СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии на занятиях по дисциплине "русский язык и культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии на занятиях по дисциплине "русский язык и культура речи"»

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"

Современный русский язык является важным и неотъемлемым элементом культуры русского народа. Это и национальное достояние, и одновременно необходимое средство общения, которое объединяет всех людей, населяющих нашу страну, сохраняет наши культурные ценности. Задача дисциплины «Русский язык и культура речи», преподаваемой в ССУЗах, - систематизировать знания студентов по русскому литературному языку и его нормативному употреблению, а также совершенствовать умения правильно оформлять устную и письменную речь.

Обычно выделяют два этапа в овладении культурой речи. На первом - учащиеся осваивают литературно-языковые нормы, владение которыми обеспечивает правильность речи, составляющей основу достаточно высокой индивидуальной культуры речи.

Второй этап - это творческое применение норм в различных речевых ситуациях и контекстах в зависимости от целей, задач и условий речевой коммуникации. Небольшое количество учебных часов заставляет преподавателя определять коммуникативные задачи каждого занятия и искать оптимальные пути их решения. Каждое занятие должно обогащать личность студента, раскрывать его потенциальные возможности. Поэтому наши студенты пишут такие творческие работы, как литературные автобиографии, рассказы, эссе, рефераты, сценарии, сочинения.

Занятия по культуре речи сегодня в высшей степени актуальны, так как за последние годы русская речь претерпела существенные изменения, между тем, свободное владение русским литературным языком, умение общаться в наши дни становятся неотъемлемыми составляющими любой профессиональной деятельности.

Поэтому на смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков приходят развивающие технологии, ориентированные на формирование у студентов способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, телесного, духовно-нравственного). Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

Технология проблемно-диалогического обучения обеспечивает высокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта, творческих способностей студентов и воспитание активной личности. Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у студентов эмоциональную реакцию удивления или затруднения

Проблемно-диалогическое обучение (ПДО) обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем.  Его цель: получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей студентов.

Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у студентов эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у студентов эмоциональную реакцию удивления или затруднения

Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем.  Его цель: получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей студентов.

Как пример приведу фрагмент одного из занятий, построенных по системе проблемного обучения.

Тема занятия: «Заимствованные слова в современном русском языке».

Цели занятия: выработать умение правильно использовать в речи заимствованную лексику; расширить словарный запас студентов, развить навыки работы со словарём; способствовать формированию чувства национального достоинства и гордости, любви к родному слову.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения: поисковый через создание проблемной ситуации; работа в группах; самостоятельная работа, орфографический и пунктуационный разбор.

На этапе создания проблемной ситуации   сообщаю тему и ставлю проблему: заимствованные слова в современном русском языке - хорошо это или плохо?

Первая группа студентов приводит аргументы «за», вторая - «против» использования иноязычной лексики в современном русском языке.

Первая позиция: «Иноязычная лексика – это хорошо». Аргументы «за» (причины заимствований):

а) потребность в наименовании нового предмета или явления. (Мультимедиа (англ. multimedia) – «компьютерная система с расширенными функциями, способная работать с изображением, звуком, текстом и совмещаемая в интерактивном режиме с другими системами»);

б) стремление к разграничению содержательно близких, но всё же различающихся понятий, например: вывоз – экспорт, преобразователь – трансформатор, спонсор – меценат, убийца – киллер;

в) необходимость заменить словосочетание односоставным наименованием (клейкая лента – скотч, гостиница для автомобилистов – мотель, жёлтая пресса – таблоид);

г) заимствования осознаются как слова более престижные, «красиво звучащие», например: контора – офис, небольшой магазин – бутик.

Вторая позиция: «Иноязычная лексика – это плохо».  Аргументы «против»:

а) процесс заимствований становится неконтролируемым, возникает проблема непонимания: значение многих заимствованных слов просто неизвестно определённой части населения;

б) один из важнейших вопросов речевой культуры – мотивированность использования заимствованных слов;

в) в некоторых случаях немотивированное использование заимствованных слов приводит к двусмысленности, коммуникативной неудаче;

г) самые грубые речевые ошибки возникают тогда, когда иноязычные слова употребляются без учёта их значения: «Вопреки некоторым скептическим прогнозам, в зале был аншлаг» (аншлаг – объявление о том, что все билеты проданы, поэтому в зале аншлаг быть не может).

На этапе решения проблемы  предлагаю сформулировать вывод, вытекающий из представленных выше рассуждений: иноязычные слова в речи использовать можно и нужно, но не стоит ими злоупотреблять, а главное, используя заимствованное слово, нужно быть уверенным в том, что значение его понятно и доступно адресату. В противном случае неизбежны коммуникативные неудачи.

Далее идёт  закрепление по теме урока , которое представляет собой выполнение упражнений по устранению  речевых ошибок (например:

Каждый год в нашем городе   проходят художественные бьеннале.  Теперь мы будем сотрудничать на основе равного паритета.  Выдуманная вами фикция не поможет вам.  Перед ним встали две альтернативы.  После парафирования договор вступит в силу);

а также работу над понятием «речевая избыточность» (памятный сувенир, моя автобиография, коллега по работе, внутренний интерьер, юный вундеркинд и др.)


На занятии по теме«Заимствованные слова в современном русском языке» с использованием технологии проблемного обучения были успешно достигнуты все поставленные нами образовательные и воспитательные цели.

Использование технологии проблемного обучения вошли в практику моей работы. Особенно успешно проходят такие занятия при изучении следующих разделов программы: "Введение. Понятие культуры речи", "Лексика и фразеология", "Функциональные стили речи".

Я считаю, что технология проблемного обучении, которую я часто применяю на занятиях по литературе, эффективна и на занятиях по русскому языку и культуре речи, так как

1) проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности студентов;

2) проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения;

3) обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает студентов мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность;

4) в работу включается практически вся группа,  что гарантирует усвоение нового материала большинством обучающихся.

Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.

 Использование ИКТ в процессе обучния имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами:

 - позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся;

-обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности.

        Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному поколению намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, чем при помощи устаревших схем и таблиц. ИКТ применяю при проведении рубежного и итогового контроля. Для этого создаю тестовые задания в мульти-уроке и предлагаю для выполнения студентам. Компьютерное тестирование позволяет студенту проверить свои знания и сразу получить результат. Кроме того, студент может пройти тестирование в удобное для него время, подключившись к Интернету.

Использование современных технологий в сочетании с традиционными помогает эффективно организовать учебный процесс и успешно решать стоящие передо мною и студентами задачи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!