СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии в работе педагога ДО в рамках дистанционного обучения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс:

- увеличивается информационная емкость занятий, глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности;

- активизируется самостоятельная деятельность обучающихся;

- создаются комфортные условия для углубленного изучения предмета, за счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – обучающийся», психологическая среда – комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение.

В результате внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс:

- увеличивается информационная емкость занятий, глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности;

- активизируется самостоятельная деятельность обучающихся;

- создаются комфортные условия для углубленного изучения предмета, за счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – обучающийся», психологическая среда – комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение.

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии в работе педагога ДО в рамках дистанционного обучения.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»

(МБУ «ДО ДТТЮ «Дружба»)













Современные технологии в работе педагога ДО в рамках дистанционного обучения.



Доклад для ГМО







Подготовила: педагог ДО Шнуренко С.В.









Новый Уренгой

2020




Внедрение новых технологий с применением электронного обучения поддерживается государством на различных уровнях, что подтверждено нормативными документами федерального и регионального уровней: в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ статья № 16 полностью посвящена реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий .

Для наилучшего понимания изменения в деятельности педагога дополнительного образования можно представить важнейшие особенности дистанционного обучения:

- необходимость стартового набора, в который входит комплект качественного технического обеспечения с выходом в Интернет, которое позволит эффективно осуществлять взаимодействие педагога и обучающегося. А также важным условием для обеспечения успешной работы педагога и обучающихся в системе дистанционного образования, является стартовые знания и умения в области владения компьютером, программным комплектом, для осуществления работы;

- интерактивность образовательного процесса, заключающаяся в непрерывном взаимодействии всех участников образовательного процесса, где каждый обучающийся в любой период обучения имеет доступ ко всем материалам обучения и к самому педагогу, который, в свою очередь, открыт для обучающегося, как источник опыта в определенной области;

- индивидуализация образовательного процесса, вытекает из принципа интерактивности, так как в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать и персонифицировать процесс обучения.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:

Чат – занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат – технологий. Чат – занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

Форум – занятия – дистанционные занятия, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для таких занятий могут использоваться специально разработанные образовательные форумы –форма работы обучающихся по определённым темам внутри одного пространства. От чат -занятий форумы отличаются возможностью многодневной работы и несинхронным взаимодействием обучающихся и педагога.

Вебинар – сессия осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей. Для проведения сессии каждая из сторон должна иметь доступ к персональному компьютеру, включенному в сеть. Для учебных вебинар – сессий характерно достижение образовательных задач.

И еще многие различные варианты веб-взаимодействия можно предложить, разработать и применять для получения наиболее качественного результата совместной деятельности педагога и обучающихся.

В результате внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс:

- увеличивается информационная емкость занятий, глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности;

- активизируется самостоятельная деятельность обучающихся;

- создаются комфортные условия для углубленного изучения предмета, за счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – обучающийся», психологическая среда – комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение.



Широко используются разнообразные электронные образовательные ресурсы, представленные в Интернете.

В сложившейся эпидемиологической ситуации город Новый Уренгой находится в состоянии повышенной готовности. Образовательные организации города перешли на дистанционное обучение в марте. Наша организация не стала исключением. Учебный процесс и сейчас строится при активном использовании Интернета. В настоящее время в глобальной сети Интернет существует огромное количество электронных образовательных ресурсов, которые с успехом можно применять для обучения по дополнительным образовательным программам. Кроме того образовательный контент можно найти на ютуб-каналах, и прочих платформах познавательно-развлекательного характера.

Большим успехом пользуются личные страницы педагогов дополнительного образования. Высшие учебные заведения с успехом транслируют результаты исследовательской деятельности, которая может пересекаться по тематике с направлением той или иной образовательной программы. Платформы для взаимодействия обучающихся и педагогов представлены также на самых различных уровнях. Самой удобной платформой для работы стала социальная сеть «В контакте» и ЗУМ. Необходимо понимать, что не все обучающиеся могут иметь доступ к более сложным системам социального взаимодействия, поэтому была выбрана именно эта платформа, которая характеризуется общедоступностью и простотой в использовании. Немаловажным фактором также стало то, что социальная сеть относительно безопасна по контенту, при своевременной работе администраторов сети, а также администраторов непосредственно групп с сети, которые реализуют дистанционное обучение. Для работы используется собственная страница организации или педагога, или сообщества, на которой выкладываются задания для обучающихся. Электронные образовательные ресурсы, которые представлены в сети Интернет, показали свою крайнюю эффективность в условиях дистанционного обучения.

Обратная связь с обучающимися осуществляется через электронную почту. На странице социальной сети они получают материал для изучения, и задания для самостоятельного или группового выполнения, а после результаты присылают на электронную почту педагога. В ряде случаев, если требуется отдельная консультация, то используются доступные обучающимся каналы связи, такие как «ватсап», «вайбер», «скайп», «фейсбук» или мобильная связь. Создание условий для формирования интегрированной системы универсальных знаний, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевых компетенций, позволяет ребенку полноценно развиваться во всем многообразии современных возможностей [3, с.35].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизация системы образования РФ повлекла за собой тотальную информатизацию, существенное расширение объема используемой компьютерной техники и интерактивных средств обучения, подключение всех школ к сети Интернет. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» предполагает широкомасштабное использование в Российской Федерации информационных и коммуникационных технологий для всех уровней образования. В рамках этой программы приоритетным направлением выступает развитие дистанционных форм обучения. Благодаря реализации вышеуказанных программ, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов появилась новая компьютерная техника и интерактивные средства обучения.

Как видим, не может вызывать сомнения актуальность применения средств дистанционного обучения в рамках повышения квалификации работников системы образования. Особую же значимость в настоящих условиях несет в себе проблема развития профессиональной компетентности учителей в области интернет-технологий, деятельность которых связана с профессиональной полифункциональностью, многопредметностью, разветвленностью эмоционально-коммуникативной сферы взаимодействия с обучающимися. Профессиональное совершенствование педагога все более характеризуется уровнем компетентности, определяющей эффективность и результативность педагогических действий. Актуальность отмеченной проблемы видится также в том, что школе необходимы педагоги - профессионалы с высоким уровнем профессиональной компетентности в области интернет-технологий, способные работать в условиях возрастающего потока научной и методической информации, готовые овладевать и внедрять инновационные образовательные технологии, содействующие развитию познавательных интересов и творческих способностей учеников. Дистанционное обучение педагогов выступает сегодня одним из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования. В условиях развития процессов информатизации и модернизации образования дистанционные технологии позволяют сделать учебный процесс более гибким, удобным, практико-ориентированным, а также снизить затраты на обучение педагогов. Тематика курсов дистанционного обучения определяется с учетом образовательных потребностей специалистов региональной системы образования. В процессе реализации дистанционных курсов практикуются различные совместные виды деятельности, систематические обсуждения всей группой рассматриваемых проблем, возникающих затруднений, просто интересных предложений в форуме, интернет-конференции и т.п.

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системе образования. Спектр дистанционных образовательных услуг развивается по направлениям, напрямую связанным с приоритетными направлениями модернизации системы образования: подготовка работников образования к единому государственному экзамену; углубление предметных знаний педагогов; развитие системы педагогической деятельности с одаренными детьми и детьми с ограниченными потребностями на основе использования дистанционных технологий; формирование информационно-коммуникационной компетентности специалистов системы образования в условиях совершенствования учебно-информационной среды; модели дистанционного повышения квалификации педагогов.

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап ее развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

Особенности ДО

Гибкость

Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.

Модульность

В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельность

Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства».

Дальнодействие

Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

Асинхронность

Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

Охват

Эту особенность иногда называют «массовостью». Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.

Рентабельность

Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов.

Преподаватель

Речь идет о новой роли преподавателя (в СДО - тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты. [9, С.56]

Обучающийся

Точнее, новая роль обучающегося, или, как более принято в системе ДО, слушателя. Для того, чтобы пройти ДО, от него требуется исключительная самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.

НИТ (Новые информационные технологии)

В СДО используются, преимущественно, НИТ (компьютеры, аудио- видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.)

Преимущества дистанционного обучения

  • более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с вечерней и заочными формами обучения при более низкой стоимости образовательных услуг;

  • сокращение сроков обучения;

  • возможности параллельного обучения в российском и зарубежном вузах;

  • независимость обучающегося от географического расположения вуза.

Применение дистанционных форм повышения квалификации ориентирует педагога на самообразование. Среди мотивов, определяющих выбор учителем дистанционного обучения на основе телекоммуникаций, одно из первых мест занимает желание следовать за учеником, сопровождать его в образовательном процессе. Совместная деятельность в виртуальном пространстве возможна в процессе изучения элективных курсов. Учитель – наставник. Ученик – исследователь, проектировщик познания, автор образовательного маршрута. Образовательная активность личности педагога является показателем его творческой самореализации, инициирует работу в сети. Сетевое взаимодействие позволяет формировать культуру общения участников образовательного процесса.

В то же время важно отметить ряд проблем, затрудняющих внедрение дистанционного обучения в систему повышения квалификации педагогических работников:

  • дистанционное обучение характеризуется использованием комплекса специфических методов, средств и форм обучения. Прежде всего, к ним относятся информационные и коммуникационные технологии. Поэтому главным условием использования дистанционного обучения в системе повышения квалификации является владение педагогами навыками работы с компьютером, новыми информационными и телекоммуникационными технологиями;

  • использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров имеет свою специфику, поскольку участвуют лица с педагогическим образованием. Педагогические работники должны не только повышать собственную профессиональную компетентность в дистанционной форме, но быть готовыми использовать данную форму обучения в собственной педагогической практике;

  • при организации повышения квалификации учителей в дистанционной форме необходимо учитывать специфику самого учебного предмета. Поэтому важно разработать систему дистанционного обучения для педагогов конкретной предметной области.

Литература:

  1. Подгорный Я. Б. Особенности применения дистанционного режима обучения в дополнительном образовании в условиях сложной эпидемиологической ситуации // Актуальные исследования. 2020. №7 (10). С. 72-74. URL: https://apni.ru/article/599-osobennosti-primeneniya-distantsionnogo-rezhim

  2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р https://минобрнауки.рф/документы/4429 Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России» http://минобрнауки.рф/проекты/современная-образовательная-цифровая-среда

  3. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы: Методическое пособие. – М., 2015, 299 с.

  4. Писнова О. Ю. Дистанционное обучение - новый вектор развития дополнительного образования / О. Ю. Писнова, И. А. Мартышевский // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. - С. 34-38. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14546/ (дата обращения: 15.04.2020).

  5. https://apni.ru/article/599-osobennosti-primeneniya-distantsionnogo-rezhim

  6. https://xn--38-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/blog/13


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!