СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соната как основная форма классических ансамблей

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соната как основная форма классических камерных ансамблей Преподаватель оркестровых инструментов Астафьева Е.В. Знакома ли вам настороженная тишина, которая наступает в концертном зале, когда артисты уже вышли на сцену и едва слышно настраивают свои инструменты? Нетерпеливо ждешь первых звуков, радостно думая, что впереди- целый вечер музыки. …Мягко, даже вкрадчиво пропела первую фразу виолончель. Как будто кто-то нерешительно задал вопрос, оставшийся без ответа. Второй и третий раз повторяется фраза. Но реплики фортепиано не дают ответа. Они лишь подчеркивают неопределенность маленького диалога, где «ответы» не отвечают вопросу, а как бы переспрашивают с такой же вопросительной интонацией. И, словно окончательно убедившись в тщетности своих усилий, замолкает мелодия виолончели, растворившись в фортепианной звучности. Энергичные аккорды нарушают оцепенение. Ярко, полнозвучно откликнулась им виолончель. Нарастает динамика, ускоряется движение, и вот уже музыка полна воли и страстного напряжения. Так начинается соната для виолончели и фортепиано Сергея Васильевича Рахманинова – одно из замечательных произведений камерно- инструментальной музыки, этой «великолепной отрасли музыкального искусства», обладающей, по словам Чайковского, «литературой более богатой, чем все остальные роды музыки» Итальянское название sonata (соната) произошло от латинского «sonare»-звучать. Впервые оно встречается в конце 16 века: однако тогда сонатой называли всякое инструментальное произведение, в отличии от сочинения, предназначенного для пения, - кантаты ( от латинского «cantare»- петь). Сонаты обычно писались для четырех инструментов: трех струнных и одного клавишного (например, две скрипки, виолончель и орган или клавесин ). По своему строению соната состояла из нескольких разнохарактерных пьес, как правило, не связанных между собой по содержанию. Такие сонаты писали многие крупные композиторы 17-18 веков, в том числе А.Корелли, А.Вивальди, Д.Тартини. Однако, как особая форма, имеющие свои строгие законы построения и развития, соната сложилась лишь к концу 18 века в творчестве великих композиторов-классиков И.Гайдна, В.А.Моцарта и особенно Л.Бетховена. Именно с этих пор сонатой называются произведения для одного или двух инструментов, написанное в виде сонатного цикла, то есть состоящее из нескольких частей, объединенных единой мыслью. Непременным условием такого цикла является и то, что хотя бы одна из его частей, чаща первая, должна быть в сонатной форме. Сонатная форма, или, как часто ее называют, «сонатное аллегро» , с ее ярким противопоставлением различных по характеру тем и их активным развитием, дает большие возможности для воплощения в ней самых разнообразных замыслов. Вторая часть сонатного цикла- обычно лирическая, медленная (условно ее называют Andante). Драматургические задачи этой части не столь сложны, как задачи первой, поэтому и форма здесь проще- обычно трехчастная или вариационная. Для последней части - финала- характерен быстрый темп и почти всегда радостные, светлые настроения. Нередко в финалах используются народные песенные темы и танцевальные ритмы. Помимо сонатной формы или вариаций, встречаются финалы в форме рондо (от французского слова «rond» - круг), особенность которой составляет неоднократное вращение вокруг нее всей остальной музыки. Сонатный цикл может быть и четырехчастным за счет еще одной части, чаще всего- менуэта (танец, распространенный в 18 веке) или скерцо («scherzo»- по- итальянски шутка). Обычно название «скерцо» относится к подвижной пьесе, бодрой и энергичной по характеру, с контрастирующим трио в середине. Однако в дальнейшем своем развитии форма скерцо далеко не всегда оправдывает название шутки. Содержание многих скерцо весьма значительно, а иногда и по-настоящему драматично. Разобранный здесь тип сонатного цикла наиболее распространен, но его ни в какой степени нельзя считать обязательным. Иногда композиторы изменяют количество частей сонатного цикла, темпы каждой из них и порядок их последовательности. Известны камерные сонаты вовсе без медленных частей (композиторы Гайдн и Моцарт заменяют их обычно менуэтом). Иногда медленной оказывается первая или третья часть, встречаются и медленные финалы. Классическую ансамблевую сонату, то есть сонату, написанную для нескольких исполнителей, обычно называют по числу участников: для двух исполнителей – скрипки или виолончели, или какого-либо духового инструмента (кларнета, валторны) с фортепиано – сонатой-дуэтом. Сонату для трех исполнителей – трио, для четырех – квартетом. Более крупные по составу ансамбли, встречающиеся реже, называются квинтетом – для пяти участников, секстетом – для шести, септетом – для семи, октетом – для восьми, нонетом – для девяти (от латинских названий цифр – 2, 3, 4… до 9). Гениальный создатель как сольных, так и ансамблевых сонат – Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827). Каждая его соната – это драматическое произведение, насыщенное острым содержанием, где страстные диалоги сменяются гневными монологами, а философское раздумье уступает место эпизодам, полным народного юмора. Одно из таких сочинений Бетховена – соната для скрипки и фортепиано соч. 30 №2 (1802). Волевой, полной сдержанного драматизма главной теме первой части противопоставлена светлая, энергичная вторая тема, мелодический склад которой интонационно связан с немецкой народной песней. В их контрастном столкновении и приемах развития уже сказываются черты героического стиля Бетховена, с такой силой развернувшегося в его зрелых симфониях. О борьбе и героизме человека, его высоких мыслях рассказывают нам и остальные три части. В сонатах Бетховена встречаются и другие образы. Идиллически безмятежным настроением пронизана соната для скрипки и фортепиано соч. 24 (1801), называемая «Весенней». В ней нет драматических конфликтов ни внутри, ни между отдельными частями. Ощущение счастья и полноты жизни выражает её первая часть. И этот светлый образ не нарушается ни во второй части – спокойном размышлении, ни в третьей – шутливом, полном грации скерцо. Последняя часть, рондо, своим нежным и прозрачным характером напоминает финал сонат Моцарта. Среди сонат Бетховена для скрипки и фортепиано особенно популярна соната соч. 44 №9, известная под названием «Крейцеровой» сонаты. Созданная композитором в 1802 – 1803 годах, почти одновременно с «Героической» симфонией (соч. 55, 1804 год), соната поражает грандиозностью замысла, страстностью выраженных в ней чувств. О её больших размерах свидетельствует надпись, сделанная Бетховеном на первом экземпляре: «Соната для фортепиано и облигатной скрипки, написанная в концертирующем стиле, - как бы концерт». Всего у Бетховена 16 сонат- дуэтов для сольных инструментов с фортепиано. Из них – десять для скрипки, пять для виолончели и одна для валторны с фортепиано. Ценнейший вклад в развитие камерной ансамблевой соната внесли сонаты великих композиторов Шуберта, Шумана и Брамса, разнообразные по своему идейно-эмоциональному содержанию, художественным образам и форме. Сразу завоевала себе признание и соната для виолончели и фортепиано Грига, соч. 36. Музыка сонаты, как всегда у Грига, оригинально претворяя норвежские народно-песенные интонации и ритмы, подкупает искренностью чувства, поэтичностью лирики. Вместе с тремя сонатами Грига для скрипки и фортепиано она прочно вошла в репертуар исполнителей всего мира. Русские музыканты издавна были тесно связаны с мировой музыкальной культурой, всегда были почитателями и пропагандистами всего лучшего, созданного человечеством. Уже в конце XVIII века в петербургских «малых эрмитажах» (так назывались тогда небольшие музыкальные собрания) с успехом исполнялись квартеты Гайдна. Широкой популярностью пользовалось и имя Моцарта. Известно, что в 1802 году в Москве подготавливалось издание его квартетов и квинтетов. Музыку Бетховена в России узнали и полюбили еще при его жизни. В 1823 году молодой Глинка готовит с крепостным оркестром вторую симфонию и увертюру «Фиделио». По инициативе видного музыкального деятеля и мецената М. Ю. Виельгорского в 1822 – 1823 годах звучат шесть симфоний Бетховена. С именами любителей-музыкантов Н. Б. Голицина и А.К. Разумовского связана история создания некоторых бетховенских квартетов. В. Одоевский, известный музыкальный деятель и крупный знаток музыки Бетховена, написал интересную полунаучную, полуфантастическую новеллу «Последний квартет Бетховена». Она была горячо одобрена Пушкиным. Прекрасным исполнителем фортепианных сонат Бетховена был А.С. Грибоедов, а юный Лермонтов в своем наброске «Панорама Москвы» пишет о восходе солнца над Москвой как о чудной, фантастической увертюре Бетховена. Насыщенное идеями демократизма творчество гениального композитора нашло живой отклик у передовой русской интеллигенции. Большой интерес к музыке Бетховена проявили выдающиеся деятели русской культуры А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Многие русские композиторы в процессе роста и формирования своего таланта испытали несомненное влияние западноевропейских мастеров. Однако лучшие представители русской музыкальной культуры с первых же шагов ее развития не были только слепыми подражателями. Творчески претворяя выдающиеся достижения западноевропейских классиков, они в музыке прежде всего искали самобытное национальное начало. Блестящий образец камерного ансамбля того времени – двухчастная соната для альта и фортепиано М. И. Глинки. Её музыка подкупает широкой мелодичностью и искренностью чувства. Народнопесенные обороты и характерные для того времени задушевные романсовые интонации, использованные в сонате, способствовали популярности сочинения, делали его доступным пониманию широких кругов слушателей. В дальнейшем, продолжая традиции Глинки, русские композиторы смело обращались в камерных произведениях к неисчерпаемым мелодическим богатствам русских народных песен, расширяя этим демократические возможности жанра. С классической традицией связано и одно из лучших сочинений Рахманинова – соната для виолончели и фортепиано: описанием музыки ее вступления мы начали наш рассказ. Каждая из четырех частей сонаты раскрывает глубоко поэтический образ: взволнованный, полный драматизма в первой части, где музыка напоминает течение полноводной, стремительно несущейся реки; настороженный и тревожный в скерцо, лирический, насыщенный ласковым светом в третьей; в радостном же возбуждении главной темы финала и широком распеве его побочной слышатся отголоски народного праздника. Все это как бы главы одного рассказа. Музыка сонаты Рахманинова глубоко национальна. Основные темы произведения – русские по своему характеру и интонациям. Они передают мысли и чувства русского человека: его любовь к родной природе и песне, его постоянное стремление к радости и веру в светлое будущее. К жанру камерной сонаты обращаются и советские композиторы: Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, В.Я. Шебалин, В. В. Нечаев, А.Ф. Гедике и многие другие. Развивая лучшие традиции русской классической музыки, они раскрывают в камерных сочинениях новый строй чувств, душевный мир человека. Одним из таких примеров может быть замечательная соната для виолончели и фортепиано С.С. Прокофьева (соч. 119). Плавно, в характере былинных сказаний, начинается ее первая часть. Неторопливо развертывается главная тема на фоне пассажей фортепиано и аккордов виолончели. Обе побочные темы глубоко лиричны: первая – светлая, вторая – более взволнованная. Развиваясь, она придает разработке напряженно-страстный характер. Очень своеобразна и значительна по богатству настроений вторая часть. Её основная тема построена на материале, связанном с русской народной плясовой мелодией. Для крайних разделов этой части типичен острый ритм, подчеркивающий шутливый характер музыки. Тем поэтичнее и пленительнее возникает в среднем эпизоде любовная тема, звучащая как пламенное признание. Здесь композитор создал своего рода инструментальный дуэт. Оба инструмента (виолончель и фортепиано), как два человеческих голоса, переплетаясь и дополняя друг друга, рассказывают о страстном и нежном чувстве. Романтически-увлеченное настроение дуэта внезапно нарушается, и снова появляется полный веселья и юмора основной образ. Третья часть сонаты – финал – также построена на сопоставлении двух образов: лирического и танцевального, ритмически заостренного. В заключении финала – коде – композитор возвращается к главной теме первой части. Но здесь она возникает более торжественно и грандиозно, чем в начале сонаты, окончательно утверждая эпический образ сочинения. Разнообразие настроений сонаты, то эпически-спокойных, то нежно-любовных, то беззаботно-веселых, как бы рождается богатством человеческих переживаний, сложностью духовного облика человека, раскрыть который было всегдашним стремлением замечательного композитора. «Я придерживаюсь того убеждения, - пишет Прокофьев, - что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать её. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…» Используемая литература 1Л..Раабен Жизнь замечательных музыкантов 2. Б.Струве Путь развития музыкантов 3.Ю.Янкелевич Педагогическое наследие

Просмотр содержимого документа
«Соната как основная форма классических ансамблей»

Соната как основная форма классических камерных ансамблей

Преподаватель оркестровых инструментов Астафьева Е.В.


Знакома ли вам настороженная тишина, которая наступает в концертном зале, когда артисты уже вышли на сцену и едва слышно настраивают свои инструменты? Нетерпеливо ждешь первых звуков, радостно думая, что впереди- целый вечер музыки.

…Мягко, даже вкрадчиво пропела первую фразу виолончель. Как будто кто-то нерешительно задал вопрос, оставшийся без ответа. Второй и третий раз повторяется фраза. Но реплики фортепиано не дают ответа. Они лишь подчеркивают неопределенность маленького диалога, где «ответы» не отвечают вопросу, а как бы переспрашивают с такой же вопросительной интонацией. И, словно окончательно убедившись в тщетности своих усилий, замолкает мелодия виолончели, растворившись в фортепианной звучности.

Энергичные аккорды нарушают оцепенение. Ярко, полнозвучно откликнулась им виолончель. Нарастает динамика, ускоряется движение, и вот уже музыка полна воли и страстного напряжения.

Так начинается соната для виолончели и фортепиано Сергея Васильевича Рахманинова – одно из замечательных произведений камерно- инструментальной музыки, этой «великолепной отрасли музыкального искусства», обладающей, по словам Чайковского, «литературой более богатой, чем все остальные роды музыки»

Итальянское название sonata (соната) произошло от латинского «sonare»-звучать. Впервые оно встречается в конце 16 века: однако тогда сонатой называли всякое инструментальное произведение, в отличии от сочинения, предназначенного для пения, - кантаты ( от латинского «cantare»- петь).

Сонаты обычно писались для четырех инструментов: трех струнных и одного клавишного (например, две скрипки, виолончель и орган или клавесин ). По своему строению соната состояла из нескольких разнохарактерных пьес, как правило, не связанных между собой по содержанию. Такие сонаты писали многие крупные композиторы 17-18 веков, в том числе А.Корелли, А.Вивальди, Д.Тартини.

Однако, как особая форма, имеющие свои строгие законы построения и развития, соната сложилась лишь к концу 18 века в творчестве великих композиторов-классиков И.Гайдна, В.А.Моцарта и особенно Л.Бетховена. Именно с этих пор сонатой называются произведения для одного или двух инструментов, написанное в виде сонатного цикла, то есть состоящее из нескольких частей, объединенных единой мыслью. Непременным условием такого цикла является и то, что хотя бы одна из его частей, чаща первая, должна быть в сонатной форме.

Сонатная форма, или, как часто ее называют, «сонатное аллегро» , с ее ярким противопоставлением различных по характеру тем и их активным развитием, дает большие возможности для воплощения в ней самых разнообразных замыслов.

Вторая часть сонатного цикла- обычно лирическая, медленная (условно ее называют Andante). Драматургические задачи этой части не столь сложны, как задачи первой, поэтому и форма здесь проще- обычно трехчастная или вариационная.

Для последней части - финала- характерен быстрый темп и почти всегда радостные, светлые настроения. Нередко в финалах используются народные песенные темы и танцевальные ритмы. Помимо сонатной формы или вариаций, встречаются финалы в форме рондо (от французского слова «rond» - круг), особенность которой составляет неоднократное вращение вокруг нее всей остальной музыки.

Сонатный цикл может быть и четырехчастным за счет еще одной части, чаще всего- менуэта (танец, распространенный в 18 веке) или скерцо («scherzo»- по- итальянски шутка). Обычно название «скерцо» относится к подвижной пьесе, бодрой и энергичной по характеру, с контрастирующим трио в середине. Однако в дальнейшем своем развитии форма скерцо далеко не всегда оправдывает название шутки. Содержание многих скерцо весьма значительно, а иногда и по-настоящему драматично.

Разобранный здесь тип сонатного цикла наиболее распространен, но его ни в какой степени нельзя считать обязательным. Иногда композиторы изменяют количество частей сонатного цикла, темпы каждой из них и порядок их последовательности. Известны камерные сонаты вовсе без медленных частей (композиторы Гайдн и Моцарт заменяют их обычно менуэтом). Иногда медленной оказывается первая или третья часть, встречаются и медленные финалы.

Классическую ансамблевую сонату, то есть сонату, написанную для нескольких исполнителей, обычно называют по числу участников: для двух исполнителей – скрипки или виолончели, или какого-либо духового инструмента (кларнета, валторны) с фортепиано – сонатой-дуэтом. Сонату для трех исполнителей – трио, для четырех – квартетом. Более крупные по составу ансамбли, встречающиеся реже, называются квинтетом – для пяти участников, секстетом – для шести, септетом – для семи, октетом – для восьми, нонетом – для девяти (от латинских названий цифр – 2, 3, 4… до 9).

Гениальный создатель как сольных, так и ансамблевых сонат – Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827). Каждая его соната – это драматическое произведение, насыщенное острым содержанием, где страстные диалоги сменяются гневными монологами, а философское раздумье уступает место эпизодам, полным народного юмора.

Одно из таких сочинений Бетховена – соната для скрипки и фортепиано соч. 30 №2 (1802). Волевой, полной сдержанного драматизма главной теме первой части противопоставлена светлая, энергичная вторая тема, мелодический склад которой интонационно связан с немецкой народной песней. В их контрастном столкновении и приемах развития уже сказываются черты героического стиля Бетховена, с такой силой развернувшегося в его зрелых симфониях. О борьбе и героизме человека, его высоких мыслях рассказывают нам и остальные три части.

В сонатах Бетховена встречаются и другие образы. Идиллически безмятежным настроением пронизана соната для скрипки и фортепиано соч. 24 (1801), называемая «Весенней». В ней нет драматических конфликтов ни внутри, ни между отдельными частями. Ощущение счастья и полноты жизни выражает её первая часть. И этот светлый образ не нарушается ни во второй части – спокойном размышлении, ни в третьей – шутливом, полном грации скерцо. Последняя часть, рондо, своим нежным и прозрачным характером напоминает финал сонат Моцарта.

Среди сонат Бетховена для скрипки и фортепиано особенно популярна соната соч. 44 №9, известная под названием «Крейцеровой» сонаты. Созданная композитором в 1802 – 1803 годах, почти одновременно с «Героической» симфонией (соч. 55, 1804 год), соната поражает грандиозностью замысла, страстностью выраженных в ней чувств. О её больших размерах свидетельствует надпись, сделанная Бетховеном на первом экземпляре: «Соната для фортепиано и облигатной скрипки, написанная в концертирующем стиле, - как бы концерт».

Всего у Бетховена 16 сонат- дуэтов для сольных инструментов с фортепиано. Из них – десять для скрипки, пять для виолончели и одна для валторны с фортепиано.

Ценнейший вклад в развитие камерной ансамблевой соната внесли сонаты великих композиторов Шуберта, Шумана и Брамса, разнообразные по своему идейно-эмоциональному содержанию, художественным образам и форме.

Сразу завоевала себе признание и соната для виолончели и фортепиано Грига, соч. 36. Музыка сонаты, как всегда у Грига, оригинально претворяя норвежские народно-песенные интонации и ритмы, подкупает искренностью чувства, поэтичностью лирики. Вместе с тремя сонатами Грига для скрипки и фортепиано она прочно вошла в репертуар исполнителей всего мира.

Русские музыканты издавна были тесно связаны с мировой музыкальной культурой, всегда были почитателями и пропагандистами всего лучшего, созданного человечеством.

Уже в конце XVIII века в петербургских «малых эрмитажах» (так назывались тогда небольшие музыкальные собрания) с успехом исполнялись квартеты Гайдна. Широкой популярностью пользовалось и имя Моцарта. Известно, что в 1802 году в Москве подготавливалось издание его квартетов и квинтетов.

Музыку Бетховена в России узнали и полюбили еще при его жизни. В 1823 году молодой Глинка готовит с крепостным оркестром вторую симфонию и увертюру «Фиделио». По инициативе видного музыкального деятеля и мецената М. Ю. Виельгорского в 1822 – 1823 годах звучат шесть симфоний Бетховена. С именами любителей-музыкантов Н. Б. Голицина и А.К. Разумовского связана история создания некоторых бетховенских квартетов.

В. Одоевский, известный музыкальный деятель и крупный знаток музыки Бетховена, написал интересную полунаучную, полуфантастическую новеллу «Последний квартет Бетховена». Она была горячо одобрена Пушкиным.

Прекрасным исполнителем фортепианных сонат Бетховена был А.С. Грибоедов, а юный Лермонтов в своем наброске «Панорама Москвы» пишет о восходе солнца над Москвой как о чудной, фантастической увертюре Бетховена. Насыщенное идеями демократизма творчество гениального композитора нашло живой отклик у передовой русской интеллигенции. Большой интерес к музыке Бетховена проявили выдающиеся деятели русской культуры А. И. Герцен, Н. П. Огарев.

Многие русские композиторы в процессе роста и формирования своего таланта испытали несомненное влияние западноевропейских мастеров. Однако лучшие представители русской музыкальной культуры с первых же шагов ее развития не были только слепыми подражателями. Творчески претворяя выдающиеся достижения западноевропейских классиков, они в музыке прежде всего искали самобытное национальное начало.

Блестящий образец камерного ансамбля того времени – двухчастная соната для альта и фортепиано М. И. Глинки. Её музыка подкупает широкой мелодичностью и искренностью чувства. Народнопесенные обороты и характерные для того времени задушевные романсовые интонации, использованные в сонате, способствовали популярности сочинения, делали его доступным пониманию широких кругов слушателей. В дальнейшем, продолжая традиции Глинки, русские композиторы смело обращались в камерных произведениях к неисчерпаемым мелодическим богатствам русских народных песен, расширяя этим демократические возможности жанра.

С классической традицией связано и одно из лучших сочинений Рахманинова – соната для виолончели и фортепиано: описанием музыки ее вступления мы начали наш рассказ.

Каждая из четырех частей сонаты раскрывает глубоко поэтический образ: взволнованный, полный драматизма в первой части, где музыка напоминает течение полноводной, стремительно несущейся реки; настороженный и тревожный в скерцо, лирический, насыщенный ласковым светом в третьей; в радостном же возбуждении главной темы финала и широком распеве его побочной слышатся отголоски народного праздника.

Все это как бы главы одного рассказа. Музыка сонаты Рахманинова глубоко национальна. Основные темы произведения – русские по своему характеру и интонациям. Они передают мысли и чувства русского человека: его любовь к родной природе и песне, его постоянное стремление к радости и веру в светлое будущее.

К жанру камерной сонаты обращаются и советские композиторы: Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, В.Я. Шебалин, В. В. Нечаев, А.Ф. Гедике и многие другие. Развивая лучшие традиции русской классической музыки, они раскрывают в камерных сочинениях новый строй чувств, душевный мир человека.

Одним из таких примеров может быть замечательная соната для виолончели и фортепиано С.С. Прокофьева (соч. 119). Плавно, в характере былинных сказаний, начинается ее первая часть. Неторопливо развертывается главная тема на фоне пассажей фортепиано и аккордов виолончели. Обе побочные темы глубоко лиричны: первая – светлая, вторая – более взволнованная. Развиваясь, она придает разработке напряженно-страстный характер.

Очень своеобразна и значительна по богатству настроений вторая часть. Её основная тема построена на материале, связанном с русской народной плясовой мелодией.

Для крайних разделов этой части типичен острый ритм, подчеркивающий шутливый характер музыки. Тем поэтичнее и пленительнее возникает в среднем эпизоде любовная тема, звучащая как пламенное признание. Здесь композитор создал своего рода инструментальный дуэт. Оба инструмента (виолончель и фортепиано), как два человеческих голоса, переплетаясь и дополняя друг друга, рассказывают о страстном и нежном чувстве. Романтически-увлеченное настроение дуэта внезапно нарушается, и снова появляется полный веселья и юмора основной образ.

Третья часть сонаты – финал – также построена на сопоставлении двух образов: лирического и танцевального, ритмически заостренного.

В заключении финала – коде – композитор возвращается к главной теме первой части. Но здесь она возникает более торжественно и грандиозно, чем в начале сонаты, окончательно утверждая эпический образ сочинения.

Разнообразие настроений сонаты, то эпически-спокойных, то нежно-любовных, то беззаботно-веселых, как бы рождается богатством человеческих переживаний, сложностью духовного облика человека, раскрыть который было всегдашним стремлением замечательного композитора.

«Я придерживаюсь того убеждения, - пишет Прокофьев, - что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать её. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»

Используемая литература

1Л..Раабен Жизнь замечательных музыкантов

2. Б.Струве Путь развития музыкантов

3.Ю.Янкелевич Педагогическое наследие



Скачать

© 2016, 1067 10

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!