СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление диаманты - один из приёмов образовательного проекта РКМЧП

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многообразие вариантов использования диаманты: проверка знаний, обобщение, создание ситуации успеха, обогащение словарного запаса.

Просмотр содержимого документа
«Составление диаманты - один из приёмов образовательного проекта РКМЧП»

Фадеева Ольга Ростиславовна

учитель русского языка и литературы, высшая категория

МБОУ Гремячевская школа №2



Составление диаманты

Цель: Ознакомление с диамантой как одной из надпредметных форм работы.

Задачи: Научить составлению диаманты.

Показать многообразие вариантов ее использования.



Шаг 1. Познакомимся с понятием диаманты и схемой ее построения

Диаманта - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.

Схема построения

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия или глагола )

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия или глагола)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Диаманта является одним из приемов международного образовательного проекта РКМЧП.



Шаг 2. Цели применения диаманты на уроке:

Снятие эмоционального напряжения.

Формирование интереса к предмету

Обогащение словарного запаса

Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.



Шаг 3. Попытаемся создать диаманту.

Поскольку я учитель литературы, сделаю свой предмет темой диаманты (это будет первая строка). Я считаю противоположным ей предметом физкультуру (запишу его в последней строчке).

Подбираем прилагательные, глаголы, записываем ассоциации. Вот что получилось у меня:







Шаг 4. Рассмотрим, как можно использовать диаманту на уроке.

Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько явлений, понятий, образов. Например, на уроках окружающего мира можно составлять диаманту о сезонах (лето-зима), на уроках географии о континентах (Европа-Азия), используя математические знаки или понятия (числитель-знаменатель), при изучении химии (кислота-щелочь). Приведу пример диаманты, составленной на уроке литературы:

Онегин

равнодушный, надменный,

скучающий, иронизирующий, непонятый,

свет, Петербург, сплин, дуэль.

Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,

томный, романтичный

Ленский.

Диаманту также можно использовать для проверки знаний учащихся по изучаемой теме, в этом случае можно использовать текст с пропусками.

Диаманта также может быть использована для рефлексии и обобщения изученного:

Тоталитаризм

бесчеловечный, ...

разрушающий, ..., подавляющий,

репрессии, ..., ГУЛАГ, ...

..., жизнеутверждающая, ...

гуманистическая, ...

демократия.

Шаг 5. Работая над диамантой, ваши учащиеся почувствуют себя в ситуации успеха, смогут выражать своё отношение к рассматриваемой проблеме в творческой форме, обогатят словарный запас.

Буратино

веселый, непоседливый,

шкодит, поет, смеется,

ключик, букварь, нос, полено.

Плачет, грустит, смиряется,

унылый, влюбленный

Пьеро.

Применение диаманты помогает раскрыть потенциал учащихся и увидеть их с другой стороны.



Шаг 6. Узнать о диаманте можно в следующих источниках



http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/30/uchimsya-analizu-teksta



http://wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?



Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления // Просвещение – 2011



Дерзайте, творите!