СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья будет полезна учителям математики и учащимся 8-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии на уроках математики»

Хайбуллина Алсу Рашитовна

Учитель математики

МОУ «СОШ №61»

Педагогическая статья на тему

Современные образовательные технологии на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к обучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие студенты пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определенных усилий для приобретения знаний.

На уроках математики обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.

Что же такое педагогическая технология?

Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.      

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление обучающихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, формирование умений проблемно-поисковой деятельности. Решить эту проблему традиционными методами  невозможно. Как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо обучающийся. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в своей практике. Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать обучающихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

 Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования:  ранее её центром являлся преподаватель, а теперь – обучающийся. Это дает возможность каждому обучающемуся обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

В своей практике использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Личностно-ориентированная технология обучения помогаем мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей студентов.

Цель – создание необходимых условий содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению математики, на основе раскрытия их индивидуального потенциала.

Основные задачи:

Инициирование развития субъектного опыта ученика.

Раскрытие субъектных ценностей учащихся и их использование в качестве мотивационных механизмов.

Содействие реализации личностной познавательной траектории обучаемых в процессе изучения математики.

Выделяют психолого-дидактические характеристикиобеспечивающие личностно ориентированную направленность урока.

1)Формирование и стимулирование субъектной позиции учащегося:

-уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;

-создание ситуации выбора;

-организация индивидуальной деятельности по осмыслению проработке заданного материала;

-стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.


2)Создание условий для проведения и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащегося:

-опора на личностный опыт учеников;

-активное принятие оригинальности, своеобразия, предложений и мнений учеников, их выводов и оценок;

-применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, действия с учебным материалом;

-создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять собственные способности, возможности, интересы;

-формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других.

3)Ориентация на формирование учебной деятельности учащегося ( а не передачу учебной информации):

-развитие мотивационной сферы учащегося;

-создание условий для освоения учащихся компонентов учебной деятельности, учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;

-повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;

-поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе.

4)Знание и учёт психо-физиологических особенностей учащихся:

-использование приёмов внешней и внутренней дифференциации;

-выбор методических приёмов, типа, вида урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

-использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;

-обеспечение дозированности помощи взрослого ученикам.

5)Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения:

-ориентация учащихся на усвоение процесса обучения, а не стремлением к заданным извне результатам;

-обучение целеполагания (приёмам, последовательности, классификации)

-создание ситуации успеха;

- помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения.

6)Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей:

-постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;

-поощрение творческой активности учащихся;

-ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации;

-использование сюжетно-ролевых игр, элементов, тренинга, анализ ситуации;

-разнообразие методов и приёмов деятельности;

-повышение доли учебных заданий творческого характера.

7)Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе;

-создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

-формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;

-формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач;

-создание ситуаций включённости учеников в общественно полезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям.

8)Организация равноправного партнёрского общения в ходе учебного взаимодействия:

-приоритет диалогических форм учебной деятельности;

-организация сотрудничества учителя и учеников;

-организация сотрудничества учеников между собой;

-оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

-доброжелательность в общение.

9)Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:

-акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы;

-подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности.

10)Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:

-обучение учеников рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов;

-открытость и незакомплексованность как учителя, так и учеников;

-заинтересованность учителя на предложения, пожелания и замечания учеников.

11) Личностно ориентированная позиция педагога:

-установка на ученика как на субъект, личность, индивидуальность;

-признание самобытности и уникальности каждого ученика;

-безоценочная позиция;

-доверительная позиция;

-умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей

Типы уроков, способствующие реализации данного подхода:

Открытие нового знания

Урок совершенствования знаний

Контроль знаний

Урок обобщения знаний

Технология уровневой дифференциации способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в группе, создают условия для продвижения обучающихся в учебе в соответствии с их возможностями. Сильные студенты утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

Использование на уроках уровневой дифференциации:

Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому студенту использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня. Свою работу по данной технологии я начинаю с мониторинга уровня обучаемости и обученности обучающихся, владение ими общеучебными навыками. Это помогает правильно организовать работу обучающихся на уроках.

Далее идет выделение учебного материала, отвечающего обязательному уровню усвоения по теме. После прохождения каждой темы с обучающимися проводиться проверочные самостоятельные работы по данной теме. Они включают в себя задания, которые в обязательной его части проверяют, на сколько хорошо усвоен студентами обязательный уровень требований. Дополнительная часть проверяет усвоение обучающимися более высоких требований к знаниям и умениям по теме. Такие задания оцениваются в два и более баллов. Каждый студент выбирает уровень работы индивидуально. Если решения заданий первого уровня они могут объяснить сразу после прочтения, можно приступать к задачам второго уровня. И лишь, если задания второго уровня студент может проанализировать и предсказать ход решения, он может приступить сразу к третьему уровню. Кроме того, если данный вид задания разбирается впервые самостоятельно студентом, отметка за работу на уроке может не выставляться в журнал, если она не удовлетворяет. Эти задания они могут решать дома и на следующем уроке объяснить свое решение.

Поэтому, при организации работы обучающихся с использованием технологии уровневой дифференциации обучения, слабые студенты начинают решать задания и анализировать учебный материал, а сильные имеют больше времени и возможностей для углубления своих знаний.

Технология уровневой дифференциации способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в группе, создают условия для продвижения обучающихся в учебе в соответствии с их возможностями. Сильные студенты утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

Использование на уроках уровневой дифференциации:

Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому студенту использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня. Свою работу по данной технологии я начинаю с мониторинга уровня обучаемости и обученности обучающихся, владение ими общеучебными навыками. Это помогает правильно организовать работу обучающихся на уроках.

Далее идет выделение учебного материала, отвечающего обязательному уровню усвоения по теме. После прохождения каждой темы с обучающимися проводиться проверочные самостоятельные работы по данной теме. Они включают в себя задания, которые в обязательной его части проверяют, на сколько хорошо усвоен студентами обязательный уровень требований. Дополнительная часть проверяет усвоение обучающимися более высоких требований к знаниям и умениям по теме. Такие задания оцениваются в два и более баллов. Каждый студент выбирает уровень работы индивидуально. Если решения заданий первого уровня они могут объяснить сразу после прочтения, можно приступать к задачам второго уровня. И лишь, если задания второго уровня студент может проанализировать и предсказать ход решения, он может приступить сразу к третьему уровню. Кроме того, если данный вид задания разбирается впервые самостоятельно студентом, отметка за работу на уроке может не выставляться в журнал, если она не удовлетворяет. Эти задания они могут решать дома и на следующем уроке объяснить свое решение.

Поэтому, при организации работы обучающихся с использованием технологии уровневой дифференциации обучения, слабые студенты начинают решать задания и анализировать учебный материал, а сильные имеют больше времени и возможностей для углубления своих знаний.

10).Технология интегрированного обучения

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.

Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков.

Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Закономерности интегрированных уроков:

весь урок подчинён авторскому замыслу,

урок объединяется основной мыслью (стержень урока),

урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,

этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости,

отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:

1.     паритетным, с равным долевым участием каждого из них,

2.     один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;

3.     весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Методика интегрированного урока. 

 

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

1.     Подготовительный

2.     Исполнительный

3.рефлексивный. 

1.планирование,

2. организация творческой группы, 

3. конструирование содержания урока,

4.репетиции.Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.

В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.

  Проблемное обучение позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемные ситуации можно использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Таким образом, проблемное обучение позволяет направлять обучающихся на приобретение знаний, умений, и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

4). Технология проблемного обучения

    В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.

 В этом плане традиционная система обучения имеет значительные недостатки по сравнению с проблемным обучением.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. 

При использовании данной технологии опираюсь на основные положения теории проблемного обучения (М. И. Махмутов).  Придерживаюсь особенностей создания проблемных ситуаций, требований к формулировке проблемных вопросов, т. к. вопрос становится проблемным при определенных условиях:  он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.

Для активизации умственной деятельности учащихся и развития их мыслительных способностей использую познавательные задачи, опираясь на типологию задач, предложенную психологом В. А. Крутецким.

 

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:

- изучения нового материала и первичного закрепления;

- комбинированных;

- блоковых проблемных занятиях - тренингах.

 

Данная технология позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;

- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;

- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;

- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

    Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному положению вещей. Чтобы учащиеся обнаружили это несоответствие, учитель просит учеников вспомнить известную формулировку понятия, правила, а затем предлагает для анализа такие специально подобранные факты, при анализе которых возникает затруднение.

    Второй вид проблемного изложения нового материала - проблемная ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоятельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказывания собственных суждений и выводов, или дается специальное задание для самостоятельного решения. В процессе такого эвристического поиска возникает и поддерживается устойчивое внимание.

    Опрос можно осуществить как решение учебно-познавательных задач, требующих не только воспроизведения изученного, но и установления более глубоких связей в понятии. Каждое из таких заданий требует не просто воспроизведения материала, а заставляет анализировать изученное, что способствует интеллектуальной активизации класса.

В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим образом:

1) подготовительный этап;

2) этап создания проблемной ситуации;

3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;

4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;

5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;

6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях

Пример 1: «Неравенство треугольника»

 Создание проблемной ситуации на уроке «Геометрии 7 класс» «Возможно ли построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами 2 см, 5 см и 9 см?»

       Исследовательские методы в обучении дают возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого студента.

Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющий своей целью построение субъективно нового знания. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако если говорить об ученических исследованиях узкоприкладного, экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну.

Учебные исследования можно разделить на три вида: предметные, метапредметные, личностные.

предметное исследование — это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по данному вопросу. Результаты выполнения этого вида исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения.

Метапредметное исследование — это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения.

личностное исследование — это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно значимых для учащихся проблем.

В процессе обучения математике на уроке и во внеклассной работе используется предметное исследование. Вместе с тем многие знания по математике используются в других видах исследований. Чаще всего используются такие темы курса математики как статистика и теория вероятностей, проценты, пропорции.

Структура учебного исследования соответствует логике научного исследования.

Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках, на курсах по выбору и во внеурочной деятельности.

На уроке:

1. Применение исследовательского метода обучения.

Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа информации из первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы.

Однако исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя.

Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.

Исследовательский метод обучения применим на всех ступенях обучения - с учетом возрастных возможностей и подготовки учащихся. Этот метод применяется в трех направлениях:

включение элемента поиска во все задания учащихся;

раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого учащимися при доказательстве того или иного положения;

организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов).

Учитель, как организатор учебного процесса, должен проявлять и управленческие способности, и творческий подход. Непосредственное же руководство учебно-исследовательской работой школьника - это тот вид педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества. Занятия предполагают работу в микрогруппах и презентацию результатов этой работы всем учащимся.

2. Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования. Это может быть урок - исследование, урок - лаборатория, урок - творческий отчет, урок изобретательства, урок -рассказ об ученых, урок - защита исследовательского проекта и т.д.

3. Проведение учебного эксперимента. Учебный эксперимент предполагает организацию освоения элементов исследовательской деятельности - таких, как планирование и проведение эксперимента, обработка данных и их анализ. Учебный эксперимент может включать элементы или в целом научное исследование. Это наблюдение и изучение фактов и явлений, выделение проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, метода обработки полученных результатов, проведение пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования.

4. Домашнее задание исследовательского характера.

Вне урока:

5. Исследовательская практика.

Целями исследовательской практики являются:

совершенствование навыков исследовательской работы;

формирование исследовательской компетентности;

углубление знаний в выбранной предметной области;

формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков, формирование информационной культуры учащихся;

самоопределение будущего направления профессиональной деятельности.

Реализация исследовательских технологий предъявляет определенные требования к педагогу-организатору исследовательской практики: уметь определять темы для исследования, ставить цели и решать исследовательские задачи; выполнять функции соучастника исследовательской работы; создавать педагогические и организационные условия для изучения учащимися различных источников информации с целью расширения осведомленности по выбранной проблеме; вести поиск возможностей проектирования основных этапов исследования: (цель - что нужно делать?     - что для этого понадобится? - какова последовательность действий? - каков возможный результат? - каковы возможные затруднения?)

Основными параметрами оценивания исследовательской работы должны стать: теоретическое видение исследовательской проблемы; сформированность исследовательских умений и практических навыков; культура оформления исследовательской работы.

6. Факультативные занятия, курсы по выбору и элективные курсы предполагают углубленное изучение предмета, дают большие возможности для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

7. Школьное научное общество учащихся.

Эта форма учебной деятельности, сочетающая работу над учебными исследованиями с коллективным обсуждением промежуточных и итоговых результатов этой работы, предполагает организацию круглых столов, дискуссий, конференций, публичных защит, а также встречу с представителями науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других образовательных учреждений.

8. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Это - учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах  районного, городского, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для школьников исследовательского характера; статьи, формулы, конференции, посвященные учебно-исследовательской деятельности школьников.

9. Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов.

Учебные исследования, проводимые школьниками в рамках учебных проектов, могут нести объективно новое знание прикладного характера.

Одна из важных задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Практика работы в школе убеждает, что исследовательская деятельность может быть освоена только в действии и это действие должен направлять учитель.

     Игровые технологии обеспечивают достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, позволяет  преодолевать трудности в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодирование упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательных деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных  умений и навыков

5). Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению,игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Классификация педагогических игр

1.  По области применения:

—физические

—интеллектуальные

—трудовые

—социальные

—психологические

2.     По (характеристике) характеру педагогического процесса:

—обучающие

—тренинговые

—контролирующие

—обобщающие

—познавательные

—творческие

—развивающие

3.     По игровой технологии:

—предметные

—сюжетные

—ролевые

—деловые

—имитационные

—драматизация

4. По предметной области:

—математические, химические, биологические, физические, экологические

—музыкальные

—трудовые

—спортивные

—экономически

5. По игровой среде:

—без предметов

—с предметами

—настольные

—комнатные

—уличные

—компьютерные

—телевизионные

—циклические, со средствами передвижения

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в  игре  позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. В принципе, в корне меняется деятельность обучающихся и деятельность преподавателя. Принцип работы в группе состоит в передаче обучающимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых преподавателем: информационных организационных, контролирующих и частично оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы студентов в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу обучающихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы. В своей работе использую группы постоянного и временного состава. В каждой группе назначается консультант, ими становятся студенты, хорошо усваивающие материал по предмету, отличающиеся собранностью и требовательностью к себе.

Преимущества групповой формы учебной работы в том, что активизируются слабые обучающиеся, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной работе. Практика показывает, что обучающиеся с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, они не бояться говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.

    Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день занимают главное место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся. Замечено, что обучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные студенты с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счет, при объяснении нового материала, при закреплении, повторении, на этапе контроля.

Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:

— самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

— использование тренинговых (тренировочных) программ;

— использование диагностических и контролирующих материалов;

— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

— использование компьютера для вычислений, построения графиков;

— использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

— использование игровых и занимательных программ;

— использование информационно-справочных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

— графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

При выборе условий для использования ИКТ необходимо учитывать:

1) наличие соответствующих изучаемой теме программ;

2) готовность учеников к работе с использованием компьютера;

Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

создание уроков с использованием ИКТ;

творческая проектная работа учащихся;

дистанционное обучение, конкурсы;

обязательные занятия по выбору

творческое взаимодействие с педагогами

Формы использования ИКТ

В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

мультимедийные сценарии уроков;

проверка знаний на уроке и дома (самостотяельные работы, математические диктанты, контрольные и самостотяельные работы, онлайн тесты);

подготовка к ОГЭ, ЕГЭ

Здоровьесберегающие технологии 

Здоровье, по словам Н.М.Амосова, можно определить «как непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье».  Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, общественной.

В последние годы ухудшилось состояние здоровья детей и подростков. На текущий момент здоровые дети составляют лишь 3-10 % от их общего числа.

По данным Министерства здравоохранения России только 5% выпускников школ являются здоровыми. Здоровье детей является общей проблемой  медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит  от внедрения в процесс обучения  здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся.

Эти технологии позволяют равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом работоспособности обучающихся; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние и неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение  ИКТ)

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет  повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету

 2) Технология критического мышления

     Критическое мышление– это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

1.     Критическое мышление – мышлениесамостоятельное

2.     Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

3.     Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4.     Критическое мышление основано на убедительной аргументации.

5.      Критическое мышление – мышление социальное

       Технология РКМ позволяет решать задачи:

-образовательной мотивации:повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

-информационной грамотности:развития способности к самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности;

-социальной компетентности:формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

    ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

    Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления
 
Вызов 

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) 

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) 

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) 


Осмысление содержания 

Информационная(получение новой информации по теме) 

Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания) 

Рефлексия 

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) 

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!