Фадеева Ольга Ростиславовна
учитель русского языка и литературы, высшая категория
МБОУ Гремячевская школа №2
Составление диаманты
Цель: Ознакомление с диамантой как одной из надпредметных форм работы.
Задачи: Научить составлению диаманты.
Показать многообразие вариантов ее использования.
Шаг 1. Познакомимся с понятием диаманты и схемой ее построения
Диаманта - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.
Схема построения
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия или глагола )
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Диаманта является одним из приемов международного образовательного проекта РКМЧП.
Шаг 2. Цели применения диаманты на уроке:
Снятие эмоционального напряжения.
Формирование интереса к предмету
Обогащение словарного запаса
Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.
Шаг 3. Попытаемся создать диаманту.
Поскольку я учитель литературы, сделаю свой предмет темой диаманты (это будет первая строка). Я считаю противоположным ей предметом физкультуру (запишу его в последней строчке).
Подбираем прилагательные, глаголы, записываем ассоциации. Вот что получилось у меня:
Шаг 4. Рассмотрим, как можно использовать диаманту на уроке.
Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько явлений, понятий, образов. Например, на уроках окружающего мира можно составлять диаманту о сезонах (лето-зима), на уроках географии о континентах (Европа-Азия), используя математические знаки или понятия (числитель-знаменатель), при изучении химии (кислота-щелочь). Приведу пример диаманты, составленной на уроке литературы:
Онегин
равнодушный, надменный,
скучающий, иронизирующий, непонятый,
свет, Петербург, сплин, дуэль.
Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,
томный, романтичный
Ленский.
Диаманту также можно использовать для проверки знаний учащихся по изучаемой теме, в этом случае можно использовать текст с пропусками.
Диаманта также может быть использована для рефлексии и обобщения изученного:
Тоталитаризм
бесчеловечный, ...
разрушающий, ..., подавляющий,
репрессии, ..., ГУЛАГ, ...
..., жизнеутверждающая, ...
гуманистическая, ...
демократия.
Шаг 5. Работая над диамантой, ваши учащиеся почувствуют себя в ситуации успеха, смогут выражать своё отношение к рассматриваемой проблеме в творческой форме, обогатят словарный запас.
Буратино
веселый, непоседливый,
шкодит, поет, смеется,
ключик, букварь, нос, полено.
Плачет, грустит, смиряется,
унылый, влюбленный
Пьеро.
Применение диаманты помогает раскрыть потенциал учащихся и увидеть их с другой стороны.
Шаг 6. Узнать о диаманте можно в следующих источниках
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/30/uchimsya-analizu-teksta
http://wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?
Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления // Просвещение – 2011
Дерзайте, творите!