рассматривает




приводит пример




опирается на мнение (суждение)




доказывает, что




разделяет мнение (кого?)




отмечает

отмечает



отмечает важность




подтверждает свои мысли (чем?)




останавливается (на чём?)




предлагает задуматься (о чём?)




обращает внимание (на что?)

обращает внимание (на что?)



создает образ, атмосферу

создает образ, атмосферу


сопереживает (кому?)

сопереживает (кому?)


негодует (из-за чего?)

негодует (из-за чего?)


осуждает (кого?Что?)

осуждает (кого? что?)


восхищается (кем?Чем?)

восхищается (кем? чем?)







Комментарий (от лат.толкование) к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами).

Пример – иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

На каком материале автор раскрывает своё видение выдвинутой проблемы илиНа каких примерах автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями иллюстрирует проблему? На чьё мнение ссылается?

Первый пример-иллюстрация



Публицистический текст

Художественный текст



Автор обращается к собственному опыту и вспоминает

(Если повествование ведётся от первого лица (я), слово «автор» заменяется на слово «рассказчик»)



Писатель не случайно приводит слова (кого ФИО): «Цитата»

В центре внимания автора случай….



Автор разделяет мнение (кого)

Писатель изображает (кого-что)…

Герой говорит: «Цитата»…



Публицист спорит (с кем)….

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя.



Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

Стоит обратить внимание на мысли )слова, поступки) героя.

Симпатии автора на стороне героя, который…



Особого внимания заслуживает мнение автора о ….

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как….



Пояснение примера



Публицистический текст

Художественный текст



Писатель хочет сказать, что…

Автор не случайно обращает наше внимание на….



Этот пример показывает, что…

Поступок героя показывает, что…



Смысл этого высказывания в том, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять…



Эти слова убедительно доказывают, что…

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…



Я думаю, этим примером автор хотел показать….

Эти события автор описывает, чтобы…



Приведённые слова содержат глубокий смысл…





Второй пример-иллюстрация + пояснение примера




Смысловая связь



Противопоставление

Противопоставляя эти примеры(этих героев), автор показывает…



Сравнение, сопоставление

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев, мы можем увидеть….

Для сравнения автор обращается…



Причина

Что стало причиной этих событий (поступков героев?) Об этом автор пишет далее….



Следствие, вывод

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…



Приём иллюстрации

Оба приведённые примера-иллюстрации, дополняя друг друга, позволяют увидеть….

Два приведенных примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что….

Приведенные примеры-иллюстрации позволяют увидеть героя в развитии….

Исходя из двух примеров-иллюстраций можно понять, что….



Дополнение

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…



Уступка

Несмотря на то, что все убеждены в правильности…., герой (автор)думает иначе.

Несмотря на очевидную правоту героя….



Структура комментария



5 элементов комментария

Пример комментария



Проблемный вопрос

В чём заключается благородство человека?



Пример-иллюстрация 1

(какой пример из текста отвечает на проблемный вопрос?)

Кир Булычёв знакомит читателей с содержанием статьи о писателе Александре Григорьевич Черняеве. В первую очередь автор упоминает о том, как герой, рискую жизнью, ездил выступать перед бойцами «в самую стужу, под обстрелом» на фронт, как отказался эвакуироваться.



Пояснение 1 (какой именно ответ на проблемный вопрос содержится в этом примере?)

А.Г. Булычёв перечисляет эти поступки, чтобы подчеркнуть, что внутреннее благородство человека проявляется в мужестве и самопожертвовании.



Пример-иллюстрация 2

(какой ещё пример из текста отвечает на проблемный вопрос?)

Особое внимание автор акцентирует на эпизоде с посылкой, которую умирающий от голода пожилой писатель отдаёт соседским малышам. Это поступок, как утверждает К. Булычёв, - настоящий подвиг: «…Он не будет сосать сгущенное молоко в уголке. Не такой старик…»



Пояснение 2 (какой именно ответ на проблемный вопрос содержится в этом примере?)

Так выражено восхищение автора человеком, который считает своим долгом заботиться прежде всего о тех, кто нуждается в помощи



Смысловая связь (как связаны эти два примера, для чего автор обратился к ним?)

Автор показывает эти эпизоды, которые дополняют друг друга, чтобы проиллюстрировать сущность душевных качеств благородного человека.



Позиция автора

Благородство человека заключается во внутренней стойкости, в готовности к самопожертвованию, в заботе о слабых.



К 3

Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, размышляя над какой-либо проблемой. Позиция всегда показывает отношение автора, объясняет цель написания текста, отвечает на вопросы: Что хотел донести до читателей автор? Чему хотел их научить? Позиция автора всегда построена на нравственных ценностях.

Публицистический текст

Художественный текст



Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно:….

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы , но исподволь подводит читателей к мысли о том, что….



И.И. Иванов убеждён: «Цитата»

Позиция И.И. Иванова относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: «Цитата».



Автор текста, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего?)….

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что И.И. Иванов….



И.И. Иванов подводит читателя к выводу о том, что….




ЧЕК – ЛИСТ

Как найти позицию автора?

  1. Отметить номера предложений, указанных в задании-рецензии.

  2. Прочитать внимательно текст, выделяя основные моменты содержания текста. (Берем ручку и отмечаем в тексте. На выданном вам бланке КИМа можно делать любые пометки. Эти бланки не проверяются.)

  3. Выделить первое ключевое слово: понятие, о котором говорит автор. О чём текст? Это тема (например, совесть)

  4. Определить второе ключевое слово. О ком идёт речь? (Например: человек, люди, врач, учитель, ребёнок, дети, родители).

  5. Определить третье ключевое слово (глагол или отглагольное существительное: влияет, воздействует, зависит, воздействие, влияние, определение, сущность).

  6. Выписать из текста слова и словосочетания, которые раскрывают содержание ключевых слов.

  7. Записать позицию автора, используя ключевые слова (тема + ещё одно ключевое слово) и выбранные словосочетания, учитывая 2 аспекта проблемы.

  8. Сформировать проблемный вопрос.



Например: Позиция автора ясна. Д С. Лихачёв считает, что к пожилым людям нужно относиться с вниманием (аспект 1) и заботой (аспект 2) Отсюда вытекает проблемный вопрос : Как нужно относиться к пожилым людям? (если в формировании позиции автора использованы однородные члены)

или

Позиция автора ясна. Д С. Лихачёв считает, что к пожилым людям нужно относиться с пониманием (аспект 1), потому что они нуждаются в заботе и внимании (аспект 2). Используется придаточное предложение, и проблемный вопос должен содержать слово «Почему»: Почему к пожилым людям нужно относиться с пониманием?



К 4

Отношение к позиции автора + обоснование

Для выражения своего мнения:

  1. Я разделяю точку зрения на проблему…

  2. Я придерживаюсь того же мнения на проблему…, что и автор…

  3. Я согласен с автором в том, что…

  4. Трудно не согласиться с автором текста в том, что

  5. Мне близка позиция автора тем, что…



Для аргументации собственной позиции:

  1. Как часто приходится сталкиваться с….

  2. Разве не стали обычными (нормами жизни) такие явления, как…?

  3. Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем того, как….

  4. К сожалению, зачастую в наши дни(среди нас; вокруг нас)…

  5. Сама история человечества не раз

доказывала справедливость этого…

  1. Нужно вспомнить и тот научный факт,

который еще раз подтверждает…

  1. Когда-то и я впервые услышал о том, что…

  2. Известный ученый/ политик/ спортсмен/

общественный деятель/писатель об этом

говорил так…

  1. Нельзя не вспомнить героя известного

фильма/ романа…

Например:

Позиция автора ясна. Д.С. Лихачёв считает, что объединить человечество может стремление к добру.

Я согласен с позицией автора: действительно, доброта объединяет людей, поэтому нужно стремиться быть добрыми.

Обоснование строится по схеме: тезис – ваше доказательство – микровывод (если аргумент подтверждает позицию автора, а не вашу собственную, получаете 0 баллов по

критерию К 4)



Вывод

Таким образом, автор текста убеждает на с том, что …

Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что…

Автор хочет… И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания





План сочинения

  1. Вступление = постановка проблемы.

  2. Комментарий проблемы (пример1+довод 1, пример 2 + довод 2, смысловая связь между ними).

  3. Позиция автора.

  4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста и его обоснование.

  5. Заключение = вывод.



тема


Ключевые слова (тема + 2 слова)


Позиция автора


Проблемный вопрос




5 элементов комментария

Комментарий (как минимум 1 предложение)

Проблемный вопрос


Пример - иллюстрация 1


Пояснение 1


Пример – иллюстрация 2


Пояснение 2


Смысловая связь


Позиция автора




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!